Французский исторический роман (в. гюго)

Французская модель исторического романа отличается от британского примера. Тут акцент делается не на личности и масштабные события, а на исследование нравов, нравственные проблемы и психологию. Французский приоритет – вопрос о нравственном смысле истории (Виньи «Сен-Мар», Бальзак «Шуаны», Гюго «Собор Парижской Божией матери», «Человек, что смеётся», «93-ий год» и др., Мериме «Хроника времён Карла IX»).

В 1831г. В. Гюго создал роман «Собор Парижской Богородице». В нём он обращается к средневековью – воздействие отнесено к XV веку. Но фактически исторического материала (события, храбрецы, факты) в романе нет.

1) Концепция истории: историю Гюго толкует как борьбу вечных начал – Добра и Зла, Ненависти и Любви, Милосердия и Жестокости.

2) Исторические личности занимают второстепенное место, а главные храбрецы – вымышленные персонажи. Как раз с ними и связаны исторические обобщения автора.

3) Роман имеет чёткую и броскую композицию. Все события строятся около любви к девушке Эсмеральде трёх храбрецов — это архидьякон Собора Клод Фролло, звонарь Квазимодо, аристократ капитан Феб де Шатопер. Не считая данной существует ещё одна ответственная «линия» романа, которая связана с «двором чудес» – парижским кварталом бедноты.

Центральная фигура романа – символический образ Собора, олицетворяющего Средневековье, Религию, Догму. Все герои романа так или иначе связаны с Собором, к нему ведут все сюжетные линии романа.

4) Все характеры строятся на контрастах, в первую очередь это контраст внешнего и внутреннего: Клод Фролло выглядит и ведёт себя как аскет, но в душе его бурлят страсти и тайные жажды; Квазимодо – некрасив, но имеет хорошее и благородное сердце; Феб – красив снаружи, но некрасив душой. Сами персонажи кроме этого противопоставлены друг другу.

5) Одной из центральных неприятностей романа делается критика аскетизма и религиозного фанатизма. Эти начала убивают всё человеческое в человеке, деформируют его желания и чувства. В образе Клода Гюго демонстрирует провал догматизма и аскетизма.

Жанры американского романтизма

Главные формы – роман (представители Купер, Готорн, Мелвилл, Бичер-Стоу, Брет-Гарт и др.) и рассказ.

Ведущим жанром делается «маленький рассказ»/новелла, в котором сконцентрированы приметы американской идентичности и эстетические поиски.

Одним из практиков и теоретиков жанра стал Э. По. Главные положения его эстетической теории (и теории рассказа) изложены в работах «Поэтический принцип», «Философия творчества», «Два раза поведанные истории Готорна» (все – 1840-е гг.)

Произведения самого По принадлежат к типу романтической новеллы и практически все – к психотерапевтической разновидности жанра (новеллы). Сам создатель выделил одну жанровую модификацию – «логический рассказ» (не детективный!! Понятия ещё не было)

«Логический рассказ» -разновидность жанра «маленького рассказа»/новеллы, созданная Э. По и развитая в его творчестве. «Логический рассказ» стал примером, после этого базой детективного жанра, первым делом, в его англо-саксонской традиции.

По теории Э. По, рассказ как жанр малой прозы по большому счету предпочтителен, поскольку краткость, лаконичность содействуют «целостности результата либо впечатления», тем самым ведут к самоё адекватному восприятию произведения. Всё в произведении должно быть подчинено данной цели, продумано и пропорционально выстроено. Данный рациональный подход сочетается у По с фантастическими, экзотическими, необыкновенными элементами.

К «логическому» жанру относятся 3 рассказа Э. По, объединённые фигурой сыщика-любителя Огюста Дюпена, к ним примыкает рассказ «Золотой жук», обыгрывающий типично американскую тематику (поиски клада).

В рассказах о Дюпене Эдгаром По «открыты» разные элементы, ставшие после этого отличительными для детективного жанра в целом: в центре – криминальная тайна, которую очень способный сыщик разгадывает как математическую задачу, ядром разворачивания сюжета, так, делается логический процесс, интеллектуальная игра; воздействие разворачивается «от финиша» (с факта правонарушения – к его разгадке), разрешая читателю «разворачивать» клубок фактов самостоятельно; напряженность сюжетного действия, появляющаяся не только путём «нанизывания» подробностей, но и посредством возбуждения любопытства читателя; две главные фигуры – гения-интеллектуала, сыщика не по профессии, а по призванию, противопоставленного социуму, и его спутника-рассказчика, глазами которого даны сам сыщик и действие, простого человека, с которым идентифицирует себя читатель.

Французский фильм \


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: