Функциональные подразделения предприятия

Предприятия смогут быть организованы с полным и неполным циклом производства. Предприятия с полным циклом производства имеют все службы и необходимые цехи для того чтобы изготовить сложное изделие, а на фирмах с неполным циклом производства отсутствуют кое-какие цехи, относящиеся к определенным стадиям производства. Так, машиностроительные фабрики смогут не иметь кузнечных цехов и своих литейных, а приобретать поковки и литьё по кооперации от специальных фирм.

Все хозяйства и цехи промышленного предприятия возможно поделить на цехи главного производства, обслуживающие хозяйства и вспомогательные цехи. На отдельных фирмах смогут быть подсобные и побочные цехи.

К цехам главного производства относятся цехи, изготовляющие главную продукцию предприятия. Главные цехи делятся на заготовительные (кузнечные, литейные), обрабатывающие (механический, термический, деревообрабатывающий) и сборочные (комплектация изделий).

Главными задачами главного производства являются обеспечение перемещения продукта в ходе его изготовления, организация рационального технико-технологического процесса.

Задача запасных цехов – изготовление инструментальной оснастки для производственных цехов предприятия, производство запасных частей для энергетических ресурсов и заводского оборудования. Наиболее значимыми из этих цехов являются инструментальные, ремонтные, энергетические. Количество запасных цехов и их размеры зависят от состава и масштаба производства главных цехов.

К подсобным цехам относятся, в большинстве случаев, цехи, осуществляющие обработку и добычу запасных материалов, к примеру тарный цех, изготовляющий тару для упаковки продукции.

Побочные цехи – это цехи, в которых изготавливается продукция из отходов производства или осуществляется восстановление использованных запасных материалов для потребностей производства (к примеру, цех по регенерации обтирочных материалов и отходов).

Назначение обслуживающих хозяйств – обеспечение всех звеньев предприятия разными видами обслуживания; инструментальным, ремонтным, энергетическим, транспортным, складским и т.п. Серьёзное место в производственной структуре предприятия занимают службы снабжения и прогрессивной новых технологии и подготовки изделий. Последняя включает экспериментальный цех, разные лаборатории по опробованию новых материалов, готовой продукции, технологических процессов.

Совокупность обслуживания производственного процесса имеет целью обеспечение его бесперебойного и действенного функционирования.

При усилении ориентации фирм на потребности потребителя в значительной степени расширился состав подразделений сервисного обслуживания, изучающих конъюнктуру спроса на продукцию, занимающихся комплектацией готовой продукции, снабжающих контроль и надзор за применением продукции, проводящих монтаж, гарантийный ремонт и наладку продукции у потребителя. Сервисные работы имеют нужный запас подробностей, агрегатов и узлов, разрешающих ремонтировать реализованную продукцию.

Кроме этого громадную роль на предприятии имеют подразделения социальной инфраструктуры, каковые призваны обеспечить социальное обслуживание рабочих, в первую очередь реализацию мероприятий по улучшению охраны труда, технике безопасности, медобслуживанию, организации отдыха, спорта, бытового обслуживания и т.п.

На рис. 8.1. приведена производственная структура машиностроительного предприятия.

Факторы, воздействующие на производственную структуру

Анализ, обоснование и оценка направлений совершенствования структур фирм должны проводиться с учетом условий и факторов их формирования.

Факторы, воздействующие на формирование производственной структуры предприятия, возможно поделить на пара групп.

Общеструктурные (народнохозяйственные) факторы определяют комплексность и полноту структуры предприятия. К их числу относятся: состав отраслей хозяйства, соотношение между ними, степень их дифференциации, предполагаемые скорость увеличения производительности, внешнеторговые связи и т.п. К числу отраслевых факторов относятся: широта специализации отрасли, уровень развития отраслевой науки и проектно-конструкторских работ, особенности организации снабжения и сбыта в отрасли, обеспеченность отрасли одолжениями вторых отраслей.

Региональные факторы определяют обеспеченность предприятия разными коммуникациями: газо- и водопроводами, транспортными магистралями, средствами связи и т.п.

Общеструктурные, отраслевые и региональные факторы образуют в совокупности окружающую среду функционирования фирм. Эти факторы нужно учитывать при формировании структуры предприятия.

Большое число факторов, воздействующих на инфраструктуру и производственную структуру, являются внутренними по отношению к предприятию. Среди них в большинстве случаев выделяются:

  • особенности строений, сооружений, применяемого оборудования, почвы, материалов и сырья;
  • методы и характер продукции ее изготовления;
  • ее выпуска трудоёмкость и объём продукции;
  • кооперации развития и степень специализации;
  • особенности и мощность организации транспорта;
  • оптимальные размеры подразделений, снабжающих управляемость ими с громаднейшей эффективностью;
  • специфика принимаемой рабочей силы;
  • степень развития информационных совокупностей и т.д.

При переходе фирм к рыночным условиям возрастает значение факторов, снабжающих коммерческую эффективность производственно-хозяйственной деятельности предприятия, ритмичность производства, понижение издержек.

Рис. 8. 1. Производственная структура машиностроительного предприятия

Базы менеджмента. Функциональная организационная структура.


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: