Гипертекстовые и мультимедийные информационные технологии

В настоящее время термин «гипертекст» применяют к разным объектам, называя так:

1) особый метод построения информационных систем, обеспечивающий прямой доступ к данным с сохранением логических связей между ними;

2) определенную систему представления текстовой и мультимедийной информации в виде сети связанных между собой текстовых и иных файлов;

3) особый универсальный интерфейс, отличительными чертами которого является его интерактивность и необычайная дружелюбность по отношению к пользователю.

Гипертекст нашёл широкое применение в автоматизированных обучающих курсах.

Учебные материалы, подготовленные на основе мультимедийных гипертекстовых технологий, обладают рядом очевидных преимуществ как для учителя, обеспечивающего, направляющего и контролирующего процесс обучения, так и для обучаемого: прежде всего, это принципиально новые возможности изложения учебного материала, связанные с воздействием обучающей мультимедийной программы на несколько органов чувств, что позволяет обучаемым лучше усваивать материал.

Сама гипертекстовая структурированность учебного материала обладает собственным дидактическим значением, так как является значительно более гибкой формой подачи информации, позволяющей в максимальной степени учитывать индивидуальные потребности обучающегося. По сути дела каждое обращение к автоматизированному обучающему курсу, основой которого является база данных, выполненная в гипертекстовом формате, является процессом создания своего собственного учебного текста, наиболее адекватно соответствующего данной актуальной задаче, вследствие чего процесс обучения приобретает творческий аспект.

Ключевой проблемой в такой системе становится проблема организации «навигации», свободная или навязываемая автором-разработчиком стратегия исследования данного информационного поля, которая к тому же должна решать и собственно дидактические задачи. В исследованиях по теории гипертекста вопросы организации «чтения» гипертекстовой информации рассматриваются в совокупности с формальным анализом структуры гипертекстового поля, возможностями технических средств управления «навигацией», а также особенностями когнитивных стратегических предпочтений человека (вновь подчеркнем, что последнее остается до сих пор наименее изученной областью). В качестве достаточно хорошо проработанных формализованных стратегических моделей часто выступают модели, лежащие в основе систем автоматизированного поиска и систем автоматической обработки запросов.

Один из основных вопросов, встающих перед авторами гипертекстов — это соотношение традиционного письменного текста, имеющего линейную структуру, и гипертекста с его многоуровневой иерархически организованной стратификацией, — в частности, вопрос о правилах перехода от текста письменного к гипертексту.

Основными принципами мультимедийных информационных технологий являются:

  • интерактивный режим работы;
  • интегрированность с другими программными продуктами;
  • гибкость процесса изменения как исходных данных, так и постановок задач.

Мультимедийные технологии обеспечивают работу с анимацией, графикой, звуком и видео. Мультимедийные информационные технологии позволяют максимально удовлетворять информационные потребности пользователя, повысить качество предлагаемого материала.

33. Постановка задачи поиска в Интернет. Информационно-поисковые системы (ИПС): определение и главные задачи. Понятие релевантности.

Для постановки задачи поиска нужно ответить на 3 вопроса:

§ что искать, (какие ист. информации),

§ где искать (размещение источников),

§ как искать (какие инструменты использовать).

Источники информации: документы WWW, статьи в группах новостей и списках, рассылки, файлы в библиот. файлов и др.

Размещение: ресурсы Инт., (WWW, группы новостей, списки рассылки и FTP-серверы).

Для поиска – использовать специальные инструменты, цель которой – собирать данные об информации ресурсах и предоставлении пользователю услугу быстрого поиска.

ИПС– это система, обеспечивающая поиск и отбор необходимых данных в специальной базе с описаниями источников информации на основе информационно- поискового языка и соответствие правил поиска.

Гл. задача ИПС — поиск информации, релевантной информации потребностям пользователя. Важно ничего не потерять и не найти ничего лишнего.

Релевантность – это соответствие результатов поиска сформулирован. запросу.

Рандомно подобранные статьи с сайта:

Мультимедийные технологии в образовании


Похожие статьи:

admin