Характеристика модели рынка

Монополия и Конкуренция

1. Идеальная борьба:

1.1. Черта модели рынка;

1.2. Способы максимизации прибыли в маленьком временном промежутке:

1.2.1. Способ сопоставления валовых издержек и валового дохода;

1.2.2. Способ сопоставления предельных издержек и предельного дохода;

1.3. Способы максимизации прибыли в долгом временном промежутке.

2. Чистая монополия:

2.1. Черта модели рынка;

2.2. Условия максимизации прибыли.

3. Монополистическая борьба:

а) черта модели рынка;

б) определение объёма и цены производства, разрешающих максимизировать прибыль.

4. Олигополия:

а) черта модели рынка;

б) модели и сущность олигополистического ценообразования.

Вся совокупность существующих рынков возможно классифицирована не только по предметно-функциональному показателю, но и по типу и структуре взаимоотношений между экономическими субъектами. На разных рынках могут работать предприятия различных размеров, может отмечаться громадная либо меньшая степень конкурентности.

В соответствии с тем либо иным типом борьбы определяются разные модели рынка: идеальная борьба, чистая монополия, олигополия и монополистическая конкуренция. Любой из названных типов рынков имеет своеобразную структуру, определяющую покупателей поведения и особенности продавцов.

Идеальная борьба

Черта модели рынка.

Рынок характеризуется солидным числом независимо действующих продавцов, предлагающих стандартизированную продукцию, так что при данной цене клиенту безразлично, у какого именно продавца покупать продукт. Любой из производителей предлагает на рынке малого часть общего объема продукции данного вида и не имеет, исходя из этого, возможности значительно влиять на неспециализированный уровень стоимостей. Стоимости устанавливаются под действием предложения и спроса, и каждому отдельному продавцу приходится только приспосабливаться к сложившемуся их уровню, определяя количество продаж и производства продукции, разрешающий ему максимизировать прибыль. Предприниматель может вольно войти в рынок со своей продукцией и без того же вольно из него выйти, поскольку никаких законодательных, организационных, технологических либо денежных препятствий этому не существует. Примером рынка, приближающегося по своим чертям к конкурентному, есть рынок сельскохозяйственных продуктов в Соединенных Штатах. Главной задачей производителей на данном рынке есть максимизация прибыли.

Способы максимизации прибыли в маленьком временном промежутке

Определяя нужный количество выпуска продукции, предприниматель обязан учитывать особенности маленького и долгого временных промежутков. В маленьком временном промежутке конкурентная компания располагает неизменным количеством капитальных ресурсов (оборудования) и пробует максимизировать прибыль либо минимизировать убытки при помощи регулирования количества выпуска продукции за счет трансформации массы применяемых переменных ресурсов (трудовых и сырьевых). Для этого периода честен закон убывающей отдачи экономических ресурсов.

Существует два способа определения количества производства, разрешающего максимизировать прибыль либо минимизировать убытки: способ сравнения валовых издержек и валового дохода, и способ сравнения предельных издержек и предельного дохода. При применении каждого из этих способов предпринимателю нужно ответить на три главных вопроса:

1. направляться ли создавать товар?

2. В случае если да, то какое количество?

3. Какая прибыль (убыток) будет взята?

1.2.1.Сравнение валовых издержек и валового дохода.

Валовый доход (выручка) компании определяется методом умножения цены единицы продукции на количество продаж. На рис. 5.1 представлены графики валового дохода производителя (TR1, TR2, TR3), приобретаемого им от продажи товара при разных уровнях рыночных стоимостей, и график валовых издержек (ТС). Разумеется, что при количестве выпуска от 0 до Q1, и более Q2 валовые издержки превышают фирма и валовый доход терпит убытки. На промежутке Q1…Q2 валовый доход больше валовых издержек, в следствии чего компания приобретает прибыль. Количества выпуска Q1 и Q2 дают нулевую прибыль (Pf0), т.е. деятельность компании при таких количествах выпуска можно считать безубыточной.

При фиксированной рыночной цене продукции компании направляться создавать ее в том случае, если количество валового дохода (TR1) будет быть больше количество валовых издержек (TC) и компания приобретает прибыль. Производство продукции имеет суть кроме этого в том случае, если валовые издержки (ТС) превышают валовой доход (направляться2) на величину, меньшую постоянных издержек компании (FC). В этом случае компания приобретает убытки меньшие, чем при вероятной ликвидации, при которой конкретно теряются постоянные издержки, осуществленные ранее. В случае если убытки превышают постоянные издержки (при уровне валового дохода TR3), производство товара нужно прекратить кроме того в маленьком временном промежутке.

В случае если принято решение о производстве продукции, то количество производства обязан обеспечить получение большой прибыли (минимальных убытков). Для его определения рассчитываются показатели приобретаемой прибыли для каждого количества производства с учетом трансформации издержек и определяется значение, при котором прибыль велика (убытки, не превышающие постоянных издержек, — минимальны). На рис. 5.1 большую прибыль (Pfmax) компания приобретает при количестве производства Q*. Определяя количество производства, минимизирующий убытки, производитель рассчитывает на трансформацию рыночной обстановке в маленьком промежутке и может проводить мероприятия по понижению издержек.

Попутно узнается и количество прибыли, что приобретает предприниматель (убытков, каковые он допускает в

кратковременном периоде).[1]

1.2.2. Сравнение предельных издержек и предельного дохода

Вторым способом определения количества производства, разрешающего максимизировать прибыль конкурентной компании в маленьком временном промежутке, есть сравнение предельных издержек и предельного дохода.

Компании направляться создавать каждую единицу товара, предельный доход от которой превышает предельные издержки при ее производстве, т.к. на каждой таковой единице компания приобретает некую прибыль (на рис.5.2 – количества производства от Q1 до Q*). Для завершающей это промежуток единицы товара (Q*) указанные размеры примерно равны (либо MR пара превышают MC). Выпуск Q* единиц продукции разрешает производителю взять целый вероятный количество прибыли (Pf).

Достижение равенства предельных издержек и предельного дохода говорит о том, что все единицы товара, приносящие прибыль, произведены. Из этого универсальное, честное для любой модели рынка, правило определения количества производства, разрешающего максимизировать прибыль:

компания максимизирует прибыль либо минимизирует убытки, создавая такую массу продукции, для последней единицы которой MR=MC.

В том случае, если предельные издержки производства единицы продукции превышают предельный доход от ее продажи, компании направляться воздержаться от производства таковой единицы продукции

Изюминкой применения указанного правила в условиях чисто конкурентного рынка есть то, что цены товаров определяются соотношением рыночных сил и не изменяются в зависимости от количества продаж данной компании. Исходя из этого величины цены единицы и предельного дохода товара для таких компаний совпадают (P=MR). На рис. 5.2 равенство предельного дохода и цены отражено совмещением графика спроса на продукцию данной графика и фирмы предельного дохода от реализации данной продукции в горизонтальной линии MR. Так:

дабы максимизировать прибыль, конкурентной компании необходимо создавать последовательно единицы продукции впредь до той, для которой цена сходится с предельными издержками её производства.

Вопрос о том, направляться либо не нужно создавать товар, решается предварительным сравнением рыночной средних и цены товара переменных издержек (AVC). Товар производится лишь при превышения ценой указанного показателя (в случае если PAVC).

В случае если же AVC больше цены товара, то предстоящее существование компании не нужно, т.к. в этом случае количество взятых убытков превысит уровень постоянных издержек (см. выше сравнение валовых издержек и валового дохода).

Блок-схемы процесса принятия ответа о целесообразности и количестве выпуска продукта с применением обрисованных способов приведены на рис. 5.3 и 5.4.

1.3.Способы максимизации прибыли в долгом временном промежутке

В долгом временном промежутке компания имеет возможность вносить определенные трансформации в структуру и объём применяемых производственных мощностей (капитала), а само количество компаний в отрасли изменяется в зависимости от рыночной конъюнктуры. Достигнутое в отрасли предложения и соотношение спроса (рис. 5.5а) формирует рыночную цену Р, к которой приспосабливаются конкурентные компании. самоё устойчивым есть такое состояние компании, которое разрешает предпринимателю максимизировать прибыль, не превышающую, но, уровня обычной прибыли (на рис.5.5б – точка пересечения графиков MC, ATC и MR0). Такое состояние достигается одновременным исполнением трех условий (тройное равенство):

1) для конкурентной компании Р=MR;

2) достижение максимума прибыли Р=МС;

3) приобретаемая прибыль есть обычной Р=АТС.

Последнее условие, на первый взгляд парадоксальное, снабжает устойчивость равновесия компании в долговременном периоде. При увеличении рыночных стоимостей до отметки Р1 в данной отрасли появляется возможность получения экономической прибыли, что завлекает в отрасль другие компании и приведет к росту количеств производства данного вида продукции.

Понижение рыночных стоимостей ниже равновесного уровня (до Р2) и уровня АТСmin приведет к убыткам и приведёт к оттоку компаний из отрасли. В рвении снова достигнуть средних и оптимального соотношения цен валовых издержек оставшиеся в отрасли компании попытаются снизить уровень средних валовых издержек, поменяв структуру производственных мощностей.

Приведенное выше тройное равенство характеризует и еще одну сторону равновесного состояния компании в долгом временном промежутке. Равенство цены минимальным средним издержкам показывает, что компания придерживается минимальной цены и приобретает тот количество прибыли, что общество вычисляет честным. Равенство цены предельным издержкам свидетельствует, что экономические ресурсы распределены в соответствии с предпочтениями потребителей, представленными рыночным спросом на данную продукцию.

Чистая монополия

Полной противоположностью конкурентному рынку есть рынок чистой монополии. Полная либо чистая монополия существует в том месте, где одна компания есть единственным производителем продукта, у которого нет родных заменителей.

Черта модели рынка

Существование единственного производителя находит собственный выражение в том, что монополия является отраслью , складывающуюся из одной компании. Эта компания создаёт товар, не имеющий родных заменителей, что делает спрос на таковой товар неэластичным, позволяет монополисту диктовать цену и блокировать вступление в рынок вероятных соперников.

Сократить вступление в отрасль соперников монополист может, применяя следующие инструменты:

¨ экономию на издержках, обусловленную громадными количествами производства продукции. Громадные количества производства позволяют монополии применять в собственную пользу хороший эффект масштаба и снижать цены, не давая возможности соперникам развернуть производство и выйти на подобные количества выпуска продукции;

¨ захват наиболее значимых рынков сырья, применяемого для производства данного товара;

¨ приобретение лицензий и патентов, ограничивающую права соперников на применение тех либо иных технических ответов;

¨ применение возможностей создания естественной монополии, в случае если таковые существуют (естественная монополия появляется в том случае, в то время, когда борьба в производстве данного товара неосуществима технически: к примеру – совокупность водоснабжения, канализации, электрическая сеть в определенной местности и проч.);

¨ недобросовестную борьбу – агрессивные, ожесточённые действия, направленные на устранение соперников (к примеру, давление на поставщиков ресурсов либо банки, дискредитация продукта либо самой компании в глазах потребителей, раздувание скандалов в прессе относительно подробностей личной судьбе соперника и проч.).

5.6 Рыночные структуры


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: