Характеристика понятия «методология» в социальной психологии

В переводе с греческого термин «методика» свидетельствует «путь познания».

Методика— это совокупность правил, построения и способов организации теоретической и практической деятельности, и учение об данной совокупности. Методика определяет построения и способы
достижения какого-либо определенного знания. В современных работах методика социальной психологи рассматривается как трехуровневая совокупность.

Первый уровень — неспециализированная методика, некоторый неспециализированный философский подход, метод познания явлений объективного мира. Методика этого уровня формулирует неспециализированные правила, каковые осознанно либо бессознательно используются в социопсихологических изучениях. Это антропоцентристский подход. Он свидетельствует, что для социальной психологии очень важен вопрос о личности и соотношении общества. Для понимания неспециализированной методике напомним, что философские правила в большинстве случаев не используются в изучениях каждой науки (а также, конечно, и социальной психологии) конкретно. Они преломляются в ней через правила особой методике.

Второй уровень — личная, либо особая, методика. Она является совокупностью методологических правил, каковые употребляются уже в конкретной области знания, применительно к своеобразному объекту изучения, более узкой сфере знания. Социальной психологии особая методика формируется при условии адаптации методологических социологии и принципов психологии. Своеобразные правила, свойственные обеим, дисциплинам, как бы трансформируются в необычный норматив социально-психотерапевтического изучения, определяют исследовательскую стратегию. В собственной работе «Социальная психология» Г.М. Андреева раскрывает соотношение неспециализированной и личной
(особой) методике на примере принципа деятельности — одного из основополагающих правил социальной психологии в марксистской интерпретации.

Наконец, третий уровень — методика как совокупность конкретных приемов. В большинстве случаев это именуют термином «методика». Ответственная изюминка таких приемов пребывает в том, что они смогут быть (и в большинстве случаев являются) довольно не зависимыми от общеметодологических правил и используются, в большинстве случаев, в одной и той же форме в рамках разных методологических предпочтений.

В социальной психологии, как и в каждый науке, научное изучение представляет собой особую процедуру либо комплект процедур, каковые имеют (либо должны иметь, дабы претендовать настатус научного изучения) следующие сущностные черты:

— изучение имеет дело с конкретными объектами, определенным числом эмпирических данных, каковые возможно собрать посредством в полной мере конкретных методик, техник, приемов;

— в изучении самостоятельно решаются эмпирические, логические и теоретические задачи;

для изучения характерно более либо менее четкое разграничение между гипотетическими предположениями и установленными фактами и отработаны процедуры проверки догадок;

~ цель изучения пребывает в объяснении явлений и фактов и в прогнозировании их.

Так, любое научное изучение — это поиск, тщательный отбор эмпирических данных — конкретных фактов, вывод посредством этих фактов определенных правил, проверка их и применение в прогнозировании. Принципиально важно уточнить, что же есть фактом, эмпирическими данными в социальной психологии. В чем специфика данной науки? Данными в социальной психологии являются:

— информацию о поведении индивидов в группах;

— эти, раскрывающие кое-какие характеристики сознания этих индивидов;

— психотерапевтические характеристики самой группы.

Источник любых данных в социальной психологии — сам человек. Второй взор на эмпирические данные в рамках научносоциально-психотерапевтического изучения касается их количества. Он не редкость разным. В случае если это громадный массив данных, объективно разрешающий установить определенные связи между их разными группами, то таковой количество данных именуют корреляционным. В случае если данных не довольно много, и исследователь сам (субъективно) устанавливает какие-то отношения и связи в этих данных, то таковой
количество именуется экспериментальным.

Значительным в рамках социально-психотерапевтического изучения выступает и вопрос о формулировке правил на базе собранных данных. Специфика социальной психологии, как и психологии
по большому счету, пребывает в том, что тут отсутствует так называемая научная строгость, свойственная правильным естественным наукам (физике, математике и др.), где одни положения теории строго последовательно (дедуктивным либо иным способом) выводятся из вторых положений. В социально-психотерапевтическом изучении ответственное место занимает догадка. Именно она представляет собой в для того чтобы рода изучении теоретическую форму знания. Тут особенно непрост вопрос о проверке догадок и построении более либо менее обоснованных прогнозов. Существует специфика верифицируемое™ конечно- научного (правильного) и гуманитарного знания — эти области далеко не всегда стыкуются между собой. К оценке требования
верифицируемости социально-психотерапевтического знания все еще подходят с позиций требований естественнонаучного знания, где провозглашается твёрдый принцип сопоставления данных науки с данными яркого чувственного опыта.

Сейчас уже разумеется, что таковой подход не имеет возможности удовлетворять исследователей, трудящихся в социальной психологии, по той несложной причине, что существует последовательность ее областей, в которых по большому счету нереально изучение экспериментальными способами и, следовательно, неосуществима верификация догадок, которая принята в рамках естественнонаучных разработок.

Социальная психология. Лекция 1.4. Способы изучения


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: