Ii. кодификация мудрости — йога-сутра

Патанджали придал традиции йоги ее хорошую форму, и исходя из этого его школу довольно часто именуют хорошей йогой. Он писал собственный афористичный труд в самый разгар происходивших в Индии философских споров, и его заслуга в том, что он сумел снабдить традицию йоги достаточно прочным теоретическим каркасом, что смог противостоять многим соперничающим традициям наподобие веданты, ньяи и, не в последнюю очередь, буддизма. Его произведение в собственной базе — систематическое изложение того, что образовывает наиболее практики и важные элементы теории йоги. Школа Патанджали была одно время очень влиятельной, как возможно делать выводы по бессчётным ссылкам на Йога-сутру, и по ее критике в трудах вторых философских совокупностей.

Любая школа индуизма создала собственную Сутру , где санскритское слово сутра практически свидетельствует «нить». Сутра складывается из кратких предложений-афоризмов, каковые совместно дают читателю в руки нить, на которую нанизаны все заметные идеи, характерные для данной школы мысли. Так, сутра оказывается мнемоническим средством, более схожим с платяным узелком на память либо сделанной наспех пометкой в ежедневнике либо календаре. Как краток стиль письма сутры, возможно делать выводы по следующим вступительным предложениям труда Патанджали:

1.1: атха йоганушасанам (атха Йога-анушаса нам)

«Итак, наставление йоге».

1.2: йогашчит таври ттиниродхах (йогас

чи тта-врит ти-ниродхах)

«Йога имеется прекращение деятельности[339]

сознания».

1.3: тад а д раштух сварупе’ вастханам ( тада драштух сва-рупе’ вастханам) «Тогда Зритель [то имеется трансцендентое Я] пребывает в собственной форме».

Очевидно, такие понятия, как читта (сознание), вритти (букв.: «кружение») и драштри (имен. пад. драшта(р), «зритель»), сами являются высокоемкие выражения для сверхсложных представлений. Кроме того такое на первый взгляд простое слово, как артха («итак»), которым раскрывается большая часть классических санскритских произведений, нашпиговано смыслами, что явствует из многих страниц посвященных ему толкований в некоторых комментариях на Йога-сутру.

В собственной солидной Истории индийской философии Сурендранатх Дасгупта сделал следующие наблюдения довольно таковой манеры письма:

Систематически выстроенные трактаты писали в виде маленьких и чеканных полупредложений (сутра), каковые не рассматривали предмет детально, но помогали только чтобы читатель имел возможность вернуть в памяти потерянные нити сложных рассуждений, с которыми он был уже достаточно знаком. Исходя из этого и думается, что подобные сжатые полупредложения схожи с лекционными пометками, предназначенными для тех, кто взял конкретно устные наставления по этому предмету. Вправду, тяжело не редкость делать выводы по сутрам об их значимости, либо о том, как сами споры, каковые они породили позднее, были исходно заложены в них [340].

Отечественное знание Патанджала-йоги, в первую очередь, пускай и не полностью, зиждется на Йога-сутре. Как мы заметим, многие комментарии на нее писались с целью оказать помощь отечественному пониманию данной совокупности. Но, как продемонстрировала наука, эти вторичные произведения, наверное, не исходят из самой школы Патанджали, и исходя из этого к их представле

ниям направляться относиться достаточно с опаской.

Возвращаясь снова к Йога-сутре, мы видим, что она складывается из 195 предложений, либо сутр, не смотря на то, что в некоторых изданиях их число доходит до 196. Известен множество редакций, но все они мало различаются и не меняют сам суть произведения Патанджали. Предложения-сутры распределены по четырем главам:

1. самадхи-пада, глава об экстазе (сосредоточении) — 51 предложение;

2. садхана-пада, глава о пути (способе) — 55 предложений;

3. вибхути-пада, глава о сверхспособностях — 55 предложений;

4. кайвалья-не, глава об освобождении (самодовлении) — 34 предложения.

Такое деление в некоей степени произвольно и, быть может, явилось следствием неадекватного редактирования текста. Тщательное изучение Йога-сутры говорит о том, что в собственной нынешней форме она не имеет возможности рассматриваться всецело однородным произведением. По данной причине многие ученые пробовали вернуть исходный текст, разбивая имеющийся на пара подразделов предположительно независимого происхождения. Но подобные упрочнения не принесли успеха, потому, что оставляют нам выкинутые места. Исходя из этого лучше будет посмотреть на произведение Патанджали более доброжелательно и допустить возможность, что оно намного более однородно, чем пробует представить западная наука.

Как я уже продемонстрировал в собственном подробном изучении Йога-сутры, это великое творение в полной мере имело возможность воображать собой соединение только двух разных традиций йоги [341]. С одной стороны, это йога восьми звеньев, либо ашта-анга-йога (пишется аштангайога ), а с другой — йога действия (крия-йога ). Я высказал предположение, что раздел, который связан с восемью практиками, имел возможность кроме того быть скорее извлечением, нежели позднейшей вставкой. В случае если это вправду так, то обширно распространенное представление хорошей йоги в виде восьмеричного пути оказывается только историческим курьезом, потому, что главная часть Йога-сутры заняга крия-йогой. Но текстовые реконструкции подобного рода постоянно страдают предвзятостью, а мы должны сохранять объективность как и в подходе ко многим вторым сторонам ее истории и йоги.

Преимущество для того чтобы рода методологического подхода к изучению Йога-сутр, что я внес предложение, пребывает в том, что тут допускается однородность самого текста, либо «текстуальная невинность», и тем самым не допускается а приори принуждение над текстом, что происходит при с подобными текстуальными анализами, каковые тщатся доказать, что сам текст в конечном итоге сломан либо составлен из вставок и отрывков. В любом случае придирки не умаляют значимости произведения в том виде, в каком он дошел до нас. Сейчас, как и тогда, практикующий йогу может извлечь огромную пользу из самого изучения труда Патанджали.

Йога-Сутра Патанджали| Аудиокнига


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: