Фундаментальные и прикладные исследования

Теоретический уровень изучения

Натеоретическом уровне, в большинстве случаев, осуществляется анализ главных понятий, законов и категорий социологии, наиболее функционирования общества и общих проблем строения. К этому уровню принадлежат такие общенаучные способы, как функциональный и конфликтологический, а в зависимости от объекта и проблемы изучения — исторический, системный, сравнительный и др.

Эмпирический уровень изучения

Эмпирический уровень представлен разными формами конкретной статистической, документальной информации об изучаемых процессах и социальных явлениях.

Так, теоретическая социология (которую кроме этого именуют неспециализированной социологией либо макросоциологией) разглядывает общество в целом либо большие социальные общности, растолковывает закономерности их функционирования и развития, а эмпирическая социология (именуемая кроме этого микросоциологией) сфокусирована на процессах и конкретных фактах, своеобразных мотивах, целях, действиях людей.

В современной социологии отмечается тенденция к преодолению крайностей теоретизма и эмпиризма, и все большее распространение приобретают теории «среднего уровня», каковые разглядывают отдельные социальные системы, к примеру университеты семьи, социализации, религии, права, политики, экономики и т.д. Тут теоретический и эмпирический уровни будут в состоянии довольно сбалансированного сотрудничества.

Фундаментальные и прикладные изучения

В соответствии с поставленными целями и выдвинутыми задачами изучения подразделяют на фундаментальные и прикладные.

Фундаментальные (илиакадемические) изучения в большинстве случаев проводятся с научными целями: для пополнения знаний о дисциплине, лучшего понимания социальных процессов, объяснения социального поведения, опровержения либо подтверждения той либо другой теории. В большинстве случаев, в фундаментальных изучениях теоретический уровень социологического познания превалирует над эмпирической составляющей.

Прикладные изучения имеют практические цели — их результаты предназначены для яркого применения в практике социальной работы, образования, трудовых взаимоотношений, городского планирования, социальной политики. Они смогут быть оформлены в виде конкретных предложений, советов, рекомендаций либо данных, нужных для принятия и подготовки управленческих ответов.

В зависимости от глубины количественного и качественного анализа предмета изучения, сложности и масштабности решаемых в его ходе задач различают три вида социологического изучения — разведывательное, описательное и аналитическое.

Разведывательное изучение (пробное, пилотное, пилотажное, зондажное) — наименее сложный вид анализа, решающий ограниченные по собственному содержанию задачи. Изучение этого вида охватывает, в большинстве случаев, маленькие общности, основывается на простом инструментарии и упрощённой программе (анкеты, бланк-интервью и т.д.) и употребляется в качестве предварительного этапа перед глубоким и масштабным изучением избранного процесса либо явления. Потребность в нем появляется в тех случаях, в то время, когда предмет изучений относится к числу мало либо по большому счету не изученных еще неприятностей. В частности, этот вид изучения довольно часто используется для получения первичной информации о объекте и предмете, задач и уточнения гипотез, выбора инструментария, определения границ обследуемой совокупности в последующем, более углубленном и крупномасштабном изучении, и для обнаружения вероятных сложностей, с которыми может столкнуться исследователь на протяжении его проведения. Решая перечисленные задачи, разведывательное изучение является поставщиком своевременных данных.

Экспресс-опрос есть разновидностью разведывательного изучения и проводится с целыо стремительного получения отдельных сведений, сейчас особенно интересующих исследователя. Экспресс-опросы в большинстве случаев нацелены на обнаружение отношения общества к фактам и актуальным событиям (зондаж публичного мнения), и на выяснение эффективности сравнительно не так давно совершённых действий. Часто к таким опросам прибегают для возможных результатов и оценки хода избирательных кампаний, обнаружения мнения людей довольно планируемых мероприятий и акций.

Описательное (дескриптивное) изучение есть более сложным видом анализа и предполагает получение таких эмпирических сведений, каковые смогут дать довольно целостное представление об изучаемом его элементах и явлении. Осмысление, учет таковой информации разрешают глубже разбираться в обстановке, с научных позиций обеспечить возможность выбора действенных средств, методов и форм управления теми либо иными публичными процессами. Проведение описательного изучения требует полной, детально созданной программы и методически апробированного инструментария. Его надежная методологическая и методическая оснащенность делает вероятной классификацию элементов исследуемого объекта по тем чертям, каковые выделены в качестве значительных.

Данный вид изучения в большинстве случаев используется, в то время, когда объектом анализа выступает довольно громадная общность людей с разнообразными чертями, к примеру коллектив большого предприятия, в котором трудятся люди различных возрастных категорий и профессий, имеющие разный стаж работы, уровень образования, домашнее положение и т.д., либо население города, района, области, региона. В таких обстановках выделение в структуре объекта довольно однородных групп разрешает осуществить поочередную оценку, сопоставление и сравнение интересующих исследователя черт, помимо этого, распознать наличие либо отсутствие связей между ними.

Аналитическое изучение — самый углубленный вид социологического анализа, ставящий собственной целью не только описание структурных элементов изучаемого явления, но и выяснение обстоятельств, каковые лежат в его основе и обусловливают темперамент, распространенность, остроту и другие характерные этому явлению черты. Данный сверхсложный вид изучения в силу собственного назначения имеет особенно громадную научно-практическую и теоретическую сокровище.

В случае если в описательном изучении устанавливается факт связи черт изучаемого явления, то в аналитическом изучении узнается, носит ли найденная сообщение причинный темперамент. К примеру, в случае если при описательном виде изучается наличие связи между удовлетворенностью работников содержанием делаемого труда и его производительностью, то при аналитическом узнается, есть ли удовлетворенность содержанием труда главным причиной, определяющим уровень его производительности.

Потому, что действительность производственной и публичной судьбе такова, что выделить в «чистом виде» для изучения какой-либо один фактор, определяющий черты данной жизни, фактически нереально, то в каждом аналитическом изучении изучается совокупность факторов. Из нее потом выделяются факторы главные и второстепенные, временные и постоянные, управляемые и неуправляемые, контролируемые и неконтролируемые и т.д.

Подготовка аналитического изучения требует больших средств, времени, шепетильно созданной инструментария и программы. Часто при помощи зондажа либо описательного изучения собирают те сведения, каковые дают предварительное представление об отдельных сторонах изучаемого предмета и объекта, разрешают выбрать оптимальные дороги предстоящего их анализа. Аналитическое изучение носит комплексный темперамент. В нем, дополняя друг друга, смогут использоваться разные формы опроса, анализа документов, наблюдения. Конечно, это требует от исследователей умения взаимоувязывать, «стыковать» данные, взятую по различным каналам.

Социальный опыт можно считать независимой разновидностью аналитического изучения. Его проведение предполагает создание экспериментальной обстановке методом трансформации (в той либо другой степени) простых условий функционирования исследуемого объекта. На протяжении опыта особенное внимание уделяется изучению «поведения» тех включенных в экспериментальную обстановку факторов, каковые придают данному объекту свойства и новые черты. Это особенно необходимо помнить тогда, в то время, когда речь заходит о внедрении стимулирования форм труда и новых организации, организации публичной и повседневной судьбе людей, т.е. о вопросах, затрагивающих индивидуальные, коллективные и публичные интересы. Их глубокое изучение требует, само собой разумеется, предварительной экспериментальной проверки, дабы избежать непредвиденных последствий и случайностей и, следовательно, с научной обоснованностью внедрять в практику методы управления и новые формы.

В зависимости от того, изучается ли интересующий исследователя предмет в статике либо в динамике, смогут быть выделены еще два вида социологического изучения — точечное и повторное.

Точечное изучение (его кроме этого именуют разовым) дает ин- формацию о состоянии объекта анализа, количественных чертях какого-либо явления либо процесса в момент его изучения. Такая информация в определенном смысле возможно названа статической, потому, что отражает как бы моментальный «срез» количественных черт объекта, но не дает ответа на вопрос о тенденциях его трансформации во времени.

Повторными именуются пара изучений, каковые проводятся последовательно через определенные промежутки времени и разрешают получить информацию, отражающие изменение объекта. Подобные изучения осуществляются на инструментарии и единой программе. По сути повторное изучение является средством сравнительного социологического анализа, направленное на обнаружение динамики развития изучаемого объекта.

Лонгитюдные изучения (в противном случае называемыемониторингом) относят к повторным и выполняют в течение долгого времени, систематично и через заданный временной отрезок (такова, к примеру, перепись населения).

Панельное изучение — особенный вид повторного изучения. В случае если при помощи простого повторного изучения может изучаться, к примеру, эффективность воспитания в коллективе независимо оттого, как изменился его состав за период между начальным и повторным этапами изучения, то панельное изучение предусматривает неоднократное изучение одних и тех же лиц через заданные промежутки времени. Исходя из этого для панельных изучений целесообразно выполнять такие промежутки, каковые разрешают сохранять стабильность исследуемой совокупности по ее численности и составу. Эти изучения разрешают обновлять и обогащать содержание, позволяют накапливать данные, отражающую направление развития.

III Интернациональная конференция «Фундаментальные и прикладные изучения молодых ученых»


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: