Ii. флуктуация влиятельности идеализма, материализма и теорий смешанного типа

Под идеализмом (в философии, метафизике, по большому счету в мышлении) понимается идеологическая совокупность, которая утверждает, что последняя действительность — духовна, будь то Всевышний, платоновские идеи, нематериальный дух, душа либо психологическая действительность. Разнообразие идеалистических учений возможно сведено к двум главным видам: монистическому и плюралистическому идеализму. Монистический идеализм уверен в том, что все отдельные явления либо совокупности нематериальной, психической реальности и духовной являются не чем иным, как временными проявлениями либо эманациями Единого Первоначала либо Единого Принципа, Безграничного, Духовного Бытия — будь то Всевышний, Абсолютная Мысль, Безотносительный Разум, Безотносительный Дух либо тому подобное. Плюралистический идеализм, наоборот, говорит, что существует множество свободных очагов либо совокупностей духовной и психологической действительностей — таких как души, духи, монады и другие духовно-нематериальные сущности, каковые и составляют последнюю действительность.

Под материализмом подразумевается такая философия, которая говорит, что первичной действительностью есть материя, а нематериальные явления и духовные сущность не что иное, как ее проявления, несложный итог перемещения материальных частиц. Из многих разновидностей материализма две являются наиболее серьёзными. Гилозоистский материализм’ приписывает материи собственную особенную судьбу и говорит, что единственной действительностью есть живая материя, наделенная способностью к ощущению, самопроизвольному перемещению, в к~ком-то смысле — сознанием. Материальное либо вещественное и духовное — неразделимы. Гилозоизм сходен с тем, что в большинстве случаев именуют «монизмом». Механистический материализм, с э сзоей стороны, значительно более «материалистичен», чем гилозоизм. В случае если последний есть собственного рода «пансоматизмом», радикально не отрицающим духовное начало, но вычисляющим, что оно всегда воплощено вещественно либо телесно, то механистический материализм говорит, что материя имеется единственная реальность, а духовные либо нематериальные явления, если они и существуют, — это всего лишь чисто пассивный продукт материи и чисто механических перемещений материальных частиц.

Любой из материализма и этих видов идеализма имеет множество оттенков и разновидностей, но, потому, что мы будем

Часть 3. знания систем и Флуктуация истины

иметь дело с флуктуациями только главных форм идеалистического и материалистического сознания, подвиды этих течений тут не рассматриваются.

материализм и Идеализм — главные течения мысли, каковые нас интересуют. Третье, смешанное, течение включает в себя все промежуточные учения о природе последней действительности, которые нельзя квалифицировать ни как идеалистические, ни как материалистические. Ко мне же относятся такие совокупности, как скептицизм, агностицизм, критическая философия и т. п.

III. ГЛАВНЫЕ ВЫВОДЫ

А. Соотношение с идеациошлъной и чувственной культурами. Обрисовав в общем главные флуктуации материализма и идеализма, мы сможем постараться нарисовать целый интеллектуальный спектр данной сферы в течение разных изученных нами периодов.

1) Начнем отечественный анализ с VI в. до н. э. По обстоятельствам, упомянутым выше, это столетие необходимо разглядывать, не обращая внимания на формальное господство «гилозоизма», по сути дела как период монистического идеализма, в соответствии с которому «природа» неразрывно соединена с духовным началом. То был период несложного, недифференцированного и целостного сознания, без мельчайшего конфликта очевидно разных философских течений. Идеализм и мате риализм практически ничем не отличались друг от друга, и никаких смешанных теорий еще не наблюдалось.

2) V-IV вв. до н. э. отмечены в основном идеализмом. Темперамент его стал более сильно выраженным и более заметным — так же как и темперамент материализма. Вдобавок показалось некакое количество смешанных теорий. В целом период был временем дифференциации до тех пор нерасчлененного и унифицированного сознания; все главные течения начали отделяться от прежде недифференцированного «единства». Самым влиятельным из этих течений был идеализм. В этом смысле разглядываемая нами сфера обнаруживает сходство с другими составными частями культуры того же периода. Будучи в плане онтологии рационально-идеалистическим, этот период выясняется таким же и в собственной совокупности истины, и в мастерстве, и в других областях культуры.

3) Потом отечественные показатели (и по периодам в 20, и по периодам в 100 лет) фиксируют во время с III в. до н. э. до начала на-

j5. флуктуация «первых правил»; I. материализм и Идеализм367

щей эры возрастание материализма и упадок идеализма, особенно механистического. Это указывает, что упадок идеализма и рост материализма идут рука об руку с усилением эмпирической совокупности истины (истины эмоций) и ослаблением идеалистического рационализма. Оба эти фактора означают усиление чувственной культуры.

4) В первую очередь отечественной эры и до VI в. отмечается (особенно в случае если делать выводы по показателям 100-летних периодов) новый нарастающий прилив идеализма как среди христианских, так и среди языческих мыслителей. Однако в это же самое время становится еще более крайним противоположное течение, в особенности радикальные формы материализма. В ходе собственного угасания они показали кратковременные вспышки. К примеру, механистический материализм, спустившись с 23,6 % в I в. до н. э. до 1,3% в I в. н. э., после этого увеличился до 2,9% во II в. и до 3% в III в. н. э. Идеализм также стал более экстремальным; причем конечный плюралистический идеализм рос в ущерб материализму и монистическому идеализму. Другими словами, эти свидетельствуют о том, что эти столетия были периодом острой борьбы между материалистическим и идеалистическим сознанием, и, не смотря на то, что идеализм победоносно прогрессировал, он встречал упорное сопротивление со стороны собственного главного оппонента.

Интеллектуальный спектр в сфере совокупности истины в каком-то смысле практически сходится с интеллектуальным спектром, очерченным выше. Что касается совокупностей истины, то данный период был отмечен тенденцией к росту истины веры в ущерб вторым истинам (чувств и разума). Но истина веры, как и при с идеалистической философией, росла в основном в собственных наиболее экстремальных формах — формах фидеизма и мистицизма (особенно в I-III вв. н. э.). В связи с временннм усилением эмпиризма в III в. н. э. отмечается кроме того соответствующий рост механистического материализма, не смотря на то, что его масштабы были гораздо меньше, чем при с эмпиризмом.

5) Во время с VI по XI в. н. э. сфера истины, так же как и сфера исследуемой неприятности, опять представляются совершенно однородными и во многом сходными: монопольный идеализм (во втором случае) и монопольное господство истины веры (в первом). истина и Идеализм веры снова были тесно связанными.

6) Монополия истины веры закончилась в XII в., в то время как монополия идеализма сохранялась еще до XIV в., задержавшись

О единственности безотносительного идеализма


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: