I. приемы, направленные на формирование оптимальных педагогических условий, способствующих формированию мотивации достижения успеха при коррекции заикания.

На базе понимания деятельности успехи X. Хекхаузеном [167, с. 147] возможно выделить оптимальные условия, нужные для актуализации мотивации успехи успеха в ходе коррекционной деятельности: интерес к процессу коррекционной деятельности («деятельность должна быть желанна для субъекта»); внимание к взятым хорошим итогам и рвение к их улучшению («деятельность обязана оставлять по окончании себя осязаемый итог»); наличие контроля на протяжении исполнения деятельности («требования к оцениваемой деятельности не должны быть ни через чур низкими, ни через чур высокими»). практические приёмы и Методы реализовываются в ходе коррекционного обучения следующим образом.

Приемы, направленные на формирование интереса к процессу коррекционной деятельности.

загадочности ситуации и Создание интриги, содействующие формированию эмоционально-хорошего настроя на грядущую деятельность. С целью этого нами употребляется намерено придуманная психотерапевтическая сказка, в содержании которой зашифрованы все направления и этапы коррекционной работы. По аналогии со сказкой целый курс коррекционной работы рассматривается как путь к вершине верной речи со препятствиями и своими трудностями. На каждом занятии зачитывается новый отрывок из сказки с последующим отгадыванием зашифрованных в нем знаков.

Т.Н. Решенина

Бамбуковые качели

В эру, в то время, когда туманы были утепленные и нежные, болота благоухали, а деревья находились вечнозеленые, жил один парень.

в один раз он заснул в лесу. И заметил сон: в стране нет больше больных и печальных, люди здоровы и радостны, глаза их излучают покой и свет.

Проснувшись, парень сделал вывод, что призван отыскать спасение для себя и собственного народа. С самого детства он знал о сокровищах, хранящихся в ларце на вершине горы. Говорили, что в том месте растет дуб, на нем висят бамбуковые качели, а на качелях стоит ларец. парень не знал, сможет ли он отыскать гору. Многие отправлялись в путь, но их судьба была малоизвестна.

Однако, парень отважился на путешествие.

Первые трудности начались в дороге через степь. Ветер бил по глазам, гудел в ушах, гнул голову книзу. Прямые лучи солнца утомляли днем, а ночь сковывала холодом.

Дабы стать выносливее, парень преодолевал громадные расстояния ночью, а днем отдыхал либо шел медлительно и неторопливо.

Он не торопился к цели: сохранял собственные силы, не разрешал себе уставать, а проходил с каждым днем все больше.

Как-то ночью он заметил летящую в первых рядах сову. Она оказалась с того времени каждую ночь, но неизменно нежданно и ненадолго.

Он решил направляться направлению ее полета. Произошло, что он вышел к реке. Хлопья пены прибились к берегу, на поверхности кипели водовороты, а другой берег был скрыт в тумане.

парень остановился в нерешительности. Внезапно из воды показалась старая черепаха. Она сообщила: «Убери то, что мешает мне прекрасно плавать — и я переправлю тебя». Он снял с ее ракушки и панциря водоросли, и черепаха погрузилась в воду.

Через 60 секунд парень заметил дорожку из панцирей над гладью воды: множество черепах помогало ему. Так, наступая на их панцири, как на кочки, отталкиваясь от них, он переправился на другой берег.

Когда он ступил на землю, туман рассеялся. Он стоял у подножья горы. Неожиданно он услышал громовой голос сверху: «Ни шагу дальше!»

В следующую 60 секунд он увидел, как на горной тропе планирует свора псов. И опять голос: «Уходи! Тебя растерзают, в случае если посмеешь сделать ход вперед».

Сам не ведая как, но парень замахнулся на одну собаку — та поджала хвост и убежала. Снова голос: «Еще перемещение — и тебе финиш!» Но он уже осознал: свора псов страшна, в то время, когда опасность заставляет отступать назад, а не шагать вперед. Исходя из этого он сделал ход, и еще один, и еще… В этот самый момент же собачья свора провалилась сквозь землю.

Отыскав в склоне горы пещеру, он прилег. Тогда лишь он осознал, как устал. Его веки сомкнулись, и глубочайший сон сморил его. Дремал он два дня и две ночи. На третий сутки парень поднялся — бодрый и отдохнувший.

Продолжительно взбирался он вверх по склону. Подъем становился все круче — шаги его все осмотрительнее. Он шепетильно выбирал место, дабы поставить ногу — легко было скатиться вниз.

К полудню он достиг вершины. Сверкающие тучи плыли над его головой, орлы, раскинув крылья, парили высоко в небе. А на самом пике горы возвышался старый дуб. Бамбуковые качели, подчиняясь порывам ветра, раскачивались на одной из его нижних ветвей. На них был видимым ларец с золотой крышкой. С одной стороны дуб защищали зеленые драконы, а с другой — белые тигры. Около качелей собрались девять фей. Одна из фей сказала: «Устоишь — откроешь ларец!»

Хлынул ливневой дождь, загремел гром. Зарычали тигры, огненные шары вылетели из пастей драконов. Потоки воды низвергались с неба, ослепительные молнии прорезали небосклон и ударяли в почву рядом с юношей. Время от времени у него в все замирало, но он стоял, не шелохнувшись, не проронив ни слова, нормально и твердо.

Нежданно все стихло.

Адский грохот, клубы огня и дыма, водная стенки — стали солнечным светом и тишиной. Бамбуковые качели пропали. Было лишь яркое, чистое небо над головой. Около стали видны вершины вторых гор. Он нечайно залюбовался ими — бурыми, дымчатыми, белыми как снег, изумрудными, угольными. Приглядевшись, он увидел на тех вершинах, что были ближе к нему, могучие деревья и что-то похожее на качели на их нижних ветвях.

Он осознал, что сейчас его путь — возвращение. И все, что он может дать собственному народу, — знание, что у каждого собственный путь, страшный и загадочный, неизвестный для других и увлекательный.

парень поднялся на ноги и неторопливо отправился вниз по горному склону, думая о том, что, возможно, подлинной целью его путешествия и был сам путь.

Для наглядного представления хода коррекционного процесса прочтение данной сказки сочетается с демонстрацией всех направлений и этапов работы на изображении в символической форме на плакате. У каждого больного собственная дорога к вершине горы. И у каждого больного собственный персональный талисман, что оказывает помощь продвигаться вперед и не опасаться трудностей, — это лично подобранный для каждого знак с учетом личных изюминок. Так, к примеру, талисманом одного из больных была сова с бакалаврской шапочкой, как знак мудрости, ясности мысли, точности слова. У второй пациентки талисманом была радуга, как знак обновления. Эти знаки прикреплялись к дорожке, по которой должны были направляться отечественные больные.

Совершим краткий анализ сказки, дабы узнать главные зашифрованные в ней мысли. Под сокровищами, хранящимися на вершине горы, любой осознаёт то, что дорого и полезно для него. В большинстве случаев, больные разглядывают их как знание, которое разрешило бы им овладеть верной речью. Путь к этому знанию тернист и нелегок, полон препятствий и трудностей. Дорога через степь говорит о первом правило красноречия: днем нужно сказать медлительно и неторопливо, а ночью — во сне — преодолевать громадные расстояния по пути к цели, поскольку хороший спокойное бодрствование и ночной сон благоприятно действуют на нервную совокупность и содействуют снятию нервного напряжения.

Второе правило: к цели не нужно спешить, нужно делать все речевые правила, старательно делать все упражнения и тогда с каждым днем все будет получаться лучше и лучше. Появление совы (нежданно и ненадолго) есть знаком мудрости, знания, к которому стремятся участники группы, и говорит им о том, что любой идет верным методом и у каждого уже имеется собственные удачи. Нужно следовать за совой, прислушиваться к ее рекомендациям. В конце каждого занятия отечественные больные приобретают письма от совы с рекомендациями, на что еще нужно обратить внимание, и похвалой за те либо иные успехи на занятии.

Водовороты на реке — это отечественная кипучая судьба, полная людьми и событиями, говорящими достаточно скоро, говоря с которыми не редкость тяжело удержать собственный полный стиль произношения, новую технику речи. Старая черепаха есть знаком неторопливости, медлительности, неспешности, размеренности, помощи в таком кипучем мире (реке). Панцирь черепахи — это опора. И из этого следует третье зашифрованное правило: направляться отталкиваться от гласных, как от опоры, и тогда слово будет сообщить легко. ракушки и Водоросли, мешающие плыть черепахе, — это то, что мешает сказать заикающимся. Исходя из этого освобождение черепахи от этого гнета весьма символично.

Появление своры псов символизирует ужас заикающихся тех либо иных коммуникативных обстановок, ужас речи. Из этого фрагмента направляться следующая ответственная идея: нельзя отступать назад, сдаваться, нужно получать поставленной цели, преодолевать те либо трудности и иные препятствия, видящиеся на пути.

Пещера показывает необходимость отдыха в любом пути, в том числе и в работе над собой и собственной речью, исходя из этого очень принципиально важно делать упражнения на расслабление, аутотренинг, дабы успокоиться и снять эмоциональное напряжение.

Путь вверх по склону достаточно тяжелый. Создатель пишет, что легко скатиться вниз, нужно идти осмотрительнее. Что же означают эти слова? В то время, когда мы читаем больным данный отрывок сказки, они уже освоили кое-какие навыки новой речи. Но, не обращая внимания на это, нужно кроме этого шепетильно делать речевые упражнения, дыхательную гимнастику, аутотренинг, дабы не растерять полученные знания и совершенствовать собственную новую верную обращение. Больные должны осознавать, что лишь самоконтроль разрешит им в совершенстве овладеть новой техникой речи.

Зеленые драконы, белые тигры — последнее препятствие на пути к цели. Цель уже весьма близко — основное устоять. Данный отрывок учит умению преодолевать себя, не обращая внимания на трудности, видящиеся на пути. Финиш сказки, в большинстве случаев, читается на последнем занятии 3 этапа активной логопсихотерапии, подводя больных к мысли, что у каждого собственный путь, из-за которого они получили знание, обучились им пользоваться. И сейчас перед ними раскрываются все новые и новые вершины, каковые они способны достигнуть.

Так, с целью загадочности ситуации и создания интриги в этом случае был использован способ библиотерапии. Разглядим более детально возможности библиотерапии на этапе активной логопсихокоррекции.

Применение способа библиотерапиикак средства поддержания интереса к коррекционным занятиям и формирования уверенности в успехе лечения, мотивации успехи цели. Особая подборка литературных произведений разрешает опосредованно обосновать кое-какие приёмы и этапы работы с заикающимися, содействуя не только увеличению интереса больных к процессу занятий, но и создавая дополнительный мотивационный стимул для соблюдения всех «речевых» правил. Просматривая подобранные произведения, отечественные «ученики» идентифицируют себя с главными храбрецами и проецируют на себя те либо иные качества. Принципиально важно, что эти произведения употребляются на данном этапе для проведения и выстраивания психотерапевтических бесед, функциональных тренировок. Обсуждение на занятиях тех либо иных произведений, разыгрывание по ролям эпизодов сказок или других художественных текстов содействует закреплению и формированию ситуационной и спонтанной речи, формированию ее диалогической формы, и импрессивно-экспрессивных реакций [116].

Приведем примеры принципа подбора литературных произведений для коррекционной работы.

— С целью соблюдения режима молчания как нужного этапа коррекционной работы вероятно применение чудесных сказок, к примеру, «Лягушка-путешественница» В.М. Гаршина, «Дикие лебеди» Г.Х. Андерсена, «Молчание — тысячи стоит» (бирманская сказка), где разъясняется важность молчания.

— Для поддержания контроля за соблюдением медленного темпа речи предлагаются психотерапевтические сказки, к примеру, «Приключения светло синий искорки» (Джойс Миллс); «Как Братец Черепаха победил Братца Зайца» (направляться.Ч. Харрис).

— Работа над преодолением страха речи, повышенной тревожности проводится при помощи сказок «Трусливый олень» (нганасанская народная сказка), «У страха глаза громадны» (русская народная сказка) и т.д.

— Работа над формированием уверенности в успехе лечения, мотивации успехи цели: стихи «Успех», «Первая обращение Демосфена», «Вторая обращение Демосфена» (без автора), «Сибирь» (А.С. Пушкин), «В случае если» (Р. Киплинг в переводе С. Маршака), «Самая основная победа» (по записи С. Шагина), «Выше Радуги» (С. Абрамова) и др.

— Для развития умения выделять и разбирать личные возможности и индивидуальные качества используется сказка Г.Х. Андерсена «розовый куст и Улитка».

— Для развития умения адекватно преодолевать эмоциональные кризисы, справляться с негативными чувствами употребляются сказки, в которых продемонстрировано преобразование храбрецов («Дядюшка Эйнар» Р. Брэдбери и «Гадкий утенок» Г.Х. Андерсена и др.).

— С целью релаксации, снятия закрепления и психоэмоционального напряжения достигнутых хороших результатов в конце занятия используются придуманные нами медитативные сказки, при восприятии которых нужно занять эргономичную позу, расслабиться и не обращать внимания.

В качестве приемов работы со сказкой употребляются следующие: независимое последующее обсуждение и домашнее прочтение на занятии, написание отзыва-отклика, разыгрывание эпизодов из сказки с целью прочувствовать кое-какие эмоционально-значимые обстановки.

Дабы проиллюстрировать тот эмоциональный отклик, происходящий с больными на протяжении коррекционного обучения по окончании прочтения предложенных произведений, приведем примеры отзывов и кое-какие их высказывания.

Соблюдение режима молчания. Ч.М.: «Дикие лебеди» — это еще одна сказка, обосновывающая важность молчания. Девочка Элиза не сомневалась в том, что она добьется собственной цели. Ее не остановили ни психотерапевтические (молчание), ни физические (крапива) препятствия. Эта сказка похожа на отечественный путь исправления речи. И было бы отлично, если бы все, как Элиза, совладали с поставленными трудностями. С каждым днем отечественная несколько справляется с заданиями все лучше и все ближе делается к осуществлению собственной цели».

Соблюдение медленного темпа речи.В.И.: «В случае если сказку о приключениях светло синий искорки перевести на отечественную проблему, то все станет на собственные места. Голубая искорка — это один из нас. Воспоминания — это Вы, т.е. метод, выход из данной ситуации. В то время, когда мы всецело обучимся сказать медленнее и плавнее, то мы также придем в восхищение от собственного успехи, и любой из нас возвратится в собственную свору рыбок — общество, окружающее каждого из нас, и заживет заново».

Преодоление страха речи. Г.М.: Сказка «Трусливый олень» вынудила меня по большому счету задуматься о том, как бороться испуганно. Я пологаю, что о страхе нужно легко меньше думать. Всячески отгонять от себя мысли о страхе, а если они все-таки появились, то хотя бы попытаться расслабиться и реально оценить обстановку, не теряя голову».

Развитие свойства к самоанализу. Н.А.: «Прочтя сказку «розовый куст и Улитка», я осознала, что суть ее в том, что необходимо стараться прожить жизнь как розовый куст, отдавая себя людям, принося радость и тем самым радоваться жизни и быть в гармонии с собой и миром. А позиция улитки не приносит эйфории ни окружающим, ни ей самой. Она безрадостна, ворчлива. Не обращая внимания на то, что мне не нравится позиция улитки, в моей жизни, к сожалению, до сих пор преобладает больше от улитки, чем от розового куста. И по сей день я, очень, желаю выбраться из скорлупы и взглянуть на мир вторыми глазами и не думать, что мир около враждебен ко мне. Надеюсь, мне это удастся».

Прием незавершенности обстановки, в то время, когда каждому участнику группы в конце ежедневных занятий вручается один (либо пара) из фрагментов пазлов (Puzzle), каковые нужно собрать. В следствии к концу курса обучения больные собирают надпись, являющуюся как известным афоризмом, так и предстоящим напутствием в жизни: «Тяжёлое делается привычным, привычное делается легким, легкое делается приятным». С одной стороны это повышает интерес к занятиям, а с другой — содействует формированию дружеской атмосферы в коллективе, сплоченности, взаимопомощи и умению сотрудничать, что формирует стойкую мотивацию к усвоению знаний в ходе коррекционного обучения в условиях коллективного сотрудничества. Иначе, незавершенность обстановки актуализирует потребность продолжить деятельность, приводя к интересу, как к самому процессу, так и к ее результату.

Сообщение исторических справок, сведений.На протяжении занятий сообщаются сведения о известных людях, известных ораторах, каковые ранее страдали заиканием и смогли избавиться от этого недуга методом кропотливой работы над собой. Сообщение таких сведений есть замечательным мотивационным стимулом, примером, побуждает участников коррекционного курса к упорным занятиям в работе над речью и вселяет веру в успех, актуализирует мотивационную установку на достижение успеха и преодоление трудностей. Помимо этого, в обязательном порядке даются объяснения о необходимости того либо иного вида упражнений, цели их исполнения. Это воздействует на упорство и устойчивость целей в их реализации.

МОТИВАЦИЯ ДЛЯ ЗАИКАЮЩИХСЯ


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: