Формы психологической и этической защиты педагога.

Этико-аксиологические нюансы опытной подготовки экспертов помогающих профессий

Выполнили:

студентки 3 курса

заочного отделения

группы 16СПП

Я.Н. Стрелкова

Е.Д. Тараканова

Т.А. Самойлова

Проверил:

социализации кафедры и доцент воспитания

Сундукова Эльвира Ильдусовна

Петербург

Мотивы выбора профессии «социальный педагог/работник».

Анализ факторов, воздействующих на выбор педагогической профессии абитуриентами, разрешает выяснить их значимость и выстроить ранжированный последовательность: интерес к учебному предмету — 27,2 %; желание обучать данному предмету — 16,2 %; рвение посвятить себя воспитанию детей — 19,2 %; осознание педагогических свойств — 6 %; желание иметь высшее образование — 13 %; представление об публичной важности, престиже педагогической профессии — 12,2 %; рвение к материальной обеспеченности — 2,2 %; так сложились события — 4 %.

В случае если объединить выбравших педагогическую профессию в соответствии с их склонностями к воспитанию и обучению, их интересом к детям, то только немногим более половины будущих преподавателей выбирают профессию, руководствуясь мотивами, свидетельствующими о педагогической направленности их личности.

Необходимо подчернуть, что кроме того в сверхтяжелых условиях публично-экономической жизни в Российской Федерации пребывали превосходные преподаватели-энтузиасты, чей выбор педагогической профессии был обусловлен мотивами высокой социальной сокровище. Одним из таких был Николай Александрович Добролюбов.

Выбор педагогической профессии в соответствии с тем либо иным мотивом (для чего?) во многом предопределяет и мотивы учения. В случае если учесть , что мотив — это не что иное, как предмет потребности, либо опредмеченная потребность, то для будущих преподавателей такими предметами смогут быть чистый познавательный интерес, рвение лучше готовиться к независимой профессиональной деятельности, ответственности и чувство долга либо же рвение при помощи учения выделиться среди однокурсников, занять респектабельное положение в коллективе, избежать нареканий со родителей и стороны преподавателей, желание заслужить похвалу, взять повышенную стипендию и т.п.

Мотивация педагогической деятельности подчиняется неспециализированному механизму образования новых и мотивации деятельности мотивов. Он стал называться механизма превращения цели в мотив, либо сдвига мотива на цель (А.Н.Леонтьев). Его сущность пребывает в том, что цель, ранее побуждаемая к ее осуществлению каким-то мотивом, со временем получает независимую побудительную силу, т.е. сама делается мотивом. К примеру, начинающий преподаватель приступил к работе, отдавая ей все собственные силы в первую очередь вследствие того что им руководили честолюбивые эмоции. Но со временем его увлек сам процесс общения с детьми, у него возник интерес к преподаванию. Осуществление педагогического процесса со всеми его сложностями и одновременно с этим привлекательностью превратилось из цели в мотив деятельности. Цель же, в большинстве случаев, усложняется, отодвигается.

Подразделение мотивов на ведущие (доминантные) и ситуативные (мотивы-стимулы), внешние и внутренние разрешает с громадной долей возможности предполагать, что как для будущих преподавателей учение, так и для трудящихся преподавателей их деятельность протекают как цепь обстановок, одни из которых выступают как целенаправленное притяжение. Цель деятельности и мотив тут совпадают. Другие обстановки воспринимаются как целенаправленное принуждение, в то время, когда цель и мотив не совпадают. К цели педагогической деятельности преподаватель в этом случае может относиться безразлично а также очень плохо.

К социально полезным мотивам педагогической деятельности относятся чувство опытного и гражданского долга, ответственность за воспитание детей, честное и добросовестное исполнение опытных функций (опытная честь), увлеченность предметом и удовлетворение от общения с детьми; осознание высокой миссии преподавателя; любовь к детям и др. Ничем не смогут быть оправданы эгоистические, корыстные мотивы педагогической деятельности, каковые держат учителя в школе: заработная плат, продолжительный отпуск, возможность получения квартиры или других льгот и т.п.

Формы психотерапевтической и этической защиты педагога.

Этическая защита — одна из разновидностей защиты личности от посягательства на ее преимущество наровне с физической, правовой, административной, экономической, политической. Этическая защита делает три главных функции: во-первых, она ограждает личность педагога от оскорблений; во-вторых, она предлагает ребенку другой образ поведения в состоявшейся обстановке; в-третьих, она дает ему шанс, возвышая его в тяжёлый для него момент, воображает возможность укрепить взаимоотношения со старшими. Перечислим главные функции:

1) сохранение собственного преимущества в момент грубости, выставить заслон оскорблению; 2) корректировка поведения. С этого нельзя начинать, это может привести к агрессии; 3) сохранение преимущества партнера — развивает и углубляет взаимоотношения с ним, воображает ему возможность показать себя в противном случае, на более большом уровне.

Главное назначение педагогического действия в том, дабы инициировать возможно заложенную в школьнике свойство стать субъектом. Требуется умение организовать действие так, дабы его конечным результатом стало личностное сотрудничество.

Итак, этическая защита — это действия личности, произведенные в целях защиты от посягательства на ее преимущества.

Специфика педагогической этической защиты содержится в том, что дети не хорошо поймут наносимый ими морально-психотерапевтический урон, исходя из этого педагог может защититься скрытым методом. Назначение педагогической этической защиты в итоге сводится к инициированию субъектности ребенка, другими словами его способности осмысливать произведенное либо создаваемое по отношению к второму человеку.

Методы этической защиты окажут помощь не только оградить преимущество педагога, что довольно часто есть его единственной целью, но и сохранить преимущество ребенка. А это постоянно ведёт к улучшению взаимоотношений, повышает планку уровня общения.

Методы этической защиты в педагогической деятельности.

Разглядим кое-какие методы этической защиты, предстоящее применение которых полезно не только в педагогической деятельности, но и в каждый сфере взаимоотношений.

Мягкие методы защиты:

1. Вопрос на воспроизведение — приостановить начавшееся общение на низком уровне, принижающее преимущество человека. Просьба воспроизвести слова, каковые якобы были непонятны. Употребляются парадигмы: «Простите, я не осознал…?», «Не расслышал, не могли бы вы повторить?», «Как вы сообщили?». В большинстве случаев обидчик не в состоянии по окончании таких вопросов вести общение на избранном им уровне.

2. Вопрос об адресате — инструментируется наивное непонимание. Декларируется невозможность той формы общения, которую предлагает партнер. «Это вы мне?» (мимика удивления; пластика поиска, кому направлено такое обращение, но без насмешки, насмешки, гордости).

3. Окультуренное воспроизведение — производится с целью корректирования поведения. Сущность в демонстрации партнеру второй формы общения (культурной). Парадигма: «В случае если я вас верно осознал…», и добавляется то, что сообщил партнер, но уже в этической форме (оказывает помощь вывести на более большой уровень общения).

4. Ссылка на личностные изюминки — декларация, признание каких- или личностных качеств, не разрешающих человеку вести общение на заданном уровне:

«Я не привык к такому…», «Мне неизменно неудобно…», «Я так устроен, что не могу». Субъект как бы сожалеет, что не имеет возможности поддержать общение на заданном уровне, но это сожаление жёсткое и неуклонное.

5. Оправдание поведения — метод, возвышающий партнера, признание его преимуществ. «Возможно, ты желал…», «Возможно, ты думал…». Партнер как бы видит в зеркале собственные хорошие возможности. Обидчик нечайно соглашается с хорошими предложениями, и уровень общения поднимается выше.

В отечественном примере с «ослами» и «тиграми» данный метод мог быть самый действенным, не смотря на то, что смотрелся бы менее эффектно: «Возможно, вы желали задать вопрос, пропущу ли я вас (выхожу ли я) на следующей остановке?» Но вы подняли бы оппонента на другой уровень общения и наряду с этим сохранили бы его и собственное преимущество.

6. Проявление доброжелательности — метод радостного игнорирования того, что случилось. Концентрирование внимания на подробности. «Как прекрасно, что вы напомнили мне…», «Если бы не вы, я бы забыл либо не увидел…», «Благодарю, что сообщили», «Как вы внимательны ко мне…»

Твёрдые формы защиты.

Твёрдые формы защиты смогут использоваться только во взаимоотношениях со старшеклассниками. Их применяют редко, потому, что в следствии коммуникация временно прерывается.

1.Великодушное прощение — видимое смирение с грубостью партнера, что на данный момент не может вести себя в противном случае. «В случае если вам так хочется…», «В случае если лишь так вы и можете…», «В случае если это приносит вам чувство удовлетворения…». Это сильное действие, не предполагающее предстоящего общения либо выяснения взаимоотношений.

2. Сопоставление преимуществ партнера с его поведением — скрытый механизм влияния данной формы защиты содержится в возвышении партнера. С данной высоты партнеру падать не хочется, имеется что терять. Парадигма данного метода: «Вы таковой…(умный, порядочный) а, …». Последняя часть фразы недосказана, ее досказывает, додумывает обидчик сам.

3.Покинуть наедине с собой — метод твёрдый и лаконичный. Разрыв взаимоотношений «тут и по сей день». Ответственность за содеянное перекладывается на партнера. Употребляются парадигмы: «Возможно, вы не могут осознать, что вы сообщили», «Жаль, что вы не поймёте, что на данный момент случилось», «Вы не осознаёте, что сделали».

Применяя методы этической защиты, принципиально важно проследить, дабы педагог не скатывался в вязкое болото открытой оценки и нравоучений. И не забывайте основное: кроме того защищаясь, вы призваны развивать личность воспитанника, потому, что преподаватель — эталон для подражания.

Психотерапевтическая защита- это механизм поведения, обусловленный жизненным опытом и врождёнными потенциалами личности, что разрешает ей ограждать собственную субъективную действительность от разрушительной самокритики и посягательств окружающих.

Основная задача самозащиты — принять собственное Я и вынудить это сделать вторых: я как раз таковой, каким кажусь себе.

Любой человек формирует в той либо другой степени собственный образ и шепетильно защищает его от посягательств окружающих и от самого себя (самокритики). Частенько он защищает то, чего нет, — миф о собственном Я.

Но какими бы парадоксами не удивляла нас психотерапевтическая защита — она имеется у каждого. И лишь в ходе личностного развития человек может неспешно избавиться от нее.

Существуют разные формы психотерапевтических защит:

а) рационализация — предвзятое и удачное для себя толкование фактов;

б) капитуляция — отступление перед трудностями, которые связаны с реализацией собственного Я;

в) сверхзащита — оборонительная форма, которая в большинстве случаев употребляется в случаях, в то время, когда личность не имеет возможности приспособиться требованиям окружающих и условиям деятельности;

г) агрессия — открытая борьба против окружающей действительности.

Жизненный опыт, воспитание и потенциальные возможности диктуют личности определенную стратегию психотерапевтической защиты. Психологи выделяют 3 самый распространенные стратегии:

а) компромисс,

б) избегание,

в) агрессия.

Разглядим подробнее.

Компромисс. Ведущую роль в данной стратегии защиты субъективной действительности личности играются характер и интеллект. Основная цель — защита эмоции собственного преимущества. Для этого индивид делает разные уступки, жертвует некоторыми собственными заинтересованностями. Время от времени компромисс свидетельствует приспособление, рвение подчиниться оппоненту, не обострять отношения и не ввязываться в конфликты. Компромисс не есть совершенной стратегией защиты пригодной в любой ситуации. Педагогу возможно порекомендовать применять компромисс в сочетании с другими стратегиями (их мягкими формами).

Избегание. Эта стратегия не требует громадных умственных и эмоциональных затрат. Индивид в большинстве случаев обходит либо покидает территории конфликта, стремясь оградить собственный Я от нападений. И не смотря на то, что избегание достаточно прекрасно защищает человека от эмоционального напряжения, эта стратегия мало подходит педагогу из-за специфики его деятельности, связанной, в первую очередь, с необходимостью взаимодействия и постоянного общения с коллективом преподавателей и классным коллективом.

Агрессия — психотерапевтическая стратегия защиты субъективной действительности личности, действующая на базе инстинкта. Существует множество форм агрессии, перечислим только кое-какие из них: экстрапунтивность — тенденция обвинять во всем вторых; поиск мишени — рвение выместить агрессию на невинном и непричастном субъекте; праведный бешенство — оправдание собственной агрессии возвышенным мотивом; щекотливое хамство — изощренное, завуалированное оскорбление, рассчитанное на унижение личности и многие другие. Каждые формы агрессии по отношению к коллегам и своим воспитанникам ведут к возрастанию эмоциональной напряженности с обеих сторон и смогут привести к стрессу.

Особенности профессионально-этического регулирования деятельности социального педагога в неспецифических сферах, учреждениях и отраслях (в здравоохранении, пенитенциарной совокупности, вооруженных силах и т.д.).

Социальному работнику, трудящемуся в неспецифическом для социальной работы учреждении и переживающему конфликт моральных ценностей и норм, при разрешении этого конфликта направляться руководствоваться наиболее нормами и общими принципами, каковые в профессионально-этических совокупностях разных видов профессиональной деятельности если не совпадают, то, по крайней мере, не противоречат друг другу. К примеру, все профессионально этические совокупности требуют уважения к человеку, причем имеется в виду не абстрактная «человекообразность», а «человеческое в человеке».

Трудясь в пенитенциарной совокупности, социальный работник может пересмотреть собственные ценностно-моральные позиции в связи со спецификой данной совокупности. В случае если в социальных работах он значительно чаще взаимодействовал с клиентами, чьи неприятности не были конкретно обусловлены их ненормативным поведением, то в пенитенциарных учреждениях он будет взаимодействовать с клиентами, проблемы и чьё положение обусловлены их поступками и криминальными действиями. Непременно, профессионально-этическая совокупность данной опытной группы требует уважения к человеку, но тяжело уважать растлителя малолетних, убийцу дам и стариков и т.п. Кроме этого настоящие нравы, каковые иногда возможно замечать в пенитенциарных учреждениях, смогут оказать на социального работника влияние более значительное, нежели профессионально-этическая совокупность.

Практика профилактической работы с осужденными находится в постоянном развитии, и, однако, возможно выделить кое-какие главные моменты, касающиеся ее содержательной части.

Первым есть то, что любое ответственное событие в жизни осужденного, касающееся его семьи, друзей, работы либо учебы, внешней среды и т.д., представляется значительным для понимания происходящего сейчас и того, что, быть может, случится на следующий день. Повседневная жизнь в местах лишения свободы изобилует стрессовыми факторами, но, потому, что они, незаметно накапливаясь, но ни один из них в отдельности не имеет возможности принимать во внимание обстоятельством той либо другой непростой социальной неприятности.

Исходя из этого способы профилактики имеют системный темперамент, т.е. они направлены на искоренение источников стресса как в самом осужденном, так и в социальной и природной среде и в один момент – на создание условий для приобретения человеком нужного опыта ответа появляющихся неприятностей. Взаимоотношения между социальным работником и клиентом должны строиться на базе обоюдного уважения, с пониманием того факта, что любой из них вносит собственный посильный вклад в ответ данной неприятности.

Вторым есть то, что способы профилактики в большинстве случаев включают в себя обучение осужденных новым навыкам, каковые оказывают помощь им достигнуть поставленных целей и сохранить здоровье.

Третье – профилактика предусматривает ответ еще не появившихся неприятностей. Исходя из этого одни профилактические меры принимаются задолго до их происхождения, а другие – перед происхождением неприятности.

И, наконец, социальные педагоги призваны обнаружить оптимальные ответы, как с целью достижения поставленных целей, так и для предотвращения предсказуемых неприятностей, – в этом и состоят значение и ценность профилактики.

Ответ многих неприятностей в практике социальной работы требует в первую очередь информационного обмена со многими экспертами: докторами, юристами, психологами, работниками учреждений и городских служб.

Консультирование – это вид социальной работы, на протяжении которого эксперт социальной работы оказывает помощь клиенту изучить и осознать сущность существующей неприятности и предложить разные варианты, каковые смогут быть использованы для ее решения.

Социальное посредничество – направленно на достижение согласия между социальными субъектами (или между социальным объектом и социальным субъектом) для ответа социальных оказания и проблем помощи социальному объекту – клиенту социальной работы, в этом случае – осужденному. Для решения социальных неприятностей объекта возможно завлекать пара субъектов, талантливых оказать нужную помощь (национальные социальные учреждения, публичные организации, коммерческие структуры).

В пенитенциарной социальной работе посредничество реализуется в разных формах: правовое, психотерапевтическое, социальное. Особенно нужно педагогическое посредничество, разработка которого включает в себя следующие этапы: беседа с осужденным с целью узнать его сущность и обстоятельства его социальной неприятности; разработка программы либо замысла социально-коррекционного сотрудничества между осужденной и проблемной средой; реализация созданной программы либо замысла, предполагается участие всех заинтересованных сторон.

Социальная коррекция – это деятельность социального работника по исправлению тех изюминок психотерапевтического, педагогического, социального замысла, каковые не соответствуют принятым в обществе стандартам и моделям.

Психокоррекция осужденного видит главной собственной целью устойчивое изменение определенных психотерапевтических особенностей личности определяющих содержательные стороны социального поведения осужденного. В целом пенитенциарная психотерапевтическая деятельность социального работника вероятна по таким направлениям как: оказание помощи психолога в классическом смысле: профилактические мероприятия и диагностическое консультирование; улучшение психотерапевтического состояния осужденных в целях деструктивных негативного восприятия и конфликтов исправительных действий; проведение исправительной психотерапевтической коррекции осужденного.

Социальная работа в местах лишения свободы проводится в три этапа: – при поступлении осужденного в учреждение; – на протяжении отбывания им наказания; – по подготовке к освобождению.

В рамках этих мероприятий оказывается, к примеру, конкретная помощь в информировании кредиторов, органов социального страхования, родственников и т.п. относительно того, как поступить с имуществом осужденного, и по последовательности вторых вопросов, каковые осужденный решил бы сам, пребывав на свободе.

Для подготовки осужденного к освобождению с ним проводятся беседы, консультации и даются с учетом его способностей и особенностей конкретные советы, касающиеся прежде всего приобретения профессии, поиска работы, средств и жилья на судьбу по окончании освобождения. С целью этого учреждения сотрудничают с организациями, свободными благотворительными альянсами, частными организациями, шефами, участниками попечительских советов.

Необходимость деятельности социального педагога в медицинских учреждениях подтверждается многими существующими клинико-психологическими изучениями детей, страдающих разными соматическими болезнями. Каждая заболевание изменяет жизненную обстановку ребёнка, мешает полноценному, гармоничному функционированию в обществе, влечёт за собой громадное разнообразие неприятностей, среди них и социального характера. Вследствие этого больной его семья и ребёнок нуждаются в намерено организованной помощи и помощи, каковые должны осуществляться многими экспертами, и особенное место среди этих экспертов должно принадлежать социальному педагогу.

Самые главные задачи медицинского социального работника – это: — обеспечение оптимальной связи больного с его окружением (весьма широкий диапазон неприятностей – от восстановления документов и выяснения личности больного до организации обучения психически больных больных);

— поддержки близких и оптимизация самопомощи больному в кризисных обстановках;

— обеспечение связи работников учреждения с близкими и семьёй больного;

— оказание помощи близким и родным в ситуации ужасного финала заболевания клиента (больного);

— медико-социально-психотерапевтическое просвещение населения;

-программы административной помощи.

Наряду с этим одной из функций эксперта в области медико-социальной работы должна быть организация помощи хронически больным. Ответственная задача социального педагога при работе с семьями хронически больных детей содержится в оценке внутрисемейной обстановке. Основываясь на взятых данных и личном наблюдении, социальный педагог обязан распознать проблему, выяснить преобладающий тип домашнего воспитания, и в случае если это нужно, разработать замысел оказания помощи семье. Деятельность социального педагога в рамках медучреждения предполагает стремительное реагирование на сложившуюся кризисную обстановку в семье хронически больного ребёнка и стремительный поиск средств для её преодоления. Нужно выделить, что в медицинском учреждении на социального педагога возложена очень важная своеобразная функция посредника между медицинским персоналом и родителями. Одновременно с этим социальный педагог совместно с психологом взаимодействует и с медицинским персоналом, растолковывая особенности того либо иного ребёнка, обсуждая с доктором вероятные подходы к детям. Довольно часто на лечение в стационар поступают дети из детских домов, из неблагополучных семей, с изюминками поведения. Социальный педагог обязан проинформировать медицинский персонал о социальной ситуации ребёнка, которая обязана учитываться при общении с ним. При наличии у детей, страдающих хроническими соматическими болезнями, неприятностей, связанных со школьным обучением, с межличностным сотрудничеством со педагогическим персоналом и сверстниками, социальному педагогу необходимо вступить в контакт с социальным педагогом, психологом, представителями администрации школы. Одним из серьёзных направлений деятельности социального педагога в медицинских учреждениях есть опытная ориентация хронически больных детей и подростков. Его задача организовать у своих родителей верные установки в плане будущей профессиональной деятельности детей. Социальный педагог обязан растолковать родителям, что они должны знать круг дешёвых ребёнку профессий и сориентировать ребёнка именно на эти сферы деятельности. Помимо этого, социальный педагог обязан обеспечить ребёнку возможность получения опытной подготовки в сфере интересующих его и дешёвых ему с учётом заболевания профессий. Особенную категорию нуждающихся в одолжениях социального работника воображают психически больные, страдающие аутизмом, олигофренией, и больные с гестациозными и метаболическими нарушениями, черепно-мозговыми травмами. В условиях лечебных учреждений у больных смогут появиться ятрогении и эгогении, в этом случае социальные работники разрабатывают стратегии помощи, направленные на снятие негативных чувств. Социальная работа с людьми, имеющими особенные потребности (калеки) имеет достаточно широкий спектр поддерживающих моделей помощи. В него входят разные личные и групповые техники, особенные программы помощи. Употребляются и групповые способы помощи. Социальный работник незаменим в стационарах, обслуживающих онкобольных, летально больных, в отделениях травматологии, палатах интенсивной терапии и т.п. Военнослужащиенуждаются в защите собственных прав и в проведении воспитательно-адаптационных и культурно-рекреационных мероприятий, производящих привычку к нахождению в достаточно монотонных условиях военной работы, в постоянном окружении одних и тех же людей. Цели социально-педагогической работы заключаются в том, дабы: — вернуть физические и психологические силы солдатах;

— скорректировать их личностные установки, научив терпимо относиться к принудительному общению с другими;

— внести элементы социальной справедливости в субординационные отношения, характерные для военной работы. Солдаты, подлежащие скорому увольнению с военной работы, и сравнительно не так давно выгнанные с работы испытывают социальный и психотерапевтический кризис, глубина которого зависит от длительности их нахождения на военной работе, возраста, изюминок характера, вынужденного либо необязательного увольнения с военной работы, степени решенности их социальных неприятностей.

Задачи социально-педагогической работы с солдатами, несущими работу по договору, – социальное и юридическое консультирование по всем вопросам, связанным с их возможностями и правами до и по окончании увольнения, правами участников их семей, защита их заинтересованностей перед руководством части, вышестоящими инстанциями, органами местной власти. При нарушения таких прав офицер, осуществляющий социальную работу, направляет данные об этом в порядке подчиненности и содействует восстановлению прав. В его обязанности входит разъяснение военнослужащим и участникам их семей нормативной базы разрешения конфликтных обстановок, оказание помощи в обращении в инстанции, компетентные дать добро конфликт. Ключевую роль играется социально-педагогическая помощь детям солдатах, проведение педагогической коррекции с целью ликвидации трудностей в обучении, устранения воспитательных недостатков, социальной реадаптации детей и подростков, имеющих неприятности. Большой воспитательный потенциал имеет совокупность детских военно-спортивных лагерей, кружков и клубов, помогающая возродить у подростков представление о высоком социальном статусе воинской работы, уважение к труду своих родителей.

Одна из функций социально-педагогической работы в Вооруженных Силах — обеспечение благоприятных социально-бытовых и социально-экологических условий для солдат. Улучшение быта и условий труда солдатах, устранение антропогенного загрязнения внешней среды, без сомнений, будет содействовать увеличению трудоспособности солдатах и их свойств к социальному функционированию. Своеобразными задачами социального работника в Вооруженных Силах являются переобучение и обучение выгнанных с работы солдатах и их жен гражданским профессиям, пользующимся популярностью на рынке труда, верная коррекция ожиданий и психологическая ориентация, подготовка к неизбежному трансформации образа судьбы.

Этика педагогического общения. Учебный фильм


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: