Функции массовой коммуникации

По поводу функций массовой коммуникации мнения ученых расходятся. Главное различие сводится к степени детализации функций. В 1948 г. американским ученым ГЛассуэллом были выделены три функции: 1) обозрение окружающего мира, что возможно трактовать как информационную функцию; 2) корреляция с социальными структурами общества, что возможно толковать как действие на его познание и общество через обратную сообщение; 3) передача культурного наследия, что возможно осознавать как познавательно-культурологическую функцию, функцию преемственности культур. В 1960 г. американский исследователь К.Райт добавил еще одну функцию — развлекательную. В начале 80-х годов эксперт по массовой коммуникации Амстердамского университета Мак-Квейл прокомментировал эти функции и внес предложение еще одну функцию, так именуемую мобилизующую, имея в виду своеобразные задачи , каковые делает массовая коммуникация на протяжении разшнюос (???) компаний, чаще — политических, реже — религиозных. По-видимому, эта функция, которую возможно квалифицировать как регулирующую либо управляющую, получает силу и в отечественном обществе.

В отечественной психолингвистике выделяются четыре функции, обычные для радио- и телевизионного общения: 1) оптимизация деятельности общества за счет ориентации на социальное общение, разрешающее поменять коллективную (совместную) деятельность; 2) функция контакта, которая играет роль в формировании группового сознания; 3) функция социального контроля через применение социальных норм, этических и эстетических требований; 4) функция социализации личности — воспитательная функция привития личности тех линия, каковые желательны для общества (Леонтьев АА. 1974. С. 46-48).

Информационная функция содержится в предоставлении массовому читателю, зрителю и слушателю актуальной информации о самых разных сферах деятельности — рабочий, научно-технической, политической, юридической, медицинской и т.п. Приобретая громадный количество информации, люди не только расширяют собственные познавательные возможности, но и увеличивают собственный творческий потенциал. Знание информации позволяет прогнозировать собственные действия, экономит время. Наряду с этим заметно улучшается мотивация к совместным действиям. В этом смысле эта функция содействует оптимизации нужной деятельности индивида и общества.

Регулирующая функция имеет широкий диапазон действия на массовую аудиторию, начиная с установления контактов, заканчивая контролем над обществом. В данной функции массовая коммуникация воздействует на формирование личности и общественного сознания группы, на формирование публичного мнения и создание социальных стереотипов. Тут же кроются возможности манипулировать и руководить публичным сознанием, практически осуществлять функцию социального контроля. При определенных условиях эта функция помогает целям .

Получатель информации имеет возможность сравнивать разные социальные обстановки, каковые комментируются СМИ или с хорошей, или с негативной оценкой. Люди, в большинстве случаев, принимают те социальные нормы поведения, этические требования, эстетические правила, каковые убедительно пропагандируются СМИ как хороший стереотип образа судьбы, стиля одежды, формы общения и т.п. Так происходит социализация индивида в соответствии с нормами, желательными для общества в этот исторический период.

Культурологическая функция делает не только собственную главную познавательную задачу — ознакомление с достижениями искусства и культуры, она содействует осознанию обществом необходимости преемственности культуры, сохранения культурных традиций. При помощи СМИ люди знакомятся с изюминками разных субкультур и культур. Это развивает эстетический вкус, содействует согласию, снятию социальной напряженности, в конечном итоге, содействует интеграции общества.

С данной функцией связано понятие массовой культуры, отношение к которой в плане ее социальной ценности неоднозначно. С одной стороны, рвение познакомить широкие веса с достижениями мирового мастерства, новыми тенденциями и направлениями есть несомненной заслугой СМИ.

Иначе, низкий художественный уровень развлекательных программ, неограниченные возможности их тиражирования воспитывают плохой вкус у потребителей массовой культуры.

С учетом вышеприведенных основных функций и характеристик массовой коммуникации ее социальная сущность сводится к тому, что это — замечательное средство действия на общество с целью оптимизации его деятельности, интеграции общества и социализации индивида.

Что такое средства массовой коммуникации?


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: