Гуманистическая психология

Красноярский национальный медуниверситет имени В.Ф. Войно-Ясенецкого

педагогики и Кафедра психологии

С курсом медицинской психологии,

Психотерапии и педагогике ПО

Реферат

На тему:

Гуманистическая психология

Выполнил: студент 206 гр.

Лечебного факультета

фундаментального медицинского

образования Крупенич И.Ю

Красноярск 2011г.

Гуманистическая психология

Громадное влияние оказал персонализм и на появившуюся в середине XX века гуманистическую психологию.

Гуманистическая психология, показавшаяся как направление, другое психотерапевтическим школам середины века, в первую очередь психоанализу и бихевиоризму, организовала собственную ее развития и концепцию личности.

Центром этого направления стали США, а лидирующими фигурами – К.Роджерс, Р.Мэй, А.Маслоу, Г.Олпорт. Американская психология, отмечал Олпорт, имеет мало собственных уникальных теорий. Но она сослужила громадную работу тем, что содействовала уточнению и распространению тех научных вкладов, каковые были сделаны Павловым, Вине, Фрейдом, Роршахом и др. Сейчас, писал Олпорт, мы можем сослужить подобную работу в отношении Хайдеггера, Ясперса и Бинсвангера.

Влияние экзистенциалистской философии на новое направление в психологии не свидетельствует, что последнее явилось только ее, психотерапевтическим дубликатом. В качестве конкретно-научной дисциплины психология решает личные теоретические и практические задачи, в контексте которых и направляться разглядывать события зарождения новой психотерапевтической школы.

Каждое новое направление в науке определяет собственную программу через противопоставление установкам уже утвердившихся школ. В этом случае гуманистическая психология усматривала неполноценность вторых психотерапевтических направлений в том, что они избегали конфронтации с действительностью в том виде, как ее переживает человек, игнорировали такие конституирующие показатели личности, как ее целостность, единство, неповторимость. В следствии картина личности предстает фрагментарной и конструируется или как совокупность реакций (Скиннер), или как комплект измерений (Гилфорд), агентов типа Я, Оно и Сверх-Я (Фрейд), ролевых стереотипов. Помимо этого, личность лишается собственной серьёзной чёрта – свободы воли – и выступает лишь как что-то определяемое извне: раздражителями, силами поля, бессознательными рвениями, ролевыми предписаниями. Ее личные рвения сводятся к попыткам разрядить (редуцировать) внутреннее напряжение, достигнуть уравновешенности со средой; ее самосознание и сознание либо полностью игнорируются, или рассматриваются как маскировка грохотов бессознательного.

Гуманистическая психология выступила с просьбой осознать человеческое существование во всей его непосредственности на уровне, лежащем ниже той пропасти между объектом и субъектом, которая была создана наукой и философией нового времени. В следствии, утверждают психологи-гуманисты, по одну сторону данной пропасти был субъект, сведенный к рацио, к свойству оперировать абстрактны ми понятиями, по другую – объект, этот в этих понятиях. Провалился сквозь землю человек во всей полноте его существования, провалился сквозь землю и мир, каким он дан в переживаниях человека. С воззрениями бихевиоральных наук на личность как на объект, не отличающийся ни по природе, ни по познаваемости от вторых объектов мира вещей, животных, механизмов, коррелирует и психотерапевтическая разработка: разнообразные манипуляции, касающиеся устранения и обучения аномалий в поведении (психотерапия).

Главные положения нового направления – гуманистической школы психологии личности, которая и есть на данный момент одной из самые значительных психотерапевтических школ, сформулировал Гордон Олпорт.

Г.Олпорт (1897-1967) разглядывал создаваемую им концепцию личности как другую механицизму поведенческого подхода и биологическому, инстинктивному подходу психоаналитиков. Олпорт возражал и против переноса фактов, которые связаны с больными людьми, невротиками, на психику здорового человека. Не смотря на то, что он и начинал собственную карьеру как доктор-психотерапевт, но весьма скоро отошел от врачебной практики, сосредоточившись на экспериментальных изучениях здоровых людей. Олпорт вычислял нужным не просто собирать и обрисовывать замечаемые факты, как это практиковалось в бихевиоризме, но систематизировать и растолковывать их. Собирание обнажённых фактов делает психологию наездником без головы, – писал он и собственную задачу видел не только в разработке способов изучения личности, но в создании новых объяснительных правил личностного развития.

Одним из основных постулатов теории Олпорта было положение о том, что личность есть открытой и саморазвивающейся. Человек в первую очередь социальное существо и потому не имеет возможности развиваться без кон тактов с окружающими, с обществом. Из этого неприятие Олпортом положения психоанализа об антагонистических, враждебных отношениях между обществом и личностью. Наряду с этим Олпорт утверждал, что общества и общение личности есть не рвением к уравновешиванию со средой, но взаимообщением, сотрудничеством. Так, он быстро возражал и против общепринятого в то время постулата, что развитие – это адаптация, приспособление человека к окружающему миру, обосновывая, что человеку характерна именно потребность взорвать равновесие и достигать все новых и новых вершин.

Олпорт одним из первых заговорил об уникальности каждого человека. Любой человек неповторим и личен, поскольку есть носителем необычного сочетания качеств, потребностей, каковые Олпорт именовал trite – черта. Эти потребности, либо черты личности, он разделял на главные и инструментальные. Главные черты стимулируют поведение и являются врожденными, генотипическими, а инструментальные оформляют поведение и формируются в ходе судьбы, т. е. являются фенотипическими образованиями. Комплект этих линия и образовывает ядро личности.

Серьёзным для Олпорта есть и положение об автономности этих линия, которая начинается со временем. У ребенка еще нет данной автономности, поскольку его черты еще неустойчивы и полностью не организованы. Лишь у взрослого человека, осознающего себя, собственные качества и собственную индивидуальность, черты становятся по-настоящему независимыми и не зависят ни от биологических потребностей, ни от давления общества. Эта автономность линия человека, являясь серьёзной чёртом его личности, и дает ему возможность, оставаясь открытым для общества, сохранять собственную индивидуальность. Так Олпорт решает проблему индентификации-отчуждения, которая есть одной из наиболее значимых для всей гуманистической психологии.

Олпорт создал не только собственную теоретическую концепцию личности, но и собственные способы системного изучения психики человека. Для данной цели он формирует многофакторные опросники. Громаднейшую известность купил опросник Миннесотского университета (ММPI), что употребляется на данный момент (с рядом модификаций) для анализа со вместимости, профпригодности и т.д. Со временем не сильный заключил , что интервью дает больше информации и есть более надежным способом, чем анкета, по причине того, что разрешает на протяжении беседы поменять вопросы, следить за реакцией и состоянием испытуемого. Четкость параметров, наличие объективных ключей для расшифровки, системность выгодно отличают все созданные Олпортом способы изучения личности от субъективных проективных методик психоаналитической школы.

Абрахам Маслоу (1908-1970) окончил Висконсинский университет, взяв степень профессора психологии в первой половине 30-ых годов XX века. Его личная теория, которую ученый выработал к 50-м годам XX века, показалась на базе детального знакомства с главными психотерапевтическими концепциями, существовавшими в тот период (как и сама мысль о необходимости формирования третьего пути, третьего психотерапевтического направления, другого бихевиоризму и психоанализу).

В первой половине 50-ых годов XX века Маслоу приглашают в Бренденский университет, где он занимает пост главы психотерапевтического отделения практически до конца жизни. Последние годы судьбы он кроме этого был и президентом Американской психотерапевтической ассоциации.

Говоря о необходимости формирования нового подхода к пониманию психики, Маслоу подчерки вал, что он не отвергает старые школы и старые подходы, не есть антибихевиористом либо антипсихоаналитиком, но есть антидоктринером, т.е. выступает против абсолютизации их опыта.

Одним из самых серьёзных недочётов психоанализа, с его точки зрения, есть не столько рвение принизить роль сознания, сколько тенденция разглядывать психологическое развитие с позиций адаптации организма к окружающей среде, рвения к равновесию со средой. Как и Олпорт, он считал, что такое равновесие есть смертью для личности. Равновесие, укорененность в среде отрицательно воздействуют на рвение к самоактуализации, которое совершает человека личностью.

не меньше деятельно Маслоу выступал и против сведения всей психологической жизни к поведению, что было характерно бихевиоризму. Самое полезное в психике – ее самость, ее рвение к саморазвитию – не может быть обрисовано и осознано с позиций поведенческой психологии, а потому психология поведения должна быть не исключена, но дополнена психологией сознания, психологией, которая изучила бы Яконцепцию личности.

Маслоу практически не проводил глобальных, крупно масштабных опытов, каковые свойственны для американской психологии, в особенности для бихевиоризма. Его маленькие, пилотажные изучения не столько нащупывали новые пути, сколько подтверждали то, к чему он пришел в собственных теоретических рассуждениях. Как раз так он подошел к изучению самоактуализации – одного из центральных понятий собственной концепции гуманистической психологии.

В отличие от психоаналитиков, которых интересовало в основном отклоняющееся поведение, Маслоу думал, что изучить людскую при роду нужно, изучая ее лучших представителей, а не каталогизируя ошибки и трудности средних либо невротических индивидуумов. Лишь так мы можем осознать границы людских возможностей, подлинную природу человека, не хватает полно и четко представленную в других, менее одаренных людях. Выбранная им для изучения несколько складывалась из восемнадцати человек, наряду с этим девять из них бы ли его современниками, а девять – историческими личностями (А.Линкольн, А.Эйнштейн, В.Джеймс, Б.Спиноза и др.).

Эти изучения привели его к мысли о том, что существует определенная иерархия потребностей человека, которая выглядит следующим образом:

физиологические потребности – пища, вода, сон и т.п.;

потребность в безопасности – стабильность, порядок;

потребность в принадлежности и любви – семья, дружба;

потребность в уважении – самоуважение, признание;

потребность в самоактуализации – развитие свойств.

Одно из не сильный мест теории Маслоу было в том, что он утверждал: эти потребности находятся в раз и окончательно заданной твёрдой иерархии и более высокие потребности (в самоуважении либо в самоактуализации) появляются лишь по окончании того, как удовлетворяются более элементарные. Не только критики, но и последователи Маслоу продемонстрировали, что частенько потребность в самоактуализации либо в самоуважении являлась главной и определяла поведение человека не обращая внимания на то, что его физиологические потребности не были удовлетворены, а время от времени и мешали удовлетворению этих потребностей. Потом и сам Маслоу отказался от столь твёрдой иерархии, объединив все потребности в два класса: потребности потребности (недостатка) и потребности развития (самоактуализации).

Одновременно с этим большая часть представителей гуманистической психологии приняло термин самоактуализация, введенный Маслоу, как и его описание самоактуализирующейся личности.

Самоактуализация связана с умением осознать себя, собственную внутреннюю природу и обучиться сонастраиваться в соответствии с данной природой, строить собственный поведение исходя из нее. Это не одномоментный акт, а процесс, не имеющий финиша, это метод проживания, отношения и работы с миром, а не единичное достижение. Маслоу выделял в этом ходе важнейшие моменты, каковые изменяют отношение человека к самому себе и к миру и стимулируют личностный рост. Это возможно мгновенное переживание – пик-переживание либо дли тельное – плато-переживание.

Обрисовывая самоактуализирующуюся личность, Маслоу сказал, что такому человеку свойственно принятие себя и мира, в том числе и других людей. Это, в большинстве случаев, люди адекватно и действенно принимающие обстановку, центрированные на задаче, а не на себе. Одновременно с этим им характерно и рвение к уединению, к независимости от культуры и окружающей среды.

Так в теорию Маслоу входят отчуждения и понятия идентификации, не смотря на то, что всецело эти механизмы не были раскрыты. Но неспециализированное направление его экспериментальных исследований и рассуждений дает нам возможность осознать его подход к психологическому формированию личности, его познание связей между обществом и личностью.

Ученый считал, что именно мотивы и осознанные стремления, а не бессознательные инстинкты составляют сущность людской личности. Но рвение к самоактуализации, к реализации собственных свойств наталкивается на препятствия, на не собственные слабости и понимание окружающих. Многие люди отступают перед трудностями, что не проходит бесследно для личности, останавливает ее рост. Невротики – это люди с неразвитой либо неосознанной потребностью в самоактуализации. Общество по самой собственной сути не имеет возможности не мешать рвению человека к самоактуализации. Так как любое общество пытается сделать чело века своим шаблонным представителем, отчуждает личность от ее сути, делает ее конформной.

Одновременно с этим отчуждение, сохраняя самость, индивидуальность личности, ставит ее в оппозиционеров к окружающему и кроме этого лишает ее возможности самоактуализироваться. Исходя из этого человеку нужно сохранить равновесие между этими двумя механизмами, каковые, как Сцилла и Харибда, стерегут его и стремятся погубить. Оптимальными, вычислял Маслоу, являются идентификация во внешнем замысле, в общении с окружающим миром, и отчуждение во внутреннем замысле, в плане развития самосознания. Как раз таковой подход дает человеку возможность действенно общаться с окружающими и одновременно с этим оставаться самим собой. Эта позиция Маслоу сделала его популярным в среде интеллектуалов, поскольку во многом отражала взоры данной социальной группы на связь между обществом и личностью.

Оценивая теорию Маслоу, нужно подчернуть, что он был чуть ли не первым психологом, обратившим внимание не только на отклонения, трудности и негативные стороны личности. Одним из первых он изучил успехи личного опыта, раскрыл пути для самосовершенствования и саморазвития любого человека.

Карл Роджерс (1902-1987) окончил Висконсинский университет, отказавшись от карьеры священника, к которой подготовился с молодости. Он увлекся психологией, и работа в качестве практикующего психолога в Центре помощи детям дала ему занимательный материал, что он обобщил в собственной первой книге Клиническая работа с проблемными детьми (1939). Книга имела успех, и Роджерса пригласили на пост доктора наук в университет Огайо. Так началась его отвлечённая деятельность. В 1945 году Университет Чикаго предоставил ему возможность открыть консультационный центр, в котором Роджерс разрабатывал базы собственной недирективной терапии, центрированной на клиенте. Во второй половине 50-ых годов XX века он переходит в Висконсинский университет, где ведет психологии и курсы психиатрии. Он пишет книгу Свобода обучаться, в которой отстаивает право студентов на самостоятельность в их учебной деятельности. Но конфликт с администрацией, вычислявшей, что доктор наук предоставляет через чур много свободы своим студентам, стал причиной тому, что Роджерс ушел из национальных университетов и организовал Центр для изучения личности – свободное объединение представителей терапевтических профессий, в котором и трудился до самой смерти.

В собственной теории личности Роджерс развернул определенную совокупность понятий, в которых люди мо гут создавать и изменять собственные представления о себе, о собственных родных. В данной же совокупности развертывается и терапия, помогающая человеку поменять себя и собственные отношения с другими. Как и для других представителей гуманистической психологии, уникальности и идея ценности людской личности есть центральной для Роджерса. Он уверен в том, что тот опыт, что появляется у человека в ходе судьбы, и что он именовал замечательным полем, личен и неповторим. Данный мир, создаваемый человеком, может совпадать либо не совпадать с настоящей действительностью, поскольку не все предметы, входящие в окружающее, осознаются субъектом. Степень тождественности этого по ля настоящей действительности Роджерс именовал конгруэнтностью. Высокая степень конгруэнтности свидетельствует: то, что человек информирует вторым, то, что происходит около, да и то, что он поймёт в происходящем, более либо менее совпадают между собой. Нарушение конгруэнтности ведет к росту напряженности, тревожности и, в конечном итоге, к невротизации личности. К невротизации приводит и уход от собственной индивидуальности, отказ от самоактуализации, которую Роджерс, как и Маслоу, вычислял одной из наиболее значимых потребностей личности. Развивая базы собственной терапии, ученый соединяет в ней идею конгруэнтности с самоактуализацией.

Говоря о структуре Я, Роджерс особенное значение придавал самооценке, в которой выражается сущность человека, его самость.

Роджерс настаивал на том, что самооценка должна быть не только адекватной, но и эластичной, изменяющейся в зависимости от обстановки. Это постоянное изменение, избирательность по отношению к окружающему и творческий подход к нему при отборе фактов для осознания, о котором писал Роджерс, обосновывает сообщение его теории не только со взорами Маслоу, но и с концепцией творческого Я Адлера, повлиявшей на многие теории личности второй половины XX века. Наряду с этим Роджерс не только сказал о влиянии опыта на самооценку, но и подчерки вал необходимость открытости навстречу опыту. В отличие от других концепций личности, настаивающих на ценности будущего (Адлер) либо влиянии прошлого (Юнг, Фрейд), Роджерс подчеркивал значение настоящего. Люди должны обучиться жить в настоящем, осознавать и ценить любой момент собственной жизни. Лишь тогда жизнь раскроется в собственном подлинном значении и лишь тогда возможно сказать о полной реализации, либо, как именовал это Роджерс, о полном функционировании личности.

У Роджерса, соответственно, был собственный особенный подход к психокоррекции. Он исходил из того, что психотерапевт обязан не навязывать собственный вывод больному, а подводить его к верному ответу, которое последний принимает самостоятельно. В ходе терапии больной обучается больше доверять себе, собственной интуиции, своим побуждениям и ощущениям. Начиная лучше осознавать себя, он лучше осознаёт вторых. В следствии и происходит то озарение, которое оказывает помощь перестроить собственную само оценку, переструктурировать гештальт, как говорит Роджерс. Это повышает конгруэнтность и позволяет принять себя и окружающих, снижает напряжение и тревожность. Терапия происходит как встреча терапевта с клиентом либо – в групповой терапии – как встреча терапевта и не какое количество клиентов. Созданные Роджерсом инкаунтер-группы, либо группы встречи, являются од ной из самых распространенных на данный момент разработок психокоррекции и обучения.

Перечень литературы

М.Г.Ярошевский. Гуманистическая психология

08 Гуманистическая психология


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: