Формы социальных ( правовых) норм

виды и Структура деятельности

Деятельность — метод отношения человека к внешнему миру, пребывающий в подчинении и преобразовании его целям человека.

Деятельность человека имеет определенное сходство с активностью животного, но отличается творческо-преобразующим отношением к окружающему миру.

Характерные черты деятельности человека:

  • Сознательный темперамент: человек сознательно выдвигает цели и предвидит её результаты, продумывает самые целесообразные методы их успехи.
  • Продуктивный темперамент: направлена на получение результата (продукта)
  • Преобразующий темперамент: человек изменяет окружающий мир (воздействует на среду намерено созданными средствами труда, каковые усиливают физические возможности человека) и самого себя (человек сохраняет собственную природную организацию неизменной, поменяв одновременно с этим собственный образ судьбы).
  • Публичный темперамент: человек в ходе деятельности, в большинстве случаев, вступает в разнообразные отношения с другими людьми.

Главные виды людской деятельности:

1. Игра— это особенный вид деятельности, целью которого не есть производство какого-нибудь материального продукта, а сам процесс — развлечение, отдых. Игра, как и мастерство, предлагает некое ответ в условной сфере, которое возможно использовано в будущем в качестве необычной модели обстановки. Игра позволяет моделировать конкретные жизненные обстановки.

2. Учение — вид деятельности, целью которого есть приобретение человеком знаний, умений, навыков. Особенности учения пребывают в том, что оно является средством психотерапевтического развития человека. Учение возможно организованным и неорганизованным (самообразование).

3. Общение — это вид деятельности, при котором происходит обмен эмоциями и идеями (радость, удивление, бешенство, страдание, ужас и т. д.). По применяемым средствам различают следующие виды общения: яркое и опосредованное, прямое и косвенное, вербальное и невербальное.

4. Труд —вид деятельности, которая направлена на достижение фактически нужного результата. Характерные черты труда: целесообразность, нацеленность на достижение конкретного результата, практическая полезность, преобразование окружающей среды обитания.

5. Творчество — это вид деятельности, порождающей что-то как следует новое, ни при каких обстоятельствах ранее не существовавшее. Наиболее значимыми механизмами творческой деятельности являются: 1) комбинирование уже имеющихся знаний; 2) воображение, т. е. свойство создавать новые чувственные либо мыслительные образы; 3) фантазия, которая характеризуется необычностью и яркостью создаваемых образов и представлений; 4) интуиция — знание, методы получения которого не осознаются.

.

Структуру деятельности в большинстве случаев воображают в линейном виде, где любой компонент следует за вторым во времени:

Потребность Мотив Цель Средства Воздействие Итог

Мышление

Мышление — деятельный процесс отражения объективного мира в понятиях, суждениях, теориях и т. п. Средством выражения мышления есть язык.

ТИПЫ МЫШЛЕНИЯ

Наименование типа Его сущность
Образное мышление Задача дается в конкретной и наглядной форме. Практическое воздействие делается способом решения задачи. Характерно для первобытных людей и людей первых земных цивилизаций.
Теоретическое (понятийное, абстрактное) мышление Задача поставлена в теоретической форме. Теоретические знания становятся методом ответа задачи. Характерно для современных людей.
Знаковое мышление Связано с проникновением правильных наук и неестественных, знаковых языков в мировоззрение людей. Знание имеет форму языковых знаков. В науке употребляется символика для выражения результатов мыслительной деятельности.

Социальная мобильность

Социальная мобильность — это изменение индивидом либо группой собственной социальной позиции в социальном пространстве. В научный оборот понятие было введено П. Сорокиным в 1927 г. Он выделил два главных типа мобильности: горизонтальную и вертикальную.

Вертикальная мобильность предполагает совокупность социальных перемещений, которая сопровождается увеличением либо понижением социального статуса индивида. В зависимости от направления перемещения различают восходящую вертикальную мобильность (социальный подъем) инисходящую мобильность (социальное падение).

Горизонтальная мобильность — это переход индивида от одной социальной позиции к второй, находящейся на одном и том же уровне. Примером может служить перемещение из одного гражданства в второе, из одной профессии в другую, имеющую в обществе сходный статус. К разновидностям горизонтальной мобильности довольно часто относят мобильностьгеографическую, которая подразумевает перемещение из одного места в второе при сохранении имеющегося статуса (переезд на второе место жительства, туризм и т.п.). В случае если при переезде изменяется социальный статус, то географическая мобильность преобразовывается вмиграцию.

Каналы соц. Мобильности – пути, по которым индивид перемещается из одной группы в другую.Каналами социальной мобильности смогут выступать:школа, образование в целом, семья, опытные организации, армия, организации и политические партии, церковь. Эти социальные университеты являются механизмами селекции и отбора индивидов, поставляя их в необходимый социальный слой. Непременно, в современном обществе особенное значение получает образование, университеты которого делают функцию необычного«социального лифта», снабжающего вертикальную мобильность.

4. Маргинал + люмпен

Подмаргинальностью понимается промежуточное, «пограничное» состояние социального субъекта.Маргинал (от лат. marginalis- пребывающий на краю) при переходе из одной социальной группы в другую сохраняет прошлую систему ценностей, связей, привычек и не имеет возможности усвоить новые (мигранты, безработные). В целом маргиналы как бы теряют собственную социальную идентичность и потому испытывают громадное психотерапевтическое напряжение + Люмпен

Социальные нормы.

Под социальными нормамипонимают образцы и общие правила, поведения людей в обществе, обусловленные публичными отношениями и являющиеся результатом сознательной деятельности людей.

Существуют разные классификации социальных норм. самоё важным есть разделение социальных норм в зависимости от изюминок их реализации и возникновения. По этому основанию выделяют пять разновидностей социальных норм: нормы морали, нормы обычаев, эстетические нормы, нормы этикета, религиозные и правовые нормы .

Правовые нормы — это правила поведения, уставленные либо разрешённые страной, церкви. Отличия правовых норм от всех остальных:

— устанавливаются лишь от имени страны,

— реализация обеспечивается авторитетом и принудительной силой страны

— общеобязательны

— за их несоблюдение – формальные санкции

— закрепленность в законе (либо в других нормативных актах);

Моральные нормы — оценка поступков по шкалам морально-аморально, добро-зло, хорошо-плохо.

Нормы обычаев — это правила поведения, вошедшие в привычку в следствии их многократного повторения. Реализация простых норм обеспечивается силой привычки. Обычаи морального содержания именуют нравами.

Под религиозными нормами понимаются правила поведения, содержащиеся в разных священных книгах или установленные церковью. Реализация данного вида социальных норм обеспечивается деятельностью церкви и внутренними убеждениями людей.

НОРМЫ ЭСТЕТИЧЕСКИЕ — это правила поведения, регулирующие отношения к красивому и ужасному. Общепринятые правила эстетической деятельности, восприятия и творчества, и образцы художественно-эстетических сокровищ в данном социальном его культуре и коллективе, правила создания и восприятия произведений искусства

Нормы этикета – совокупность формальных правил поведения в заблаговременно определенных обстановках, а также нормы общения, рабочий протокол и т.д.;

Формы социальных ( правовых) норм

По характеру содержащихся в них правил поведения нормы права подразделяют на управомочивающие, обязывающие и запрещающие.

Формы регулирования норм права — дозволение, предписание, запрет.

Управомочивающая норма — это норма-разрешение, устанавливающая, что возможно делать.

Обязывающая норма — это норма-предписание, устанавливающая, что следует сделать.

Запрещающая норма — это норма-запрет, устанавливающая, чего запрещено.

Видеоурок \


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: