Функциональная группа социологических доминант коммуникации

Выделению категорий предшествует обоснование функций социальной коммуникации — неприятность, которая решается далеко не конкретно.

В широком понимании функция (лат. functio выполнение, совершение) — это роль либо назначение любого элемента, каковые он делает как компонент совокупности. В каждой науке функция приобретает собственный определение, на базе которого выделяются главные, специализированные функции и частные.

В социологии функция понимается как зависимость между социальными процессами, высказываемая в функциональной зависимости переменных, и как социальное воздействие, которое регулируется определенными нормами и контролируется социальными университетами.

Главными функциями коммуникации как социально обусловленного процесса являются сотрудничество коммуникантов и действие на них с определенной целью. Постоянными факторами являются содержательные категории, переменными — условия, в которых актуализируется коммуникативные средства и коммуникация разных уровней.

Социальная коммуникация основывается на трех главных базисных функциях обшей коммуникации — информационной, прагматической и экспрессивной. При анализе разных уровней коммуникации стало известно, что в рамках этих базисных функций выделяются специализированные функции и частные, каковые актуализируются при помощи разнообразных коммуникативных средств. Кое-какие из них, к примеру, показывающая и репрезентативная функции социально значимы лишь при определенных условиях — в то время, когда они социально ориентированы либо передают социально значимую данные. Другие функции имеют постоянную социальную ориентацию благодаря собственной коммуникативной природе и исходя из этого интересны для социальной коммуникации. Специальные функции социальной коммуникации актуализируются в конкретных речевых актах, каковые неизменно социально ориентированы. Их возможно обобщить в следующие группы: контактоустанавливающая, функция самопрезентации, апеллятивная, побудительная, волеизъявительная, регулирующая, ритуальная и перформативная.

Контактоустанавливающая (фактическая) функция есть самая типичной для социальной коммуникации, по причине того, что от ее актуализации зависит успех коммуникативного плана. Эта функция актуализируется в устной и письменной формах коммуникации при помощи стереотипных вербальных невербальных средств и высказываний. В письменных научных текстах вводный абзац время от времени делает контактоустанавливающую функцию. Метод ее актуализации очень серьёзен, поскольку он или мотивирует предстоящий контакт с автором книги, или разрушает его. В практических советах по телевещанию и ораторскому искусству подчеркивается важность вводного высказывания либо дискурса, от которых зависит контакт с аудиторией. Именно на этом этапе коммуникации нужно выбрать такие коммуникативные средства, каковые адекватно высказывают социальную ориентацию говорящего и тональность его дискурса.

Функция самопрезентации актуализируется в обстановках, в то время, когда говорящий намеренно либо неспециально, сознательно либо бессознательно формирует собственный образ, что может соответствовать либо не соответствовать его коммуникативной роли и социальному статусу. В актуализации самопрезентации большое место занимают невербальные средства — фонационные и кинесические. Невербальные и вербальные средства благодаря собственной стратификационной и ситуативной вариативности способны передать данные о социальном статусе индивида с позиций его демографических черт, территориальной принадлежности, образовательного ценза и др. При самопрезентации проявляется и ценностная ориентация говорящего, его самооценка. При самопрезентации актуализируются разнообразные вербальные варианты: социально-дифференцированные (я тут думал, сравните: думал), социально-интегрированные (Хлопец я хоть куда!, сравните: юноша), социально-интерферированные (Мне все эти ваши ноу-хау до лампочки!).

Апеллятивная функция / функция обращения. Несмотряна кажущуюся незначительность, эта функция обусловлена четкой социальной ориентацией. Мы обращаемся по-различному к людям с различным социальным статусом, дифференцированно применяя не только формы имени, но иформулы обращения. В один момент с вербальными средствами смогут быть использованы невербальные. Являясь универсальной функцией, обращение имеет собственные особенности выражения в различных культурно-генетических ареалах. Так, в Соединенных Штатах нормой обращения не только к приятелям, но и сотрудникам есть имя, довольно часто в сокращенной форме. К сенатору США обращаются Senator независимо от того, занимает он данный пост на данный момент либо занимал его ранее. К экспрезиденту обращаются Mister, а не Ex-President. В русском культурно-генетическом ареале обращение по имени имеет большое количество социально-дифференцированных вариантов. Традиционно при обращении к старшему либо в рабочий официальной обстановке употребляется отчество. Но под влиянием американского коммуникативного стереотипа наметилась тенденция опускать отчество (до тех пор пока еще не в функции яркого обращения); ведущие радио- и телепередач довольно часто обращаются к своим сотрудникам по имени, создавая этим доверительности и неформальную ситуацию беседы.

Побудительная функция. Эта функция распадается на множество специальных функций, обусловленных коммуникативной установкой — побудить партнера выполнить какое-либо воздействие либо совершить поступок. Значительно чаще эта функция актуализируется в обиходно-бытовой сфере коммуникации при помощи эксплицитных средств выражения, каковые выбираются в зависимости от статусно-ролевых взаимоотношений коммуникантов. Но смогут быть использованы и импликационные средства, в основном фонационные. Верно выбранный тон, громкость голоса, паузы в высказывании не меньше красноречивы, чем слова, и могут служить сильным мотивирующим стимулом для реакции партнера.

Волеизъявительная функиия. По своейцеленаправленности эта функция смыкается с предыдущей, но носит неизменно эксплицитный темперамент, потому, что предполагает яркое действие со стороны индивида имеющего более большой статус либо роль (судья, начальник, хозяин и т.п.) В большинстве случаев актуализируется в речевых актах типа директива (распоряжения, распоряжения и т.п.). Отличительной чертой данной функции в плане выражения есть достаточно ограниченный выбор стереотипных высказываний. Экспрессивную функцию коммуникации наряду с этим делают невербальные средства, как бы компенсируя невыразительность вербальных средств.

Регулирующая функция занимает важное место в социальной ориентации коммуникантов, разрешая руководить такими формами коммуникации, как беседа, обсуждение контрактов и контрактов, дискуссия и т.п. Эта функция актуализируется эксплицитно, в большинстве случаев в официальных обстановках, в основном при помощи вербальных средств в стереотипных высказываниях — речевых формулах типа, Ваше время истекло! Пора завершать/затевать. В неофициальных обстановках, в особенности при межличностном общении, регулирующая функция может актуализироваться имплицитно — чтобы поощрить собеседника к высказыванию, отвлечь его внимание либо, наоборот, вернуть его к интересующему вопросу, активно применяются взор, паузы и жесты. Регулирующая функция как бы двунаправленна — на партнера и на себя. В последнем случае практически осуществляется саморегуляция, которая требует упрочнений, как каждый коммуникативный самоконтроль, осознанный и намеренный. Специфика данной функции содержится в ее динамизме, что разъясняется трансформацией обстановки, введением новой информации и т.п.

Ритуальная (волшебная) функция появилась и сформировалась как особенный вид воздействия и коммуникативного взаимодействия в ритуалах, которые связаны с официальными церемониями, религиозными обрядами, повериями и суевериями (исходя из этого ее время от времени именуют волшебной) и была устойчивой. Она выражается при помощи постоянного комплекта вербальных и невербальных средств, каковые актуализируются в стереотипных высказываниях — речевых формулах. Эта функция имеет сильно выраженную социальную ориентацию, поскольку предполагает соблюдение предписанных норм речевого поведения в соответствии с обычаю. Являясь универсальной, ритуальная функция имеет самый сильно выраженную национальную специфику в методах актуализации, обусловленных историко-культурологическими факторами развития общества, нации, этноса.

Перформативная функция (ср.-лат. Performo действую) сопряжена с ритауальной функций (время от времени их объединяют), потому, что

они связаны со установками коммуникации и стереотипными ситуациями. Своеобразными чертами перформативной функции являются сообщения информации в основном о совершаемых действиях да и то, что высказывание и совершаемое воздействие эквивалентны. К примеру, высказывания типа: Простите!, Благодарю вас!. Я обещаю, клянусь! — практически являются вербальными действиями извинения, признательности, обещания, клятвы. В случае если кто-то говорит: Я празднично клянусь!, это значит, что он связан клятвой, другими словами без высказывания нет действия. Время от времени такие высказывания именуют перформативными. Они интерпретируются конкретно, будучи жестко ограничены социальной ориентацией — коммуникативной сферой, установкой и ситуацией. Исходя из этого перформативная функция имеет свойства социального символизма.

Рассмотренные выше функции являются необходимыми для социальной коммуникации и, следовательно, относятся к социологическим доминантам. Другие коммуникативные функции так

же социально обусловлены (по собственной природе), но актуализация к социально значимых компонентов имеет факультативный темперамент, исходя из этого они не включаются в число доминант. Подчеркивая важность социологических доминант, нужно отметить и специфику их выражения коммуникативными средствами, обусловленную правилами, нормами, речевыми стереотипами, образующими в совокупности так называемый речевой этикет. Данный термин был введен в 1967 г. В.Г. Костомаровым — основателем отечественной школы лингвострановедения.

Речевой этикет — это совокупность устойчивых высказываний — речевых формул общения, предписываемых обществом в этот исторический период в соответствии с социальной ориентацией коммуникации — коммуникативной сферой, обстановкой, статусно-коммуникативной установкой и ролевыми отношениями. В конечном итоге речевой этикет обусловлен сотрудничеством социальных и коммуникативных выразительных средств и факторов коммуникации, и их вариативностью. Выбор вариантов определяется специализированными функциями и частными коммуникации, такими как знакомство, приветствие, прощание, поздравление, пожелание, просьба, согласие, отказ, сочувствие, соболезнование и т.п. В этих функциях компоненты речевого этикета (вербальные и невербальные) не информируют смысловой информации, их главным назначением есть выражение социально-оценочной информации. Самый полно речевой этикет актуализируется в дискурсе и тесно связан с его способом и регистром передачи социально-оценочной информации.

Владение речевым этикетом особенно принципиально важно на уровне межнациональной коммуникации. обязательность и Универсальность совокупности социально обусловленных коммуникативных норм дают основание поставить вопрос о возможности включения речевого этикета в число социологических доминант коммуникации в плане выражения ее содержательных категорий.

Рассмотренные категории функции и социальной коммуникации неоднородны по значимости и своей природе. Их характеристики основаны в значительной мере на социолингвистических теории и исследованиях коммуникации. Предстоящее изучение категорий в русле фактически социокоммуникативной проблематики требует предварительного изучения соотнесенности их компонентов в плане выражения и содержания.

SOSYAL MEDYA CILGINLIGI VARMISIN YOKMUSUN


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: