I. общие проблемы философии науки

Вопросы к зачету

1. Предмет философии науки.

2. Позитивистская концепция науки (О. Конт, Г. Спенсер, Дж. Милль).

3. Эмпириокритицизм о проблеме обоснования основных принципов и понятий науки (Р. Авенариус, Э. Мах).

4. Неопозитивистская концепция науки.

5. Критический рационализм К. Поппера.

6. Концепция исследовательских программ И. Лакатоса.

7. Т. Кун об исторической динамике науки.

8 Эпистемологический анархизм П. Фейерабенда.

9. Неприятность интернализма и экстернализма в понимании механизмов научной деятельности.

10. основные стадии и Возникновение науки ее исторической эволюции

11. роль и Место науки в культуре техногенной цивилизации.

12. Специфика научного познания.

13. Генезис научного знания: преднаука и развитая наука; хорошая и постнеклассическая наука.

14 Становление первых форм теоретической мысли в античном мире.

15. Наука как социальный университет: этапы развития.

16. Отношение философии, культуры и науки. Философия как рефлексия над основаниями культуры.

17. Сциентизм и антисциентизм

18. Динамика науки как процесс порождения нового знания. Процедуры обоснования теоретических знаний.

19. Модели научного объяснения. Рациональность в современной культуре. псевдонаука и Наука.

20. Исторические типы научной рациональности.

21. Структура научного знания. Основания науки.

22. Научная философские предпосылки и картина мира перестройки оснований науки.

23. Структура эмпирического и исследования.

24 Прогностическая роль философского знания. Сотрудничество научной опыта и картины мира.

25. Феномен научных революций. Глобальные научные революции как изменение типа рациональности.

26. междисциплинарные стратегии и Междисциплинарные взаимодействия современной науки.

27. Универсальный эволюционизм – база современной научной картины мира.

28. Экофилософия и глобальные кризисы

29. Неприятность сокровища научного прогресса.

30. Новые ориентиры цивилизационного развития.

  1. Предмет философии науки.

Философия науки как философская дисциплина, наровне с философией истории, логикой, методикой, культурологией, появилась в ответ на потребность осмыслить социокультурные функции науки в условиях НТР
«Предметом философии науки, — как отмечают исследователи, — являются тенденции и общие закономерности научного познания как особенной деятельности по производству научных знаний, забранных в их историческом развитии и разглядываемых в исторически изменяющемся социокультурном контексте».

  1. Позитивистская концепция науки (О. Конт, Г. Спенсер, Дж. Милль).

Из классического комплекта функций науки — объяснение, предвидение и описание — О. Конт исключил объяснение. Иерархия наук в классификации Сен-Симона и Конта выстраивалась следующим образом: сначала математика с механикой, после этого науки о неорганической природе (астрономия, физика, химия), позже науки об органической природе (к которой Конт относил и общество) — социология и биология.

Научное познание, в соответствии с Миллю, должно ориентироваться на экономное описание ощущений, которое несовместимо с метафизическим постулированием разных субстанций в качестве базы явлений. Г. Спенсер внес предложение пара иную классификацию. Спенсер различал два уровня бытия — «непознаваемое» и «познаваемое». Сфера «непознаваемого» — это предмет не науки, а религии. В базе его классификации лежит разделение наук на конкретные, абстрактно-конкретные и абстрактные. Науки, изучающие формы, в которых нам даны явления, — это абстрактные науки, к у которых в собствености математика и логика. Открытием законов одного вида силы занимаются абстрактно-конкретные науки, к каким относятся механика, химия и физика. Науки, изучающие явления в целом, Спенсер именовал конкретными и относил к ним астрономию, геологию, биологию, социологию и психологию.

«-» позитивизма: программа задавала очень узкое познание науки

«+» : развитие разных отраслей науки

  1. Эмпириокритицизм о проблеме обоснования основных принципов и понятий науки (Р. Авенариус, Э. Мах).

Эмпириокритицизм («критика опыта») — вторая главная форма позитивизма, сложившаяся в конце XIX — начале XX в. в работах большого австрийского «философствующего» физика Э. Маха . Э. Мах и Р. Авенариус думали, что источником трудностей и заблуждений в науке есть ее нагруженность метафизикой. Мир в целом и все вещи в нем — «комплексы ощущений». Задача науки — их описание (с математической обработкой), т.е. «чистое описание» фактов чувственного восприятия, к каким «приспосабливается» идея. Мах подверг особому анализу понятие «его» роль и заблуждение в научном познании, разглядел различия и сходство философского и естественно-научного мышления, физического и психологического (и место ощущений в их соотношении). Научную известность Маху принесли кроме этого его труды по механике, газовой динамике, физиологии и оптике.

  1. Неопозитивистская концепция науки.

Логи?ческий позитиви?зм— (логический эмпиризм либо неопозитивизм) есть школой философии, которая включает в себя эмпиризм, идею о том, что для познания мира нужны замечаемые доказательства, опирающиеся на рационализм, основанный на математических и логико-лингвистических конструкциях в эпистемологии. Логический позитивизм говорит, что мир познаваем, нужно лишь избавиться от ненаблюдаемого.

философия и История науки. Неспециализированные неприятности философии науки.


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: