Гносеологическая парадигма

Мотив объективизма и трансценден-тализма в философии.

Э. Гуссерль в работе «Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология»выделяет два мотива в истории философии – мотив ТРАНСЦЕНДЕНТАЛИЗМА и ОБЪЕКТИВИЗМА.

Мотив ОБЪЕКТИВИЗМАориентирует познание на осмысление внешнего объективного мира, мира сущего и на обнаружение его оснований.

Мотив ТРАНСЦЕНДЕНТАЛИЗМА — на осмысление самого процесса познания, их оснований и сознания.

Первый выводит объективность истины из признания существования объективного мира.

Второй – из критики условий деятельности субъекта.

Обе эти парадигмы философствования смогут быть найдены в любой исторической эре в европейской философии. Но только одна из них постоянно оказывается основной, господствующей. К примеру, в античном мире имела место субъективистская парадигма (у скептиков и софистов), но господствующую роль игралась парадигма онтологизма. В новое время онтологизм существует в философии Гегеля, Лейбница, Вольфа и др., но на первый замысел выходит мысль анализа процесса познания, другими словами эпистомологическая парадигма.

Постараемся коротко проанализировать обе парадигмы.

Онтологическая парадигма

Онтологическая парадигма «On he On» (Бытие как Бытие) вырастает из тезиса Парменида — «Бытие имеется, небытия нет». И с этого времени (2,5 тыс. лет назад) поиск ответа на вопрос: «Что имеется Бытие?» выступает основной задачей философии.

Отсюда вытекают все размышления древних философов: о Бытии как таковом и его природе, о существовании и бытии, о сущем и сущности, о материи и форме и т.д. А неприятности познания и самого знания выводятся уже из учения о бытии, определяются им.

К примеру, в античном мире, истина понималась не как черта знания, а как свойство самого бытия, как открытость бытия. Исходя из этого у Парменида – подлинная идея тождественна бытию, а у Платона – познание истины рассматривается как процесс воспо-минания душой человека того, что она видела, пребывав в мире идей. Мысль раскрывается уму как подлинное бытие, по причине того, что они тождественны.

Исходя из этого Аристотель определяет истину как соответствие бытию. И это познание более чем на две тысячи лет предопределило развитие европейской теоретической мысли, заключая в себе как в зародыше – всю логику, как теоретической мысли, так и практического действия европейского человека.

Исходя из этого философский метод осмысления бытия был связан со спекуляцией, другими словами с диалектикой понятий. Так как благодаря Пармениду поступила информация, что бытие возможно лишь мыслить. И как раз в зависимости от тех форм, в которых оно мыслится, начинается игра понятиями и философия оказывается главным методом раскрытия бытия.

Парадигма «On he On» жила и в средневековье (в религиозной философии) и в девятнадцатом веке (Энгельс и Гегель) и в двадцатом веке. К примеру, религиозный философ неотомист Ж. Марите пишет: «Бытие предмет метафизики. Бытие как бытие — это не бытие, выделенное из естественных наук либо неизвестное бытие в обыденном значении… Это бытие настоящее во всей чистоте и полностью свойственной ему доступности для ума и присущей ему тайны».

Парадигма «On he On» ориентирует человека в деятельности и познании не только на мир объективный, но и на мир Безотносительный, с которым человек обязан согласовывать как собственные теории, так и ценности и свои цели.

Гносеологическая парадигма

Гносеологическая парадигма «Cogito» (разум, мышление), парадигма эпистемологизма, зарожда-ется в древней культуре в философии софистов. Протагор первый выдвинул тезис: «Мера всех вещей – человек, существующих, что они существуют, несу-ществующих, что они не существуют». И вместе с ним в философию входит мира и отношение человека, в котором человек не зависим от мира. Но ни в антич-ности, ни в средние века эта философия не взяла собственного развития.

И лишь в новое время (17 век), на базе декартовского «Cogito еrgo sum» (Мыслю, следовательно существую), начинается эписте-мология как основная философская дисциплина новой философии и философская критика (анализ) как основной философский способ.

Тут, центр тяжести, с рассуждений о бытии переносится на вопросы о механизмах и знании его получения. Что имеется знание? Как оно существует? Каковы условия истинности знания, существующие в самом познании? Что представляет собой сфера, где знание функционирует? Это вопросы, каковые тревожили философию нового времени и из этого глав-ный способ философии- критика (т.е. теоретический анализ), а бытие тут это то, что знает «Cogito».

Отличие этих парадигм условно возможно выразить следующим образом. Парменид сказал: «Потому что без бытия, о котором её изрекают, мысли тебе не отыскать». Другими словами, сперва бытие позже идея. В новое время эту идея возможно прочесть так: «Потому что без разума, что истину изрекает, бытие тебе не отыскать». Другими словами, в начале — идея, разум, позже его понимание и бытие.

Как раз исходя из этого Хайдеггер, именуя данный тип мышления онтологическим познанием, в отличие от онтического, (научного либо обыденного), показывает, что именно онтологическое познание даёт человеку возможность осознать суть его существования, суть Бытия и через него сооружает новую философию (Фундаментальную онтологию).

Философская парадигма Cogito приводит философскую идея к формированию понятия «трансцендентальный разум», что выступает рациональным условием всякого его логика и познания определяет логику науки. Его скрытое функционирование рационализирует чувст-наглядный мир и венный опыт предметов.

Философия «Cogito» ищет обоснование достовер-ности научного знания, разбирая саму науку и спо-собы её действия.

Наука о природе, в той форме, в какой она появился-ла во времена Галилея, есть философским проек-том Cogito. Исходя из этого ученые, ни при каких обстоятельствах не должны за-бывать о том, что наука детище философии.

Э. Гусссерль справедливо показывал на неразрыв-ную сообщение представления о математике как универ-сальной науке, охватывающей всю землю, с представ-лением о Cogitoкак чистом мышлении, которое несёт в себе или врождённые идеи и логику их связи, или врожденные (априорные) формы познания и логику их связи.

Как раз из этого сциентистская ориентация трансцендентальной философии на науку, поскольку научное мышление для данной философии есть главным представителем (репрезентантом) мира.

Исходя из этого, подлинное знание в парадигме Cogito — это такое знание, которое имеет общий и нужный темперамент, а мир человека и природы имеется то, где реализуется фундаментальный научный принцип детерминизма: в случае если А, то Б.

Парадигма «Cоgito» отыскала собственный воплощение преж-де всего в трансцендентальной философии Канта, феноменологии Гуссерля, в позитивизме, в гегелев-ской философии, и частично в марксизме.

Возможно с уверенностью заявить, что философия Cogito, была средством и основанием формирования современной культуры Европы. Так как в случае если философия имеется размышление над конечными основаниями культуры, то она, выявляя эти основания, проекти-рует, задает, определяет их и тем самым, формирует направленность и культуру ее развития.

Томас Кун-3: несоизмеримость парадигм


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: