Характеристика шкал опросника

1. Гиперпротекция (Г+).При гиперпротекции родители уделяют ребёнку очень много сил, времени, внимания: воспитание есть центральным делом в жизни своих родителей. Обычные высказывания таких своих родителей отражают то серьёзное место, которое ребёнок занимает в их жизни, и содержат полные опасений представления о том, что случится, если не дать ему все время и свои силы. Эти обычные высказывания использованы при разработке соответствующей шкалы.

2. Пшопротекция (Г-)— обстановка, при которой ребенок оказывается на периферии внимания своих родителей, до него «руки не доходят», родителю «не до него». Ребёнок довольно часто выпадает из виду. За него берутся только время от времени, в то время, когда случается что-то важное. Вопросы данной шкалы отражают типичные высказывания таких своих родителей.

Эти две шкалы определяют уровень протекции, другими словами речь заходит о том, сколько сил, внимания, времени уделяют родители воспитанию ребенка. Таким образом, тут рассматриваются два уровня протекции: чрезмерная (гиперпротекция) и недостаточная (гипопротекция).

3. Потворствование (У+).О потворствовании говорят в том случае, в то время, когда родители стремятся к большому и некритическому удовлетворению любых потребностей ребенка. Они «балуют» его. Любое его желание — для них закон. Растолковывая необходимость для того чтобы воспитания, родители приводят аргументы, являющиеся обычной рационализацией: «слабость» ребенка, его исключительность, желание дать ему то, чего в свое время был лишен сам родитель, то, что ребёнок растет один, без отца и т. п.

4. Игнорирование потребностей ребёнка(У-). Этот стиль воспитания противоположен потворствованию и характеризуется недостаточным стремлением родителя к удовлетворению потребностей ребенка. Чаще страдают наряду с этим духовные потребности, в особенности потребности в эмоциональном контакте, общении с родителями, в их любви. Обрисовываемый стиль проявляется в опредроблённых высказываниях своих родителей, косвенно отражающих их нежелание общаться с детьми, в предпочтении детей, ничего не требующих от своих родителей.

Эти две шкалы измеряют степень удовлетворения потребностей ребенка, другими словами то, в какой мере деятельность своих родителей нацелена на удовлетворение потребностей ребёнка, как материально-бытовых (в питании, одежде, предметах развлечений), так и духовных (в первую очередь — в общении с родителями, в их любви и внимании). Эта черта домашнего воспитания принципиально отличается от уровня протекции, потому, что характеризует не меру занятости своих родителей воспитанием ребенка, а степень удовлетворения его потребностей. Так именуемое «спартанское воспитание» — пример большого уровня протекции (родитель большое количество занимается воспитанием, уделяет ему громадное внимание) и вместе с тем низкого удовлетворения потребностей ребенка.

5. Чрезмерность требований (обязанностей)(Т+). Именно это свойство лежит в базе типа неправильного воспитания «повышенная моральная ответственность». Требования к ребенку в этом случае весьма громадны, непомерны, не соответствуют его возможностям, не только не способствуют формированию его личности, а, наоборот, ставят его под угрозу. В одном случае на ребенка перекладывается более либо менее большая часть обязанностей своих родителей (ведение хозяйства, уход за малолетними детьми). Такие родители, в большинстве случаев, поймут, что ребенок весьма загружен, но не видят чрезмерности нагрузки. Они уверены к тому же, что этого требуют события, в которых семья находится сейчас. В другом — от ребенка ожидают больших и не соответствующих его свойствам удач в учебе или других респектабельных занятиях (художественная самодеятельность, спорт и т. п.). Такие родители подчеркивают в беседе с психологом те условия, каковые прилагают для организации его удач.

6. Недостаточность обязанностей ребёнка (Т-). Вэтом случае ребенок имеет предельное число обязанностей в семье. Эта изюминка воспитания проявляется в высказываниях своих родителей отом, что тяжело привлечь ребенка к какому-нибудь делу по дому.

Эти две шкалы дают представления о требованиях-обязанностях ребенка, другими словами тех заданиях, каковые он делает (учеба, уход за собой, участие в организации быта, помощь вторым участникам семьи).

7. Чрезмерность требований-запретов (доминирование) (3+). Вэтом случае ребенку «все запрещено». Ему предъявляется огромное количество требований, ограничивающих его самостоятельность и свободу. У стеничных подростков такое воспитание форсирует реакцию эмансипации, у менее стеничных провоцирует развитие линия сенситивной и тревожно-мнительной (психастенической) акцентуаций. Обычные высказывания своих родителей отражают их ужас перед любым проявлением самостоятельности ребенка. Данный ужас проявляется в резком преувеличении последствий, каковые смогут иметь место кроме того при

малом нарушении запрета, а также в рвении подавить самостоятельность мысли ребёнка.

8. Недостаточность требований-запретов к ребенку (3-).Родители так или иначе показывают ребенку, что ему «все возможно». Кроме того в случае если существуют какие-то запреты, ребенок их легко нарушает, зная, что с него никто не спросит. Он сам определяет время возвращения к себе вечером, круг друзей, вопрос о курении и приёме спиртного. Он ни за что не отчитывается перед родителями. Родители наряду с этим не желают либо не смогут установить какие-либо рамки в его поведении. Данное воспитание стимулирует развитие гипертимного типа характера у ребёнка, в особенности неустойчивого типа.

Эти две шкалы показывают на то, что ребенку нельзя делать. Они выяснивют, в первую очередь, степень самостоятельности ребенка, возможность самому выбирать метод поведения.

9. Чрезмерность санкций (ожесточённый стиль воспитания) (С+).Для этих родителей характерна приверженность к строгим наказаниям, чрезмерная реакция кроме того на незначительные нарушения. Обычные высказывания этих своих родителей отражают их убеждения в полезности для детей большой строгости.

10. Минимальность санкций (С-).Родители склонны обходиться без наказаний либо использовать их очень редко. Они уповают на поощрения, сомневаются в результативности любых наказаний.

Эти две шкалы дают представление о строгости наказаний, используемых к ребенку родителями за невыполнение домашних требований.

11. Неустойчивость стиля воспитания (Н).Оценки по данной шкале разрешают сказать о постоянной резкой смене стиля воспитания, приемов воспитания. Они говорят о «шараханьях» своих родителей: от весьма строгого стиля к либеральному и, напротив, от большого внимания к ребенку к эмоциональному отвержению. Наряду с этим родители, в большинстве случаев, признают большие колебания в воспитании ребёнка, но недооценивают размах (частоту этих колебаний).

Вероятно много сочетаний перечисленных стилей семейного воспитания. Но особенно серьёзное значение имеют устойчивые сочетания, формирующие следующие типы неправильного воспитания.

Потворствующая гиперпротекция (Г+, У+, Т-, 3-, С-). Ребенок находится в центре внимания семьи, которая пытается к большому удовлетворению его потребностей. Данный тип воспитания содействует формированию демонстративных (истероидных) и гипертимных черт характера у ребенка.

Главная гиперпротекция (Г+, Ус, Тс, 3+, Сс). Ребенок кроме этого находится в центре внимания своих родителей, каковые отдают ему большое количество сил и времени, но одновременно с этим лишают его самостоятельности, ставя бессчётные ограничения и запреты. У гипертимных подростков такое воспитание усиливает реакцию эмансипации. При тревожно-мнительной (психастенической), сенситивной, астеноневротической акцентуациях характера главная гиперпротекция усиливает астенические черты.

Эмоциональное отвержение (Г-, У-, Тс, Зс, Сс) заключает в себе сочетание пониженной протекции и игнорирование потребностей ребенка и часто проесть в твёрдом обращении с ним. В крайнем варианте — это воспитание

Таблица 12

Тест MMPI — шкала коррекции либо защиты


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: