Гл. xiii. первый ряд принятых еретиками произведений никаким образом нельзя защитить.

1. И что должен быть отвергнут самый первый ряд их произведений, я докажу так: от Глубины как раз и его Мысли создают они Ум и Истину, что разумеется содержит несоответствие. Потому что Ум имеется то, что имеется самое главное и первое, как бы источник и начало всякого разумения. Идея же имеется какое-либо и чем-либо произведенное перемещение его (Ума). Исходя из этого Ум не может быть произведен Глубиною и Мыслию; с громадной возможностью следовало бы им заявить, что Идея произведена, как дочь, Первоотцом и сим Умом. Потому что не Идея, как они говорят, мать Ума, но Ум имеется папа Мысли. Потому что как именно Ум был произведен Первоотцом, в то время, когда он занимает самоё главное и первое место в его сокровенном в и невидимом состоянии? От этого состояния случились разумение, и идея, и помышление, и второе, что не есть особенное от Ума, но имеется, как прежде сообщено, его же самого какие-либо перемещения в мышлении, относящиеся к какому-нибудь предмету; каковые приобретают заглавия, смотря по продолжению собственному и расширению, а не потому, дабы они совсем изменялись; каковые соприкасаются с познанием и выражаются в слове, в то время как ум пребывает внутри, созидает руководит вольно и самовластно распоряжается и руководит теми названными выше (перемещениями).

2. Первое перемещение ума довольно чего-либо именуется мыслию; но в то время, когда она длится, возрастает и охватывает всю душу, именуется помышлением. Это помышление, если оно продолжительно занимается одним и тем же и как бы одобряется, именуется понятием. Это же понятие, распространенное на очень многое, не редкость мыслью; расширение же и распространение на очень многое этого мысль имеется опробование мыслимого (суждение), которое, если оно пребывает в духе, совсем справедливо именуется разумом (LogoV), от чего происходит внешним образом высказанное слово. Все вышеназванные (действия) сущность одно да и то же, происходят от ума и приобретают наименование сообразно с их распространением. Как человеческое тело в начале юное, позже мужественное и, наконец, старческое, приобретает наименование сообразно с его продолжением и возрастанием, а не по трансформации сущности и не по утрата тела, так и тут. Потому что кто созерцает (умственно) что-либо, о том он и мыслит; о чем мыслит, о том имеет понятие, о чем имеет понятие, о том делает выводы, о чем он делает выводы, то разумеет, и что он разумеет, о том он говорит. Этим всем, как я сообщил, руководит Ум, будучи сам незримым, и из самого себя чрез выше продемонстрированные действия, как чрез луч, создаёт слово; но сам не производится вторым.

3. Это, само собой разумеется, возможно сообщить о людях, поскольку они по природе сложны и складываются из души и тела. Те же, каковые говорят, что из Всевышнего вышла Идея, из Мысли Ум, и позже из них Слово, в первую очередь хороши порицания за то, что они не совершенно верно употребляют эти произведения; позже, что они изображают страсти и чувства людей и воздействие ума, а Всевышнего не знают; так как они то, что говорится о людях, приписывают Отцу всех, о Котором они говорят, что неизвестен всем; и чтобы Он не показался не сильный, отрицая, что Он сотворил мир, они придают, но, Ему страсти и человеческие чувства. Если бы они ведали Писание и были научены истиною, то знали бы, что Всевышний не таков, как люди, и Его мысли не таковы, как мысли людей (Ис. 55:8). Потому что Папа всего очень далек от страстей и чувств, бывающих у людей; Он несложен, несложен, равночленен, неизменно Себе равен и подобен, целый будучи разумение, вес дух, целый идея, целый чувство, целый разум, целый слух, целый глаз, целый свет и целый источник всякого блага, как характерно богобоязненным и благочестивым людям сказать о Всевышнем.

4. Но Он выше всего этого и потому неизреченен. Он может справедливо быть назван безграничным Умом, но не подобен людской разуму, и очень справедливо возможно назван светом, но светом, ни мало не похожим на отечественный свет. Таким же образом и во всем остальном Папа всего ни в чем не сходен с малостью людской, и не смотря на то, что Он по любви именуется такими именами, но чувствуется, что Он по величию выше этих выражений. И в случае если так уже у людей ум сам не производится и, создавая другое, не отделяется от живого человека, а лишь обнаруживаются его же состояние и возбуждение, — тем более ум Всевышнего, Что имеется целый Ум, не имеет возможности отделяться от Него Самого, ни производиться от иного, как что-то иное.

5. Потому что если Он произвел ум, то произведший ум по их взору представляется существом сложным и телесным, так что произведший Всевышний существует раздельно, а произведенный ум кроме этого раздельно. В случае если же они сообщат, что ум произведен умом, то они разделяют и раздробляют на части ум Божий. Но куда и откуда он вышел? Потому что что производится кем-либо, то выходит во что-либо уже существующее. Но что существовало прежде ума Божия, во что бы, они утвержают, что он вышел? И насколько велико было то место, которое бы приняло и вместило ум Божий? Если они сообщат, что Он вышел, как луч от солнца, то как тут находится принимающий воздушное пространство, что древнее самого луча, так в этом случае они должны указать на что-то существующее, куда вышел ум Божий, что способно вмещать его и древнее его. Потом, поскольку мы видим, что солнце, меньшее всего, испускает лучи на большом растоянии от себя, то направляться признать, что и Первоотец испустил луч вне Себя и на большом растоянии от Себя. Но что возможно мыслить вне либо далеко от Всевышнего, куда Он испустил луч?

6. В случае если же они сообщат, что Ум произведен не вне Отца, но в Самом Отце, то, в первую очередь, излишне и сказать, что он произведен. Потому что как он был произведен, в то время, когда он был в Отца? Потому что произведение имеется проявление создаваемого вне создающего. Потом, во вторых, если он произведен, то будет кроме этого в Отца и происходящее от Него Слово, равняется и другие истечения Слова. Они будут, исходя из этого, знать Отца, будучи внутри Его, и без того как они все одинаково объяты отовсюду Отцом, то ни один из них не будет знать о нем меньше другого по постепенности произведений; и они все одинаково должны быть бесстрастными, будучи в недрах Отца, и ни у одного из них не будет иметь места уменьшение. Потому что в Отце нет уменьшения; разве, возможно, сообщат, что как в большем круге содержится меньший, а в этого снова второй еще меньший круг, либо по подобию сферы либо четвероугольника, Папа содержит в Себя со всех сторон в виде сферы либо квадрата произведение других эонов, при чем любой из них окружен громадным его и заключает снова меньшего по окончании себя, и исходя из этого самый меньший и последний из всех, находящийся в средине и на большом растоянии отстоящий от Отца, не знал Первоагнца. Но если они примут это, то они заключат собственную Глубину, как окружающую и окруженную, в пространство и определённую форму, потому что они принуждены будут признать кроме этого вне Его что-то такое, что Его окружает. И само собой разумеется обращение об окружающих и окруженных эонах будет простираться в бесконечность; и все (эоны) окажутся телами осуждёнными (вторыми).

7. Потом, они должны признать Его либо безлюдным, либо содержащим в себе все существующее, потому что все равно должны быть причастны Отцу. Подобно тому как в случае если кто сделает на воде круги либо круглые либо четыреугольные фигуры, все они будут причастны воде, и как те, каковые образуются в воздухе, должны быть причастны воздуху, и каковые в свете — причастны свету, — так и все, находящиеся в Отца, одинаково должны быть причастны Отцу, так что неведение не имеет между ними места. Потому что где было бы причастие наполняющему их Отцу? А если Он наполнил их, то не будет в том месте неведения. Так уничтожится дело (предполагаемого ими) уменьшения, и произведение материи и все образование мира, которое, согласно их точке зрения, случилось из неведения и страсти. В случае если же они признают Его безлюдным, то впадут в величайшее хуление и отвергнут Его духовную природу. Потому что, как (возможно) духовен Тот, Кто не имеет возможности наполнить то, что внутри Его?

8. Сообщённое о произведении Ума подобным образом идет и против последователей Василида и других гностиков, от которых последние (валентиниане) заимствовали учение о произведениях, как было продемонстрировано в первой книге. Что произведение их Ума, либо Разума, недопустимо и нереально, я продемонстрировал светло. Сейчас разглядим дело довольно других (эонов). Они говорят, что от него (Ума) случились Жизнь и Слово, создатели данной Плиромы, воображая произведение Логоса, т.е. Слова, по подобию людской наклонности и дерзко строя предположения о Всевышнем, как словно бы они измыслили что-то великое, говоря, что Умом произведено Слово. В это же время все знают, что это прилично сообщить о людях; но в Всевышнем, Что выше всего, Что, как выше сообщил я, целый Ум и целый Слово, Что не имеет в себе ничего старейшего либо позднейшего, ничего разного, но пребывает в полной мере равным, однообразным и единым, не имеет места произведение в таковой постепенности. Как не погрешает говорящий, что Он имеется целый вес и зрение слух, — потому что как видит, так и слышит, и как слышит, так и видит, — так и говорящий, что Он целый Ум и целый Слово, и в каком отношении имеется Ум, в том имеется и Слово, и Его Слово имеется данный Ум, не смотря на то, что и не в полной мере прилично будет мыслить об Отце всего, все-таки приличнее тех, каковые рождение произносимого слова человеческого переносят на вечное Слово Божие, и Ему, подобно собственному слову, приписывают порядок и начало произведения. Чем же будет различаться Слово Божие, либо лучше Сам Всевышний, Что имеется это Слово, от слова человеческого, если оно имеет одинаковый порядок и ход происхождения?

9. Они погрешили и относительно Жизни, говоря, что она была произведена на шестом месте, в то время как следовало поставить ее в первую очередь другого, по причине того, что Всевышний имеется жизнь, истина и нетление. Сии и подобные особенности не были произведены в порядке постепенности, но они сущность наименование совершенств, неизменно существующих в Всевышнем, как вероятно и характерно людям слышать и сказать о Всевышнем. Потому что к наименованию Всевышнего приличествуют ум, слово, жизнь, нетление, истина, премудрость, благость и тому подобное. И никто не имеет возможности заявить, что Ум древнее Жизни, потому что самый Ум имеется жизнь, ни что Жизнь позднее Ума, чтобы не был когда-либо без судьбы Тот, Кто имеется Ум всего, т.е. Всевышний. В случае если же сообщат, что жизнь была (первоначально) в Отце, но была произведена на шестом месте чтобы жило Слово, — то ей надлежало быть произведенною значительно прежде на четвертом месте, дабы жил Ум, а также еще прежде этого — вместе с Глубиною, дабы жила их Глубина. Потому что вычислять вместе с их Первоотцом Молчание и назначать сие Ему в мужу, а не причислять к ним Жизни — не превосходит ли это всякое сумасшествие?

10. Что касается до следующего от них (от Жизни и Слова) Церкви и произведение Человека, то сами отцы их (валентиниане), ложно именуемые гностиками, спорят между собою, защищая любой собственный собственное имение и выдавая себя за дистрофичных воров: они говорят, что значительно согласнее с учением о произведении, — и в действительности вероподобное, — дабы от Человека случилось Слово, а не Человек от Слова, и что Человек предшествует Слову, и Он другими словами Всевышний над всем. Таким-то образом, как я прежде увидел, вероподобно собирая все человеческие движение и чувствование ума, произведение слов и порождение стремлений, они нелепо налгали против Всевышнего. Потому что то, что не редкость у людей, и что они испытывают в самих себе, приписывают Божественному разуму и в глазах неведущих Всевышнего кажутся говорящими дело. Воображая человеческие страсти и ими спутывая суть, обрисовывая к примеру порождение и происхождение Слова Божьего на пятом месте, они хвалятся, словно бы учат дивным таинствам, неизреченным и высоким, никому второму неизвестным, о которых и Господь сообщил ищите и отыщете (Мф. 7:7), т.е. дабы изучили, как от Глубины и Молчание случились Истина и Ум, либо от них снова взяли начало Жизнь и Слово, от Жизни и Слова — Человек и Церковь.

ИГРА СПЕЦИАЛИСТОВ. Что такое сознание? Фильм 1


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: