Ii. предыдущее — последующее.

При помощи этого топа устанавливается отношение расположенных в последовательном порядке состояний предмета мысли. Наряду с этим предыдущее не обязательно есть обстоятельством последующего.

Так, юность предшествует старости и зрелости; переговоры — заключению соглашения; голоса птиц — восходу Солнца; план — поступку.

Смысловой порядок отделяется от времени. Такое отвлеченное познание топа разрешает разным образом разглядывать отношения между прошлым и последующим. Прошлое воздействие либо состояние может рассматриваться в отношении к последующему: (1) как более значимое; (2) как равноценное; (3) как менее значимое.

Св. Иоанн Дамаскин за Аристотелем [31] и хорошей древней диалектикой устанавливает четыре главных метода толкования топа предыдущее/последующее и пятый метод — познание прошлого/последующего как следствия и причины:

1. Предыдущее — последующеекак “старшее и младшее для одушевленных предметов и более и менее древнее — для неодушевленных.”

Понятия прошлого и последующего связаны с идеей времени. Аристотель в “Метафизике” пишет: “… Нереально, дабы перемещение или появлялось, или уничтожилось (потому что оно существовало неизменно), так же и время не имеет возможности появиться либо уничтожиться: так как в случае если нет времени, то не может быть и “раньше” и “по окончании.” [32] B “Риторике” Аристотеля предыдущее — последующее рассматривается следующим образом: “… топ получается из данных времен, в то время, когда, к примеру, сказал Ификрат[33] в собственной речи против Гармодия: [34] “Если бы я перед тем как сделать дело, попросил у вас статуи, вы бы мне дали ее? И вы не дадите ее, в то время, когда я сделал дело? Не давайте слово же, в то время, когда имеете в виду что-нибудь, и не отнимайте, в то время, когда взяли желаемое.” [35] В “Топике” трактовка прошлого и последующего сходна: “Рассмотрение, исходящее из следования, двояко, потому что в следовании имеется предшествующее и последующее; к примеру, у обучающегося незнание —предшествующее, а знание — последующее. Большей же частью лучше то, что направляться позднее.” [36]

Исходя из представления о порядке как следовании во времени, св. Василий Великий обосновывает несостоятельность науки как средства построения картины мира тем, что характерное для науки отрицание прошлых теорий последующими делает вызывающей большие сомнения любую научную теорию.

“Греческие мудрецы большое количество рассуждали о природе, — и ни одно их учение не осталось жёстким и непоколебимым, по причине того, что последующим учением постоянно ниспровергалось предшествующее. Посему нам нет и потребности обличать их учения — их самих достаточно приятель для приятеля к собственному низложению.” [37]

2. Предыдущее — последующее в логическом смысле: предыдущее рассматривается как условная возможность последующего. [38]

“Предыдущее по природе, другими словами то, что надеется вместе с другим, но не думает другого, и что как ликвидирует второе, так и само устраняется им. Так, животное имеется предыдущее в отношении человека. B самом деле, в случае если имеется животное, то человека еще не будет; потому что человек имеется одно из животных. Напротив, в случае если нет человека, то животное будет, поскольку и лошадь, и собака — животные. Равным образом, в случае если имеется человек, то обязательно будет и животное, потому что человек имеется животное.” [39]

Исходя из принятого представления о приоритете прошлого перед последующим как первичного перед вторичным,св. Василий Великий дает обоснование первичности света перед тьмой: бытия как блага перед небытием как отсутствием блага.

“Разум задаёт вопросы: сотворена ли тьма вместе с миром и начальнее ли она света, а потому совершенно верно ли нехорошее старше? — Ответствуем, что и сия тьма не что-либо независимое, но видоизменение в воздухе, произведенное лишением света. Какого именно же света лишенным внезапно нашлось место в мире, так что поверх воды стала тьма? Полагаем, что в случае если было что-нибудь до составления этого чувственного и тленного мира, то оно, разумеется, пребывало в свете… в то время, когда по Божьему повелению внезапно распростерто было небо около того, что заключилось в собственной его поверхности, и стало оно постоянным телом, … тогда по необходимоети само небо сделало неосвещенным объемлемое им место, пресекши лучи, идущие совне. Потому что для тени необходимо быть в одно время свету, неосвещенному месту и телу. Так, тьма в мире случилась от тени небесного тела.” [40]

3. Предыдущее — последующее как линейный по?ядок, к примеру, порядок букв в алфавите. В Священном Писании /Ин. 1:1-3/ [41] и в творениях св. Отцов топ предыдущее-последующее употребляется в абстрактном значении порядка,что может рассматриваться независимо не только от конкретного временного следования, но и от времени по большому счету. Эта идея выражена еще неоплатониками, но создана Оригеном [42] и всецело развита великими Каппадокийцами — св. Василием Великим, св. Григорием Богословом и св. Григорием Нисским.

“Поелику начало естественным образом предшествовало тому, что от начала, то повествующий о вещах, взявших бытие во времени, по необходимости всему предпоставил это выражение: в начале сотвори. Было что-то, как возможно, и прежде этого мира, но сие не смотря на то, что и постижимо для отечественного разумения, но же не введено в повествование как несоответствующее силам новообучаемых и младенцев разумом. Еще ранее бытия мира было некое состояние, приличное премирным силам, превысшее времени, вечное, присно длящееся. В нем-то Зиждитель и Творец всяческих совершил создания — мысленный свет, приличный блаженству любящих Господа, разумные и невидимые природы и все украшение умосозерцаемых тварей, превосходящее отечественное разумение, так что нельзя изобрести для них и наименований… А в то время, когда уже стало необходимо присоединить к существующему и этот мир — в основном училище и место образования душ людских, а позже и по большому счету место пребывания для всего подлежащего разрушению и рождению, тогда произведено сродное миру и находящимся в нем животным и растениям преемство времени, неизменно поспешающее и протекающее и нигде не прерывающее собственного течения”. [43]

4. Предыдущее — последующее как иерархия (сперва епископ, позже пресвитер). Наряду с этим приоритет может отдаваться как прошлому, так и последующему. Исходя из представления о порядке как целесообразной последовательности воплощения плана, св. Григорий Нисский обосновывает сотворение человека как завершающий этап творения. Исходя из этого последующее (человек) рассматривается как более значимое, чем предыдущее, а предыдущее — как предвосхищение последующего.

“И все достаток твари, на земле и в море, уже было приготовлено, но еще не было того, кому обладать этим. Потому что не показалось еще в мире существ это великое и досточестное существо, человек. Так как не подобало начальствующему явиться раньше подначальных, но вначале приготовив царство, после этого подобало принять царя. Потому Творец всего приготовил заблаговременно как бы царский чертог будущему царю: им стала почва, и острова, и море, и небо, наподобие крыши утвержденное около всего этого, и всякое достаток было принесено в эти чертоги.” [44]

5. K этим четырем аристотелевым трактовкам св. Иоанн Дамаскин додаёт вероятную трактовку прошлого как действия и причины91, которая будет рассмотрена ниже как отдельный топ.

III. Место (положение).

При помощи этого топа устанавливается размещение предмета мысли в отношении к смежным предметам и к действию. Воздействие может происходить в определенном физическом либо смысловом пространстве и по смыслу ограничено местом исходя из этого понятие места неразрывно связано с понятием границы.

“Телесное место имеется граница объемлющего, которою замыкается то, что объемлется, как к примеру воздушное пространство объемлет, тело же объемлется. Но далеко не весь объемлющий воздушное пространство имеется место тела, которое объемлется, а граница объемлющего воздуха, прикасающаяся к объемлемому телу. Да и то, что объемлет, вовсе не находится в том, что объемлется.

Имеется же и духовное место, где в мыслях представляется и где находится бестелесная природа и духовная, где именно она пребывает и действует, и не телесным образом объемлется, но духовным образом. Потому что она не имеет внешнего вида чтобы быть объятою телесным образом.” [45]

Вправду, в то время, когда мы имеем в виду так именуемые совершенные предметы, то определяем их место как относительное значение: место теории множеств в современной математике свидетельствует позициютеории множеств в иерархии математических наук и довольно сродных ей дисциплин.

Топ места имеет громадное значение, по причине того, что с ним связана возможность описания. В то время, когда мы обрисовываем какой-нибудь предмет, то изображаем его место по отношению к смежным предметам и обоюдное положение его частей. “Описуемо, — показывает потом св. Иоанн Дамаскин, — то, что обнимается местом, временем либо пониманием; неописуемо же то, что не обнимается ничем из этого. Следовательно, одно лишь Божество неописуемо, поскольку Оно безначально и вечно и все объемлет и никаким пониманием не объемлется. Потому что лишь одно Оно непостижимо и неограниченно, никем не познается, но лишь Само созерцает Себя Самого. Ангел же ограничивается и временем, потому что он начал собственный бытие, и местом, не смотря на то, что и в духовном смысле, как мы раньше сообщили, и непостижимостью. Потому что они некоторым образом знают и природу друг друга, и совсем ограничиваются Творцом. А тела ограничиваются и началом, и финишем, и телесным местом, и постижимостью.” [46]

Разглядим пример.

“По твоим словам, те из иконоборцев, что понаглее и позловреднее, полагая мудростию хитроумие, задают вопрос: которая из икон Христа подлинная — та, что у римлян, либо которую пишут индийцы, либо греки, либо египтяне — так как они непохожи друг на друга, и какую бы из них ни заявили подлинной, ясно, что остальные будут отвергнуты. Но это их удивление, а вернее кознодейство, о красивое изваяние Православия, возможно многими методами отразить и обличить как выполненное великого сумасшествия и злочестия.

Во-первых, возможно сообщить им, что они сразу же тем самым, посредством чего решили бороться против иконотворения, кроме того против воли подтверждали его поклонение и существование [иконам] в мире, где имеется христианский род. Так что они скорее говорят в пользу того, что пробуют опровергнуть, и уловляются собственными аргументами…”. [47]

Контраргумент, так называемый аd hоminеm(к человеку), основан на противопоставлении топа место топу лицо-действие. Разделительное суждение полемического соперника (о зависимости изображения от изюминок различных народов, из чего должно направляться, что любой народ изображает на иконе не Спасителя, а личный образ) святитель Фотий сводит при помощи топа места, через что слова полемического соперника включаются в структуру обоснования. Христианский мир везде изображает Спасителя, следовательно, иконопись отражает старое предание Церкви.

IV. Время.

При помощи этого топа определяется состояние либо изменение предмета мысли, но в основном его последствия и уместность поступка, потому, что всякое перемещение происходит во времени.

“В событии ‘в то время, когда?’, — показывает св. Иоанн Дамаскин, — берется во внимание также не время по большому счету, а его уровень качества, к примеру, в праздник либо в несложный сутки, час, месяц либо годы и подобное. Итак, позаботься, чтобы все время судьбы твоей было постоянной цепью хороших дел. Но совместно не забывай, что всему собственный время. Имеется совокупность выжидания благоприятнейшего времени, в которое дело приносит обильнейший плод.” [48]

Значительным свойством времени являются его противоречивые особенности — необратимость и вместе с тем ритмичность, повторяемость.

“Как и земледельцы несмысленные, пропустившие время эргономичное, не смотря на то, что и сеют, но погубляют семя, яко не в то время, в то время, когда должно, сеют; так и несмысленные безбожники будут некогда искать спасения, но не возьмут того, яко тогда будет время суда, а не покаяния. Сейчас время сеяти, искати, просити, толкати в двери Божия милосердия, в то время, когда Всевышний давал слово услышати и помогати, и слушает и оказывает помощь. Глаголет бо: “на протяжении благоприятное Я услышал тебя и в сутки спасения помог тебе. Вот, сейчас время благоприятное, вот, сейчас сутки спасения” /2 Кор. 6:2/.” [49]

V. Состояние.

Elumatec SBZ 620.wmv


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: