Функции социологического знания

Термин функцияв социологии подразумевает:

  • назначение элемента совокупности по отношению к ней как к целостности;
  • зависимость, при которой трансформации в одной части совокупности выясняются зависимыми от трансформаций в второй ее части, либо от трансформации совокупности в целом.

Социология делает последовательность своеобразных функций. О.Конт показывал, что социология способна лишь отражать, обрисовывать существующее общество, Т.е. расширять представление о нем. Данной точки зрения придерживаются многие ученые и на данный момент. В отличие от О.Конта, Э. Дюркгейм думал, что социология обязана не только обрисовывать и разбирать публичные явления, прогнозировать предстоящее развитие общества, вместе с тем обязана давать конкретные советы по его совершенствованию.

В. А. Ядов отмечал, что «в качестве независимой отрасли знания социология реализует все свойственные публичной науке функции: теоретико-познавательную, описательную и прогностическую, фактически- преобразовательную, мировоззренческую и просветительскую. Ее главные прикладные функции пребывают в объективном анализе социальной действительности: познании глубинных закономерностей социальных процессов и правдивом описании феноменологии социальной судьбе, Т.е. представлении обществу точной информации о его состоянии как настоящем положении социального субъекта с его особенными и разнообразными заинтересованностями, взорами, мнениями, заблуждениями и иллюзиями, надеждами и чаяниями».

На данный момент употребляются способы классификаций и различные критерии функций социологии. К примеру, А. Г. Здравомыслов выделяет 4 функции: теоретическую, идеологическую, критическую и инструментальную. Г. П. Давидюк отмечает 9 функций: теоретическую, описательную, информационную, прогностическую, идеологическую, критическую, управленческую, образовательную и организационную. Согласно точки зрения Ж. Т. Тощенко, социология как публичная наука делает теоретик о- познавательную и управленческую функции, каковые со своей стороны смогут образовывать производные функции, зависимые от первых двух: мировоззренческую, просветительную, прогностическую, профилактическую, практическую. Э. В. Тадевосян, подчеркивая, что социология делает многообразные функции, считает, что в общем виде их целесообразно поделить на три главные: теоретико- познавательную, практически-политическую и идейно-воспитательную. Наряду с этим данное разграничение не должно быть чрезмерно твёрдым, не должно исключать взаимовлияние и взаимосвязь указанных функций. А. Н. Елсуков уверен в том, что социология делает 4 главные функции — гносеологическую (в т.ч. и критическую), прогностическую, праксеологическую, идеологическую.

Познавательная функция. Она содержится в изучении, изучении, анализе социальной действительности, которая выступает в виде одного либо целой группы взаимосвязанных факторов. Эта функция направлена на “производство” новых социологических знаний. Ее реализация происходит на всех уровнях социологического знания, поскольку общество — сложная совокупность и его нереально познать, изучить, проводя синтез и накопление лишь теоретических знаний фундаментальной социологии. В конечном счете познавательная функция есть кроме этого базой для осуществления вторых функций.

Описательная функция содержится в описании, систематизации, накоплении взятого исследователями материала в виде разных научных отчетов, статей, книг. Они отражают настоящую картину изучаемого социального объекта. Конечно, эта работа требует от исследователя высокой нравственной порядочности и чистоты, поскольку на базе взятых материалов делаются практические выводы и они будут выступать источником замера, отсчета, сравнения для будущих поколений.

Прогностическая функция. Эта функция играется очень ключевую роль. Результаты социологических изучений дают конкретную данные, нужную для осуществления сознательного управления и социального контроля социальными процессами в обществе. Она выражается в том, что дает научно обоснованные прогнозы развития как всего общества, так и его структур и отдельных сфер, что выступает теоретической базой для построения перспективных замыслов их развития.

Критическая функция. На Западе эта функция выделена в форме необычного направления — социальной критики. Благодаря ей познаваемый мир оценивается с позиций заинтересованностей личности. Приобретая объективные знания, социология имеет возможность сигнализировать о случившихся отклонениях в развитии общества, способные привести к каким-либо негативным последствиям и социальным явлениям.

Социология, делая эту функцию, дифференцированно подходит к действительности. С одной стороны, она показывает, что необходимо и возможно сохранить, развить, упрочить, поскольку не всегда все нужно перестраивать, поменять и т.д. С другой — говорит о том, что вправду нужно радикально поменять.

Идеологическая функция. Наличие данной функции обусловлено рядом событий. Не смотря на то, что ученый-социолог и заинтересован в том, чтобы получить максимально правильную и объективную данные об изучаемом явлении, все же результаты не всегда свободны от политической оценки. Выбор темы изучения, разработка задач, техника проведения изучения, интерпретация взятых результатов часто определяются его социально-политической позицией и зависят от его политических интересов и ценностных ориентаций.

Из вышеизложенного возможно сделать вывод, что социология как наука имеет многоаспектное, многоцелевое назначение и делает многообразные функции.

Социология как наука. функции и Предмет социологии. Общество, политика и социология. Урок 29


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: