Фундаментальные механизмы медитации

Технической стороне медитативных практик достаточно легко обучиться. Но они ни при каких обстоятельствах не дадут результатов, в случае если лишь ими не заниматься систематично и с полной самоотдачей. Как это ни безрадосно, многие люди считают, что с целью достижения состояния медитации нужно забивать себе голову множеством различных способов, ни одним из которых они не занимаются действительно. В следствии они не получают ничего. В эту ловушку легко попасть, потому, что мы привыкли верить, что результаты достигаются методом обучения. Другими словами, мы верим, что чем больше фактов накапливается у нас в голове, тем умнее мы становимся. Быть может, в интеллектуальном замысле это частично правильно, но это полностью неверно в том, что касается медитативных практик, а по существу и йоги в целом. Человек может практически ничего не знать на интеллектуальном уровне, но, зная одну медитативную технику и практикуя ее с полной самоотдачей, он может испытать радость познания медитации. Успех не зависит от фактического знания. в течении всей истории имеется множество примеров как необразованных, так и высоко образованных людей, каковые достигали высочайших состояний медитации. Все мы — богатые и бедные, простые люди и интеллигенты, юные и ветхие, мужчины и дамы — имеем доступ к потенциальным возможностям ума. Основное, что необходимо чтобы погружаться в глубины ума и постигать его потенциальные возможности, — это практика и сильное желание. Лишь так возможно испытать трансцендентальное знание и блаженство медитации.

Как мы уже упоминали, имеется два основных способа достижения состояния медитации: пассивный и деятельный. Активные способы употребляются в повседневной судьбе, в то время, когда человек ходит, говорит, ест и делает повседневные обязанности. Это область карма-йоги и бхакти йоги. В этом случае цель пребывает в том, дабы быть в состоянии медитации, в один момент деятельно участвуя в делах внешнего мира. Это не свидетельствует, что все действия выполняются безразлично, либо что человек расхаживает в состоянии сна. Вовсе не так. Человек будет делать собственные действия с значительно громадным энтузиазмом, более действенно и энергично.

Как раз пассивные способы достижения состояния медитации в большинстве случаев именуются медитативными практиками. Это способы раджа йоги. В этом случае каждый день выделяется определенное время только для целей интроспекции. Подобные способы также будут вести к происхождению состояния медитации вне периода времени, конкретно посвящаемого практике. Иными словами, состояние медитации переносится в повседневную судьбу. Тут мы будем обсуждать как раз эту разновидность пассивной практики.

В конечном итоге, само слово «пассивная» ошибочно, потому, что пассивным и неподвижным остается лишь тело. Внутренне может происходить бурная активность на сознательном уровне. Независимо от вашего жажды, она возможно самопроизвольной либо преднамеренной. У некоторых людей данный процесс происходит машинально. Глядя на человека, практикующего пассивные медитативные техники, многие смогут поразмыслить, что он спит либо утратил сознание. Такое возможно, но при верном исполнении практик это не имеет ничего общего с настоящим состоянием дел.

Первый ход пребывает в преодолении физических отвлекающих факторов. Практически всем людей тяжело сидеть в одной позе продолжительнее, чем пара мин., не испытывая боли либо жажды почесаться. Это заставляет осознание всецело обращаться вовне — совсем противоположно тому, что требуется, потому, что цель пребывает в том, дабы направить осознание вовнутрь, на работу ума.

Следующий ход — попытаться достигнуть расслабления и спокойствия ума. У многих людей ум подобен бурному морю. Перед тем как мы сможем разглядеть что-либо под поверхностью, необходимо сперва успокоить хаотичные волны. Это достигается при помощи осознания. Иными словами, мы стараемся осознавать объект, знак либо процесс мышления. Это требует практики, но со временем делается вероятно сосредоточивать осознания на чем-то одном, всецело кроме все другое. Это однонаправленное внимание разрешает осознанию попадать на разные уровни ума. Тупая стрела не поразит мишень, в то время как острая и прекрасно нацеленная точно пронзит яблочко. Это точечное осознание служит транспортным средствам в путешествии в глубины ума. Оно — легко средство успехи цели. Помимо этого, оно не дает медитирующему впасть в бессознательное состояние. В то время, когда человек умственно и физически расслабляется и пробует делать медитативные практики, он весьма легко может соскользнуть в состояние сна. Точечное сосредоточение всегда напоминает нам об осознании. В карма-йоге таким транспортным средствам помогает напряженная, сосредоточенная работа, в бхакти йоге — безусловная преданность человеку либо какому-то одному объекту, а в джняна йоге — всепоглощающий поиск.

Многие люди чересчур стараются сосредоточиться, дабы медитировать. Но сосредоточение не происходит легко либо спонтанно, в случае если ум в смятении. Исходя из этого, стараясь достигнуть сосредоточения, они напрягаются; вместо того, дабы стать спокойными и расслабленными, они, по сути дела, создают еше громадную напряженность. В этих событиях нереально медитировать. По данной причине мы не рекомендуем практикующим применять интенсивное сосредоточение. Вместо этого, мы просим их как возможно лучше осознавать объект либо мысленный процесс. Другими словами, в случае если ум склонен блуждать, не боритесь с ним — разрешите ему блуждать, но осознавайте объект либо мысленный процесс. Так, вы достигнете не только однонаправленности внимания, но и состояния умственного и физического расслабления.

В качестве объекта сосредоточения возможно применять множество вещей. Не имеет значение что это, коль не так долго осталось ждать данный объект способен легко удерживать ваше внимание. Вот пара самый распространенных объектов: процесс дыхания; мантры, к примеру, АУМ; изображение либо мысленный образ великого мудреца либо гуру; кончик носа; разные части тела либо любой знак, что вас завлекает. В одной особенно хорошей практике употребляется осознание самого процесса мышления. Не забывайте, что всё это лишь средства, каковые ведут к медитации, а не сама медитация.

Мы только кратко обрисовали фундаментальный механизм пассивных медитативных практик. Это описание было весьма неспециализированным, без каких-либо подробностей, потому, что фактически все конкретные практики соответствуют этому главному способу либо структуре. Отечественный ум на всех собственных различных уровнях всегда пребывает в состоянии болтовни. В большинстве случаев данный внутренний беспорядок, наровне с чрезмерно экстравертным образом судьбы, не дает нам посмотреть в личный ум. Медитация — это способ раздвинуть завесы ума и пробраться взором вовнутрь. Мы не могут сказать о самой медитации и можем обсуждать только практики, ведущие к ней. Большая часть людей иногда испытывают состояние эмоционального смятения. Это важная помеха для медитации. Так тяжело в достаточной степени расслабиться и достигнуть однонаправленности внимания, кроме того в то время, когда мы одни. Нас всегда одолевают заботы, неприязнь, ревность и многие другие эмоциональные возмущения, а их нельзя преодолеть за один раз. Нужно время. Медитативные практики окажут помощь достигнуть данной цели, но мы честно рекомендуем практикующему помнить все, что мы ранее говорили о расслаблении (1).

Медитативные практики являются красивый способ противостояния проблемам, другим возмущениям и конфликтам, таящимся в в большинстве случаев недостижимых уголках ума. В то время, когда мы открыто видимся с этими отрицательными качествами собственного ума, они машинально уменьшаются. Любой человек может стать своим психотерапевтом и собственным психиатром. Все эти неприятности неспешно исчезают, и жизнь неспешно делается выражением счастья и радости. Наша жизнь преображается.

Весьма легко может создаться неправильное представление о медитации и медитативных практиках. Любой человек может познать радость медитации, но это требует определённых упрочнений. Было бы очень страно, если бы человек начал медитировать с первой попытки. Практически, мы ни при каких обстоятельствах не слышали, дабы такое происходило. Для этого требуются регулярная, время и серьёзная практика. Нужное время зависит от конкретного человека, его неприятностей, его способности к самоотдаче и других факторов. Но все усилия оправданы, причем в намного большей степени, чем что-либо второе, что вы, быть может, делали в собственной жизни. Исходя из этого не сохраняйте надежду, что вы срочно достигнете медитации, а настойчиво продолжайте занятия.

Все мы склонны скептически относиться к тому, чего мы не испытали на своем опыте. Так мы устроены. В отношении медитации испытывать недоверие и скепсис значительно легче, чем при многих вторых концепций, потому, что она представляет собой что-то неуловимое и не поддающееся описанию. Кроме того создатель этих строчков был настроен очень скептически, в то время, когда его в первый раз познакомили с возможностями медитации. Ему было тяжело постичь, как «легко закрыв глаза» возможно добиться чего-то, не считая сна. Само собой разумеется, это естественная реакция. Только при помощи личного опыта возможно медлительно, но правильно, преодолевать таковой простой подход и сопровождающие его сомнения. Более того, мы подчёркиваем, что возможно прочесть многие тома, посвященные медитации, и так же, как и прежде не верить в ее существование. Лишь персональный опыт медитации, даже в том случае, если это всего лишь ее не сильный проблеск, может вынудить нас понять силу, радость и знание, каковые принадлежат нам от рождения.

Примечания

1. «наука и Искусство расслабления»

Том I; урок 1; тема 5. ,

«Причина напряженности»

Том 1; урок 2; тема 7.

«Расслабление — шавасана (часть 2)»

Том I; урок 2; тема 8.

Тема 5

Cотворение мира. Фундаментальная философия


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: