Характеристики аудитории

Одно из оснований для типологии СМИ воображают характеристики аудитории. Ориентация на целевые группы в составе аудитории предполагает выделение особой базисной характеристики, определяющей тип издания: женская, молодежная, деловая, оппозиционная, либеральная пресса и т.д. Но для описания аудитории лишь базисной чёрта не хватает. В любом случае произведения журналистики адресуются читателю, слушателю, зрителю, владеющему целым комплектом черт – социальных статусов. В отличие от изучения совокупной аудитории, в изучениях целевых аудиторий изменяются предмет (изучаются в первую очередь информационные интересы) и способы, каковые в этом случае по преимуществу качественен . Одним из них есть способ обычных представителей,каковые отбираются как раз в соответствии с комплексом определенных черт.

Социальные характеристики аудитории условно возможно поделить на пара групп.

Первая – социально-демографические: пол, возраст, место жительства, национальность, язык. Эти социальные характеристики фиксируются четко и потому употребляются как основания для построения квотной (пол, возраст) и гнездовой (место жительства) выборок при проведении социологических изучений. Демографические характеристики являются основанием для выделения таких типов СМИ, как женские, детские, молодежные, местные, региональные, национальные и др.

Вторая несколько представлена социально-опытными чертями. К ним относятся: специализация, род занятий, опытный статус, тип предприятия (компании, учреждения, организации). Ориентация на подобные показатели формирует опытные, корпоративные, деловые издания.

Третья несколько – социокультурные характеристики: образование, вероисповедание, субкультурные и контркультурные особенности, формы проведения досуга. Социокультурные параметры являются основой для создания целевых аудиторий религиозных СМИ, изданий неформальных объединений (к примеру, байкеров либо футбольных фанатов), СМИ, посвященных организации досуга. Последний тип часто не редкость ориентирован как на социокультурные (занятие как досуг), так и на опытные чертей (занятие как профессия). К подобным СМИ возможно отнести многие автомобильные, компьютерные, спортивные издания.

Четвертую, политико-идеологическую, группу составляют главные характеристики аудитории публично-политических СМИ.

Во-первых, это параметры целевой аудитории политической журналистики:

• политически позитивно активной, голосующей «за» (а также партийность, служащая основанием для выделения типа партийных СМИ);

• политически очень плохо активной, голосующей «против» либо «против всех» (аудитория «протестного» электората).

Во-вторых, к политико-идеологической группе относятся характеристики массовой аудитории политической журналистики:

• политически пассивной, абсентеистски настроенной (абсентеизм –проявление равнодушия к политике, уклонение от участия в ней. В условиях выборной совокупности главной показатель абсентеизма пребывает в уклонении избирателей от участия вголосовании на выборах различного уровня. В базе явления лежат социальный пессимизм, нигилизм и политический инфантилизм);

• политически активной, идеологически ориентированной.

В качестве принципа определения идеологических черт разглядим классическое деление политического спектра на «правых» и «левых». Но сделаем это с учетом разделения по отношению политических сил к политическим и экономическим сокровищам (этот подход предложен фаворитом перемещения «Евразия» А.Г. Дугиным).

«Левая» политика: народовластие, разделение правительства, права человека.

«Правая» политика: авторитаризм, единство правительства, нации и приоритет государства над правами человека.

«Левая» экономика: публичная собственность, коллективизм.

«Правая» экономика: личная собственность, индивидуализм.

Сочетание «левых» и «экономики» ценностей и правых политики ведет к утверждению четырех главных идеологических конструкций, на каковые ориентируются отдельные группы аудитории избирателей.

  1. «левая» экономика и «Левая» политика – социальная народовластие.
  2. «правая» экономика и «Левая» политика – либеральная народовластие.
  3. «левая» экономика и «Правая» политика – коммунизм.
  4. «правая» экономика и «Правая» политика – национализм и консервативный этатизм.

Как возможно подметить, в соответствии с положениям данной концепции разные внеидеологические конструкции («центристы», «партии власти») имеют аморфную, временную, ситуативную природу и не владеют настоящей политической возможностью. Идеология лежит в базе выделения таких типов СМИ, как оппозиционные, либеральные, националистические и т.д.

В современных изучениях аудитории СМИ в качестве отдельной группы часто выделяются потребительские характеристики: уровень дохода, потребления отдельных услуг и товаров. Знание аналогичных черт принципиально важно для повышения и успешной деятельности рекламодателя рекламно-информационной эффективности СМИ.

Перечисленные характеристики аудитории выделены на основании положения о том, что обращение читателей, радиослушателей либо телезрителей к массовой информации обусловлено прежде всего их социальными статусами. Но лишь социальной детерминацией нереально растолковать, к примеру, интерес аудитории к СМИ с криминальной тематикой либо к дорогим «элитарным» изданиям. Далеко не всегда социальные характеристики предопределяют обращение к соответствующим СМИ. Так, тиражи студенческих изданий в Петербурге многократно меньше, чем численность студентов, а размеры аудиторий рабочий прессы больше, чем количество начальников, предпринимателей, менеджеров, иных представителей ее целевой аудитории.

Исходя из этого нужно выделить еще одну, особенную группу черт аудитории – психотерапевтических.К ним относятся: мотивы выбора СМИ и отдельных материалов, особенности восприятия, понимания, применения информации. Для обнаружения аналогичных черт мало пригодны массовые количественные способы изучения. восприятия и психологии Эффективное изучение мотивации предполагает применение качественных способов: опыта, фокус-групп, биографического интервью и т.п.

К психотерапевтическим чертям направляться отнести основной мотив обращения аудитории к СМИ – информационный интерес, не имеющий социальной детерминации. Основанием для рассмотрения его природы помогает положение, что главным условием происхождения для того чтобы интереса есть принятие читателем (слушателем, зрителем) определенной роли. Это выражается понятием идентификации (самоидентификации). Оно свидетельствует, что читатель (слушатель, зритель) делается активным, полноправным участником информационной игры – одного из видов игры социальной.

Принятие роли в информационной игре проявляется, во-первых, как согласие со смыслом, что несет в себе этот ролевой образ (по показателю сокровища, мотивации, идеала в качестве цели, средств); во-вторых, как соответствие определенному статусу (по показателю пола, возраста, национальности, образа судьбы, форм проведения досуга и т.д.). При самоидентификации в сознании читателя выстраивается необычная иерархия показателей (в каждом конкретном случае собственная). Но возможно высказать предположение, что согласие со смыслом имеет наряду с этим большее значение, чем соответствие статусу, что часто рассматривается в качестве знака той либо другой ценности.

Как и в социальной, в информационной игре любой индивид, в соответствии с избранной ролью, владеет ролевым комплектом качеств. При выборе происходит столкновение ролей, что ведет к ролевому конфликту, вызывающему внутреннее эмоциональное напряжение, которое, со своей стороны, может служить особым мотивом происхождения интереса. Но появляется интерес уже на стадии выбора, а конфликт его лишь закрепляет.

Роли, предлагаемые аудитории, классифицируются по типам, в зависимости от того, как разнообразны варианты их проявления. Так, первый тип – роль-функция – соответствует игре по определенным, четко установленным правилам. Это свойственно, к примеру, болельщику – телезрителю спортивных соревнований либо игровых передач.

Второй тип – роль-персона. В этом случае читатель (слушатель, зритель) идентифицирует себя с определенным храбрецом, деятелем, личностью, чья линия поведения в предлагаемых сюжетом событиях соответствует ценностям и представлениям потребителя информации. Тут громадное значение имеют совершенные модели человека, что мнит себя, к примеру, коммерсантом (при обращении к рабочий прессе) либо успешным и богатым представителем богемы (при обращении к дорогим глянцевым журналам). Часто содержание информации ставит представителя аудитории в ролевой тупик. Так, многие материалы на криминальные темы не оставляют иного выбора, не считая положений жертвы либо преступника.

В ходе информационной игры соучастие и сопереживание в роли может переноситься от одного персонажа к второму, что усложняет игровое поведение и является предпосылкой формирования следующего типа – роли-образа. В этом случае читатель (слушатель, зритель) занимает определенную позицию по отношению к автору текста либо тому, кто высказывается в радио- и телеэфире. Этому типу соответствуют роли собеседника, оппонента, ученика. Роль-образ чаще всего видится как вид поведения в сфере СМИ, потому, что журналистика ориентирована по большей части на прямое обращение к аудитории. направляться, но, учитывать различие между отношением и информационным интересом к тому, какое содержание несет в себе сообщение. Так, несогласие с высказываниями и позицией телевизионного ведущего может вызвать у телезрителя негативное отношение, но одновременно с этим является предпосылкой принятия роли оппонента и, следовательно, происхождения интереса. Негативное содержание, к примеру, криминальной информации делается одной из обстоятельств отрицательной эмоциональной реакции (отношения) аудитории, наряду с этим тема приводит к устойчивому интересу.

Четвертый тип – роль-автор. В данной ситуации господствует авторская, созидающая, творящая функция. Читатель (слушатель, зритель) домысливает, конструирует образы, персоны, их функции, практически определяя правила игры. Таковой тип в большей мере присутствует в философских трудах, отдельных произведениях литературы, театральных и кинопостановках, чем в журналистике.

Анализ аудитории СМИ в соц сетях. Дарья Пенчилова


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: