Фототерапия и арт-терапия

В течение последних десятилетий сложилось пара техник арт-терапии, основанных на неповторимых изюминках мастерства как символического языка, высказывающего то, что нереально выразить словами. Подобные вспомогательные средства содействовали усовершенствованию процесса вербальной терапии, которая в течении продолжительного времени являлась единственно вероятным подходом. Одновременно с этим фотография как самоё привычное и замечательное (в плане эмоционального действия) художественное средство начала использоваться в качестве естественного вспомогательного терапевтического инструмента не только арт-терапевтами (каковые довольно часто совмещают в собственной практике и тренинговых программах два типа медиа-средств). На фотографию обратили другие терапевты и внимание, каковые в большинстве случаев не прибегают к применению арт-объектов в собственной работе.

Время от времени арт-объекты употребляются в ходе консультирования (Art Therapy = арт-терапия), в то время, когда терапевт самостоятельно выбирает определенные ясные средства мастерства, зная, какой из них самый адекватен в ситуации работы с человеком. В других случаях само мастерство делается терапевтическим процессом (Therapeutic Art = терапевтическое мастерство). К сожалению, термином «арт-терапия» довольно часто именуют оба вида практики (кроме того в учебной программе для арт-терапевтов), потому неудивительно, что люди время от времени путаются, в то время, когда им говорят об арт-терапии, а в действительности используют методики терапевтического мастерства К Независимо от их различий оба подхода основываются на концепции, в соответствии с которой естественный язык бессознательного кодируется не столько словами, сколько визуально-символическими репрезентациями опыта. Методики арт-терапевтического искусства и терапии базируются на мнению, в соответствии с которой художественное творчество разрешает эмоциям принять форму, и, так, развивать подлинно корреляционный, метафорически-символический язык, устанавливающий естественную сообщение с бессознательными процессами.

Изучая сферу арт-терапии, я посчитала нужным концептуализировать разные ее формы не как противоположности, но как континуум между двумя полюсами (мастерства на протяжении терапии с одной стороны, и искусства как терапии с другой), в рамках которого смогут существовать все терапевтические практики, применяющие арт-объекты. Аналог, разглядываемый в следующем разделе, — это континуум между полюсами «фототерапии» (фотографии в ходе терапии) и «терапевтической фотографии» (фотографии как терапии).

Принципиально важно осознавать, что арт-терапия не учитывает эстетическую сокровище творчества клиентов; успех фототерапевтических способов содержится в применении фотографии скорее как средства коммуникации, чем произведения искусства. Принципиально важно учитывать да и то, что в терапевтических целях не столь принципиально важно то, как визуально привлекательны фотографии (равно как и картинки клиентов): эстетический компонент фотографии полностью не играет роли, в то время, когда снимки употребляются как инструменты терапевтической помощи. Обучаясь техникам фототерапии, терапевты, владеющие опытом художественной фотосъемки, испытывают сложности, которые связаны с пересмотром собственных убеждений о параметрах оценки фотографии либо параметрах интерпретации.

Большая часть программ арт-терапии требуют предварительного предоставления участником тренинга портфолио работ в качестве подтверждения навыков и компетенции в одном либо нескольких видах мастерства. Наоборот, тренинги фототерапии предусматривают только то, что клиент и терапевт , что такое фотография, что делает камера, и что участники приобрели навыки консультирования прежде, чем изучать применение конкретных запасных техник в терапевтической практике. Это одно из многих значительных различий между фото- и арт-терапией ‘, потому, что техники фототерапии смогут удачно (и компетентно) преподаваться и употребляться различными экспертами в сфере лечения психологического здоровья, включая тех, кто не взял особого арт-терапевтического образования.

Не обращая внимания на то, что для принятие участия в тренинге клиенты арт-терапевтов не должны владеть художественным талантом, многие, по моему опыту, однако, приходят с осознанием «ограниченности собственных художественных свойств» (которое в большинстве случаев есть следствием попыток заняться мастерством в молодости). Фотография же есть привычным и довольно «несложным в эксплуатации» видом творчества, в котором у многих клиентов уже имеется удачи. В большинстве случаев клиенты показывают собственные снимки терапевту, уже зная из опыта, что для их создания не нужно особых художественных навыков (т.е. они согласны с тем, что это легко снимки, а не художественные фотографии). Время от времени клиенты задают вопросы об этих фотоснимках.

Потому, что практически все фотографируют либо хранят индивидуальные снимки, имеющие особенное значение, то просьба принести собственные фотографии либо сделать новые в ходе терапии (наряду с этим эстетическая сокровище снимка не имеет значения) довольно часто воспринимается легко а также с наслаждением, поскольку обмен фотографиями и их обсуждение — это обычная социальная практика. Фототерапия разглядывает фотографию как коммуникацию, исходя из этого ни клиент, ни терапевт не обязаны владеть опытом в фотографии, разбираться в искусстве и камерах фотографии чтобы применять эти техники. Ни клиент, ни терапевт не чувствуют недостаточности собственных навыков (кроме того в случае если это вправду так). , пока оба знают, что такое снимок и что он собой воображает, использование техник будет действенным.

Как упоминалось ранее, фототерапия есть совокупностью взаимосвязанных техник, применимых в любой из терапевтических практик,

1 Спорным представляется вопрос, есть ли терапией процесс художественного творчества, кроме того осуществляемый вместе с терапевтом.

1 Более детально об изюминках фототерапии и арт-терапии (либо терапевтической фотографии) см. /comparisons.htm

независимо от теоретической базы терапевта либо предпочитаемой им рабочей методики. Но, по моему точке зрения, она в основном основывается на феноменологии и экзистенциальной теории, включая дополнительные компоненты системного, конструктивистского, нарративного, гештальт, юнгианского и других терапевтических подходов. Однако, она может столь же действенно употребляться и теми, кто придерживается психодинамической либо иных других моделей терапевтической теории. Следовательно, фототерапия не основана на определенной модели и не есть свободной теорией; скорее, это совокупность техник (инструментов) активации теоретических знаний о том, как помогать людям \

Быть может, громаднейшим разочарованием для любителей фиксированных определений будет то, что фототерапия в один момент есть и не есть арт-терапией. арт и Фототерапия-терапия разны, но они не исключают друг друга и неотделимы друг от друга. Скорее, они всецело взаимосвязаны, дополняют друг друга, но отличаются «процессом» и продуктом, потому, что применяют разные медиа-типы. Оба вида терапии придают визуальную форму эмоциям, делают видимым невидимое, что определяется как «вызов бессознательного» [Spence, 1986]. Д. Краусс [Krauss, 1983] очень красноречиво сравнивает и противопоставляет арт-фототерапию и терапию. И, потому, что их более глубокое изучение входит в задачи данной статьи, ниже, в моем кратком описании различий и сходств данных практик, приводятся пара цитат из работ Краусса2.

Как упоминалось ранее, напрямую взаимодействуя с бессознательным, визуальные знаки разрешают естественным образом преодолевать вербальные фильтры (и связанные с ними объяснения, оправдания и подобные защитные реакции), каковые машинально ограничивают прямую сообщение с сильными эмоциями, воспоминаниями и мыслями клиентов. И в фототерапии, и в арт-терапии подобные символические коммуникации появляются из бессознательного клиента, являясь только одним из множества уровней вероятных значений; со своей стороны, квалифицированный терапевт обязан оказать помощь клиенту в изучении данных значений.

1 Имеется вывод, что арт-терапия кроме этого не есть теоретической совокупностью, а только

комплектом арт-техник, применяемых в терапии и базирующихся на любой теории, которой придерживается терапевт. Но, данный предмет неразрешимой полемики не

есть главным в данной статье.

2 Читатели, привычные со статьей Рози Мартин в книге Сыозан Хоган «Феминистские подходы в арт-терапии» (1997). -могут удивиться, из-за чего многие части этого раздела я привожу как текст авторства Дэвида и моего авторства Краусса. Но, в конечном итоге это мы написали этот текст (тогда как стало известно, что Мартин намеренно выдала отечественный текст за собственный). Подробности (и «Уведомления о внесении исправлений» издателя) дешёвы по адресу: /plagiarizedhtm .

В соответствии с Крауссу:

Оба типа терапии являются проекциями, символическими репрезентациями действительности. В следствии отечественной социализации, применение камеры только делает данную проекцию видимой, более правильной и настоящей, чем иные изобразительные репрезентации. Но оба типа — только символические догадки о действительности. Оба процесса дают клиентам возможность посредством изображений творить, волноваться опыт и извлекать пользу из изучения знаков, что разрешает познать себя сейчас [Krauss, 1983. Р. 53].

Более того, не смотря на то, что и арт-терапия, и фототерапия применяют методику проецирования изображений, разумеется, что изначально они делают это по-различному. В арт-терапии внутренние тревоги клиента высвобождаются из подсознательного в ходе спонтанного рисования. Внешние стимулы, свет либо содержание не серьёзны в то время, в то время, когда клиент рисует образы. К примеру, клиент может нарисовать дом, которого нет в помещении, где он рисует. Фотографии, наоборот, снимают в том месте, где имеет место «физическое содержание» (в символической либо намерено организованной формах). Так, содержанием фотоснимка, на котором изображен дом, будет являться физическая репрезентация самого строения.

Потому, что арт-терапия находится под действием внутренних объектов, облеченных во внешнюю форму, а фототерапия — под действием интернализированных внешних объектов, то разумеется, что эти терапевтические техники трудятся с разными качествами личностного символизма [Krauss, 1983. Р. 53].

Существуют и иные различия между данными сферами; к примеру, люди довольно часто разглядывают произведение искусства, подсознательно ощущая, что оно высказывает личную позицию автора, потому, что авторство в большинстве случаев неразрывно связано со значением произведения. Снимок же машинально воспринимается как фактическое изображение, которое может воспроизвести любой человек с камерой. Потому, разглядывая явление, запечатленное на чьей-то фотографии, люди подсознательно уверены в том, что на фото изображены те объекты, каковые они сами имели возможность бы заметить и запечатлеть, появлявшись на месте фотографа. Так, размышления о целях, потребностях, эмоциях либо надеждах создателя фотографии смогут стать терапевтическим изучением, которое нереально в рамках художественного творчества. Так как создателя фотографии возможно легко «отделить» от самого изображения, техники фототерапии обычно применяют арт-объекты (фотографии), не созданные клиентом, что не типично для арт-терапии.

Потом Краусс подчеркивает особенную сокровище документальности снимков, формирующей индивидуальные истории клиентов: «Индивидуальные и домашние фотографии … это щедрый источник проективных и физических данных, каковые нереально взять иным методом. Они являются источником биографической информации об отношениях клиента с миром вне процесса терапии» [ibid], включая данные о их взаимоотношениях и членах семьи, зафиксированную не посредством слов, а посредством камеры.

Одним из самые важных преимуществ применения фотографий в терапии в дополнение к личному художественному самовыражению (см. пример для того чтобы сочетания на Ил. 1) есть то, что клиенты смогут заметить себя так, как это нереально без применения камеры. Они смогут заметить себя со стороны (не в зеркальном отражении), в непривычных для них ракурсах (к примеру, в профиль либо со поясницы, во сне либо в движении и без того потом), себя среди вторых людей, к примеру, в семье, с приятелями либо сотрудниками. Сделать это объективно при помощи картинок достаточно сложно. Потому, что фотографические репрезентации фиксируются во времени и пространстве «объективным» механическим устройством, клиенты считают, что подобные снимки более «правдивы», чем субъективно нарисованные портреты.

воспоминания и Чувства нереально передать словами, они существуют независимо от того, подмечают ли их и верят ли в них. В то время, когда люди «останавливают» поток воспоминаний и чувств с целью обрисовать либо растолковать их, это машинально искажает все то, что было пережито либо замечено. Это растолковывает, из-за чего невербальные сенсорно-ориентированные терапии (в особенности фототерапия либо арт-терапия, либо, что лучше, их сочетание) являются самые адекватными подходами в работе с в основном визуальным, метафорическим языком бессознательного.

Ил. 1. Пример сочетании арт терапии и техник-фототерапии

Моя позиция относительно места фототерапевтических практик в арт-терапии основана на осознании того, что установление связи со сферой эмоций нереально при обращении только к области разума (и мысли), так как память — это не только часть сознания, но и «часть» тела (и сердца). Я считаю, что клиенты должны волноваться одновременно познавательный и эмоциональный опыт при осознании роли событий прошлого, воспоминаний, чувств и мыслей, с целью осознать, как прошлое воздействует на их настоящее. Их сердце и разум, интуиция и осознанное познавательное реконструирование нужны в целях сохранения доступности новой информации, нужной для предстоящего применения в ходе лечения и терапии. катарсис и Интуиция нужны, но, по моему точке зрения, для действенной терапии этого не хватает. В случае если эти формы опыта не структурирован в когнитивные модели с целью дополнительной «обработки», и реинтеграции и дальнейшего рассмотрения с эмоциональными событиями, то они скоро возвратятся на уровень подсознания, а предоставляемая ими информация станет недоступной.

Для меня это иллюстрирует одно из главных различий между арт-терапевтическим искусством и терапией (между фототерапией к терапевтической фотографией): арт-терапия (мастерство в терапии) затрагивает в человеке то, что недоступно терапевтическому искусств) (мастерству как терапии). Терапевтическая фотография и не должна этого делать, потому, что это небезопасно с этической точки зрения, без «подстраховки» специалиста, опытного как трудиться с нежданно появляющимися сильными чувствами в случаях, в то время, когда фотографии вызывают яркие чувства и воспоминания.

Но, в полной мере возможно перепутать терапию с самопомощью. Кроме того терапевты время от времени совершают эту неточность, и она куда более значительна чем это может казаться.

По утверждению одного из основателей арт-терапии,

Кое-какие уверены в том, что в случае если кому-то делается лучше из-за занятий творчеством, значит, осуществляется терапия. Но это не верно. Терапия привносит внутренние трансформации, тогда как творчество, улучшающее настроение, может снять напряжение, что есть только малой долей терапевтического процесса — независимо от теоретических представлений1.

Второй арт-терапевт отмечает, что совместное творчество не есть терапевтический процесс, кроме того , если терапевт принимает в этом участие:

Творческий опыт очень информативен, он может поменять жизнь и тому подобное, и, наряду с этим, способен к изменению, как качественный образовательный процесс, но, это не «терапия»… В то время, когда живописцы предлагают мастерство в качестве метода лечения либо успехи личностного роста, акцент делается на создании произведения, которое и есть главным ожидаемым результатом…2

Таким же образом, «настоящая» фототерапия предполагает, что клиенты должны не только принимать участие в ходе интеракции ее снимками, вместе с тем осознанно изучить и после этого воссоздавать неспециализированную картину переживаний, вызванных снимками, под активным управлением квалифицированного терапевта — так,

1 Майра Левик, личная электронная переписка, 2 сентября 2001 года.

2 Кэрол Ларк, сообщение в Интернет-группе Американской ассоциации арт-терапии

дабы эта информация содействовала лучшему пониманию, оставаясь дешёвой для предстоящих осознанных воспоминаний.

Исходя из этого для меня действенная и всесторонняя фототерапия находится в диапазоне практик ближе к полюсу «мастерство на протяжении терапии», чем к полюсу «мастерство как терапия». Это не означает, что занятие фотографией само по себе не владеет терапевтическими особенностями — очевидно, владеет. Легко для меня «терапевтической фотографии» (разглядываемой в следующем разделе) не хватает. Для процесса терапии нужен квалифицированный эксперт, ведущий клиента и помогающий ему перевести собственные открытия кроме этого на когнитивный уровень, так, дабы результаты возможно было применять в будущем терапевтическом ходе.

Ланч с арт-терапевтом. Фототерапия


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: