Функции истории экономических учений

Тема 1

МЕТОД и ПРЕДМЕТ

ИСТОРИИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ

Предмет истории экономических учений.

Способы изучения.

Функции истории экономических учений.

1.4. Значение политической экономии и её истории.

Вопрос о методе и предмете любой науки – это вопрос методики. В случае если имеется предмет изучения, что отличается от предметов вторых наук, – имеется наука; нет своеобразного предмета изучения – нет и науки.

Предмет истории экономических учений

Мышление – это отличительное свойство человека, это отражение явлений и процессов объективного мира в понятиях, суждениях, теориях и т.п. Экономическое мышление – одна из форм мышления об обществе. Экономически мыслить человек начинает на ранних этапах собственного развития. Но долгое время процесс экономического мышления не осознается человеком. Экономическое сознание – продукт развития общества.

В то время, когда экономические мысли начинают отображать социальные интересы, формируется экономическое учение. А в то время, когда экономические учения формулируют метод и предмет изучения, появляется экономическая наука. Первой экономической наукой есть политическая экономия. Она сформировалась в начале XVII столетия, в то время, когда предметом экономического анализа стало достаток, его формы и методы накопления.

Автором термина «политическая экономия» есть французский экономист Антуан Монкретьен. В его работе «Трактат политической экономии» (1615) в первый раз использовано понятие «политическая экономия». Оно складывается из трех древнегреческих слов «oikos» – хозяйство, «nomos» – закон и «politika» – национальные либо публичные дела. Так, первоначально политическая экономия была наукой о законах хозяйствования и о национальной политике, которая базировалась на этих законах.

На базе политической экономии сформировался комплекс функциональных (финансы, бухгалтерский учёт) и отраслевых (экономика индустрии, строительства, сельского хозяйства, транспорта и т.д.) экономических наук. Любая из них имеет собственную историю. Но все экономические науки имеют неспециализированную базу – политическую экономию. Историю экономической науки в целом изучает история экономических учений.

Предметом истории экономических учений есть процесс происхождения, развития, смены и борьбы совокупностей экономических идей и взглядов разных публичных классов, социальных слоёв населения в разных странах на различных стадиях их существования и становления.

Основной составной частью истории экономических учений есть история политической экономии.

Способы изучения

Каждая наука исследует собственный предмет посредством определенных способов. Совокупность экономических взоров, публичное отношение не поддаются физическим, химическим, биологическим способам анализа. Способ, благодаря которому обществоведческие науки изучают собственный предмет, сформировался в следствии продолжительной истории и есть общефилософским способом познания.

Основополагающим способом истории экономических учений имеется неспециализированный способ познания – исторический, диалектический, материалистический подход к анализу экономической теории. Данный способ есть одним из важнейших достижений науки.

Исторический подход к анализу процессов и явлений пребывает в том, дабы изучить явление в его развитии – от происхождения до смерти либо перерождения в другие формы. Исторический подход предполагает выяснение причин и условий происхождения явления, факторов его развития, обстоятельств исчезновения.

Диалектический способ познания (от греч. dialektika – спор, беседа) близок к историческому. Но не считая изучения явления в развитии он предполагает обнаружение внутреннего несоответствия в явлении и разглядывает несоответствие как фактор и условие развития.

Материалистический подход основан на признании единства материального и духовного (сознания и материи). Но сознание рассматривается как отражение материального мира, как продукт его развития. Материалистический подход пребывает в признании познаваемости материального мира, природы.

Способ научной абстракции – способ углубленного познания действительности. Абстрагирование разрешает выделить обычное, постоянное, сущность явления, сформулировать категории и законы науки, каковые высказывают её сущность.

Абстракция неосуществима без синтеза и анализа

Способ анализа и синтезасостоит в изучении сперва отдельных сторон явления, а позже в изучении явления в совокупности его сторон. По сути это способ восхождения от несложного к сложному.

В совокупности способов одно из главных мест занимает единство количественного и качественного анализа. Развитие количественной стороны явлений ведет к происхождению нового качества.

Все перечисленные элементы способа познания предполагают и эмпирический(от греч. empeіria – опыт) способ, другими словами накопление фактов.

И, само собой разумеется ж, с развитием математики и внедрением её в экономику все активнее употребляются способы матанализа.

Эмпирические, статистические, математические способы играют роль запасных инструментов общего способа познания.

направляться обратить внимание на принцип системного (структурно-функционального) анализа. Он вытекает из всего сообщённого: истину возможно взять только как системное знание. С системным анализом тесно связан способ синергетики (от греч. synergos – действующий совместно). Приверженцы этого способа утверждают, что совокупное воздействие факторов усиливает процесс развития экономических совокупностей.

Функции истории экономических учений

Любая наука выполняетследующие функции: познавательную, образовательную, теоретическую (методологическую), практическую и воспитательную. Социальные науки, какой есть история экономических учений, делают ещё и идеологическую функцию.

Познавательную функцию делают все науки. Каким бы не был предмет той либо другой науки, она, в первую очередь, предоставляет данные о проблемах, каковые рассматриваются, вооружает более либо менее точными знаниями об исследуемом предмете и в этом понимании для каждого человека играет роль увеличения образования. Как раз исходя из этого познавательную и образовательную функции любой науки направляться разглядывать в единстве.

Теоретическая (методологическая) функция содержится в систематизации знаний о том либо другом «фрагменте» действительности, в разработке приёмов и принципов изучения, каковые употребляются в любой науке, в будущем развитии науки.

Очевидно, грамотный человек отличается определённой культурой мышления, широким кругозором, определённым типом поведения. В этом проявляется воспитательная функция науки.

Сложнее осознать идеологическую функцию. Идеология (от греч. idea – взор, мысль и logos – слово, учение) – это совокупность идей и взглядов, в которой осмысливается и оценивается отношение людей к действительности. Потому, что разные социальные слои общества отличаются не только уровнем их материального благосостояния, но и имеют разные экономические интересы, постольку их цели, экономические идеи и взгляды различаются. Соответственно, что постоянно будет существовать борьба идей. И побеждать будет та, которая в основном соответствует объективной действительности.

В нашей жизни отечественного общества, в условиях становления разных форм собственности мы реально замечаем остроту идеологической борьбы.

От идеологической функции науки направляться отличать идеологизацию – преднамеренное противопоставление какой-нибудь одной совокупности взоров (теории), как единственно верной довольно всех других. Идеологизация может привести к деформации совокупности.

Практическая функция направлена на разработку рекомендаций в области экономической политики. Практическая функция политической экономии реализуется в высшей степени действенно, в случае если идеология научна. Лишь это может обеспечить поступательное развитие общества.

Введение в экономику. Предмет экономики. Лекция Института LBK 1/2


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: