И. кант «критика чистого разума» (отрывок)

§ 16. О первоначально?синтетическом единстве апперцепции

Должно быть быть может, дабы [суждение] я мыслю сопровождало все мои представления; в другом случае во мне представлялось бы что-то такое, что вовсе не было возможности бы мыслить, иными словами, представление либо было бы нереально, либо как минимум для меня оно было бы ничем. Представление, которое возможно дано до всякого мышления, именуется созерцанием. Все многообразное в созерцании имеет, следовательно, нужное отношение к [суждению] я мыслю в том самом субъекте, в котором это многообразное находится. Но это представление имеется акт спонтанности, т. е. оно не имеет возможности рассматриваться как принадлежащее чувственности. Я именую его чистой апперцепцией, дабы отличить его от эмпирической апперцепции; оно имеется самосознание, порождающее представление я мыслю, которое должно иметь возможность сопровождать все остальные представления и быть одним и тем же во всяком сознании; следовательно, это самосознание не имеет возможности сопровождаться никаким иным [представлением], и потому я именую его кроме этого начальной апперцепцией. Единство его я именую кроме этого трансцендентальным единством самосознания, дабы обозначить возможность априорного познания на базе этого единства. В действительности, многообразные представления, данные в некоем созерцании, не были бы дружно моими представлениями, если бы они не принадлежали дружно одному самосознанию; иными словами, как мои представления (хотя бы я их и не сознавал таковыми), они все же нужно должны сообразоваться с условием, единственно при котором они смогут пребывать совместно в одном неспециализированном самосознании, поскольку в другом случае они не все принадлежали бы мне. Из данной начальной связи возможно сделать много выводов.

Во?первых, это общее тождество апперцепции данного в созерцании многообразного заключает в себе синтез представлений и вероятно лишь благодаря осознанию этого синтеза. В действительности, эмпирическое сознание, сопровождающее разные представления, само по себе разрозненно и не имеет отношения к тождеству субъекта. Следовательно, это отношение еще не появляется оттого, что я сопровождаю всякое представление сознанием, а достигается тем, что я присоединяю одно представление к второму и сознаю их синтез. Итак, только за счет того, что я могу связать многообразное [содержание] данных представлений в одном сознании, имеется возможность того, дабы я воображал себе тождество сознания в самих этих представлениях; иными словами, аналитическое единство апперцепции быть может, лишь в случае если предположить наличие некоего синтетического единства апперцепции[1]. Вот из-за чего идея, что все представления, данные в созерцании, в совокупности принадлежат мне, свидетельствует, что я соединяю их в одном самосознании либо по крайней мере могу соединить их в нем, и не смотря на то, что сама эта идея еще не есть осознание синтеза представлений, однако она предполагает возможность его; иными словами, лишь потому, что я могу постичь многообразное [содержание] представлений в одном сознании, я именую все их моими представлениями; в другом случае я имел бы столь же пестрое разнообразное Я (Selbst), какое количество у меня имеется сознаваемых мной представлений. Итак, синтетическое единство многообразного [содержания] созерцаний как данное априори имеется основание тождества самой апперцепции, которая априори предшествует всему моему определенному мышлению. Но не предмет заключает в себе сообщение, которую возможно заимствовать из него методом восприятия, лишь благодаря чему она возможно усмотрена рассудком, а сама сообщение имеется функция рассудка, и сам рассудок имеется не что иное, как свойство априори связывать и подводить многообразное [содержание] данных представлений под единство апперцепции. Данный принцип имеется высшее основоположение во всем людской знании.

Данный принцип нужного единства апперцепции сам, действительно, имеет темперамент тождественного, т. е. представляет собой аналитическое положение, но однако он растолковывает необходимость синтеза данного в созерцании многообразного, и без этого синтеза нельзя мыслить полное тождество самосознания. В действительности, Я как простое представление еще не дает ничего многообразного; многообразное возможно дано лишь в хорошем от Я созерцании, и его возможно мыслить в одном сознании благодаря связи. Рассудок, в котором самосознанием было бы дано кроме этого и все многообразное, был бы созерцающим рассудком; в это же время отечественный рассудок может лишь мыслить, а созерцания он обязан приобретать из эмоций. Итак, я сознаю собственный тождественное Я (Selbst) в отношении многообразного [содержания] представлений, данных мне в созерцании, по причине того, что я их все именую собственными представлениями, составляющими одно представление. Но это значит, что я априори сознаю нужный синтез их, именуемый начальным синтетическим единством апперцепции, которой подчинены все сведенья мне представления, причем как раз синтез обязан подчинять их ей.

Как просматривать философские тексты. Кант. Часть 8/8.


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: