Функции межличностного конфликта

К конструктивным функциям относят:

а) познавательную (появление конфликта выступает как симптом неблагополучных проявления и отношений появившихся противоречий);

б) функцию развития (конфликт есть ответственным источником развития его совершенствования и участников процесса сотрудничества);

в) инструментальную (конфликт выступает как инструмент разрешения противоречий);

г) перестроечную (конфликт снимает факторы, подтачивающие существующие межличностные сотрудничества, содействует формированию согласия между участниками).

Деструктивные функции конфликта связаны с:

а) разрушением существующей совместной деятельности;

б) ухудшением либо развалом взаимоотношений;

в) негативным самочувствием участников;

г) низкой эффективностью предстоящего сотрудничества и др.

Виды межличностных распрей:

1. По направленности:

горизонтальные – участники не подчиняются друг другу

вертикальные – участники находятся в подчинении между собой

смешанные – где имеется обе составляющие (организация)

2. По значению:

конструктивные (созидательные) — оппоненты не выходят за рамки этических норм, деловых взаимоотношений, разумных доводов, ведет к формированию взаимоотношений между людьми;

деструктивные (разрушительные) — одна из сторон жёстко настаивает на собственной позиции и игнорирует вторую, одна из сторон прибегает к осуждаемым способам борьбы

3. По характеру обстоятельств:

объективные

субъективные (нехорошее настроение, самочувствие)

4. По сфере разрешения:

деловые

личностно-эмоциональные

5. По форме проявления:

скрытые (не хорошо осознаются людьми)

открытые (осознаются)

6. По времени протекания:

ситуативные

пролонгированные (долгие)

Обстоятельства распрей:

информация, приемлимая для одной стороны, и неприемлимая для второй (сплетни, неполная информация, неточная информация и др.);

структура — связана с существованием в организации социальных групп ( статус, права, роли, возраст и др.);

ценности – те правила, каковые мы провозглашаем либо отвергаем (идеология, религия, культура и др.);

поведение – неприемлимое для одной из сторон (эгоистическое, страшное и др.);

отношения – в большинстве случаев связаны с удовлетворением от сотрудничества между сторонами, или его отсутствием.

В зависимости от обоюдной межличностных отношений и направленности субъектов (симпатии-отвращения)

Возможно выделить пара основных обстоятельств распрей в трудовом коллективе:

* их ограниченность и Распределение ресурсов. Необходимость в них практически в любое время ведет к конфликтам, поскольку люди постоянно желают приобретать больше, а собственные индивидуальные потребности постоянно считаются более ответственными.

* Взаимозависимость задач. В том случае, если один человек (либо несколько) зависима от другого человека (либо группы) в исполнении задачи, то это всегда позволяет для разжигания конфликта. К примеру, начальник подразделения связывает низкую производительность труда подчиненных с тем, что ремонтная работа не имеет возможности как следует и скоро ремонтировать оборудование. А ремонтники, жалуются на дефицит экспертов и винят отдел кадров.

* Различия в целях. Чем больше организация, тем больше специальных подразделений, тем более разны цели ее работников.

* Различия в методах оценки деятельности и достижения целей друг друга. Частенько исполнители и руководители смогут иметь разные мнения на методы достижения неспециализированных целей кроме того в то время, когда отсутствуют несоответствия заинтересованностей. Наряду с этим любой из них уверен в том, что его ответ лучше, и это есть основанием для конфликта.

* Неудовлетворительные коммуникации. Неточная либо неполная информация либо ее отсутствие.

* Напряженные межличностные отношения.

* Социальное неравенство, рвение к власти.

* Несовершенство людской психики проявляется в чрезмерных чувствах (зависти, неприязни, злорадстве, расовой розни и т.д. каковые искажают взаимоотношения и затрудняют согласие людей).

* Различие в психотерапевтических изюминках. Любой человек владеет определенными личностными изюминками: совершенствами, темпераментом, характером, установками, мотивом, потребностями, мировоззрениями, привычками и т.д. Любой человек неповторим и необычен. Время от времени отличия участников совместной деятельности бывают так громадны, что очень сильно мешают ее осуществлению и увеличивают возможность происхождения распрей. Это говорит о психотерапевтической несовместимости людей.

Обобщая все вышеназванные обстоятельства распрей, возможно выделить их главный источник — несовместимость целей, жажд, претензий и интересов противоборствующих сторон, поскольку потребности людей громадны и всегда растут, тогда как возможности для их удовлетворения ограничены. Не просто так, чем беднее общество и дефицитнее жизненные блага, тем более остро в нем появляются конфликты между социальными группами и индивидами.

«Конфликт несет в себе хорошие функции…»


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: