Группы телесной психотерапии

Рудестам К.

Групповая психотерапия. — СПб.: Питер, 2001. — 384 с: ил. — (Серия «Золотой фонд психотерапии»).

ISBN 5-318-00445-8

Книга известного американского психолога К. Рудестама есть подробным изложением теоретических ипрактических баз работы терапевта в группах. В иен раскрываются вопросы, неспециализированные для любой психокоррекционнойгруппы, описываются их разные модели, включая Т-группы и группы встреч, и такие популярныеформы работы, как гештальт-терапия, психодрама, трансакгныйанализ, арт-терапия идр. Книга задумана как пособие к направлениям клинической психологии, развития личности и социальной психологии для студентов, преподавателей и аспирантов психотерапевтических и медицинских институтов. Помимо этого, она может бытьполезной для самообразования всем экспертам, призванным снабжать сохранение психологического здоровья, и всем грамотным гуманитариям с целью изучить собственные отношения с собой и другими.

Оглавление

Предисловие к русскому изданию……..

Предисловие ………………………………………………..

1. Психология групп…………………………………..

Преимущества групповой формы работы…..

Психокоррекционные группы……_……………….

Члены групп, их роли и цели………………………..,

Управление (группой)………………………………….

Групповой процесс…………………………………………

Этика……………………………………………………………

Резюме………………………………………………,………….

Литература………………………………………………….

2. Т-группы……………………………………………………

развитие и История…………………………………….

Главные понятия………………………………………..

Главные процедуры…………………………………….

Оценка……………………………………………………………

Резюме…………………………………………………………..

Литература………………………………………………….

3. Группы встреч……………………………..,…………

развитие и История…………………………………….

Главные понятия………………………………………..

Главные процедуры…………………………………….

Оценка……………………………………………………………

Резюме…………………………………………………………..

Литература………………………………………………….

4. Гештальт-группы……………………………………

развитие и История…………………………………….

Главные понятия………………………………………..

Главные процедуры…………………………………….

Оценка……………………………………………………………

Резюме…………………………………………………………..

Литература………………………………………………….

5. Психодрама………………………………………………

развитие и История…………………………………….

Главные понятия………………………………………..

Главные процедуры …………………………………………….

Оценка……………………………………………………………….

Резюме …………………………………………………………………..

Литература………………………………………………………….

6. Группы телесной психотерапии………………..

развитие и История…………………………………………….

Главные понятия…………………………………………..

Главные процедуры …………………………………………….

Другие способы телесной психотерапии…………….

Оценка…………………………………………………………………..

Резюме ………………………………………………………………….

Литература…………………………………………………………

7. Танцевальная терапия…………………………………

развитие и История……………………………………………

Главные понятия……………………………………………….

Главные процедуры ……………………………………………

Оценка…………………………………………………………………..

Резюме………………………………………………………………….

Литература…………………………………………………………

8. Арт-терапия……………………………………………………

развитие и История……………………………………………

Главные понятия……………………………………………….

Главные процедуры ……………………………………………

Оценка…………………………………………………………………..

Резюме…………………………………………………………….

Литература………………………………………………………..

9. Темоцентрированное сотрудничество….

развитие и История…………………………………………..

Главные понятия………………………………………………

Главные процедуры …………………………………………..

Оценка………………………………………………………………….

Резюме …………………………………………………………………

Литература………………………………………………………..

10. Трансактный анализ………………………………….

развитие и История…………………………………………..

Главные понятия………………………………………………

Главные процедуры …………………………………………..

Оценка…………………………………………………………….

Резюме …………………………………………………………………

Литература………………………………………………………..

11. Группы тренинга умений…………………………………………..

развитие и История…………………………………………………………….

Главные понятия………………………………………………………………..

Главные процедуры …………………………………………………………….

Оценка……………………………………………………………………………………

Резюме…………………………………………………………………………………..

Литература………………………………………………………………………….

12. Практические упражнения………………………………..

Т-группы……………………………………………………………………………….

Группы встреч………………………………………………………………………

Гещтальт-группы………………………………………………………………..

Психодрама……………………………………………………………………………

Группы телесной психотерапии…………………………………………..

Группы танцевальной терапии……………………………………………

Группы арт-терапии………………………………………………………….

Группы темоцентрированного сотрудничества………………….

Группы трансактного анализа…………………………………………….

Группы тренинга умений (тренинг уверенности в себе)……

Литература…………………………………………………………………………..

13. перспективы и Итоги………………………………………………….

Резюме по моделям психокоррекционных групп ………………….

Сравнение разных моделей психокоррекционных групп…

Возможности………………………………………………………………………….

Литература…………………………………………………………………………..

Приложение………………………………………………………………………….

Книга известного американского психолога К. Рудестама, посвященная одной из самых перспективных и бурно развивающихся отраслей современной практической психологии — работе с группами, в далеком прошлом и прекрасно известна у нас в стране. Первое знакомство с «Групповой психотерапией» состоялось в первой половине 90-ых годов XX века, в то время, когда в издательстве «Прогресс» вышел сокращенный перевод книги Рудестама. В этом издании были опущены три главы — о Руфи Кон и ее группах темоцентрированного сотрудничества, об Эрике Бернс и группах, применяющих в собственной работе трансактный анализ, и последняя, обобщающая (см. главы 9, 10 и 13 настоящего издания). Помимо этого, текст перевода содержал большое количество неоговоренных купюр. В таком виде «Групповая психотерапия» выдержала два издания и, не обращая внимания на большое количествотысячные тиражи, надежно провалилась сквозь землю с полок книжных магазинов.

на данный момент вы держите в руках не просто дополненное переиздание «Групповой психотерапии», а, по существу, совсем новую книгу. Наименование старое, не смотря на то, что оно так же, как и прежде мало похоже на наименование оригинала («Experiential Groups in Theory and Practice»). Последнее событие разъясняется тем, что русский язык так до сих пор и не выработал правильного эквивалента для термина «experiential» (прилагательное от слова «experience», которое, в зависимости от контекста, может переводиться и как «опыт», и как «переживание», и как «эмпирическое проживание»); тем, что группами, в работе которых употребляются методики и организационные формы, подобные обрисованным в данной книге, в большинстве случаев, руководят люди, имеющие специальность психотерапевта; и не в последнюю очередь тем, что участники таких группы приходят в них в основном в связи с психотерапевтическими проблемами. Таким образом, русское словосочетание «Групповая психотерапия», по традиции стоящее на обложке русского Рудестама, не столько отсылает к предмету описания, как это делает наименование уникальное, сколько «окликает» потенциальных русскоязычных читателей данной книги, и прежде всего тех из них, кто с ней уже знаком, но в свое время не сумел ее купить.

Итак, как и прежде, главный адресат «Групповой психотерапии» — психопсихологи и терапевты-практики.

За последние годы данный адресат стал бессчётнее, хорошо овладел британским языком, имеет не только широкий доступ к современной научной литературе «на языках», но а также возможность общаться с зарубежными сотрудниками на их территории.

Возможно не сомневаться, что таковой читатель способен оценить значительность факта и всю важность появления нового перевода и новой точки зрения на текст, казалось бы, уже в полной мере состоявшийся по-русски. Так как выпуск данной книги призван не только удовлетворить возрастающий спрос на особую литературу по групповым способам психотерапии и психокоррекции, но внести нужный вклад в развитие языка отечественной психотерапии и практической психологии. Конечно же, не обращая внимания на всю собственную новизну, данный перевод ни за что не отменяет и не заменяет прошлого. Скорей он вступает в напряженный диалог со своим предшественником, в отдельных случаях очень значительно уточняя его, в других — дополняя, а время от времени — давая шанс на существование новому русскому эквиваленту какого-либо узко-направленческого термина либо термина общеупотребительного, но взявшего своеобразную огласовку в рамках конкретного способа. Это весьма существенно, поскольку любой из подходов, обрисованных на страницах данной книги, владеет неповторимой языковой аурой, воплощает неповторимую лингвистическую стратегию собственных создателей, и, по всей видимости, для К. Рудестама было очень важно дать каждому способу право на самовысказывние, не искаженное отвлечённым протоколом на «нейтральном» метаязыке. В следствии мы имеем дело не с переводом довольно однородного конвенционального текста на русский язык, но с попыткой перенесения в отечественный социокультурный контекст многих цеховых (групповых) диалектов и стоящих за ними традиций.

В завершение уместно будет упомянуть о том, что на данный момент издательство «Питер» готовит к выпуску русскоязычное издание «Theory and Practice of Group Psychotherapy» фундаментального труда Ирвина Ялома, наибольшего авторитета в области групповых способов, ссылки на которого много раз видятся на страницах настоящей книги. Но возможно с уверенностью утверждать, что и по окончании выхода книги Ялома это учебное пособие, написанное талантливым популяризатором и опытным практиком группового перемещения, не потеряет собственного значения и останется полезным источником информации для тех, кого интересует история и феномен группы, теория и методология применения групповой динамики как метода терапевтического и развивающего действия на людскую личность.

Предисловие

Подобно многим вторым авторам книжек, я взялся за написание книги, посвященной теоретическим и практическим нюансам работы психокоррекционных[1] групп, по причине того, что никак не имел возможности отыскать подходящего учебного пособия для читаемых мною направлений лекций. В этих направлениях, каковые именуются по-различному — «Психология малых групп», «Процессы в малых группах» либо «Групповая психотерапия», — я пробую объединить преподавание концептуальных баз с обучением через практику. С одной стороны, я получаю осмысления студентами поведения в группах, для чего даю им теорию и демонстрирую технические приемы работы в группах. Одновременно с этим я, в большинстве случаев, даю студентам возможность самим почувствовать себя участниками группы. И мне нужна была книга, которая объединяла бы оба эти метода обучения на материале множества существующих на данный момент методов психотерапии и работы с группами.

Наименование оказавшейся книги именно и отражает задачу объединения теории и практики. Стоящее в заглавии книги слово «experiential» обширно используется для обозначения таких способов работы в группе, каковые делают упор на приобретении яркого живого опыта, составляющего основу развития и обучения личности. Книга начинается с рассмотрения вопросов, каковые являются неспециализированными для всех психокоррекционных групп. Это такие вопросы, как членство в группах, управление ими, цели групп, содержание проводимой в них работы, происходящие в них этика и процессы групп. В последующих главах представлены разные модели групп, включая Т-группы и группы встреч, и такие популярные формы работы в группах, как гештальт-терапия, психодрама, трансактный анализ, и менее узнаваемые, только оформляющиеся подходы, такие как телесная психотерапия, темоцентрированное сотрудничество, танцевальная терапия, арт-терапия и, наконец, тренинг умений.

В каждой главе дается комплект фундаментальных понятий каждого подхода и обсуждаются главные приемы работы, проиллюстрированные случаями из практики. Напоследок главы в общем оценивается рассмотренный в ней подход. Чтобы студенты имели возможность приобрести опыт участия в работе групп, в главе 12 предлагаются детальные описания прошедших диагностику упражнений. Их возможно применять как таковые либо по окончании соответствующей адаптации как иллюстрацию тех способов работы в группах, каковые обрисованы по большей части тексте. Глава 13 содержит краткий сравнительный обзор всех рассмотренных предложения и методов на будущее.

Книга задумана как пособие к направлениям клинической психологии, развития личности и социальной психологии для аспирантов и студентов. Помимо этого, она возможно нужной для самообразования в области изучения малых групп и с целью проведения психотерапевтических консультаций, и для практиков, каковые желают пополнить собственные профзнания и усовершенствовать способы работы. К ним относятся психологи, медсестры в Психиатрических клиниках, работники социальных работ, служители церкви и вспомогательный персонал в учреждениях, призванных снабжать сохранение психологического здоровья. Наконец, книга может принести пользу всякому, кому Примечательно, что происходит, в то время, когда люди объединяются в малые группы с, целью изучить собственные отношения с собой и другими.

В подготовку данной книги внесли собственный вклад многие. Я глубоко признателен сотням собственных клиентов и студентов, благодаря которым я значительно расширил личные знания о таком феномене, как группы, и о себе самом. Больквалифицированную помощь и шую на различных стадиях работы мне .оказали Но-рин Нискер, Хони Розенбаум, Бренда Кейл, Говард Фромкин, Руфь Кон, Эвелин Чаллис, Кристин Паффер, Мартин Раппепорт, Велло Сермат и Умён Уайт, за что я приношу им собственную искреннюю признательность.

Полезные замечания были взяты от критиков.: Роберта У. Кэша (Университет штата Калифорния в Лонг Бич), Роберта К. Конина (Университет г. Цинцинатти), Денниса Дж. Хаубрича (Райрсоновский Политехнический институт), Хосе Джорджа Иглесиаса (Колледж общины Пима) и Марвы Дж. Лар-раби (Университет Южной Каролины).

Я ценю помощь сотрудников издательства «Брукс/Коул» и особенно веру в успех моей работы, которую показала Клэр Вердуэн, а также конструктивные предложения Дэна Брекке и Джона Бергеза. Я благодарен своим машинисткам Максине Вассерман и Дульчис Прендергаст за их добросовестную работу и за терпение, показанное ими при отсутствии такового у меня. Наконец, я в особенном долгу перед моей женой и лучшим втором Джанис Рубин за ее мастерство редактора и заботу об авторе в периоды, в то время, когда он испытывал стресс либо впадал в панику.

Къел Эрик Рудестам

1 Психология групп

Новый приятель обогащает отечественный дух не столько тем, что он отдает нам себя какое количество тем, что оказывает помощь нам открыть в себе то, что осталось бы сокрытым в нас и неразвитым, не определи мы его…

Мигель де Унамупо

Уже на самых ранних этапах развития людской общества люди планировали в группы, дабы снабжать собственный развитие и выживание. В первобытных племенах совместными плясками и ритуальными действиями отмечались серьёзные события и сопровождались культовые обряды; многие древнегреческие мыслители, а также великий Сократ, прибегали к групповой форме философствования, дабы проверить собственные идеи о природе Вселенной и людской рода; средневековые монахи объединялись в религиозные ордена, чтобы очищать душу и постигать Божественную сущность. Эти ранние формы объединения уже содержали в себе зачатки наблюдающихся в современной психологии тенденций к работе с группами. Но при всем том, что тяготение к разного рода группам было характерно людям на протяжении всей истории , сообщение древних подходов с современными способами сознательного применения групп, имеющими задачей целенаправленное действие на личность, только сравнительно не так давно стала предметом научно-психотерапевтического изучения.

Колоритным примером, подтверждающим существование косвенных связей между настоящим и прошлым, может служить скандально известный маркиз де Сад (1740-1814). В то время, когда де Сада заключили в Шарантон, лечебницу для умалишенных, он коротал в том месте время постановкой и писанием пьес, которые разыгрывались его соседями по палате перед пестрой больничной публикой. По ходу даваемых в этом живом театре[2] представлений публика и режиссер замечали иногда тошнотворные сцены, на протяжении которых самодеятельные актеры слой за слоем обнажали собственный внутренний мир, чему, по всей видимости, содействовало богатое и извращенное воображение маркиза. Свидетельства о том, что опыты де Сада в таком «живом театре» оказывали лечебное действие на осуждённых, явились для современных авторов основанием чтобы разглядывать их как один из ранних опытов групповой психотерапии (Corsini, 1973). Но систематическое использование театральных приемов для влияния и исследования психики на нее началось лишь в начале XX века (Якоб Морено и его психодрама).

Еще одним историческим предвестием современной групповой психотерапии могут служить испытания Антона Месмера (1734-1815). Данный трудившийся в Париже австрийский доктор получил интернациональную известность благодаря собственному умению излечивать от самых различных соматических и психологических болезней. Месмер думал, что здоровье человека зависит от разлитых в атмосфере невидимых магнетических флюидов, каковые исходят от звезд, и что каждые нарушения равновесия этих флюидов приводят к. Месмер утверждал, что может исправлять .такие нарушения прикосновением магнетического жезла, а позднее — что может делать это посредством целительной силы собственных рук. Месмер собирал группу больных около древесного чана с водой, по окончании чего он в развевающейся мантии и с чудесным жезлом в руках эффектно оказался на сцене. Тогда как больные держались за отходившие от чана особые друг и железные стержни за приятеля, целитель касался каждого из них своим жезлом. Несколько легко поддавалась действию эмоциональной воздуха происходящего, больные начинали смеяться, плакать а также галлюцинировать и биться в судорогах якобы под влиянием наводимых Месмером «чар» и «животного магнетизма», что, как считалось, источался омывающей металлические стержни водой. В следствии состояние некоторых больных улучшалось. Но интернациональная ученая рабочая группа во главе с Бенджамином Франклином была не столь уж легковерной. Рабочая группа заключила, что пациенты излечивались от психологических болезней типа истерии силой внушения, а Месмера заклеймила как шарлатана. По окончании таких обвинений Месмер сошел со сцены, а интерес к его догадке скоро, угас. В следствии без внимания осталась та истина, что поведение людей в группах подчиняется определенным психотерапевтическим закономерностям и что несколько сама по себе может рассматриваться как психотерапевтический фактор.

Поведение индивидов в группах и влияние группы как на фактически здоровых, так и на больных людей стали предметом систематических исследований лишь в XIX-XX столетиях. использование и Развитие группового подхода во врачебной практике в значительной мере было предопределено спецификой исторической ситуации. В США первые попытки применения групповых способов лечения стали называться «репрессивно-инспирационной» (практически: «подавляюще-воодушевляющей») терапии, и эти способы господствовали в первой трети XX столетия (Appley and Winder, 1973).

Одним из первых репрессивно-инспирационную терапию начал практиковать Джозеф Пратт, доктор из Бостона, занимавшийся лечением больных туберкулезом, которым бедность не разрешала лечиться в больнице. В 1905 году он с целью экономии времени начал собирать больных в группы по 20 человек прямо по месту жительства и говорить им об базах гигиены, необходимости отдыха, свежего воздуха, здорового питания и т. п. Пратт был заботливым наставником и к тому же владел недюжинным бесплатно убеждения. В болезни собственных малоимущих больных он видел фактор, содействующий их объединению. Больные вели ежедневники, свидетельствовавшие об улучшении их состояния и о формировании стремления и чувства общности к взаимопомощи. Поначалу Пратт разглядывал собрания групп легко как экономичную форму работы и не придавал особенного значения их независимому лечебному потенциалу. Более искушенным в групповой терапии он стал лишь через пара лет, в то время, когда его «классный способ» работы практически исчерпал себя. К началу 30-х годов Пратт убедился, что базой психотерапии есть благотворное действие одного человека на другого, и начал планировать сеансы групповой терапии для лиц, не имеющих особенных соматических нарушений. На Пратта, по-видимому, оказали влияние работы французского доктора Жозефа Жюля, что использовал переучивания и метод убеждения для лечения невротических расстройств (Mullan and Rosenbaum, 1962). В течение достаточно продолжительного времени Пратт оставался пионером в области разработки групповых способов лечения.

Не смотря на то, что работы Пратта и сейчас не потеряли актуальности , наиболее сильное влияние на психотерапии и развитие психологии В США оказали практика и теория психоанализа, берущие собственный начало в работах Зигмунда Фрейда. Феномен группы занимал Фрейда в основном в связи с интересом последнего к склонности членов и психологии масс группы идентифицировать себя с сильной личностью, играющей роль фаворита. К групповой терапии сам Фрейд симпатий не питал, но один из его последователей, Альфред Адлер, пробовал приспособить способы личной терапии для работы с группами (Dreikers, 1959). В то время европейский психоанализ ориентировался на личную работу с больными и был в высшей степени элитарным, и Адлер преисполнился решимости лечить рабочий люд и с целью этого создал пара консультативных центров, где употреблялся групповой подход. Но все-таки на начальных этапах собственного развития групповая психотерапия оставалась в основном американским явлением (Mullan and Rosenbaum, 1962).

Психоаналитические способы, направленные на лечение отдельного пациента в условиях группы, разрабатывались многими последователями Фрейда. К числу ранних попыток трудиться с группами в рамках психоаналитической традиции возможно отнести деятельность Луиса Вендера (Louis Wender) во второй половине 20-ых годов XX века и Пауля Шилдера (Paul Schilder) в первой половине 30-ых годов XX века. Широко известный в научных кругах приверженец психоанализа Трайджент Барроу (Trigant Burrow) внес предложение термин «групповой анализ» еще в 1925 году. По окончании нескольких лет психотерапевтической практики Барроу начал сомневаться в правомерности принципиальной для психоанализа ориентации на отдельную личность. Постепенно он убедился, что для понимания отдельной личности необходимо изучать социальные группы, к каким они принадлежат. Но как только Барроу приступил к работе с группами, он сразу же потерял авторитет в психоаналитическом сообществе. История Барроу есть показательным

примером того, как продуктивный и уникальный подход может остаться неоцененным и невостребованным лишь вследствие того что опережает собственный время.

На протяжении Второй мировой стало остро не хватать профессионально подготовленных психотерапевтов, поскольку огромное количество ветеранов нуждалось в помощи психолога. Это послужило импульсом к экспериментированию и формированию практической психологии. Среди известных специалистов того времени, каковые разрабатывали психоаналитически ориентированные способы работы с группами, возможно назвать Сэмюэля Слэвсона и Александра Вольфа. Слэвсон объединил групповой подход, психоанализ и неформальные способы обучения в «группах активности», где детей поощряли к тому, дабы разрешать конфликты и реализовывать собственные импульсивные жажды, разыгрывая их перед группой. Вольф использовал в условиях группы такие традиционные психоаналитические способы, как толкование сновидений, свободные ассоциации и изучение ранних этапов развития личности. Но психоаналитическая модель групповой работы в данной книге рассматриваться не будет, потому, что ее разбор требует особой теоретической и практической подготовки в области ортодоксального психоанализа. Как будет видно из последующих глав, психокоррекционные группы имеют более широкий иные задачи и спектр применения, нежели классическая фрейдистская групповая психотерапия.

Наконец, разглядывая самые важные фигуры начального этапа развития современной групповой психотерапии, нельзя не выделить роль Якоба Морено. Морено более всего известен как создатель способа психодрамы, но созданные им приемы, каковые будут рассмотрены в главе, 5, занимают центральное место в работе психокоррекционных групп всех направлений. Как создатель Морено был весьма плодовит, а его деятельность охватывает некакое количество этапов развития групповой терапии. Морено утверждал, что в первый раз применял собственный подход еще в 1910 году, и в большинстве случаев как раз ему приписывается введение термина «групповая психотерапия» в первой половине 30-ых годов двадцатого века (Corsini, 1955). Не смотря на то, что на данный момент данный термин используется для обозначения очень многих подходов, сам Морено употреблял его по отношению к способу, который предусматривал переход людей из каких-либо сообществ в новые группы на основании их личных предпочтений и социометрических оценок. В первой половине 30-ых годов двадцатого века Морено создал первый опытный издание, в котором освещались вопросы групповой терапии. Данный издание назывался «Impromptu». Позднее наименование пара раз изменялось, пока не появилось современное «Групповая психотерапия», самое подходящее для ведущего издания в данной области. Помимо этого, Морено претендует на роль основателя появившейся в первой половине 40-ых годов XX века первой опытной организации экспертов по групповой терапии.

В случае если первый толчок формированию групповой психотерапии В США был дан репрессивно-инспирационным подходом Пратта, второй — применением психоаналитической теории, то третьим стало появившееся в 60-х годах гуманистическое перемещение в психотерапии (Appley and Winder, 1973).

Сами группы именуются по-различному: группы терапии, группы встреч, группы тренинга общения, группы лабораторного тренинга. Каждое из этих названий имеет собственный смысловой оттенок, что станет понятным из предстоящего изложения. А для всех таких групп в данной книге выбран термин «психокоррекционные группы». В основном психокоррекционные группы появились в воздухе благоприятствования личному самовыражению, которая характерна для последних двух десятилетий. Эти группы ориентированы скорее на рост и развитие личности, чем на спасение от расстройств. Если не считать Т-группы, каковые вычислены только на здоровых, нормальных людей, в психокоррекционных группах не придается особенного значения тому, какого именно рода клиентуру они обслуживают.

Такие психотерапевты, как Карл Роджерс, содействовали формированию гуманистического направления в психотерапии, быстро выступая против догматического психоанализа (и радикального бихевиоризма), симпатизируя антитоталитарной контркультуре с ее установкой на самовыражение и самораскрытие. Роджерс в первый раз применил собственный клиенто-центрированный подход для работы с группами на протяжении экспериментаторского периода, что последовал за Второй мировой войны войной. На протяжении сеансов терапевты имеют дело с текущими ситуативными конфликтами, а не с бессознательными и исторически сложившимися качествами личности. Манера работы терапевта либо начальника группы менее директивна и более либеральна, чем это принято в классической психотерапии. В отличие от психоанализа, главное внимание терапевт обращает на взаимоотношения участников группы, а не на внутренние психологические процессы. Роджерс видел в начальник группы не столько эксперта, что лечит клиента, сколько равноправного партнера, формирующего спонтанные «я — ты» -взаимоотношения, не обремененные ограничениями и традиционными правилами, налагаемыми на поведение фактически терапевта. Предоставление терапевту права функционировать в соответствии со своей интуицией и делиться «своим личным» с клиентом методствовало формированию новых подходов к групповой работе (Schaffer and Galinsky, 1974). Способ работы с. группами, предложенный Роджерсом, будет освещен в главе 3.

В работах Карла Роджерса отражена тенденция к более полному вовлечению терапевта в судьбу группы, которая характерна для 50-60-х годов. В собственныйственных гуманистической психологии подходах к работе с группами подчеркивается, что выражение эмоций серьёзнее, чем использование интеллекта (Whitaker and Malone, 1953). Помимо этого, на данный момент те, кто практикует работу с группами, приспособили к нынешним потребностям клиентов и конкретным ситуациям кроме этого и более классические учения. К примеру, в группах телесной терапии очень многое заимствовано из учения Вильгельма Райха (Wilhelm Reich), в группах темоцентрированного сотрудничества употребляются элементы психоанализа в сочетании с гуманистическими ценностными установками, а группы тренинга умений объединяют бихевиоризм с обучением методом приобретения опыта.

В групповой психологии имеется одно течение, еще не в полной мере осознанное психотерапевтами. Речь заходит об изучениях групповой динамики психологами и социологами отвлечённого толка. Современная социология появилась в десятнадцатом веке как наука, изучающая взаимозависимость социальных общих закономерностей и явлений социального поведения людей, порожденную всевозрастающей индустриализацией общества (Cohen and Smith, 1976). Первые социологи, такие как Эмиль Дюркгейм и Георг Зиммель, сосредоточили внимание не столько на обществе в целом, сколько на процессах, происходящих в группах. Считается, что первый социально-психотерапевтический эксперимент совершил Триплетт (Triplett, 1897), в то время, когда выяснил, как велосипедисты увеличивают скорость в присутствии вторых велосипедистов. Триплетт назвал данный феномен эффектом «социального облегчения» (social facilitation), Эффект «социального облегчения» есть примером проявления социопсихологического принципа, что оказывает помощь осознать, что происходит в психокоррекционных группах. А вот второй пример: в 60-х годах исследователи заключили, что решения, принимаемые индивидами в одиночку, более консервативны, чем решения, принимаемые по окончании обсуждения в группе. Эта тенденция идти на больший риск, в то время, когда решения принимаются с оглядкой на группу, стала называться «сдвига к риску» (risky shift).

Имеются большие разногласия относительно того, как применимы к групповой психотерапии данные исследований, проводимых в так называемых «обычных» группах. Практика групповой психотерапии развивалась в основном независимо от лабораторных изучений функционирования динамики и группы групповых процессов, так что и в действительности неизвестно, до какой степени процессы каковые происходят в терапевтических группах, соответствуют тому, что было открыто на протяжении социологических изучений. Джордж Бах (George Bach, 1954), один из пионеров групповой психотерапии, утверждал, в основном на основании личной убежденности и клинического опыта, что процессы установления норм, достижения развития и сплочённости коммуникативных моделей, каковые обычно происходят в группах решения проблем, имеют собственные соответствия и в терапевтических группах. Кое-какие из этих экстраполяции к настоящему времени взяли эмпирические подтверждения, но большая часть из них еще не доказаны. Дело тут, по всей видимости, в том, что совершить качественное полевое изучение в настоящей психотерапевтической группе тяжелее, чем в группе студентов в лабораторных условиях.

При проведении личной терапии в условиях группы практики, ориентированные на психоанализ, в значительной мере не учитывают влияния группы и игнорируют имеющиеся в литературе эти по групповой динамике. Они утверждают, что психотерапевтическая несколько — это не то же самое, что лабораторная несколько решения проблем. Иначе, такие английские психотерапевты, как С. X. Фоукс, У. У. Байон и X. Эзриел, считают, что несколько живет по своим собственным законам, и заключают результаты экспериментальных изучений по групповой динамике в рамках фрейдистской концепции. При таком подходе терапевт обращает внимание скорее на сотрудничества в группе либо на развитие некоей общей для всей группы темы, чем на патологические состояния ее отдельных участников. Названные выше терапевты стали серьёзными фигурами в истории психокоррекционных групп отчасти вследствие того что это одни из немногих европейцев, оказавших влияние на практику групповой терапии в Северной Америке. Работы Байона будут более детально рассмотрены в главе 2.

Терапевты, признающие необходимость учета групповой динамики, считают, что центральное место в истории психокоррекционных групп занимает Курт Левин, и разглядывают его «теорию поля» в качестве концептуального ядра теории групп. Левин, будучи социальным психологом, оказал более сильное влияние на современные изучения малых групп, чем кто-либо другой. Практически четыре десятка лет назад он высказал предположение, что «в большинстве случаев легче поменять индивидов, собранных в группу, чем поменять любого из них по отдельности» (Rosenbaum and Berger, 1975; p. 16). Благодаря Левину и его сотрудникам изучения малых групп экспертами стали считаться в полной мере оправданными и заслуживающими доверия. История того, как это обстоятельство случайно стало причиной созданию первой Т-группы, будет поведана в следующей главе.

Преимущества групповой формы работы

Телесная терапия обучение. Зажимы тела. Александр Багатов.


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: