Город как объект комплексного социологического изучения

Тема 5. Социально-территориальная организация общества

Социология расселения — область социологического знания, которая изучает происхождение, сущность, деревни функционирования и закономерности города как целостных совокупностей. Главным в социологической теории расселения есть обнаружение публичной значимости разных типов поселения, процессов урбанизации.

Город как объект комплексного социологического изучения

Город — тип поселения, характеризующийся наличием единого замкнутого пространства, в котором находится совокупность жилищ (в древности границей для того чтобы пространства помогали муниципальные стенки), высокой плотностью и большой численностью населения, высокой степенью интеграции и разнообразия профессиональной деятельности обитателей, в основном неизвестным характером их контактов.

В научной литературе понятие «город» трактуется далеко не конкретно. Одни авторы относят к городам поселения с высокой значительным числом и плотностью населения обитателей, другие — с преобладанием промышленности и торговли, третьи — с отсутствием сельскохозяйственной деятельности, четвертые — со большой ролью в экономической, политической и культурной жизни региона. Чтобы получить целостное представление о городе как социальном феномене, его необходимо разглядывать не столько в отличие от деревни, сколько во связи с ней, изучая влияние природно-географических, экономических, политических, культурных факторов на изменение обоих типов расселения.

Город, как база жизнедеятельности человека, снабжает всю его жизнь: от родильного дома до кладбища. Город — это самодостаточная, многофункциональная совокупность.

Первое системное описание муниципального образа судьбы, его авторитет на поведение и сознание жителя предпринял Луис Вирт в работе «Урбанизм как образ судьбы». Его концепция продолжена в работах С. Милграма, что разглядывал понятие «перегрузки». Поведение обитателя громадного города определяется процессом адаптации к перегрузкам. Сравним различия в поведении обитателей маленького городка и большого города:

— жители мегаполиса вступают между собой в строго функциональные отношения;

— муниципальные нормы: равнодушие, обезличенность, отчужденность обитателей мегаполиса противостоят классическому провинциальному укладу;

— адаптация познавательных свойств жителя: его свойство не выяснять людей, с которыми он видится каждый день, пресыщенность, склонность к эксцентричности, избирательность в отклике на человеческие запросы;

— ограниченность социальной вовлеченности индивидов (от отказа показать участие к потребностям другого до нежелания сделать одолжение, отказа от проявления несложной вежливости);

— в громадном городе потребность в оказании помощи появляется так довольно часто, что неучастие делается нормой.

В мегаполисах формируются новые нормы, подразумевающие невмешательство, рвение остаться в стороне. Громадный город – обстановка, к которой человек должен приспосабливаться. В соответствии с теории аномии Эмиля Дюркгейма и Луиса Арта, города по собственной природе враждебны людским отношениям. Город заставляет человека отдаляться от вторых, обезличенное общение неспешно входит в привычку.

Город — общность, по своим чертям в значительной степени противоположная сельской. К примеру, в патриархальной деревне, да и в современном селе, принято здороваться с каждым человеком, а также, и с незнакомым. А в городе, напротив, считается неприличным, нетактичным обращать внимание на незнакомого человека. В селе живут, в большинстве случаев, пара сот людей, занятых по большей части сельскохозяйственным трудом. Тут культурные традиции, трудовые навыки передаются от отца к сыну, от матери к дочери. Все обитатели знают собственных соседей, велик уровень конформизма, социального контроля.

Германский социолог Фердинанд Тённис для чёрта сельской поселенческой общности людей внес предложение концепцию общины (Gemeinschaft). В противоположность, городская поселенческая общность — это не община, а скорее ассоциация людей (Gesellschaft). В городах кроме того родственники значительно чаще живут достаточно на большом растоянии друг от друга, тут множество видов и профессий деятельности, ежедневные поездки на работу становятся частью образа судьбы, отмечается большая анонимность общения.

Тут, в отличие от сельских поселений, значительно ниже степень социального контроля за поведением людей. Уровень разводов в городе, к примеру, многократно выше, подростковая преступность — типично городская неприятность. В городских условиях существует опасность перенапряжения людской мозга, и человек как бы уходит в себя, отдаляется от вторых. В городах больше людей, страдающих психологическими расстройствами, не обращая внимания на лучшие социально-медицинское обслуживание и бытовые условия; ниже средняя длительность судьбы.

В мегаполисах множество людей живут в близи друг от друга и остаются незнакомыми либо «привычными незнакомцами». Большая часть контактов носят скоротечный и поверхностный темперамент. Для города характерен большой темп судьбы. Соперничество в городах господствует над сотрудничеством. Кроме того архитектурно-планировочные ответы городов и отдельных кварталов отражают борьбу разных социальных групп и конфликты между ними. Огораживаются высокими заборами, к примеру, фешенебельные дома, появляются небоскребы и т.п.

Эрнест Берджесс так воображает сущность громадного города: «… с его «неоновыми вывесками», его торговыми комплексами, где торгуют новинками и устраивают недорогие распродажи, его дворцами увеселений, его подпольным миром преступлений и порока, его страхованием и рисками собственности и жизни от несчастного случая, человекоубийства и кражи стал территорией, где до предела возросли опасность и дух приключения, нервное возбуждение и душевный подъём».[1]

В социологии города при организации фактически любого изучения принципиально важно иметь представление о типологии городов, которая основана на последовательности показателей.

Любой город делает определенные обязанности в народно-хозяйственном разделении труда, у каждого города имеется собственная специализация. Город может осуществлять одну либо пара функций, т.е. быть монофункциональным либо полифункциональным. В зависимости от комплекта функций формируется соответствующая социальная и демографическая среда. Среди монофункциональных видятся города с в основном мужским или женским населением либо, как пишут социологи, с несбалансированным демографическим составом.

По делаемым функциям выделяются города-столицы, индустриальные, транспортные центры (порты, большие ЖД узлы), научные города, курортные, административные центры, города, которые связаны с обслуживанием сельскохозяйственного производства.

В зарубежной социологии имеется и вторая классификация: города — штаб-квартиры, инновационные центры, города — центры модульного производства, города — перевалочные пункты, города пенсионеров, университетские города и т. п.

По времени происхождения выделяют сложившиеся и новые муниципальные поселения. В новых городах довольно часто видятся важные диспропорции, перекосы в социальном, демографическом развитии. Новые города значительно чаще формируются в районах нового промышленного освоения и носят больше монофункциональный темперамент.

По численности населения выделяют малые, средние, громадные, большие и сверхкрупные города.

Практически всем городов России недостает муниципальный судьбы, честен и столетие спустя. Две трети муниципального населения нашей страны — вчерашние обитатели сел. По оценке А. Алексеева и Ю. Семагина, жителей в третьем поколении наберется не более шестой части городского населения. А потомков дореволюционных жителей — еще меньше, в Москве, к примеру, только около 3%. Городское население России — это в основном сельские их дети и уроженцы.

Громадна часть жителей, имеющих жильё и земельные участки в сельской местности, ведущих собственный хозяйство не только для отдыха, но и для материального дохода. Так, российское население очень сильно связано с селом, имеет глубокие «сельские корни».

Мигранты из села и в городе долгое время сохраняют многие показатели сельского образа судьбы, происходит рурализация — окрестьянивание городов. Жителем по образу судьбы тяжело стать уроженцу классического села. Как раз исходя из этого новые города, население которых состоит в значительной степени из сельских мигрантов, отличаются низким уровнем бытовой культуры, своеобразным укладом повседневной судьбе. Наряду с этим из сел уезжает самое молодое, образованное население и появляются важные перекосы в развитии сельских отраслей и поселений экономики, которые связаны с ними.

Социология изучает мотивы миграции населения в города. Согласно данным бессчётных изучений: на первом месте стоит рвение взять профессию; продолжить образование (четверть опрошенных); приблизительно столько же опрошенных говорят о желании улучшить социально-бытовые условия; по 12% — на домашние события, рвение быть в том месте, где больше молодежи. И лишь на самом последнем месте находится нежелание заниматься сельскохозяйственным трудом.

При всей привлекательности муниципального образа судьбы он до тех пор пока весьма далек от идеала: скученность, безликость среды, в особенности в новых городах, распространение массовой культуры, рост неблагополучных семей, отклоняющегося поведения молодежи. Все заметнее проявляются отчужденность людей, одиночество. Не город для человека, а человек, правильнее трудовые ресурсы, для города, его градообразующих фирм.

Социология города не только накапливает факты о негативном действии на человека муниципальный среды, но и ищет пути улучшения среды обитания человека, совершенствования муниципальных поселений. Успешное ответ было обнаружено для Новосибирского Академгородка, встроенного в природу на берегу Обского водохранилища, некоторых вторых отвлечённых научных центров, городов военно-промышленного комплекса.

Мастерство как объект социологического изучения


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: