Функциональный анализ спорта

Чуть ли кто-нибудь будет без шуток отрицать то, что спорт в отечественном обществе делает разные функции. (…)

Социоэмоциональная функция спорта. Спорт имеет социоэмоционапьную функцию, которая пребывает в том, что он: а) влияет на такие явления, как напряжение, агрессия, конфликты и б) образует как бы противовес по отношению к скуке, рутине в повседневной судьбе. (…) Социоэмоциональная функция спорта выводится из структурных показателей современного общества. В этом отношении тезис гласит, что спорт может противодействовать недочёту смены событий, малым контрастам, отсутствию и скуке напряженности, в первую очередь в производственной сфере. Рациональная в отношении цели организация и рутинные производственные процессы все в меньшей степени требуют от отдельного индивида собственных, которые связаны с риском, ответов; широкая сеть страховых снабженческих учреждений и учреждений уменьшают ненадёжность и риск; функционирование таких сфер, как политика, экономика, управление, область проведения свободного времени и т.д. уменьшают личный риск, освобождают от необходимости принятия ответов. (…) В случае если задачи решаются с

определенной легкостью и в рутинных условиях, а действия стали привычными, то начинается скука. (…) В таких обстановках любой отдельный индивид пробует отыскать новый метод удовлетворения и сомостоятельно поменять имеющуюся обстановку для того; дабы испытать новизну, напряженность и смену событий. Так, поиски напряженности, смена событий, приключений и т.д. рассматриваются как главный мотив провождения свободного времени, и в первую очередь спорту приписывается функция выровнять монотонность и эмоциональную бедность отечественной повседневной жизни.

Функция социализации спорта. Спорт делает функцию социализации, закрепляя в каждом отдельном индивидууме представления о морали и вере, развивая индивидуальные черты характера. Эта функция спорта, его сокровище для формирования и воспитания характера оценивается особенно высоко. (…) Но по вопросам о том, в чем содержится значение спорта для социализации, какие конкретно своеобразные методы поведения, установки, качества и способности в спорте направляться выделить, еще нет полного согласия. Наоборот, в литературе даются различные и довольно часто противоречивые объяснения. Так, к примеру, спорту, среди других, приписываются следующие успехи социализации.

a) Спорт формирует и усиливает готовность и способность к социально-нормативному действию. Спорт рассматривается как совокупность социальных норм, ролей и правил; эти роли особенно светло и конкретно выяснены в прекрасно обозримом узкоограниченном поле действий; отклонения в поведении, нарушения правил фиксируются конкретно, в частности по твердо установленной схеме. Так, спорт есть совершенным полем для опытов в области социально-нормативных действий и тем самым воображает серьёзную возможность для социализации индивида.

b) Спорт в значительной мере содействует формированию личности, установлению серьёзных качеств. К примеру, спорт как никакое второе поле деятельности, позволяет устанавливать личные нормы и достигать их методом личного участия; в спорте всегда следует выступать против соперников чтобы одержать победу, но в один момент неизменно необходимо принимать во внимание с возможностью собственного поражения; (…) спорт принуждает к выносливости и регулярности в рвении к достижению желаемой цели.

c) В спорте формируются такие социальные методы поведения, как приспособление к требованиям группы, солидарность, кооперация, честность, т.е. обеспечивается социабильность. Спортсмен, в большинстве случаев, действует в игровом сотрудничестве с другими группами; в ситуации соревнования у него развиваются такие лично-партнерские качества, каковые, в большинстве случаев, обычны для публичной совместной судьбы.

d) Спорт рассматривается как поле деятельности, в котором смогут быть организованы когнитивные навыки. (…)

e) Спорт имеет функцию ликвидировать или сглаживать отрицательные последствия и недостатки недостаточной социализации в отечественном обществе либо в определенных группах этого общества. (…)

На первый взгляд, эти доводы в пользу хорошего значения спорта для социализации очевидны. Но (…) до сих пор отсутствуют эмпирически качественные выводы, каковые имели возможность бы подтвердить либо опровергнуть эти тезисы довольно хорошей функции спорта. (…) Исходя из этого появляется подозрение, что соответствующая хорошая оценка функции социализации спорта скорее помогает для оправдания его существования. (…)

Социально-интегративная функция спорта. Спорт владеет социально-интегративной функцией, заключающейся в том, что он объединяет личности из разных групп, наций и социальных слоёв в один коллектив, формирует осознанный коллектив и открывает возможности идентификации, пробуждает в сознании и подтверждает в конечном итоге нормы и социальные ценности, каковые существуют в обществе.

Социально-интегрирующая функция, спорта обосновывается тем, что он открывает возможность пробуждать чувство общности, товарищества, принадлежности к определенному слою и равенства личностей из различных социальных слоев, разного этнического происхождения, различных наций и т.д. Спорт может уменьшить социальную расстояние между лицами. Он объединяет различных индивидов в один групповой альянс и увеличивает шансы каждого к идентификации с коллективом. Тем самым передается не только ответственный социальный опыт, но и раскрывается возможность осознать социальные образцы поведения, культурные представления о сокровищах общества и вести себя в соответствии с этими примерами сокровищ.

Политическая функция спорта. Спорт (…) пробуждает национальные эмоции идентичности и содействует поощрению национального престижа. Эта политическая функция есть частичной областью интегрирующей функции спорта на политическом уровне. Члены общества идентифицируют себя с командой в интернациональных соревнованиях; не смотря на то, что победа есть своеобразным достижением команды, ожидают, что успех в общем приписывается всей нации.

Спорт как инструмент социальной мобильности. Спорт владеет кроме этого функцией повышать социальную мобильность и преодолевать классовые и расовые ограничения. Эту функцию делают в первую очередь те виды спорта, каковые являются опытными и тем самым гарантируют победившему игроку большой престиж и высокие доходы; особенно это имеет место в тех обществах, в которых существуют сильные этнические различия, разделение в доходах и социальные ограничения. (…) Возможность дохода в спорте открывает возможность для роста лицам из низших социальных слоев и этнически дискриминационных групп, если они имеют свойстве и смогут удачно выступать в качестве футболистов, боксеров, хоккеистов, баскетболистов и т.д. (…) В один момент спортивные успехи смогут улучшить опытные шансы на улучшение карьеры. (…)

В спорте смогут быть куплены либо закреплены способности, структура и навыки мотиваций, каковые облегчают социальный подъем в других сферах судьбы. Спортивная форма при определенных событиях может положительно оказывать влияние на производительность труда; (…) тренировки смогут приводить к рациональному применению времени и энергии; к числу таких факторов относятся и социальные методы поведения, такие, как приспособление к требованиям группы, солидарность, кооперация. (…)

Биологическая функция спорта. Считают, что спорт владеет биологической функцией, компенсируя недостаток перемещений и тем самым оказывая хорошее влияние на здоровье. (…)

В то время, когда спорту приписываются многообразные функции, то:

1) Как правило о нем говорят не дифференцированно, не смотря на то, что, несомненно, польза и качество спорта зависят от изюминок отдельных дисциплин, от его организации, его положения в публичном мире и тем самым от его популярности и от многих вторых обстоятельств, а значение и действие спорта, точно, разны в зависимости от того, тренируются ли, к примеру, систематично и продолжительное время либо время от времени посещают спортивную площадку, бассейн и т.д. либо по большому счету знают о спорте лишь с позиций телезрителя. (…)

2) В большинстве случаев, исходят из того, что спорт делает эти разные по собственной сути функции в равной степени на базе собственных «естественных» закономерностей и не учитывают наряду с этим, что функции должны быть выполнены на базе совсем своеобразной организации спорта. (…)

3) Довольно часто не учитывают, что на базе институциональной автономии спорта, успехи спорта, в большинстве случаев, остаются ограниченными самой сферой спорта и не оказывают влияния на другие «сферы существования» (…).

4) Появляется вопрос: может ли спорт по большому счету делать приписываемые ему функции? Для ответа на него редко употреблялись эмпирические изучения. Полученные эти недостаточны чтобы конкретно подтвердить либо опровергнуть тезис о той либо другой функции спорта. (…) При бессчётных выводов относительно функций спорта скорее речь заходит об узаконивании спорта и в меньшей степени об эмпирически доказуемых действиях. За такими попытками узаконивания может прятаться рвение устранить сохраняющуюся в течение долгого времени публичную недооценку спорта, дать ему публичное признание (и материальную помощь), очень подчеркивая функции и достижения спорта, каковые он может дать каждому отдельному индивидууму. (…)

Хайнеманн, К. Функции спорта / К. Хайнеманн // Хрестоматия по социологии физической спорта и культуры. — М., 2005. — Ч.2.

Вопросы

1. Какова функция спорта в сфере проведения досуга?

2. Из-за чего спорт есть средством воспитания нормативного поведения?

3. В чем сущность спорта как фактора социальной мобильности?

4. Что нужно учитывать в ходе функционального анализа спорта?

ВЕРНЫЙ СПОРТ АНАЛИЗ МАТЧА


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: