Характеристика методов обучения

Классификация

Долгое время в педагогике господствовал подход, в базе которого лежал источник знаний. В соответствии с ним все способы обучения подразделялись на три группы: словесные (рассказ, объяснение, беседа, лекция, работа с книжкой); наглядные (иллюстрация, демонстрация, драматизация, экскурсия в музей, на природу либо производство, наблюдение); практические(упражнения, лабораторные работы, практикумы). Данную классификацию

способов обучения и ее номенклатуру разрабатывали Д.О. Лордкипанидзе, Е.Я. Голант , Н.А. Сорокин и др. Она достаточно несложна, понятна и удобна для применения на практике, в силу чего стала широко распространена, не смотря на то, что и не стала общепризнанной. Этот вид классификации способов обучения пропагандировался и в педагогике опытной школы. Усиление внимания к самостоятельности и активности школьников и студентов в ходе познавательной деятельности содействовало разработке И.Я. Лернером и М.Н. Скаткиным новой классификации дидактических способов. Положив в базу темперамент учебно-познавательной деятельности обучающихся, они выделили четыре группы способов:

1) объяснительно-иллюстративный, либо репродуктивный (рассказ, объяснение, лекция, работа с книжкой, демонстрация фрагментов кино- и диафильмов);

2) проблемный (ответ проблемных задач, вопросов, обстановок);

3) частично-поисковый, либо эвристический (овладение отдельными этапами, элементами процесса научного поиска, познания);

4) исследовательский (неприятность решается обучающимися самостоятельно, но под управлением преподавателя)

Дискуссия по данной совокупности классификации способов обучения продемонстрировала, что она (совокупность) не имеет возможности претендовать на решение проблемы. В базу классификации способов обучения Ю.К. Бабанским положен метод организации познавательной деятельности обучающихся. Опираясь

на этот показатель, все способы он подразделил на три группы:

1) осуществление и организация учебных операций и действий (словесные, логические, гностические, самоуправления учебными действиями);

2) мотивация и стимулирование учения (познавательные игры, дискуссии, учебные требования, поощрение либо порицание);

3) самоконтроль и контроль (устного, письменного, лабораторного, машинного)

Созданная Ю.К. Бабанским классификация отличается большей полнотой описания и систематизации номенклатуры способов, но в базу ее кроме этого положен один показатель, что лишает ее возможности претендовать на общий темперамент.

Новую совокупность классификации способов обучения внес предложение И.Ф.Харламов . В базе ее — опора на задачи, функции и этапы обучения. Все способы он подразделил на пять групп:

1) устное изложение знаний преподавателем и активизация познавательной деятельности обучающихся (рассказ, объяснение, лекция, иллюстрация, демонстрация);

2) закрепление изучаемого материала (беседа, работа с книжкой);

3) независимая работа обучающихся по усвоению и осмыслению нового материала (работа с книжкой, лабораторные работы); 12

4) учебная работа по применению знаний на выработке и практике навыков и умений (упражнения, лабораторные занятия);

5) оценка и проверка знаний, навыков и умений обучающихся (повседневное наблюдение за работой обучающихся, личный, фронтальный, уплотненный опросы, контрольные работы, проверка домашних работ, программированный контроль)

Разглядываемая совокупность классификации дидактических способов как бы частично вобрала в себя существовавшие ранее методы классификации(Д.О. Лордкипанидзе [29], М.А.Данилов [16]) и одновременно с этим продвинула дальше изучение данной неприятности, внеся осмысление и авторское видение.

Уникальный подход к классификации способов обучения находим у Л.

Йовайши . Обобщив стаж работы учителей литовских институтов и опираясь на зарубежные источники, она создала совокупность классификации, в базе которой лежит предоставление знаний, навыков и умений в ходе разновидового обучающихся и взаимодействия педагога. Л. Йовайша выделяет две главные группы способов: первая характеризует деятельность педагога, вторая — студентов.

Первая несколько

1. Информационные способы:

— предъявляющие;

— воспроизводящие.

2.Операционные способы:

— упражнения;

— практические;

— лабораторные.

3.Творческие способы:

— эвристические;

— проблемные;

— исследовательские.

Вторая несколько

1. Способы изучения информационных источников:

— перцептивные (слушание, чтение);

— мнемонические (учение по книжкам);

— ментальные (планирование, работа с книгой).

2. Практические операционные способы учения:

— исполнение упражнений;

— исполнение практических работ;

— исполнение лабораторных работ.

3. Способы учения творчеству:

— оценка и познание творческой деятельности;

— организация процесса творчества.

Предложенная литовскими учеными классификация есть достаточно полной и приемлемой не только для институтов, но и для средних особых учебных заведений. Но в ней во многих случаях к способам отнесены формы обучения. Это случилось потому, что она в значительной степени базируется на педагогике западноевропейских государств, где нет разграничения между

формами, приемами, способами обучения. Помимо этого, указанная классификация, на отечественный взор, пара громоздка, что затрудняет ее использование начинающими учителями.

Ориентируясь на разные варианты классификации способов обучения, опираясь на личный опыт педагогической деятельности, Р.С. Пионова создала собственную многомерную совокупность классификации способов обучения. В ее базу положены следующие показатели: задачи и дидактические цели, источник умений и знаний, методы совместной деятельности студентов и преподавателей. В данную совокупность классификации включен достаточно широкий спектр способов — от хороших до современных. Для определения продуктивности конкретных способов, возможности их комбинирования в разных дидактических условиях предпринята попытка их экспериментальной апробации в настоящем педагогическом ходе последовательности институтов, в работесо студентами, аспирантами и магистрами

Апробированные авторами способы в учебно-воспитательном ходе подразделены на пять групп.

1. Теоретико-информационные способы обучения — устное логически целостное изложение учебного материала (устное целостное изложение), диалогически выстроенное устное изложение (беседа), рассказ, объяснение, дискуссия, бригадный способ, консультирование, аудио-видеодемонстрация, демонстрация.

2. Практико-операционные способы обучения — упражнения, метод, «делай так, как я», ответ задач, опыт, опыт, педагогическая игра(познавательная либо деловая).

3. Поисково-творческие способы обучения — наблюдение, опыт, опыт, сократовская беседа, лабиринт, «аквариум», «думай, слушай, предлагай», бригадный способ, творческий диалог, анализ конкретных обстановок(проблемных, простых, нетипичных).

4. Способы независимой работы обучающихся — чтение (работа с книжкой и другими учебно-методическими пособиями), видеолента, экспертиза, слушание, конспектирование, упражнения, ответ проблемных ситуаций и задач, опыт, опыт.

5. Контрольно-оценочные способы — предварительный экзамен, «ромашка», устное выступление, ответ с места (на протяжении лекции), контрольная работа, опыт, упражнения, устный опрос, тестирование, программированный контроль.

Предлагаемые группы способов возможно применять по всем учебным дисциплинам опытной школы, конечно, с различной степенью интенсивности. Они делают разные функции (время от времени пара в один момент), исходя из этого смогут использоваться с различными дидактическими целями.

Наряду с этим, как показывает образовательная практика, применение одних способов предполагает громадную активность учителей, вторых — активность студентов, третьи способы действенны в условиях студентов и педагогического взаимодействия преподавателей.

Черта способов обучения

Разглядим более детально указанные группы способов обучения (по классификации Р.С. Пионовой).

Теоретико-информационные способы обучения. Задача способов обучения данной группы пребывает в том, дабы учители предоставили, а студенты усвоили новые научные знания, дабы организовать связи между новыми знаниями и имеющимся количеством знаний у студентов. Это способы теоретического обучения. Источником знаний помогают слово учителя, видеокас-сета.

Устное логически целостное изложение учебного материала. Данный словесный способ используют, в то время, когда ставится дидактическая цель раскрыть научную проблему (вопрос), достаточно емкую и объемную, сложную либо несложную, логически четко выстроенную в теме учебного занятия. Использование способа позволяет обогатить студентов новыми теоретическими знаниями, установить сообщение со знаниями, персонифицированными ими, дать установку на аналитическую деятельность, посоветовать направление для независимой работы студентов. Этот способ играется ключевую роль при формировании взоров, убеждений, мировоззрения личности, тех либо иных лично либо профессионально значимых качеств, т.е. для реализации воспитывающей и развивающей функций обучения. Ключевая роль при реализации способа в собственности учителю. Отнего требуются хорошее знание учебного материала, умение изложить его четко, образно, весьма интересно. Методическая культура учителя оказывает помощь ему обогатить разглядываемый способ параллельным применением вторых способов: дискуссии, объяснения, демонстрации и т.д. Этот способ есть ведущим на лекциях. Он кроме этого используется на семинарских, практических, лабораторных занятиях, на протяжении педагогической практики.

Лекция — способ обучения в виде монологического изложения учителем учебной информации. В дидактике опытной школы направляться различать лекцию-способ обучения и лекцию-форму организации обучения. Лекция как форма организации учебного процесса представляет собой двухчасовое изложение учебного материала. Преимущество лекции пребывает в том, что она имеет четкую композицию, компактна, предполагает стройное и доказательное монологическое изложение. На лекции за относительно маленькое время возможно дан громадной по количеству учебный материал, а благодаря системности его подачи у студентов возможно создать целостное представление об изучаемом явлении либо объекте. Лекция требует от учителя владения ораторским мастерством, ясности суждений и строгой логичности. Эти особенности лекционного способа снабжают активность слушателей, поддерживают интерес к содержанию, приводят к эмоциональной ответной реакции, содействуют формированию убеждений. Учебный материал лекции излагается так, дабы его легко возможно было записать. Для этого интонационно выделяют главные положения, каковые формулируют коротко, удобно для записи. На доске лектор делает краткие записи (изображения) структуры учебного материала, каковые могут служить для студентов «опорными сигналами» (опорными конспектами). Лекция может сопровождаться показом иллюстративных материалов — плакатов, слайдов, кинофрагментов.

Рассказ как способ обучения представляет собой монологическое сообщение учителя о каких-то событиях, фактах, явлениях и употребляется в большинстве случаев для конкретизации теоретических положений, создания интереса к изучаемому материалу. Рассказ есть разновидностью способа устного логически целостного изложения материала, носит краткий темперамент, не прерывается вопросами. Рассказ имеет живой эмоциональный темперамент, часто связан с личным отношением рассказчика к передаваемым событиям. Главные требования к рассказу — эмоциональная подача материала, образность, художественность изложения. Способ рассказа возможно применен на лекции, семинарском либо практическом занятии как вступление к теме, как заключение ее либо как изложение одного из вопросов

неприятности с применением вторых источников: художественной литературы, мемуаров, информации телевидения. Этот способ оказывает помощь «оживить» сложную, наукоемкую данные, предоставляет студентам возможностькраткого отдыха. Использование способа рассказа предполагает активную позицию учителя.

Объяснение — чаще всего применяемый способ обучения, в то время, когда учитель информирует главные сведения, подтверждает их записями на доске, демонстрацией учебно-наглядных пособий, обращается к студентам с вопросами для подтверждения того либо иного положения, для активизации познавательной деятельности, организует студентов на оформление записей в тетрадях. Объяснение как способ обучения активно используется при изучении законов, понятий, сопоставлении научных явлений, проведении анализа, осуществлении доказательств тех либо иных положений. Объяснение, в большинстве случаев, отличается краткостью, четкостью. Оно возможно использовано на лекции, но значительно чаще к нему обращается учитель на семинарских, практических, лабораторных занятиях. Этот способ прекрасно сочетается с рассказом, беседой, демонстрацией. Диалогически выстроенное устное изложение учебного материала.

Большая часть дидактов именуют данный способ беседой. Беседа, в отличие от объяснения, является диалогом , в котором учитель, актуализируя знания студентов по вторым учебным дисциплинам, изученным темам, опираясь на их жизненный опыт, подводит их к усвоению новых понятий. Разбирая, уточняя и обобщая ответы, педагог формулирует теоретические положения и выводы. Цель способа — обеспечить усвоение научных знаний, фактов, понятий, закономерностей, формирование убеждений и взглядов, мировоззрения. Педагог трудится со студентами при помощи прекрасно продуманной совокупности вопросов, благодаря которым они подводятся к восприятию и пониманию научной информации. Этот способ запланирован на применение персонифицированных знаний, их систематизацию. На данной базе он развивает умения делать новые выводы, активизирует память студентов и логическое мышление. Продуктивное применение способа обеспечивается тесным познавательным и эмоциональным сотрудничеством студентов и педагога, и умением субъектов учебно-воспитательного процесса логически мыслить, строить совокупность ответов и вопросов. Способ используется на разных формах занятий.

Учебная дискуссия — один из способов диалогически выстроенного проблемного обучения. Сущность ее пребывает в том, что учитель излагает две разные мнения, касающиеся одной и той же неприятности, и предлагает студентам выбрать и обосновать собственную позицию. Учитель поддерживает дискуссию, раскрывая, уточняя доводы спора, вводя дополнительные вопросы, потому, что задача участников дискуссии состоит не только в том, дабы отстоять собственную точку зрения, но и опровергнуть противоположную. Обнаружение позиций студентов, их верных и ошибочных суждений позволяет более обоснованно и убедительно утвердить в их сознании главные выводы и теоретические положения.

Для дискуссии выбирают такие вопросы, в которых наличие двух точек зрения, к примеру житейской и научной, возможно естественным. Не нужно создавать неестественные обстановки, в то время, когда кто-то отстаивает заведомо фальшивую точку зрения, будучи уверенный в том, что она фальшивая.

Исходным материалом для дискуссии смогут быть письма и статьи, публикуемые в печати, высказывающие разные и обычно противоположные мнения по обсуждаемой проблеме. Перед объяснением учебного материала учитель организует учебную дискуссию. По окончании того как обучающиеся выскажут собственные мнения, аргументы, доводы, учитель растолковывает новый учебный материал, разъясняя по ходу неточности и те ошибки, каковые были допущены выступающими на протяжении дискуссии. Дискуссия возможно завершающим моментом в дискуссии темы.

Учебная дискуссия — организационно сложный способ обучения. Он требует определенной подготовленности студентов — умения вести обсуждение (аргументировать положения, скоро обнаружить доказательства и необходимые примеры, четко формулировать выдвигаемые предложения, мысли), достаточного кругозора, представлений и запаса знаний. Его продуктивность зависит от степени активности студентов, которую необходимо умело «развязывать» и ненавязчиво направлять. Студенты вечернего отделения, трудящиеся на производстве и опытные его неприятности, являются более участниками дискуссий. Целевое назначение способа дискуссии пребывает в том, дабы обогащать студентов новыми научными знаниями, убеждать их в истинности учебной информации, содействовать формированию убеждений и взглядов. Студенты не только принимают и сопоставляют новые знания, они обучаются защищать свою точку зрения, вести научную полемику. Способ самый применим на семинарских и практических занятиях, но его возможно применять и налекциях для активизации деятельности студентов. Он предполагает развитие и проявление познавательной активности студентов. Этот способ возможно применять в трех вариантах. Первый вариант: учитель предварительно разрабатывает вопросы по проблеме дискуссии, дабы студенты имели возможность заблаговременно осмыслить их и готовиться к занятию. Второй вариант: в начале занятия студенты вместе с учителем формулируют вопросы по заявленной проблеме для дискуссии, по которым после этого происходит дискуссия. Третий вариант: время от времени на семинарском, практическом либо лабораторном занятии, на лекции может появиться вопрос, что станет предметом спонтанно появившейся дискуссии. Бригадный способ целесообразно применять для закрепления знаний, установления связей между ними, среди них и межпредметного характера, для ответа тех либо иных педагогических опытных обстановок. Несколько обучающихся подразделяется на 3-4 бригады. Любая из них самостоятельно обсуждает одну и ту же проблему либо один из ее качеств. После этого, по окончании отведенного времени, микродискуссия в бригадах завершается и начинается неспециализированное обсуждение неприятности, причем любая бригада докладывает главные идеи, решения, догадки, сформулированные на протяжении микродискуссий. И, наконец, несколько специалистов (3 студента) подводит итоги общей дискуссии и работы бригад. Этот способ стимулирует развитие самостоятельности и познавательной активности обучающихся, содействует более глубокому и осмысленному усвоению знаний либо опытному ответу вопросов — в зависимости от темы занятий.Консультирование не взяло широкого распространения в педагогических колледжах и педагогических училищах. Оно используется эпизодически — незадолго до экзаменов, в силу чего собственную функцию делает не всецело. В это же время систематическое применение этого способа дает благоприятные результаты. В случае если учитель пытается совершенствовать педагогические умения и теоретические знания студентов, он обязан выяснять не только то, что они знают и могут делать, но да и то (возможно, в первую очередь), что они не знают и какими умениями не обладают. Такая возможность раскрывается при применении способа консультирования. Возможно предложить оптимальный путь применения данного способа. Учитель устанавливает время и день (1 раз в неделю) личной работы. Студенты смогут вольно прийти на консультацию и узнать все вопросы, по которым у них появились затруднения, и уточнить замысел независимой работы по разным видам учебно-исследовательской работы (УИРС). Педагог, выясняя степень затруднений либо незнания студентами каких-то вопросов, при консультировании информирует им как раз ту научную данные, в которой они особенно нуждаются. Этот способ может использоваться лично либо с группой студентов. В условиях расширения сферы независимой работы студентов возможно ожидать увеличения статуса способа консультирования и более активного его применения. Аудио-видеодемонстрация — новый способ обучения. Начал использоваться в учебно-воспитательном ходе с возникновением телевидения, созданием теле- и киноцентров или других подобных подразделений. Назначение способа пребывает в передаче нужной учебной информации методом показа соответствующих объектов, процессов, действий, сопровождающегося конкретными научными комментариями. Аудио-видеодемонстрация употребляется на протяжении лекции, семинарского либо практического занятия с целью осмысления и повышения восприятия учебного материала, активизации студентов, развития аналитического мышления. Этот способ владеет высокой эффективностью, но пока употребляется не хватает обширно из-за неразвитости учебно-технической базы институтов. Демонстрация — более несложный и дешёвый способ. Независимого значения он не имеет, но, сопровождая устное изложение учебного материала, содействует активизации познавательной деятельности студентов, облегчает, делает более ясным и дешёвым сложный материал. В учебном ходе опытной школы употребляется предметная наглядность(растения, животные, устройства), изобразительная (картины, диапозитивы, фотографии) и символическая (таблицы, графики, чертежи, карты, схемы). Наглядные пособия смогут выступать как источник новых знаний, используются при закреплении и повторении учебной информации, смогут носить исследовательский темперамент. Практико-операционные способы обучения содействуют формированию навыков и умений студентов. Это главное их назначение. Но потому, что способы многофункциональны, они оказывают помощь закреплению знаний, учат использовать их на практике, и обогащают студентов новыми знаниями. В базе данной группы способов лежит практическая деятельность студентов. Сотрудничество субъектов учебного процесса более глубокое, выше самостоятельность и активность студентов.

Действенные способы обучения | Познание информации


Понравилась статья? Поделиться с друзьями: