Иерархия с открытым концом

Тогда как самоутверждающие чувства сужают поле сознания (страсть не слепа, но ослеплена), самопревосходящие чувства расширяют его, пока Я не растворяется в океаническом эмоции мистического созерцания либо эстетического экстаза. Самоутверждающие чувства стремятся сузить свободу выбора, самопревосходящие чувства имеют тенденцию к свободе от выбора. Это обезличивание Я думается мне противоположным поиску тотального самосознания. В литературе, проповедующей мистицизм, но, они появляются в тесной связи между собой. Цель Хатха-Йоги, к примеру, содержится в том, дабы достигнуть наибольшего уровня самосознания, держа под волевым контролем собственные внутренние органы и мускулатуру. Но эта практика рассматривается лишь как средство к сохранению состояния чистого сознания, без объекта либо содержания, хорошего от самого сознания45. В этом состоянии неустановившееся личное Я мыслится вошедшим в собственного рода спиритуальный космос с Атманом, универсальным духом, и сливается с ним. Другие мистические школы пробуют достигнуть того же финиша вторыми дорогами, но все, думается, соглашаются, что покорение себя имеется средство, дабы себя превзойти. Я пойму, что в данной главе увлекся некоторыми вопросами жизни и смерти,

45 См.: Koestler A. The Lotus and Robot, part one. L., 1960.

принимаемыми без доказательства. Я не делал попытке выяснить сознание, которое, будучи нужным условием умственной деятельности, не может быть выяснено данной деятельностью; я согласен с Мак-Кеем, что мое собственное сознание имеется перьичное данное, в котором было бы смешно сомневаться, поскольку это платформа, на которой выстроены мои сомнения46.’

Мы не можем заявить, что из себя воображает сознание, но мы можем сообщить большое количество его либо мало, и есть ли оно неотёсанным, примитивным либо узким, рафинированным. Это преходящее уровень качества, которое эволюционирует в направлении наибольших уровней сложности и неотделимо связано с деятельностью мозга. Хороший дуализм разглядывал телесную деятельность и духовную как разные категории, просвещенные монисты разглядывают их как составные части одного процесса: но это все-таки оставляет нам нерешенную проблему, как же соотносятся эти два явления. Иерархический подход превращает эту безотносительную дистинкцию в относительную, он заменяет дуалистическую (либо двухаспектную) теорию сериалистической догадкой, в которой психотерапевтическое и механическое — родственные атрибуты, преобладание одного либо другого происходит от трансформации уровней. Это все же оставляет солидную часть неприятности нерешенной, но по крайней мере ставит пара новых вопросов. К примеру, возможно дать новый подход к явлению экстрасенсорного восприятия как нужного уровня супраиндивидуального сознания либо по выбору как раннюю версию психосимбиотического сознания, предшествующего самосознанию, в пользу которого и совершилась эволюция. Но эта тема может стать содержанием целой новой книги.

Изложенная концепция иерархии с открытым финишем и нескончаемого регресса послужила лейтмотивом этих страниц. Некоторым ученым не нравится концепция нескончаемого регресса, по причине того, что напоминает им мелкого человека в мелкого человека либо неинтересный логический парадокс, подобный критскому лжецу. Но возможно посмотреть на это и по-второму. Сознание возможно сравнить с зеркалом, в котором тело созерцает собственную деятельность. Более приближенно сознание, возможно, возможно сравнить со собственного рода зеркальным залом, где одно зеркало показывает чье-то отражение в другом зеркале и без того потом. Мы не можем отделаться от данной бесконечности. Она наблюдает на нас, исследуем ли мы атомы либо звезды, либо обстоятельства обстоятельств, простирая к нам руки из вечности. Плоскостная наука приносит для нее не больше пользы, чем плоскостная теология в средние века, но настоящая’ наука судьбы разрешает бесконечности войти в нее и ни при каких обстоятельствах не теряет ее из вида. В моих двух ранних книгах (Лунатики, Акт творчества) я старался продемонстрировать, что всю собственную жизнь великие новаторы в истории науки постоянно осознавали вездесущее присутствие духа в машине кроме того в таких несложных механизмах, как компас либо лейденская банка. В случае если ученый теряет чувство загадочного, он бывает хорошим инженером, но перестает быть savant. Один из великих ученых всех времен Луи Пастер сформулировал эту идея в собственном любимом изречении: Я вижу везде в мире неизбежное выражение концепции бесконечности… Мысль Всевышнего это ничего больше как форма идеи нескончаемого. До тех пор пока тайна бесконечности довлеет над людской разумом, до тех пор будут воздвигаться храмы культу бесконечности, как бы она ни именовалась: Брахма, Аллах, Иегова либо Иисус…

Греки осознавали загадочную силу, скрытую в вещах. Они покинули для нас одно из самых красивых слов в отечественном языке, слово энтузиазм — en theos — всевышний в. Грандиозность людских деяний измеряется воодушевлением, от которого они происходят. Радостен тот, кто носит всевышнего в себе и кто подчиняется ему. Совершенства мастерства, науки озарены светом, отражающимся от бесконечности.

46 Ibid. С. 252—253.

Радостен тот, кто разделяет это кредо. Я считаю его последним для данной части книги.

Я попытался растолковать в ней ключевые принципы теории открытых иерархических совокупностей (OHS) как альтернативу современном ортодоксальным теориям. Это по большей части попытка соединить совместно и привести в единую систему три существующие шкалы мысли, ни одна из которых не есть новой. Они смогут быть представлены тремя знаками: дерево, свеча, штурвальный. Дерево символизирует иерархический порядок, пламя свечи, неизменно изменяющее собственный материал и все-таки оставляющее стабильную модель, — это несложный пример открытой совокупности. Штурвальный воображает кибернетический контроль. Добавьте к этим двум лицам Януса, воображающего целостности и дихотомию частичности, математический символ бесконечности (горизонтально расположенную восьмерку) и вы станете иметь наглядную картину теории OHS.

Перевод И.Н. Лосевой (Ростов-на-Дону)

100 Открытый ченнелинг Ирины Чикуновой (Цивилизация Хамилия) Эльбрус


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: