Гносеологический аспект исследования проблемы «язык и мышление».

Сложность решения проблемы соотношения языка и мышления обусловлена несколькими факторами:

  • Противоречивостью языка и природы мышления, сочетающих в себе социальное и биологическое. Через мышление языковые единицы соотносятся с явлениями и предметами объективного мира. В звуковых комплексах языка закрепляются результаты познания, служащие базой для предстоящего познания.
  • мышление и язык двойственны по собственной природе: как средство закрепления результатов публичного познания, они статичны, но как представители речемыслительной деятельности человека в полной мере динамичны.
  • Мышление человека многокомпонентно, а язык многоярусен и многофункционален. Мышление – это одновременно и особенный вид деятельности мозга, и орудие отражения действительности, и процесс сотрудничества познаваемого объекта и познающего субъекта.
  • Мышление человека многоступенчато. Оно соединяет в себе абстрактную, чувственно-образную, эмоциональную, интуитивную формы, опирается на процессы, протекающие на бессознательно-психотерапевтическом уровне. компоненты мышления и Разные уровни по-различному связаны с языком, по-своему сложным и многофункциональным. Решение вопроса о мышления и связи языка осложняется еще и тем, что о мышлении мы можем делать выводы опосредованно, в первую очередь по языку.

Гносеологический подход (познавательный нюанс) предполагает, что мышления и взаимодействие языка отражается в самой совокупности языка, в частности в совокупности его значений, т.к. как раз в языке закрепляются результаты познавательной, интеллектуальной деятельности человека.

  • Материалом изучений помогают языковые элементы, в которых зафиксированы самые общие результаты мышления в виде значения лексических, морфологических, синтаксических единиц.
  • В центре внимания выяснилось соотношения языкового и логического начал, каковые имели возможность отождествляться, противопоставляться либо сравниваться в зависимости от установок исследователя. Разглядывая понятия и связь слова, суждения и предложения, лингвисты делали выводы о характере связи мыслительных единиц и процессов языка.
  • логицизм, в то время, когда категории логики и языка приравниваются. Аристотель, грамматика Пор-Рояля. Данный труд создали монахи монастыря Пор-Рояль во Франции недалеко от Версалья в первой половине 60-ых годов семнадцатого века.

Авторы утверждают, что законы разума общи и однообразны для людей всех рас, эпох и племён, и полагали, что возможно на базах формальной логики выстроить универсальную грамматику.

Грамматика строилась не на наблюдениях над грамматическим строем языков, а дедуктивным способом — из неспециализированных положений, законов, приписываемых разуму. Грамматика диктовала правила языку. В случае если в языке что-то не соответствует правилам данной грамматики – это разъяснялось порчей языка, тем, от чего необходимо избавляться. Грамматика устанавливала неспециализированные всем языкам причины и принципы, встречаемых в них различий, строилась она на материале французского, древнегреческого, латинского и древнееврейского языков. Ясно, что любой из этих языков имел собственные особенности, каковые не укладывались в логические априорно выстроенные схемы рациональной грамматики. Само собой разумеется, узнаваемая соотносительность логических и грамматических категорий не подлежит сомнению, но это не означает, что все категории логики должны прямолинейно обнаружить отражение в языке (к примеру, понятие должно соответствовать значению слова, умозаключение и суждение — разным типам предложения), что языковые явления не смогут переступать пределы логики.

  • Каждое выражение мысли может определяться с логической, психотерапевтической и лингвистической точек зрения. Подмена лингвистического подхода к языку логическим анализом ведет к априорным построениям, игнорирует специфику грамматики конкретного языка. В каждом языке имеются слова, каковые не отражают логических понятий, а связаны с выражением эмоций, побуждений, волеизъявлений, т. е. того, что не допускается логикой. В любом языке имеются односоставные предложения, вопросительные и восклицательные предложения, каковые противоречат логическим определениям.
  • Особенно сравнивались катеогрия логики языковая категория и понятие значение слова. Значение не сводится к понятию, а только предполагает его. Значение слова шире, чем понятие, а понятие глубже, чем семантика слова. Соотношение понятия и значение неодинаково не только в различных словах (в терминах они совпадают, в междометиях понятия нет), но и в пределах одного слова (термин за пределами науки обрастает коннотациями, расширяющими его семантику).
  • Слова высказывают не только понятия, но и индивидуальные отношения к реалиям, обозначенным употребляемыми словами.
  • Считается, что в целом гносеологический подход во многом односторонен, т.к. мышление и язык рассматриваются в застывшем состоянии, в отрыве от живых психологических процессов, в которых и осуществляется их сообщение.

мышление и язык (говорит Михаил Осадчий)


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: