Ii. автоматизация действий с новыми звуками

ЛЕКЦИЯ. ФОРМИРОВАНИЕ ФОНЕТИЧЕСКИХ И ИНТОНАЦИОННЫХ НАВЫКОВ

1. Цели, задачи, содержание обучения произношению. Фонетический минимум

2. Требования к произношению обучающихся

3. Обучение звукам ИЯ

4. Обучение интонации на ИЯ

ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ, СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ ПРОИЗНОШЕНИЮ.

Базой любого языка есть звук. Все виды речевой деятельности основаны на звуках.

Письмо появилось значительно позднее. Но, роль звуков весьма громадна при письме: мы проговариваем про себя то, что пишем и читаем.

Овладение устной чтением и речью нереально без устойчивых фонетических и ритмико-интонационных навыков.

Фонетика – звуковой строй языка, т.е. совокупность всех звуковых средств, составляющих его материальную базу (звуки, звукосочетания, ударение, ритм, мелодика, интонация, паузы).

Цель обучения фонетическому материалу – формирование слухоречевых и ритмико-интонационных навыков на аппроксимированном уровне.

слухоречевые навыки – навыки фонемно верного произнесения всех звуков в потоке речи и познание этих звуков при аудировании.

ритмико-интонационные навыки – навыки интонационно и ритмично верно оформления речи и познание речи вторых людей.

Другими словами ФН включают 1) рецептивные Н (фонематический и интонационный слух),

Репродуктивные Н (артикуляция и интонироание).

Задачи обучения фонетике в СОШ:

— овладение звукосочетаниями и всеми звуками ИЯ речи,

— главными интонационными моделями (самый обширно употребляющимися в несложных и сложных предложениях).

Содержание О ИЯФ:

1) Фонетич.материал, включающий звуки и интонацию (компоненты – мелодия (тембр), ритм, темп, высота тона);

2) Произносительные навыки – артикуляционные и интонационные навыки ();

3) Слуховые навыки – фонематический и интонационный слух.

Происходит обучение:

— артикуляции + фонематическому слуху,

— интонации+интонационному слуху.

В школе уч-ся овладевают фонетическими навыками при обучении устной речи и чтению. Тяжело добиться безукоризненного произношения, исходя из этого исходят из идеи аппроксимации (приближения) к верному произношению, вводится Фонетический Минимум, ограничивающий количество фонет.требования и материала к качеству отдельных звуков.

Критерии формирования фонетического минимума (ФМин):

1) по степени трудности (объектами усвоения являются лишь те звуки, каковые воображают трудности для обучающихся);

2) по степени удовлетворения потребностям говорения (звуки и интонемы, определяющие суть Р высказывания);

3) по нормативности (объект изучения – полный стиль образцовой литературной речи, т.е. за эталон берется обращение дикторов).

Аппроксимированное произношение – произношение, приближенное к верной речи.

ТРЕБОВАНИЯ К ПРОИЗНОШЕНИЮ Обучающихся

К главным требованиям относятся: фонематичность(степень правильности Ф оформления речи) и беглость (степень автоматизированности произноносительных навыков, разрешающая уч-ся сказать в обычном темпе речи 130-150 слов в 60 секунд (110-130 слов для немецкого языка).

В аппроксимированном произношении не допускаются фонологические неточности, мешающие пониманию речевого высказывания, в также время нефонологические (отсутствие аспирации) – допускаются.

При формировании ФН употребляется имитативно-аналитический способ:

— имитация,

— объяснение,

— анализ фонетических явлений.

При обучении Ф ИЯ нужно учитывать родной язык обучающихся: это оказывает помощь в овладении произношением на ИЯ, но и мешает (явление межязыковой интерференции)

ОБУЧЕНИЕ ЗВУКАМ ИЯ

Методологическая типологиязвуков АЯ:

1) Несколько, максимально похожая на звуки родного языка (f,k,b,p) — ИМИТАЦИЯ,

2) Несколько, мнимо похожая на звуки родного языка (е,d,t,n,l,) — ИМИТАЦИИ Не хватает — ОБЪЯСНЕНИЕ

3) Несколько, хорошая от звуков родного языка (w, r) – ИМИТАЦИЯ – ОБЪЯСНЕНИЕ — АНАЛИЗ.

Ознакомление с новым звуком (нужно в звуковом тексте)

1) Демонстрация звука (лучше в речевом потоке)

E.g. the pencil is thin – thin – th (от фразы к звуку)

2) Объяснение артикуляции сложных звуков

— должно быть доступно для детей,

— для взрослых вторым методом.

3) Сравнение со звуками родного языка (ж-,r)

4) Артикуляционная гимнастика (повтор без звука перед зеркалом)

5) Имитация с целью постановки звука (повтор со звуком)

II. Автоматизация действий с новыми звуками

e.g. th- thin- a thin girl – It is a thin girl (от звука к фразе)

1) Рецептивные упражнения:

— на опознавание звуков в потоке речи (поднимите руку, хлопните в ладоши, в случае если услышите звук),

— на разделение звуков (однообразны ли (первые, последние) звуки в словах, отметьте + либо -) e.g. thick –this, think-sink

— на идентификацию звуков (у учеников карточки со звуками: поднимите карточку, в случае если услышите звук)

Действия со звуком Л в конце


Понравилась статья? Поделиться с друзьями: