Хадис 2 отклонение того, чего нет в коране и сунне.

Урок №89 Толкование хадисов. (Желательный к изучению урок).

С именем Аллаха, Милостивого, Милосердного

Радость сердец благочестивых

Объяснение кратких, но полных смысла слов Пророка Мухаммада

(салла Ллаху `алейхи уа салам)

Создатель: Шейх Абд ар-Рахман ан-Насир ас-Са‘ди.

ХАДИС 2 Отклонение того, чего нет в сунне и Коране.

Сообщается, что Аиша, да будет доволен ею Аллах, сообщила:

– Посланник Аллаха (салла Ллаху `алейхи уа салам) сообщил: «В случае если кто-нибудь внесёт в это отечественное дело1 что-то новое2 и не имеющее к нему отношения3, это будет отвергнуто4».

1 [То имеется в наш шариат и нашу религию, что одобрил для нас Аллах].

2 [Иначе говоря, создаст либо же изобретёт что-нибудь от себя и под действием собственных пристрастий].

3 [Имеется в виду всё то, что не соответствует и противоречит шариату, либо же то, в пользу чего не имеется никаких свидетельств ни в базах шариата, ни в его неспециализированных указаниях].

4 [Это значит: будет возвращено совершившему такое дело в силу несостоятельности аналогичных действий и того, что они не принимаются в расчёт].

В второй версии этого хадиса сообщается, что пророк (салла Ллаху `алейхи уа салам) сообщил:

«Любое дело того, кто совершит что-то, не соответствующее отечественному делу, будет отвергнуто». Аль-Бухари и Муслим.

Два этих великих хадиса вместили в себя всю религию: её ответвления и основы, внешнюю и тайную стороны, и наряду с этим хадис, передаваемый со слов Умара, есть мерилом тайных дел, а хадис, передеваемый со слов Аиши, да будет доволен Аллах ими обоими, – мерилом дел явных.

В них говорится о необходимости проявления искренности по отношению к Тому, Кто хорош поклонения, и о необходимости следования посланнику (салла Ллаху `алейхи уа салам) что относится к числу нужных условий всякого явного и тайного слова и дела. Будут приняты дела того, кто, совершая их, был искренним по отношению к Аллаху и следовал примеру Его посланника (салла Ллаху `алейхи уа салам) а дела тех, кто не придерживался ни того, ни другого, либо придерживался лишь чего-то одного, будут отвергнуты, о чём Аллах Всевышний сообщил так:

«(В Сутки тот) займёмся Мы делами, каковые они творили, и развеем их в прах» “Различение”, 23.

Об обоих упомянутых выше качествах упоминается в словах Аллаха Всевышнего:

«Кто же (исповедует) религию лучше (всецело) предавшегося Аллаху и творящего добро?» “Дамы”, 125.

И об этом же Аллах Всевышний сообщил так:

«Да! Тому, кто предался Аллаху и творит добро, (уготована) приз у Господа его. (Такие) не испытают страха и не будут они печалиться» “Корова”, 112.

Под намерением, имеется в виду цель того либо иного действия, совершаемого в рвении приблизиться к Аллаху, снискать Его благоволение и взять Его приз. Наряду с этим направляться различать намерение, касающееся совершения того либо иного действия и намерение, которое связано с тем, для кого либо чего это воздействие осуществляется.

Говоря о намерении совершить то либо иное воздействие, направляться не забывать, что любой из видов очищения, равно как и молитва, закят, пост, хаджж и каждые иные виды поклонения, будет верным только в том случае, в то время, когда действия совершаются с намерением и определённой целью, а совершающий их собирается заняться как раз этим видом поклонения. Один да и то же вид поклонения, со своей стороны, может включать в себя разные его виды и роды. Так, к примеру, молитва не редкость или необходимой, или необязательной молитвой определённого рода, или необязательной молитвой по большому счету.

В случае если речь заходит о необязательной молитве по большому счету, то достаточно не составит большого труда вознамериться совершить молитву, но в случае если дело касается определённой необходимой либо необязательной молитвы, к примеру витра [добровольная ночная молитва, складывающаяся из нечётного количества ракатов] либо необязательной молитвы, совершаемой до либо по окончании молитвы необходимой по примеру пророка (салла Ллаху `алейхи уа салам) то, наряду с целью совершить молитву как таковую, в обязательном порядке необходимо иметь и намерение совершить как раз эту молитву. То же самое относится и ко всем иным видам поклонения.

Помимо этого, нужно делать различия между совершением разных видов поклонения и простыми действиями. Так, к примеру, полное омовение совершается чтобы смыть с себя грязь, либо освежиться, либо чтобы очиститься по окончании громадного осквернения либо обмывания покойного, либо для пятничной молитвы, и во всех этих случаях при совершении омовения неизменно необходимо придерживаться намерения очиститься от осквернения, в противном случае это не составит большого труда желательным омовением. То же самое относится и к тем случаям, в то время, когда человек расходует деньги на закят, либо в качестве привлекательного действия за идеальный им грех, либо на исполнение обета, либо на одобряемую милостыню, либо на презент, потому, что значение всего этого будет определяться лишь намерением.

То же самое имеет отношение и к тем случаям, в то время, когда при заключении каких-либо сделок прибегают к разным уловкам. Снаружи эта сделка может смотреться верной, но в случае если в действительности намерение пребывает в том, дабы осуществить ростовщическую операцию, либо уклониться от необходимого, либо применять эту сделку как средство для совершения запретного, то суть её будет определяться истинной целью и намерением, а не бездоказательными утверждениями, потому, что «дела оцениваются по намерениям», а в этом случае к одному из двух оговорённых в контракте эквивалентов присоединяется то, о чём раньше не говорилось, либо же к одному контракту присоединяется второй, что подразумевает собой что-то иное.

Помимо этого, Аллах поставил условием, дабы при таком разводе, в то время, когда мужчина в праве на возвращение собственной жены обратно, либо при составлении завещания никто из рабов Аллаха не стремился принести этим вред кому-либо.

Всё вышеупомянутое распространяется кроме этого и на средства, применяемые с целью достижения тех либо иных целей, потому, что на средства распространяются те же установления, что и на цели, и они смогут быть как годными, так и негодными, а Аллах отличает праведного от порочного.

Что же касается намерения, связанного с тем, для кого осуществляется воздействие, то тут имеется в виду проявление рабом искренности по отношению к Аллаху во всём том, что он совершает и от чего отказывается, и во всём том, что он говорит совершает.

Аллах Всевышний сообщил:«А велено им было лишь поклоняться Аллаху, храня верность Ему в религии…» “Явное подтверждение”, 5.

Аллах Всевышний кроме этого сообщил: «Воистину, (направляться исповедовать) религию лишь для Ал-лаха» “Толпы”, 3.

Так, во всех собственных делах рабу Аллаха направляться придерживаться лишь одного намерения, которое должно быть в том, чтобы выполнять их для Аллаха, стремясь приблизиться к Нему, получая Его награды и сохраняя надежду на неё и испытывая ужас перед Его наказанием. Каждому нужно придерживаться для того чтобы намерения во всех собственных делах и словах и при всех событиях, стараясь не отступать от искренности и совершенствовать её, отметая всё то, что ей противоречит, к примеру всё показное, либо рвение к приобретению хорошей славы, либо желание заслужить похвалы людей и их уважение.

В случае если же что-то подобное однако имеет место, то рабу не нужно делать это собственной пределом и целью собственных жажд, потому что главная цель обязана быть в том, чтобы выполнять каждые дела лишь для Аллаха и стремиться к получению Его награды, не обращая внимания на людей и не сохраняя надежду на получение от них каких-либо польз либо на восхваления с их стороны.

В случае если же что-то подобное однако случается кроме воли раба, то это не повредит ему, потому, что вышеупомянутое возможно весёлой вестью, взятой им уже в нашем мире.

Слова пророка (салла Ллаху `алейхи уа салам): «дела оцениваются по намерениям» означают, что они совершаются лишь благодаря намерениям, каковые помогают для них стержнем. После этого пророк (салла Ллаху `алейхи уа салам) сообщил: «…и, воистину, каждому человеку дастся только то, что он собирался (получить)», а это значит, что финал дел определяется тем, в какой степени намерения его были верными либо негодными, идеальными либо несовершенными. Так, человек, собиравшийся совершить что-то благое и преследовавший какие-то высшие цели, под чем подразумевается всё то, что содействует приближению к Аллаху, возьмёт своё воздаяние и свою награду сполна; приз того, цели и чьи намерения были несовершенными, кроме этого будет несовершенной, а тот, кто собирался достигнуть не этих великих целей, а чего-то иного, не получит блага, но осуществит только то низменное и несовершенное, что он собирался осуществить. Вот из-за чего пророк (салла Ллаху `алейхи уа салам) привёл пример, по аналогии с которым возможно делать выводы и обо всём остальном. Он сообщил: «Так, переселявшийся к посланнику и Аллаху Его переселится к посланнику и Аллаху Его…»Это значит, что он добился того, чего собирался добиться, а приз его – за Аллахом. После этого пророк (салла Ллаху `алейхи уа салам) сообщил: «…переселявшийся же для мирских благ либо для дамы, на которой он желал жениться, переселится к тому, что было целью его переселения».

Что же касается намерений, определяющих собой различия между людьми в том, как они расходуют собственные деньги, то об этом Аллах Всевышний сообщил так: «А те, каковые расходуют собственные богатства, стремясь (заслужить) благоволение Аллаха и укрепить души собственные, подобны саду на бугре …» “Корова”, 265.

Аллах Всевышний кроме этого сообщил: «(И не обожает Аллах) тех, каковые расходуют собственные богатства напоказ людям, не веря ни в Аллаха, ни в Последний сутки…». “Дамы”, 38.

То же самое касается и всего другого. Так, одинаковые дела смогут превосходить друг друга, а величина приза за них будет определяться степенью искренности и веры сердца того, кто их совершает. Возможно и без того, что человек, владеющий одним лишь искренним намерением, в особенности если он однако совершает какие-то посильные для него действия, возвысится до отметки действующего в полную силу, поскольку Аллах Всевышний сообщил: «А тот, кто покинет собственный дом (,захотев) переселиться к Его посланнику и Аллаху, и настигнет его смерть, приз его будет за Аллахом*…»“Дамы”, 100.

*[Имеется в виду, что приз за это человек возьмёт всецело, даже в том случае, если и не сумеет завершить переселение].

В “Сахихе” приводится хадис, где сообщается, что пророк (салла Ллаху `алейхи уа салам) сообщил: «В то время, когда раб (Аллаха) болеет либо находится в пути, ему записывается (совершение) того же, что он в большинстве случаев делал, оставаясь в своей квартире и будучи здоровым»*. Аль-Бухари.

*[Имеется в виду любое добровольно совершаемое человеком благое дело, возможности совершения которого он лишается в следствии заболевания либо на протяжении путешествия].

В другом хадисе сообщается, что пророк (салла Ллаху `алейхи уа салам) сообщил:

«Воистину, остались за нами в Медине люди, задержавшиеся (в том месте) по уважительной обстоятельству (, но однако) пребывавшие с нами, какой бы горной дорогой либо вади [сухое русло; долина] мы ни шли». Аль-Бухари.

[Это значит, что люди, каковые не приняли участия в отражении нападения неприятеля, но честно хотели быть вместе с другими, возьмут такую же приз, как и участники боевых действий].

И в случае если раб Аллаха захочет совершить что-то благое, но сделать это ему не суждено, то за то, что он хотел и собирался сделать, ему будет записано совершение целого хорошего дела. Благодеяния, оказываемые людям посредством денег, слов либо действий, являются хорошими делами и будут вознаграждены Аллахом, но воздаяние за них будет ещё больше, в случае если в базе их лежат благие намерения.

Аллах Всевышний сообщил: «Нет блага во многих из их тайных бесед, в случае если лишь кто-нибудь не призывает раздавать милостыню, выполнять одобряемое либо примирять людей между собой…» “Дамы”, 114.

Так, это есть благом. А после этого Аллах Всевышний сообщил: «…а тому, кто делает это, стремясь снискать благоволение Аллаха, Мы даруем приз великую». “Дамы”, 114.

Так, за совершение всего упомянутого выше великая приз надеется в том случае, если это делается в рвении к благоволению Аллаха.

Помимо этого, в “Сахихе” приводится хадис, в котором сообщается, что пророк (салла Ллаху `алейхи уа салам) сообщил: «Аллах даст (долги) за того, кто берёт деньги у людей, хотя вернуть их*, а того, кто берёт, хотя (лишь) растратить их (и не собираясь возвращать), Аллах погубит». Аль-Бухари. [Этот хадис передаётся со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах].

*[Имеется в виду, что Аллах окажет помощь возвратить долги такому человеку, предоставив ему для этого соответствующие возможности].

Обрати же внимание на то, что пророк (салла Ллаху `алейхи уа салам) показывает на благое намерение как на обстоятельство, во многом содействующую получению удела и тому, что Аллах оказывает помощь уплатить человеку его долг, в то время как плохое намерение он именует обстоятельством уничтожения и гибели.

Такую же роль играется намерение и в разрешённых мирских делах, и исходя из этого в случае если человек в собственных приобретениях и других упомянутых нами выше действиях применяет это с целью соблюдения прав выполнения и Аллаха всего необходимого и желательного и основывается на благих намерениях, начиная имеется либо выпивать, либо отходя ко сну, либо хотя отдохнуть, либо стараясь купить что-либо, то эти простые дела преобразовываются для него в разные формы поклонения, а Аллах благословляет раба в его делах и открывает перед ним врата блага и удела, на что он ни при каких обстоятельствах не рассчитывал и о чём ни при каких обстоятельствах кроме того не помышлял. В случае если же человек не придерживается благих намерений в силу собственного невежества либо нерадения, то винить в этом ему остаётся лишь самого себя.

В “Сахихе” приводится хадис, в котором сообщается, что пророк (салла Ллаху `алейхи уа салам) сообщил: «Воистину, ты в обязательном порядке возьмёшь приз за всё, что израсходуешь для лика Аллаха, а также за то, что положишь в рот собственной жене».

[Сообщается кроме этого, что пророк (салла Ллаху `алейхи уа салам) сообщил: «Воистину, что бы ты ни израсходовал, ты в обязательном порядке возьмёшь за это собственную приз, среди них и за тот кусок, что поднесёшь ко рту собственной жены» Данный хадис, передаваемый со слов Са‘да бин Абу Ваккаса, приводят Ахмад, аль-Бухари, Абу Дауд и ат-Тирмизи].

Так, в данном хадисе речь заходит обо всех благих делах, а это значит, что верующему, что желает спасти собственную душу и принести ей пользу, направляться усвоить его суть и всегда стремиться направляться ему на практике при всех событиях.

Что же касается хадиса Аиши, да будет доволен ею Аллах, в котором сообщается, что пророк (салла Ллаху `алейхи уа салам) сообщил: «В случае если кто-нибудь внесёт в это отечественное дело что-то новое и не имеющее к нему отношения, это будет отвергнуто»*, то указанием на определённые вещи помогает как его явный суть, так да и то, что в нём подразумевается.

*[В второй версии этого хадиса сообщается, что пророк (салла Ллаху `алейхи уа салам) сообщил: «Любое дело того, кто совершит что-то, не соответствующее отечественному делу, будет отвергнуто»].

Явный суть этого хадиса пребывает в том, что ни одно новшество в данной религии не имеет никакой базы ни в Коране, ни в сунне. Это в равной степени касается и новшеств в речи, примером чего могут служить такие термины, как “таджаххум”, “рафд” , “и‘тизаль”* и без того потом, и новшеств в сфере религиозных обрядов, что распространяется на все те виды поклонения, указания на каковые в сунне и Коране отсутствуют.

*[От этих слов были образованы заглавия разных религиозно-философских течений в исламе, представителей которых, соответственно, именовали джахмитами, рафидитами и му‘тазилитами].

Всё это будет отвергнуто и возвращено тем, кто придерживался аналогичного, а сами они заслуживают порицания в зависимости от вида собственных степени и нововведений их удалённости от религии. Вводящим новшества есть любой человек информирующий что-то такое, о чём не говорится ни в Коране, ни в сунне, либо же придерживающийся таких форм поклонения, каковые не были разрешены и узаконены Его посланником и Аллахом (салла Ллаху `алейхи уа салам). Так, вводящим новшества есть тот, кто запрещает разрешённое либо придерживается не узаконенных шариатом форм поклонения.

Сущность подразумевающегося в данном хадисе пребывает в том, что в случае если человек совершит любое необходимое либо желательное воздействие, соответствующее велениям Его посланника и Аллаха (салла Ллаху `алейхи уа салам) и являющееся одной из форм поклонения Аллаху, будь то следование верным воззрениям либо совершение праведных необходимых либо желательных дел, дело его будет принято, а за свои силы он возьмёт приз.

Иначе, содержание этого хадиса разрешает сделать вывод о том, что любая запретная форма поклонения есть негодной, поскольку не соответствует велению Аллаха. Непригодность обусловлена запретностью, а всякое воздействие, запрещённое Аллахом, есть недействительным и в расчёт не принимается.

3 хадиса о спиртном (алкоголе). Спиртное (алкоголь) в Исламе


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: