Гриппозные нервно-психические расстройства

Большое распространение гриппа и нередкое его осложнение выраженными психологическими расстройствами являются основанием для особого интереса к ним.

Гриппозные жадно-психологические расстройства у детей в прошлом практически не изучались и лишь в последние десятилетия, в особенности в связи с происхождением последующих 1957 эпидемий и пандемии года, число работ, посвященных этому вопросу, существенно увеличилось.

У детей младшего возраста обрисованы маленькие делириозные (Бод-нянская Н. Н., 1959), делириозно-эпилептиформные припадки и аментивные состояния (Гамарник И. Я., 1937; Пратусевич Р. М., 1953; Эдельштейн Э. А., 1958); по окончании гриппа наблюдались психопатоподобные трансформации личности и задержка неспециализированного психологического развития (Винокурова А. И., 1934; Горелик Е. О.).

У старших детей развивались более либо менее развернутые делириозные состояния с устрашающими галлюцинаторными переживаниями, двигательным возбуждением. Эти делириозные состояния были то маниакально, то депрессивно окрашенными и в последующем поменявлись астенией (Зефирова Ф. К., Ульянова М. Г., 1961; Дмитриева И. В., 1958; Красюк А. Е., 1959). В этом же возрасте обрисованы и пароксизмальные расстройства, проявляющиеся в приступах острого страха с делириозными, психосенсорными и ипохондрическими переживаниями (Панфиленкова Л. В., 1959).

У подростков кроме этого наблюдались эмоциональные нарушения, своеобразные краткосрочные расстройства сознания и затяжные астенические состояния (Кацнельсон Ф. Я., 1945; Бентал Е., 1958; Сим-сон Т. П. с сотр., 1959; Сухарева Г. Е., 1955). Помимо этого, у детей при гриппе были обрисованы разнообразные диэнцефальные синдромы (Мальцина В. С, 1963).

Как и у взрослых, эти психологические расстройства, в большинстве случаев, заканчивались у многих детей достаточно стремительным выздоровлением, реже наблюдалось затяжное течение. В редких случаях, в особенности у детей младшего возраста, развивались стойкие резидуальные трансформации психики. Остаточные жадно-психологические расстройства наблюдались и у тех детей, матери которых перенесли на протяжении беременности грипп. У этих детей практически сразу после родов развивались припадки, параличи, задерживалось психомоторное развитие (Эйдинова М. Б., 1963).

Целью отечественной работы являлось клиническое и катамнестическое изучение детей и подростков с гриппозными жадно-психологическими расстройствами, появившимися в течение эпидемий. Под отечественным наблюдением пребывали 54 ребёнка и подростка в возрасте от 6 до 18 лет. У одной трети из них кроме клинического и эпидемиологического диагноза было получено и серологическое подтверждение гриппа.

Жадно-психологические расстройства у этих детей появлялись, как правило, на 7—15 сутки от начала заболевания гриппом, и лишь у нескольких психотические расстройства оказались на высоте заразы. У большинства из них, в особенности во время пандемии 1957 года, грипп протекал вяло, без выраженной температурной реакции. Кое-какие больные переносили грипп легко, «на ногах». У большей части больных отмечался только легкий лейкоцитоз и существенно ускоренная СОЭ. Только у нескольких больных имели место лейкопения и замедленная СОЭ. У второй группы грипп протекал не легко, с токсическими явлениями, ознобами, ломотой, сильными головными болями, рвотой и т. д. У них были большой лейкоцитоз и ускоренная СОЭ, лихорадка наблюдалась не только на протяжении самого гриппа, но и в течение психоза.

У многих больных каких-либо отчетливых показателей органического поражения головного мозга мы не обнаружили. Только у нескольких из них были отдельные и скоро преходящие неврологические симптомы (нистагм, сужение глазной щели, асимметрия лица и др.).

Психопатологические картины у отечественных детей были разбиты на 6 групп.

1-я несколько. Характерной изюминкой данной группы больных, а их было большая часть, явилась необычная спутанность сознания. Она появлялась остро, на фоне тревоги, страха либо — чаще — растерянности и лишенной напряжения боязливости. Больные высказывали ипохондрические мысли, преследования и идеи отношения. У них отмечалось иллюзорное восприятие окружающего. В течение первых некакое количество дней развивалась отчетливая, но поверхностная дезориентировка, появлялась речевая бессвязность. Дети приблизительно верно именовали собственный местонахождение (поликлинику), но не могли уточнить характера лечебного учреждения; не осознавали суть происходящего около них, роли персонала. Они не могли осознать, с какими целями с ними проводились беседы, не смотря на то, что и знали, что говорили с доктором. Еще больше страдала ориентировка во времени и оценка длительности пребывания в поликлинике. Не обращая внимания на наличие речевой бессвязности, весьма поверхностного и скользящего внимания, благодаря повторным обращениям и вопросам получалось вступать с ними в контакт. Наряду с этим выяснялось, что больные смогут ответить на последовательность кроме того непростых вопросов, в особенности касающихся анамнестических данных и других хороши упроченных знаний. Но в ходе беседы больные довольно скоро утомлялись, начинали отвлекаться, их речевая продукция опять становилась бессвязной, они прекратили отвечать на вопросы по существу. Возобновить беседу получалось лишь спустя некое время. На фоне этого нарушения сознания довольно часто наблюдались оптико-вестибулярные, психосензорные расстройства, галлюцинаторные переживания и др. Данный синдром расстройства сознания нами понимается как астеническая спутанность. Его самые характерными чертами являются колебания глубины и относительная поверхностность помрачения сознания, свойство (особенно в спокойной обстановке) «мобилизоваться» и на время включиться в настоящую обстановку, т. е. имеет место явление «мерцания сознания».

2-я несколько. У детей второй группы (их было меньше) в клинической картине преобладали сложные и броские сценические переживания фантастического характера, протекавшие на фоне поверхностного затемнения сознания. Больные переживали обстановку войны, киностудии, родильного дома, морга, рая, космического полета и т. д., настоящая обстановка в этих обстоятельствах тесно переплеталась с иллюзорно-бредовыми толкованиями и галлюцинаторным восприятием воспринятых образов. Нами эти состояния расценивались как онейроидные, но их особенностью при гриппе было то, что протекали они чаще на фоне боязливости, бдительности, речевой бессвязности и не сопровождались двигательной заторможенностью.

3-я несколько. Лишь у нескольких больных в связи с гриппом развисемь дней довольно глубокая аментивная спутанность сознания, которая часто сочеталась с отдельными делириозными эпизодами.

4-я несколько. У двух детей появились состояния, характеризовавшиеся отсутствием спонтанной речевой продукции и полной обездвиженностью. Дети не осознавали окружающей обстановки, не отвечали на поставленные вопросы, ничем не интересовались. Под влиянием внешней стимуляции от них получалось добиться лишь одного-двух слов, их возможно было вынудить лишь покушать и совершить естественные отправления. По выходе из этого состояния они говорили, что их окружающее и собственное тело воспринималось ими как что-то чуждое, неясное, поменянное, неестественное, неживое. Такие состояния сноподобной оглушенности, сочетавшиеся с деперсонализационными переживаниями, длились в течение 1—1,5 недель и заканчивались полным исчезновением психотических проявлений.

5-я несколько. Как на высоте заразы, так и по окончании нее нами наблюдались нередкие дневные пароксизмы и своеобразные ночные. Эти приступы выражались в виде немотивированной боязливости, страхов смерти, вегетативных кризов, «содержательных» диэнцефальных автоматизмов с броскими делириями и других эпилептиформных проявлений.

6-я несколько. У младших детей на высоте психоза отмечались кратковременные делириозные эпизоды с единичными зрительными и без тоготильными обманами, появлявшимися на фоне резкой страха и тревоги. У старших детей делириозные состояния были более сложными и наиболее краткосрочными из всех наблюдавшихся нами психотических картин и в течение нескольких суток благополучно заканчивались. Только у некоторых из них в будущем отмечались явления астении, державшейся в течение нескольких месяцев.

Длительность обрисованных расстройств, за исключением психозов в последней группе, как правило была большой, время от времени достигая 4-6 месяцев. Для выздоровления больных либо улучшения их состояния требовалось энергичное лечение сывороткой реконвалесцентов, гаммаглобулином, витаминами, антибиотиками, нейролептиками, инсулином, десенсибилизирующими средствами, гормонами (АКТГ, кортизоном).

У половины отечественных больных выздоровление наступало по окончании единственного приступа заболевания. Среди второй половины детей характер течения нейропсихических расстройств был разен. Чаще всего наблюдалась более либо менее верная периодичность течения, характеризовавшаяся тем, что психотические состояния повторялись много раз, но отличались однотипностью картин и практически равной длительностью как самих приступов, так промежутков между ними. Клиническую картину этих приступов в большинстве случаев возможно разглядывать как онейроидные состояния, астеническую спутанность либо сноподобное оглушение с деперсонализацией, сенестопатиями либо психосенсорными переживаниями. Вне этих приступов никаких психологических нарушений найдено не было.

В намного более редких случаях наблюдалось чередование различных клинических картин. Среди них самые частыми были тревожные, апатические и эйфорические состояния (волновой тип течения). порядок и Продолжительность смены этих синдромов изменялись. Сами эти синдромы часто являлись фоном для происхождения различных типов расстройств сознания. При данной форме течения в процессе развития психоза неспешно выявлялись более либо менее выраженные показатели эмоционально-волевого недостатка органического типа.

Наровне с клиническим наблюдением было совершено катамнести-ческое изучение этих больных. Катамнез продемонстрировал, что спустя два года у трети всех отечественных больных никаких видимых отклонений со стороны невропсихической сферы не было. У остальных детей были отмечены остаточные невропсихические расстройства. Следствием этого у одних явилось падение трудоспособности либо понижение квалификации, прекращение обучения либо ухудшение успеваемости; у других возникали неоднократные конфликты в семье, они были не могут ужиться в коллективе и т. д. Клиническая картина этих затянувшихся расстройств складывалась из явлений астенизации, сочетавшихся с разнообразными нейровегетативными расстройствами. У второй части детей преобладали эмоционально-волевые нарушения. И только у некоторых из них был обнаружен органический недостаток психики с уплощением, потускнением, примитивизацией личности, а время от времени и интеллекту ально-мнестическими расстройствами.

Значительно чаще негативный финал отмечался у детей, каковые родились недоношенными либо не сильный, имели врожденную физическую неполноценность, перенесли в первые годы судьбы тяжелые истощающие заболевания. На финал психоза воздействовали кроме этого перенесенные в прошлом травмы головного мозга, долгие и тяжелые соматические заболевания, невропатические и психопатические черты личности, психотравмирующая ситуация и тяжёлые семейно-бытовые условия.

развёртывание и Возникновение обрисованных жадно-психологических расстройств находится в прямой причинной зависимости от поражения головного мозга вирусом гриппа. На данный момент большая часть исследователей склоняется к тому, что вирус гриппа начинается главным образом в дыхательной совокупности, а его токсин через пери- эндо-невральные влагалища обонятельных нервов попадает в мозг. В нем в связи с токсикозом появляются сосудистые дисциркуляторные гемо- и ликвородинамические расстройства, каковые в большинстве случаев описываются, как токсико-геморрагический энцефалит. Он, в большинстве случаев, появляется на фоне набухания мозга и резкого отёка, в особенности в области ретикулярной гипоталамуса и формации ствола (Цукер М. Б., Авцын А. П. и др.). По-видимому, темперамент, тяжесть, длительность и локализация этих трансформаций определяют своеобразие клинической картины и продолжительность нервнопсихических расстройств. Частота поражения ствола и гипоталамической области обусловливает развитие своеобразных расстройств сознания, эмоциональных нарушений и их периодическое течение. Электроэнцефалографическое изучение подростков с гриппозными психозами в форме спутанности нашли явления резкого раздражения срединных структур мозга, сочетающихся с угнетением корковой деятельности (Исаев Д. Н., 1968). Так, и эти сведенья показывают на предпочтительную локализацию поражения.

Патофизиологический анализ гриппозных психозов обнаруживает запредельное торможение в коре, которое иррадиирует и на подкорковые области. Стойкие психологические нарушения, являющиеся следствием гриппа, обязаны своим происхождением деструктивному процессу, что обусловлен венозным застоем и гипоксемией мозга. Мартынов отдаленные последствия поражения ЦНС связывает с поздними токсическими (отек и дисциркуляция), инфекционно-аллергическими либо вторично-инфекционными процессами.

Так, отечественные эти разрешают сделать заключение о том, что гриппозные психологические расстройства у детей оформляются преимущественно в виде разных состояний расстроенного сознания: астенической спутанности, онейроида, аменции, сноподобного оглушения, делириозных эпизодов либо астенического симптомокомплекса. самая общая изюминка расстройств сознания у отечественных больных выражалась в колебании интенсивности этих расстройств («мерцание»). Характерными были кроме этого близость и содержательность переживаний их личности больного. Каких-либо своеобразных для данных психозов эмоциональных нарушений отметить не удалось.

Жадно-психологические расстройства при гриппе проявлялись в форме маленьких психотических вспышек и протекали в форме более затяжных психотических состояний, по периодическому либо волновому типу. У двух третей больных по окончании острых гриппозных психотических расстройств появляются затяжные астенические состояния или (реже) явления органического недостатка в форме эмоционально-волевых либо интеллектуально-мнестических расстройств.

Раздел 2

Психологические расстройства, советы родным


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: