Готовимся писать сжатое изложение

И

зложение — это классический для методики преподавания русского вид работы по формированию связной речи, что включен в необходимый минимум содержания главных образовательных программ.

Целесообразность применения сжатого изложения как средства контроля знаний содержится не только в речевом развитии обучающихся, но и в подготовке их к аннотированию, конспектированию и реферированию учебного материала в старших классах, т.е. к освоению научного стиля речи.

Особенную актуальность данный вид работы на уроках русского получает из-за введения новой формы государственной (итоговой) аттестации выпускников 9 классов общеобразовательных учреждений по русскому языку[1].

Изложение содействует формированию главных речемыслительных механизмов. Посредством изложений закрепляются знания о стилях и типах речи, обогащается словарный запас школьников, совершенствуется синтаксический строй их речи, увеличивается грамотность, начинается логическое мышление, формируются навыки наиболее значимых видов речевой деятельности — письма и слушания.

Слушание как вид речевой деятельности включает два процесса — восприятие и смысловую переработку информации, каковые протекают в один момент.

Особенность слухового восприятия содержится в его осмысленности. Изучения Н.И. Жинкина, А.А. Смирнова, А.Н. Соколова продемонстрировали, что осмысление информации происходит методом:

— расчленения материала на части при помощи его «смысловой группировки»;

— выделения «смысловых опорных пунктов»;

— эквивалентных замен, в то время, когда слова, словосочетания, смысловые отрезки текста заменяются наглядным образом (кодируются), а при восстановлении декодируются в слова-эквиваленты, сохраняющие суть высказывания.

В ходе расчленения происходит выделение главного в каждой части, нахождение основной мысли. Это своеобразные «смысловые опорные пункты», каковые при декодировании оказывают помощь слушателю вернуть воспринятую данные.

Второй составляющей слушания по окончании смыслового восприятия есть познание, которое трактуется в психологии как:

— механизм слушания, связанный со смысловым восприятием и функционирующий за счет работы механизмов
внутренней речи, установления смысловых связей и смыслоформулирования;

— продукт, итог речевой деятельности слушания.

Исходя из этого для эффективности процесса понимания текста обучающимися при подборе текстов изложения необходимо учесть:

а) как текст адаптирован к уровню обучающихся данного класса;

б) имеется ли в тексте избыточная информация либо текст содержит лишь серьёзные
факты. Избыточность, согласно точки зрения С.К. Кукушкиной[2], компенсирует необратимость звучащей речи во времени, способствует уменьшению недопонимания и числа ошибок при передаче сообщений,
формирует резерв времени для прогнозирования. Избыточная информация помогает слушающему в восприятии текста, а ее отсутствие ведет к информационной перегрузке и снижает эффективность его
понимания;

в) количество текста любого изложения не должен быть больше количества текста для подробного изложения, а абзац не должен быть больше 5-6 предложений;

г) структура текста определенного типа речи должна быть классической, не перегруженной солидным числом частей;

д) содержание текста не должно быть перегружено громадным числом отступлений, пояснений, дополнений.

На экзамене в 9 классе ученику предстоит написать сжатое изложение.

В отличие от вторых изложений текста, сжатое предполагает передачу содержания исходного текста коротко, обобщенно, а следовательно, требует воспроизведения главного, значительного содержания. Оно есть для обучающихся более сложным, чем подробное. Задача ученика показать следующие умения:

—выделять основную, самый существенную, и второстепенную данные;

—создавать исключение и обобщение;

—определять родовые и видовые понятия;

—различать целые объекты и их части.

В современной методике преподавания русского накоплен громадный дидактический материал, нужный для проведения и организации изложений в классе. Но в методике работы над сжатым изложением отмечается очень значительный пробел: отсутствует четкая и подробная информация о том, на какой

принцип обязан опираться ученик, сворачивая текст; какова должна быть степень для того чтобы сжатия и т.п.

В ходе подготовки к изложению преподавателю направляться познакомить обучающихся с приемами сжатия текста. Резервы сжатия текста неизменно обусловлены языковым материалом. Примером могут служить отношения гипонимии и меронимии.

«Гипонимическое, либо родовидовое отношение связывает слово, обозначающее род сущностей либо явлений, со словами, обозначающими виды, выделяемые в рамках этого рода». Этим отношением связаны слова в парах животное — волк; птица — воробей. Слово, выражающее более неспециализированное понятие в данной разновидности семантических взаимоотношений, именуется гиперонимом, а слово, обозначающее частный случай, вид указанного рода объектов либо явлений, именуется гипонимом.

Отношение меронимии связывает имя некоего объекта с именами его составных частей. Так, слово дерево связано отношением «часть — целое» со словами ветка, лист, ствол, корни. В отличие от представителей некоего вида, каждый из которых в один момент есть и представителем соответствующего рода (к примеру, дуб / береза / ольха и т.п. сущность деревья), ни одна из частей целого не является сама по себе целым (к примеру, ни ветка, ни лист, ни ствол, ни корни не есть дерево[3])».

Мероним — это объект, являющийся частью для другого. К примеру, монитор — это мероним для слова компьютер.

Холоним — это объект, что включает в себя второе. К примеру, у лестницы имеется ступени. Лестница — холоним для слова ступень. Мероним и холоним — противоположные понятия.

Предлагаем структуру урока в рамках данного подхода.

1. Организационный момент.

Цель: психологически настроить учащихся на работу в классе, заострять их внимание на работе по формированию речи.

2. Постановка задач и цели урока.

Цель: дать обучающимся подробные рекомендации по исполнению работы. Неспециализированная цель урока изложения — развитие речевых свойств обучающихся на примере литературных образцов. Личная цель урока сжатого изложения — сократить текст, опираясь на гипонимические и мерони-мические отношения.

Ученику предлагается записать текст в сжатом виде, исключив из него понятия, обозначающие вид (гипонимы), и части целых объектов (меронимы). Таким образом, текст сжимается за счет потребления понятий, обозначающих род (гиперонимов), и целых объектов (холонимов).

Применять эти термины при обучении изложению не обязательно. Возможно ограничиться понятием «родовидовые отношения», что достаточно легко усваивается учениками любого возраста.

3. Первичное знакомство с текстом (преподаватель просматривает полный текст изложения).

Цель: обратить внимание обучающихся на главные положения текста. Преподаватель настраивает обучающихся на активное восприятие его содержания. На протяжении первого чтения ученики должны выяснить основную мысль и тему текста.

4. Языковой анализ текста.

Цель: указать на правописание «трудных» слов, и имен собственных, дать толкование непонятных (к примеру, историзмов, неологизмов, устаревшей формы слов и др.) ученикам слов. Грамотно совершённый языковой разбор помогает обучающимся воспроизвести авторскую обращение.

5. Вторичное чтение текста по абзацам.

Цель: обратить внимание обучающихся на особенности авторского стиля, использование изобразительно-ясных средств.

6. Написание изложения.

Цель: творческая работа обучающихся по созданию собственного текста на базе прослушанного.

7. Последнее чтение.

Цель: позволить обучающимся проверить написанное, критически оценить собственную деятельность, распознать неточности и устранить их. Умение самому контролировать собственную работу — одно из проявлений самостоятельности и условие, повышающее успешность обучения.

В Приложении приводятся примеры сжатия текста на базе гипонимических и меронимических взаимоотношений.

При подготовке к экзамену в 9 классе по русскому языку на уроках необходимо применять сжатое изложение как средство контроля знаний. При обучении сжатому изложению принципиально важно познакомить обучающихся с приемами сжатия текста, одним из которых возможно прием, выстроенный на базе взаимоотношений гипонимии и меронимии.

Приложение [4]

Условные обозначения, применяемые в текстах (различные виды подчеркиваний):

гипероним (родовое понятие)

гипоним (видовое понятие)

холоним — объект, что включает в себя второе

мероним — объект, являющийся частью для другого

Текст№ 1

Как прекрасно не редкость летом в деревне! Непроглядные леса стоят зелеными, тенистыми и прохладными. В густой чаще их раздаются тысячи разнообразных голосов певчих пташек. Дети с утра удирают в лес собирать ягоды и грибы. То попадется им красный подосиновик, то белый боровик, в противном случае и несложная сыроежка. сочная земляника и Красная, душистая малина, черника, тёмная смородина, кислая брусника — все эти румяные ягоды попеременно тянут детей то в лес, то в сад. А в садах отцвели деревья: яблони, сливы и груши, и показались мелкие плоды. Они поспеют лишь к осени. Луга покрылись высокою зеленою травою, запестрели тысячами цветов. Настает пора сенокоса. Опоздал отойти сенокос, как пора отправляться на золотистую ниву. Рожь пожелтела, заколосилась, отяжелела, поспела; овес закудрявился, пшеница оделась в золотистую парчу, зарумянилась гречиха, целый в завитках лежит горох. В огородах одни овощи сменяются вторыми. Раньше вторых поспевают редиска и салат, за ними следуют редька, морковь, горох и бобы, позднее начинают копать картофель. Капуста свертывается в кочны только в первых числах Сентября.

Летом всем раздолье и веселье: и человеку, и зверю, и птице, и насекомому. Муниципальные жители бегут из пыльных, душных городов, кто в деревню, кто на дачу подышать свежим воздухом и запастись здоровьем[5]. (192 сл.)

Вариант сжатого изложениятекста № 1

Как прекрасно не редкость летом в деревне! Непроглядные леса стоят зелеными, тенистыми и прохладными. В густой чаще их раздаются тысячи разнообразных голосов певчих пташек. Дети с утра удирают в лес собирать ягоды и грибы. А в садах отцвели деревья и показались плоды. Они поспеют лишь к осени. Луга покрылись высокою зеленою травою, запестрели тысячами цветов. Настает пора сенокоса. Опоздал отойти сенокос, как пора отправляться на золотистую ниву. Злаки заколосились, поспели. В огородах одни овощи сменяются вторыми.

Летом всем живым существам раздолье и веселье. Муниципальные обитатели бегут из пыльных, душных городов, кто в деревню, кто на дачу подышать свежим воздухом и запастись здоровьем. (102 сл.)

Текст № 2

Силуэт Палеха

Всемирно узнаваемые расписные шкатулки рождаются в обычном селе… Полчаса езды от города Шуи, и вот он — Палех. Дымы из труб, хруст первого_ снега, гуси, куры за огородами палисадников, воробьи на припеке… Село как село. Таких было большое количество в нечерноземных краях. Практически каждое, кроме работы в полях, и еще чем-нибудь промышляло. Одни кормились извозом, изготовлением древесной посуды, плетением корзин, гончарным делом, изготовлением саней и телег, детских игрушек, бочек, рогожи, дегтя, угля…

Палех кормился промыслом добропорядочным: исстари жили тут иконописцы. И, казалось бы, местный умелец в первую голову должен был бы появляться без дела по окончании революции. Этого не произошло: так как иконные лики писала рука живописца, и поворот судьбы закономерно дал направление новому ремеслу. Палех получил второе дыхание, глубокое и здоровое: тут стали разрисовывать шкатулки.

Шкатулки мастеров-палешан известны всем, и нет потребности сказать об умении узкими средствами превращать мелкую коробочку в сокровище. Народные сказки, картины быта, родная природа, моменты отечественной истории — на все палешанин может взглянуть через чудесное стеклышко самородного мастерства.

Издали думается: само село также должно быть похоже на самобытную роспись, все должно в нем смотреться сказочно, необычно. Нет, все простое, все земное! Лужок у речки, припорошенный снегом; ледок на речке звенит от кинутой палки равно как и везде он звенит; вербы и рябины такие же, как и в селе по соседству. И поленница дров у домов, и белье на веревке, закаменевшее от мороза, и гусак, неспешно переходящий дорогу, — все нам привычно. И не жар-птица вовсе, а сорока сверкнула черно-белом пером у чьей-то трубы. Меньше, простая судьба, звуки и обычные краски питают местного мастера. Все зависит только от того, какими глазами наблюдает на мир человек, как чутко сердце его и как послушна, искусна рука, творящая из простого поразительную, сказочную красоту.

Но, само собой разумеется, палешане стараются и украсить собственный село. Крылечки, резные наличники _на окнах, колодезные журавли, белая стройная колокольня, вот эта пожарная каланча, эта ветхая мельница на пригорке — все тут радует глаз и оказывает помощь пробудить эмоции, следы которого мы видим на тёмном лаке известных шкатулок.

Проходят годы, десятилетия, изменяется уклад судьбы в Российской Федерации, обновляется экономика, политика в стране, а мастерство Палеха остается все таким же нестареющим, таким же чарующим и драгоценным. Одна шкатулка стоит подчас дороже золотых колец либо серег. Палехские шкатулки дарят на юбилеи, в дни торжеств. Как сувениры их покупают приезжающие в Россию иностранцы, по причине того, что нигде в мире таких прекрасных шкатулок не купишь[6]. (386 сл.)

Вариант сжатого изложения текста№ 2

Силуэт Палеха

Всемирно узнаваемые расписные шкатулки рождаются в обычном селе… Полчаса езды от города Шуи, и вот он — Палех. Привычные сельские картины. Таких сел было большое количество в нечерноземных краях. Практически каждое, кроме работы в полях, промышляло еще какими-нибудь ремеслами.

Палех кормился промыслом добропорядочным: исстари жили тут иконописцы. И, казалось бы, местный умелец первый должен был бы появляться без дела по окончании революции. Но этого не случилось. Палех получил второе дыхание: тут стали разрисовывать шкатулки.

Шкатулки мастеров-палешан известны всем, и нет потребности сказать об умении узкими средствами превращать мелкую коробочку в сокровище. На каждые стороны судьбы палешанин может взглянуть через чудесное стеклышко самородного мастерства.

Издали думается: само село также должно быть похоже на самобытную роспись, все должно в нем смотреться сказочно, необычно. Нет, все земное! Простая судьба, звуки и обычные краски питают местного мастера. Все зависит только от того, какими глазами наблюдает на мир человек, как чутко сердце его и как послушна, искусна рука, творящая из простого необычную, сказочную красоту.

Но, само собой разумеется, палешане стараются и украсить собственный село. Сельские постройки радуют глаз и оказывают помощь пробудить эмоции, следы которого мы видим на тёмном лаке известных шкатулок.

Проходят годы, десятилетия, изменяется уклад судьбы в Российской Федерации, обновляется экономика, политика в стране, а мастерство Палеха остается все таким же нестареющим, таким же чарующим и драгоценным. Одна шкатулка стоит подчас дороже золотых колец либо серег. Палехские шкатулки дарят в дни торжеств. Как сувениры их покупают приезжающие в Россию чужестранцы, по причине того, что нигде в мире таких прекрасных шкатулок не приобретёшь. (241 сл.)

[1] www.fipi.ru

[2] Кукушкина С. К. Познание связного текста при аудировании // Зарубежные языки в школе. 1979. № 2. С. 30—33.

[3] Энциклопедия «Кругосвет» http://www.slovariyandex.ru/dick/ krugosvet

[4] Ткаченко Н. Г. 300 диктантов для поступающих в высшии учебные заведения. М., 2007. С. 73.

[5] Шклярова Т. В. Сборник диктантов по русскому языку для школьников и абитуриентов. М., 2005. С. 149.

[6] светло синий И. Б. Тексты диктантов и изложений. М., 1998. С. 356—358.

ОГЭ Русский язык 2019. Задание 1. практика и Теория. Сжатое изложение


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: