Характеристика разновидностей контроля

Каждому тренеру приходится составлять три разновидности замыслов: 1) замысел с целью проведения тренировочного занятия; 2) замысел микроцикла (в спортивных играх—межигрового цикла); 3) замысел (программу) подготовки на этап, период. Необходимость этих трех документов планирования обусловливается следующими событиями. Цель тренировки—это действие на состояние спортсмена. В следствии для того чтобы действия состояние изменяется.

результаты и Практический опыт научных изучений говорят о том, что состояние не есть единым понятием. Различают три типа состояний: устойчивое (этапное, перманентное), текущее и своевременное.

1. Устойчивое (этапное) состояние возможно поддерживать довольно продолжительно: семь дней либо кроме того месяцы. Комплексная черта этапного состояния спортсмена, отражающая его возможности к демонстрации спортивных достижений, именуется подготовленностью, а состояние оптимальной (наилучшей для данного момента тренировки) подготовленности—спортивной формой. Разумеется, что в течение одного либо нескольких суток нельзя достигнуть состояния спортивной формы либо потерять его. Этапное состояние есть следствием многих тренировочных занятий, действия которых неспешно суммируются. Исходя из этого справедливо утверждение, что в базе этапных состояний лежит кумулятивный тренировочный эффект (КТЭ).

2. Текущее состояние характеризуется повседневными колебаниями уровня подготовленности (этапного состояния) спортсменов. Нагрузка любого из занятий повышает либо снижает данный уровень. Но в большинстве случаев такие трансформации устраняются в промежутках отдыха между занятиями. В их основе лежит отставленный тренировочный эффект (ОТЭ). Текущее состояние спортсмена определяет нагрузку тренировочных занятий в микроцикле тренировки.

Частный случай текущего состояния, характеризующийся возможностью продемонстрировать в ближайшее время в соревновательном упражнении итог, близкий к большому, именуется текущей готовностью.

3. Состояние спортсмена в момент исполнения упражнения (либо сразу же по окончании его окончания) именуется своевременным. Оно неустойчиво и скоро изменяется по окончании отдыха между повторениями упражнения либо понижения нагрузки в нем. Своевременное состояние изменяется на протяжении тренировочного занятия. Этими трансформациями тренер может руководить, в случае если будет верно планировать интенсивность и длительность упражнений, промежутки отдыха, число повторений. Готовность продемонстрировать в соревновательном упражнении итог, близкий к большому, именуется своевременной.

организация и Содержание комплексного контроля каждого состояния неодинаковы. Как отмечалось выше, различают: этапный, текущий и своевременный контроль.

Цель этапного контроля—получить данные, на основании которой возможно разработать замыслы подготовки на период, этап либо какой-то второй довольно долгий срок.

Этапный контроль предполагает регистрацию достижений в тестах и соревнованиях (либо лишь в тестах) в конце и начале очередного этапа подготовки. Используемые тесты (либо батареи тестов) условно возможно поделить на два блока: первый используется для физической работоспособности и оценки здоровья (довольно часто тесты неспециализированные для многих видов спорта); второй – своеобразные тесты, структура которых обязана соответствовать структуре соревновательного упражнения.

Анализ результатов контроля проводится на основании оценки зависимости между приростами достижений в тестах и соревновательных упражнениях, с одной стороны, и частными количествами нагрузок за этап – с другой. Для этого частные количества специальных и неспециализированных упражнений, и упражнений различной направленности составляются с показателями кумулятивного тренировочного результата. В ходе сопоставления выявляются упражнений и зоны нагрузок, использование которых стало причиной повышению спортивных результатов, показателей работоспособности и т.п.

При организации этапного контроля направляться на всех этапах подготовки применять одинаковые тесты (такие тесты именуются сквозными). В этом случае возможно взять динамику показателей и проанализировать ее. Но в некоторых случаях целесообразно дополнять эту батарею вторыми тестами. По их итогам контролируют ответ своеобразных задач этапа. К примеру, в случае если на протяжении его проводилась концентрированная силовая подготовка, в программу контроля необходимо включить специальные силовые тесты.

Главная задача текущего контроля – анализ и сбор информации, нужной для планирования нагрузок либо их коррекции в микроциклах тренировки. Из результатов научных практического опыта и исследований известно, какой должна быть структура нагрузок микроцикла в том либо другом виде спорта. Исходя из этого, тренер образовывает замысел тренировок, предполагая, что исполнение заданий приведет к нужному тренировочному эффекту. Это должно подтвердить либо опровергнуть текущий контроль. В случае если его результаты говорят о том, что настоящие ОТЭ соответствуют запланированным, то возможно и дальше делать запланированную на последующие дни работу. При несоответствия нужна коррекция нагрузок.

Эффективность для того чтобы регулирования проявляется в приближении настоящих результатов тренировки к должным. Помимо этого, у тренера неспешно накапливается информация о том, к каким последствиям приводят различные схемы нормирования нагрузок в микроциклах. Он систематизирует ее и в будущем более обоснованно распределяет содержание и объём нагрузок по дням микроцикла. Главным в таком подходе есть выбор метрологически корректных тестов текущего контроля. Инфоромативность их определяется на базе сопоставления ежедневной динамики результатов в тестах со следующими параметрами:

— достижениями в комплексе тестов;

— показателями делаемой тренировочной нагрузки.

Главная задача своевременного контроля – экспресс-оценка состояния, в котором находится спортсмен в момент либо сходу по окончании упражнения (серии упражнений, занятия). В содержание данной разновидности контроля

входит кроме этого срочная оценка тактики и техники упражнений.

Своевременный контроль есть самый важным, поскольку по его итогам делают выводы о соответствии настоящего срочного тренировочного результата (СТЭ) запланированному.

Анализ говорит о том, что в своевременном контроле и планировании возможно условно выделить три этапа. На первом главное внимание уделялось тому, что обязан выполнить спортсмен на тренировочном занятии. Исходя из этого в замыслах-конспектах детально записывали упражнения, методы их исполнения, дозировку и т.п. Должный тренировочный эффект работы не указывался, но лучшие отечественные тренеры, само собой разумеется, предполагали, что в случае если спортсмен всецело выполнит задание, то это приведет к достижению нужного результата.

Второй этап характерен тем, что наровне с описанием методики исполнения упражнений в конспектах начали появляться указания о должных нормах тренировочных эффектов. К примеру, спортсмен не просто обязан пробежать 6 раз по 400 м, но сделать эта так, дабы частота сердечных сокращений на протяжении бега не опускалась ниже 180 уд/ мин, а следующее повторение затевать при уменьшении ее значений до 120 уд/мин.

Ускорение научного прогресса в спорте сказалось в первую очередь на увеличении эффективности планирования нагрузок и оперативного контроля. Тренировочный процесс все более делается процессом управления срочными тренировочными эффектами. Этим и отличается третий этап развития методики планирования и оперативного контроля. Сначала задаются должные тренировочные эффекты, а после этого подбираются методы и тренировочные средства, каковые разрешают достигнуть их. Вследствие этого к методике и тестам своевременного контроля, каковые должны подтверждать успехи рассчетных СТЭ, предъявляются весьма твёрдые требования. В случае если условия разрешают, то контроль осуществляется конкретно по ходу исполнения упражнения. В случае если нет—то сразу же по его окончании.

Информативность тестов своевременного контроля определяется тем, как чувствительны они к делаемой нагрузке. Этому требованию в наилучшей степени удовлетворяют биомеханические, физиологические и химические показатели. Величина информативности тестов своевременного контроля определяется значением коэффициента корреляции, вычисленного между изменениями и изменениями критерия в тесте.

Надежность тестов своевременного контроля зависит в первую очередь:

— от точности воспроизведения величины нагрузки в повторных попытках;

— от неизменности подготовленности спортсменов в различные этапы тестирования.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ:

1. Как понимается обратная сообщение?

2. Какие конкретно различают виды контроля за спортивной подготовкой?

3. Какой тренировочный эффект лежит в базе этапных состояний?

4. Какое состояние спортсмена именуют своевременным?

Раздел VI

10) Как выбрать необходимый блок? Виды блоков. Для чего необходимы пазогребневые блоки?


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: