I. основные формы литературоведческого исследования

Национальное бюджетное образовательное учреждение

Высшего профобразования Москвы

«Московский педагогический университет»

Университет гуманитарных наук

Кафедра русской литературы

Г.И. Романова

интерпретация и Анализ литературного произведения

Учебно-методическое пособие

Для студентов-филологов

Москва

УДК 82.09

ББК 83.3

Р

Печатается согласно решению

Редакционно-издательского совета ГБОУ ВО МГПУ

Создатель

профессор филологии , доктор наук кафедры русской литературы ИГН

Критик

профессор филологии , доктор наук кафедры русской литературы ИГН

Васильев С.А.

Романова Г.И.

интерпретация и Анализ литературного произведения: Практикум. – М.:МГПУ, 2016. — с.

В пособии предложена совокупность практических занятий, помогающих освоить умения анализа и основные навыки литературных произведений. Детально созданы темы для дискуссий. Главные разделы содержат вводные сведения теоретического характера. Материалы каждого занятия включают разделы «задания и Вопросы», перечни рекомендованной литературы по теме.

Практико-ориентированное пособие направлено студентам-филологам высших учебных заведений, и аспирантам и магистрантам филологических профессий, преподавателям-словесникам.

© ГБОУ ВПО МГПУ, 2016

© Кафедра русской литературы, 2016

Оглавление

Введение…………………………………………………………………3

I. Главные формы литературоведческого изучения….7

1.Описание – начальный этап работы филолога………… 7

2. Анализ литературного произведения ….. ……………. 27

3. Интерпретация литературного произведения…………..68

II. специфика и Роды литературы их анализа……………….. .84

1. Специфика анализа драматических произведений……. 84

2. Особенности анализа лирических произведений……….102

3. Анализ эпических произведений…………………………119

Заключение……………………………………………………………..132

Введение

интерпретация и Анализ литературного произведения – наиболее значимая задача литературоведения. В действительности, цель всех – главных и запасных – дисциплин науки о литературе – постичь суть каждого отдельного произведения и в целом литературного процесса (состоящего в основном из тех же произведений). В овладении навыками условного выделения разных качеств художественных явлений, в умении их творчески осмыслять, трактовать в значительной мере и содержится цель филологического образования в целом и данного курса в частности.

Особенную роль в постижении словесного мастерства играется интуиция — яркое и целостное восприятие, характерное и неискушенным любителям чтения, и специалистам. Но это не отменяет значения рационального этапа, т.е. умения формулировать собственный понимание и отношение с применением особого логико-понятийного аппарата, усвоение которого кроме этого входит в задачи данного курса.

Любое познание произведения предполагает не только постижение свойственного ему смысла, но и проявление интеллектуальной и эмоциональнойактивности осознающего. В совершенстве интерпретация и анализ художественного явления – процесс творческий, представляет собой не только «дешифровку», разъяснение раскрываемого содержания, но и процесс, порождающий новые смыслы. В этом содержится основная когнитивная задача интерпретатора, его социально-историческая функция носителя определенной культуры и эпохи, в контексте которой он пытается приблизиться к пониманию литературных настоящего и произведений прошлого. Так формируется литературная традиция, с которой студенты знакомятся, овладевая данной дисциплиной.

Углубление, уточнение понимания литературы происходит благодаря интерпретации методологии и изменениям анализа, расширению методологического инструментария в ХХI в., что требует обновления материала и постоянного пересмотра. Эта задача частично решается в практическом пособии, в котором отражены разнообразные подходы к изучению литературного произведения, характерные для современного литературоведения.

Дисциплина «интерпретация и Анализ литературного произведения» направлена на закрепление знаний, навыков и умений, взятых на протяжении изучения «Введение в литературоведение». Соответственно, учебно-методическое пособие «интерпретация и Анализ литературного произведения» представляет собой практический курс поэтики. В нем конкретизируются разделы и такие темы, как «Главные формы научной деятельности», «жанры и Род литературы», «Литературное произведение», «Стиховедение», в этом смысле его возможно разглядывать как дополнительное по отношению к книжкам по «Введению в литературоведение». Если сравнивать с книжкой, в котором интерпретация и анализ представлены теоретически, данное пособие направляет практическую деятельность студентов к целостным прочтениям произведений русской классики с применением актуальных литературоведческих подходов. В пособии в самый общем виде представлены главные сведения о специфике каждого рода литературы, о некоторых жанровых изюминках, о структуре литературного произведения, понятия об главных формах научной работы: описании, анализе, интерпретации.

Структура данной работы в полной мере традиционна: даны темы практических занятий и нужные сведения к ним обобщающего характера. Совокупность заданий и вопросов, развивающих независимое мышление, обеспечит углубление и расширение знаний, взятых студентами в курсе «Введение в литературоведение», «История русской литературы». Студентам предлагаются методические советы, вопросы, стимулирующие анализ имманентный и контекстуальный, ориентированный на разные нюансы формы, с обнаружением актуальных смыслов, с опорой на разные способы изучения литературы, и перечни литературы по каждой конкретной теме. Все это призвано увеличить, углубить и лучше усвоить теоретические знания студентов, и купить навыки практической литературной работы.

интерпретация курс «и Практический Анализ литературного произведения» для бакалавриата появляется в контексте существующих пособий по более конкретным темам и опирается на последовательность учебных пособий по анализу лирических, эпических, драматических произведений. Эти пособия перечислены в перечне рекомендуемой литературы по курсу.

I. Главные формы литературоведческого изучения

формы и Виды познания. Видеоурок по обществознанию 10 класс


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: