I. творческая деятельность.

Оценочный инструментарий как средство формирования аналитических и оценочных умений обучающихся на уроках изобразительного мастерства

Оценивание нужно человеку для сотрудничества с предметным миром, с другими людьми, с обществом. Одним из средств формирования аналитических и оценочных умений обучающихся на уроках есть оценочный инструментарий. Для однозначного толкования понятия инструментарий считаю нужным сделать пояснение.

В толковом словаре С.И.Ожегова дано следующее определение: «Инструментарий – совокупность инструментов употребляемых в какой-нибудь особой области». В социологическом словаре проекта Socium (2003 г.) инструментарий понимается как совокупность методических и технических приемов осуществления изучения, воплощенная в процедурах и соответствующих операциях и представленная в форме разнообразных документов.

Следуя логике этого определения, возможно заявить, что оценочный инструментарий в педагогике — это совокупность методических и технических средств проведения оценочных процедур, созданных в соответствии с программой, задачами и целями образования. В этом смысле оценочный инструментарий включает в себя технологии, способы, формы, приёмы обучения.

В узком же смысле слова, оценочный инструментарий – это особые документы (страницы самоконтроля, анкеты, опросные страницы, тесты, матрицы анализа, оценок и т.д.), благодаря которым осуществляются оценочные процедуры.

Методы оценки деятельности обучающихся на уроке изобразительного мастерства

Оценка преподавателем результатов учебной деятельности на уроке и отметка как конкретное выражение данной оценки есть одной из самых востребованных и наименее созданных неприятностей современного художественного образования. Преподаватель обязан создать определённые, ясные и понятные параметры оценки, дабы обучающиеся сами имели возможность оценивать себя на базе данных параметров.

В педагогической практике использую следующиекритерии:

1. заинтересованное отношение обучающегося к результату и процессу работы;

2. грамотность (культура) обучающегося как зрителя, живописца, читателя;

3. тяга к творчеству (самостоятельность, образность трактовок; оригинальность, ясность; рвение к расширению представлений, взятых на уроке);

4. проявление самостоятельности в решении и понимании разнообразных задач;

5. активное сотрудничество с одноклассниками, умение отстаивать собственную точку зрения, желание осознать точку зрения другого, прийти к соглашению;

6. степень усвоения знаний, умений, навыков;

7. исполнение конкретных заданий, проектов, классных газет и пр.;

8. участие в конкурсах, олимпиадах, выставках и др.

Положения 1-5 связаны с процессом формирования способов умственных действий, а 6-8 отражают наличие знаний, умений, навыков. Исходя из этого и методы оценивания различные. В первом случае – одобрение, словесные поощрения. Во втором, в то время, когда речь заходит о знаниях, навыках и умениях, использую классические формы проверки: тесты, проверочные работы, обсуждение работ. Но и в этом случае критерии оценки должны быть известны ученикам. Всё это стимулирует процесс творческой деятельности (либо напротив), исходя из этого хороший доброжелательный настрой имеет частенько определяющее значение.

Выбор оценочного инструментария зависит от формы учебной деятельности. Представлю формы учебной деятельности, содействующие формированию аналитических и оценочных умений обучающихся на уроках изобразительного мастерства и оценочный инструментарий, используемый в том либо другом случае.

Специфика предметов художественного цикла предполагает собственные формы учебной деятельности. Главная часть учебного времени отводится на творческую деятельность.

I. Творческая деятельность.

Создание творческих композиций.

1. Начиная с первых уроков в 1 классе, практикую представление изащиту творческой работы. Дети не только высказывают собственное вывод о работе, но и выслушивают мнения вторых (одноклассников, учителя). Обсуждение работ происходит различными методами:

По организации дискуссии: выставка всех работ, личное либо групповое представление.

По форме дискуссии:

  • «Что нравится в рисунке».
    У кого оказалось лучше то либо иное изображение. К примеру, в новогодней композиции: у кого самая нарядная ёлочка, самая пушистая ёлочка, большое количество подарков, у какого именно Деда Мороза самый тяжёлый мешок с подарками, самая хорошая Снегурочка, самая радостная Снегурочка, самая современная Снегурочка, торжественный фейерверк, сильный снегопад, где дедушка Холод со Снегурочкой весьма торопятся, дедушка Холод со Снегурочкой замёрзли? и т.д.
  • «Цепочка». Вопрос: чья работа вам нравится больше всего? Из-за чего? Дальше продолжает тот, чью работу отметили и т.д. Так обсуждаем каждую работу и находим, за что похвалить каждого ученика. В дискуссии принимает участие любой ученик.

2. Неспешно усложняется уровень защиты: от эмоциональной оценки к развёрнутому анализу, включающему содержание и форму выполненной творческой работы. К примеру, в 4 классе ученики делают творческую композицию «Иллюстрация к сказке». Знакомлю их с параметрами оценивания и практикую обсуждение и защиту работ.

Критерии и показатели оценки результатов творческой композиции «Иллюстрация к сказке». 4-й класс

Критерии Показатели Самооценка Оценка
1. Грамотность Композиционная организация изображения в странице (размер, размещение)
Построение формы, передача пропорций
Умение применять цвет при создании композиции
2. Ясность Умение передавать собственное отношение к изображаемому через план
Оригинальность композиции
Всего:
Оценка:

Заполнение матрицы. Работа оценивается в трёхбалльной совокупности:

  • 3 балла – уровень качества ярко выражено;
  • 2 балла – уровень качества выражено удовлетворительно;
  • 1 балл — уровень качества слабо выражено;
  • 0 баллов – уровень качества не выражено.

Обработка результатов. Для получения результатов нужно суммировать показатели по столбцу и сопоставить со следующей шкалой:

Количество баллов Оценка
0-5 неудовлетворительно
6-9 удовлетворительно
10-12 прекрасно
13-15 превосходно

При исполнении итоговых творческих композиций объявляю конкурс на лучший рисунок. Созданная матрица оказывает помощь выяснить лучшие работы. Оценивание проходит открыто, субъективизм сводится к нулю. За лучшие работы дети награждаются грамотами, на которых изображены их картинки.

3. Разновидностью прошлой формы есть лист самоконтроля.

В 4 классе в начале работы над творческой композицией дети приобретают лист самоконтроля:

Лист самоконтроля. 4 класс. Тема: «Иллюстрация пословицы в стиле лубка»

Критерии + —
Соответствует ли мой рисунок изюминкам лубка? Юмористичность
Игрушечность
Большое изображение
Текст
Тёмная линия обводки
броский цвет изображения
Белый фон
Декоративность
Рамка
Композиция
Ясность
Оригинальность
Всего баллов:

Матрица оценивания: 0-5 баллов – оценка «2»; 6-8 баллов – оценка «3»; 9-10 баллов – оценка «4»; 11-13 баллов – оценка «5».

Лист самоконтроля даёт возможность саморегулировать процесс творческой деятельности.

В 7-м классе в теме «Лепка фигуры человека» перед началом практической работы дети знакомятся с параметрами оценки. Исходя из этого они не только оценивают степень усвоения знаний, умений, навыков, но и сами осуществляют контроль процесс исполнения работы.

Лист самоконтроля. Оценка качества работы по теме «Лепка фигуры человека». Ученика VII класса ___________________

Критерии + —
I. Ясность пропорций Голова откладывается 6-7 раз в высоту фигуры
Ноги – добрая половина фигуры человека
Ширина плеч – 1.5-2 высоты головы
Линия талии – 1.5 головы
Руки доходят до середины бедра
Ступня равняется высоте головы
Кисть руки – высоте лица
II. Ясность перемещения
III. Соответствие теме (балет, цирк, спорт)
Оценка:

4. Отзыв о творческой композиции – одна из форм учебной деятельности, содействующие формированию адекватной самооценки обучающихся на уроках изобразительного мастерства.

В 7-м классе во II четверти в теме «Жизнь каждого дня – громадная тема в мастерстве» предлагаю написать отзыв о собственной композиции.

Примерный замысел отзыва о композиции «Поэзия повседневности»:

1. Наименование, тема.

2. Сюжет, какими имели возможность бы быть другие варианты в данной теме.

3. Из-за чего выбрана эта тема, что хотелось в ней выразить (содержание)

4. Какие конкретно ясные средства были использованы (композиция, возможность, светотень, цвет)

5. Анализ творческой композиции в VII классе осуществляется по более подробному замыслу. Приложение 3.

В VIII классе в теме «Композиционные базы макетирования в полиграфическом дизайне «изображение и Текст как элементы композиции» делают макет плаката, поздравительной открытки. По окончанию работы разбирают композицию, применяя матрицу:

Борытко Н.М. Методика организации коллективной творческой деятельности обучающихся


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: