Гл. xix. нелепости еретиков относительно их семени, и несостоятельность их мнений о демиурге.

1. Но каково учение об их семени, — что оно зачато Матерью по образу ангелов, окружающих Спасителя, бесформенное, безвидное и несовершенное, и положено в Димиурга без его ведома, чтобы оно, через него всаженное в душу, которая была от него, имело возможность купить совершенство и форму? Тут, во-первых, должно заявить, что ангелы, окружающие их Спасителя несовершенны, бесформенны и безвидны, в случае если по образу их зачатое и появилось таковым.

2. Во-вторых, что они говорят, словно бы Творец (Демиург) не знал ни о снитии в него семени, ни о сообщении семени при помощи него человеку — это безлюдная и суетная болтовня, которая никоим образом не может быть доказана. Потому что как именно он ничего не знал о нем, в случае если семя имело какую-либо особенные свойства и субстанцию? Если оно было без свойств и субстанции, и было ничто, — то, очевидно, он не знал его. Потому что вещи, имеющие собственный свойства и собственное движение, как к примеру теплоту, скорость, либо сладость и отличающиеся и некоторою яркостью, не бывают малоизвестны людям, если они попадаются им, — а тем более Всевышнему, Творцу этого мира; справедливо возможно сообщено, что Он не знал их семени, как не так долго осталось ждать оно не имеет никакого свойства общеполезности, ни сущности нужной для какого-либо действия, и было идеальное ничто. И потому-то, мне думается, Господь сообщил: за всякое праздное слово, какое сообщат люди, дадут они ответ в сутки суда (Мф. 12:36). Потому что все такие (преподаватели), каковые пускают в уши людей праздные речи, станут на суде и дадут отчет в том, что они попусту сочинили и налгали против Всевышнего, до таковой степени, что они говорят про себя, словно бы по сущности собственного семени, познали духовную Плирому, поскольку обитающий внутри их человек показывает им подлинного Отца, потому что все душевное испытывает недостаток в чувственном вразумлении; — а Демиург, принимая в себя все это семя, положенное Матерью, словно бы совсем не знал ничего и не имел никакого понятия о Плироме.

3. И утверждать, что они духовны, на том основании, что в их душу положена частица Отца вселенной, — так как их души, они утвержают, что образованы из той же субстанции, как и Демиург; а Демиург, что зараз воспринял от Матери все семя и имел его в себе, остался душевным и не имел ни мельчайшего понятие о горнем, чего познанием хвалятся они, еще живя на земле, — не есть ли это верх вероятной нелепости? Потому что думать, что то же самое семя принесло их душам совершенство и познание, а Всевышнему, их создавшему, принесло неведение — по истине характерно сумасшедшим и лишенным всякого смысла.

4. Потом, они совсем нелепо говорят, что семя, так положенное, взяло форму, возросло и готовилось к принятию совершенного разума. Потому что примесь к нему материи, которую они создают от несовершенства и неведения, окажется при таких условиях пригоднее и нужнее для него, чем был их Отчий свет, если оно, рожденное по созерцанию того (света), было безобразно и бесформенно, а от нее (материи) взяло форму, образ, совершенство и распространение. Потому что, в случае если свет Плиромы был для духовного существа обстоятельством того, что оно не имело ни формы, ни образа, ни собственной величины, в это же время как нисшествие его в этот мир дало ему все это и привело его к совершенству, — то его нахождение тут, которое они именуют кроме этого мраком, должно представляться более действенным и нужным, нежели был их Отчий свет. И как не смешно сказать, что их Мать в материи подверглась опасности умереть и чуть не уничтожилась в ней, если бы Она не употребила чрезвычайного напряжения, и не выскочила из самой себя, получив от Отца помощь; семя же Ее растет в данной самой материи, образуется в ней и делается способным к принятию совершенного разума, и притом пребывав в несродных и непривычных ему (субстанциях), потому что по словам земное противоположно духовному, и духовное земному? Каким же исходя из этого образом семя, произведенное, как они говорят, малым, имело возможность увеличиться, взять форму и достигнуть совершенства в том, что ему неприятно и несродно.

5. К сказанному выше нужно прибавить еще вопрос: Мать их, в то время, когда заметила ангелов, произвела ли семя зараз, либо же по частям? В случае если произвела единовременно и разом, то случившийся от этого плод не будет уже иметь детский вид; а исходя из этого его нисшествие к теперешним людям излишне. В случае если же это случилось многократно, по частям, то данный плод зачат не по образу ангелов, которых она заметила; потому что если она зараз заметила и зачала, то обязана и родить единовременно, поскольку образы их восприняты это в одно время.

6. Потом, из-за чего Она, заметив, ангелов вместе с Спасителем, зачала подобие первых, но не Спасителя, Что превосходит их красотою? Либо Он ей не пришолся по нраву и потому Она не зачала по образу Его? Но каким же образом Демиург, Которого они именуют существом душевным, и что, они утвержают, что имеет собственную величину и форму, был произведен идеальным по собственной субстанции; а духовное, которое должно быть действеннее, чем душевное, произведено не идеальным, и ему надлежало низойти в душу, чтобы в ней взять образ и, усовершившись, сделаться способным к принятию совершенного разума? Исходя из этого, если оно приобретает форму в земных и душевных людях, то, значит, оно уже не по подобию ангелов, которых они именуют светами, а по подобию людей земных. Потому что оно при таких условиях будет иметь подобие и образ не ангелов, а душ, в которых оно образуется, подобно тому, как вода, влитая в сосуд, будет иметь форму сосуда. и в случае если замерзнет в нем, сохранит вид сосуда, в котором замерзла, — так как сами души имеют форму тела, потому что они приспособлены к сосуду, как я прежде сообщил. Исходя из этого, в случае если да и то семя тут сгущается и принимает форму, то оно должно иметь образ человека, а не ангелов. Итак как именно это семя, образованное по подобию человека, возможно образом ангелов? И какая потребность была ему, как духовному, нисходить в плоть? Потому что плоть имеет потребность в духе, если она имеет спастись, чтобы освятиться и просветиться в нем, и чтобы смертное было поглощено бессмертием; духовное же не имеет в земном никакой потребности. Потому что не мы делаем его лучшим, но оно — нас.

7. Еще очевиднее обнаруживается ложность их толков довольно семени и возможно усмотрена каждым в том, что они говорят, словно бы те души, каковые взяли семя от Матери, значительно отличнее вторых, из-за чего и почтены Демиургом и поставлены князьями, священниками и царями. Потому что, если бы это было справедливо, то первосвященник Каиафа и прочие первосвященники и Анна, князи народа и учители закона уверовали бы в Господа, поскольку они принадлежат к этому же разряду, и прежде их царь Ирод. Но, поскольку ни он, ни первосвященники, ни почётные лица и правители в городе не присоединились к Нему, а присоединились, наоборот, лишь те, каковые сидели при пути, прося милостыни, глухие и слепые, — то они и были ненавидимы и попираемы ногами от других; как говорит и Павел: Посмотрите, братия, кто вы призванные: мало у вас умных, добропорядочных и сильных, но уничиженное мира избрал Всевышний (1 Кор. 1:26-28). Следовательно, эти души не были лучшими чрез вложение семени и не за это почтены Демиургом.

8. Сообщённого уже достаточно для доказательства несостоятельности, нелепости и непрочности их учения. Потому что кто желает знать, солона ли морская вода, — тому нет потребности, как говорится, выпивать все море. Но, как статую, которая сделана из глины, но покрыта по поверхности краскою, чтобы ее, глиняную, принимали за золотую, выявит любой, кто заберёт от нее кусочек и, по опробовании, заметит глину, и так высвободит от фальшивого мнения о ней людей, ищущих истины; так совершенно верно и я раскрыл не малую лишь часть, но наиболее значимые главы учения еретиков и продемонстрировал всем, не желающим заведомо обманываться, нечестие, коварство, зловредность и лесть школы валентиниан и других еретиков, нелепо учащих о Демиурге, т. е. о Творце и Создателе Едином Боге и этой вселенной, обнаруживая несостоятельность их пути.

9. Потому что какой разумный и какое количество-нибудь постигающий истину допустит их учение, словно бы не считая Создателя Всевышнего имеется второй Папа, и словно бы иное — Единородный, и иное — Слово Божие, которое, они утвержают, что произведено несовершенным, и иное Христос, Что, как они говорят, произведен совместно со Святым Духом позднее других эонов, и иное — Спаситель, Что, они утвержают, что произведен не Отцом всего, но составлен и сложен созданными в несовершенстве эонами, и по необходимости был порожден благодаря этого несовершенства, так что, если бы эоны не пребывали в неведении и в уничижении, то не были бы произведены ни Христос, ни Святый дух, ни Предел, ни Спаситель, ни Ангелы, ни их Матерь, ни Ее семя, ни другое мироздание, но вселенная была бы пустынею и лишена столь великих благ? Исходя из этого, они нечестивы не только по отношению к Творцу, именуя Его плодом несовершенства, но и по отношению к Святому и Христу Духу, Каковые, по их учению, порождены по обстоятельству этого несовершенства, и Спаситель произведен кроме этого благодаря (бытия) несовершенства. И кто допустит их прочую болтовню, которую они стараются хитро приспособить к евангельским притчам, и так вводят в величайшее нечестие себя самих и тех, каковые верят им?

Признание Демиурга — The Confession of the Demiurge


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: