Ii. система показателей в экономическом анализе

I. Публичная ПОЛЬЗА

Публичная ПОЛЬЗА — неспециализированная польза от любой деятельности. Она включает не только пользу, прямо выпадающую на долю действующих лиц либо компаний, вместе с тем и внешнюю пользу, распространяющуюся на вторых людей, которым достается безвозмездно.

Предельная публичная польза

Посредством предельной публичной пользы правительство может решить, сколько публичного блага должно быть произведено, дабы это было действенно.

Но вопрос в том, как выяснить личный спрос, в случае если люди, с одной стороны, смогут преуменьшать собственную оценку цены блага, дабы сократить выплаты, ( как и в частном секторе), а с другой — наоборот, покажется желание к завышению собственной личной оценки цены блага.

Согласно точки зрения многих экономистов решить данный вопрос возможно посредством голосования ( референдумов), но таковой путь не есть экономическим, поскольку определение публичного блага строго основано на равном потреблении каждым потребителем. А потому, что частный сектор не достигнет уровня социальной эффективности в производстве публичных благ, нужно национальное вмешательство, в то время, когда правительство само определяет, сколько должно быть произведено публичных благ.

Лишь тогда, в то время, когда предельная публичная польза равна предельным издержкам, публичное благо производится действенно.

Кривая спроса показывает предельные публичные пользы, потому, что потребители сравнивают предельную полезность дополнительной единицы с ценой.

создавать оптимальное их количество для общества.

Действенный количество производства публичного блага достигается тогда, в то время, когда предельная публичная польза равна предельным публичным затратам.

II. Совокупность показателей в экономическом анализе

Вся деятельность хозяйствующих субъектов в разных отраслях экономики измеряется бессчётными экономическими показателями, каковые сводятся в определенную совокупность.

Любой хозяйственный процесс измеряется рядом взаимосвязанных показателей.

Показатели делятся на стоимостные, натуральные и условно-натуральные.

Стоимостные показатели самый распространенные. Наиболее значимыми стоимостными показателями являются валовая, товарная, реализованная продукция, розничный и оптовый товарооборот.

Указанные выше стоимостные показатели отражают разные стадии производства, реализации и выпуска готовой продукции, услуг и работ.

Натуральные показатели употребляются для количественной чёрта производимой и реализуемой продукции в ее натурально-вещественном содержании. Натуральные показатели высказывают величину явления в физических единицах измерения (масса, протяженность, количество).

Условно-натуральные показатели используются для реализации продукции объемов и обобщённой характеристики производства разнообразного ассортимента, т. е. различной по содержанию, назначению и качеству продукции, создаваемой хозяйствующим субъектом.

По содержанию (либо в зависимости от того, какая сторона экономических явлений измеряется) показатели делятся на количественные и качественные.

Количественные показатели употребляются для выражения безотносительных и относительных размеров. Количественные показатели выражаются как в стоимостных, так и в натуральных измерителях (к примеру: поголовье скота, птицы – в штуках, площадь посевов – в гектарах, количество работников – числом человек).

Качественные показатели показывают свойства и существенные особенности изучаемых явлений. Это показатели, характеризующие качественные параметры продукции, услуг и работ. Они зависят от технологических изюминок того либо иного производства. К ним относятся показатели сортности, сертификации продукции, урожайности, продуктивности, ритмичности торговли, исполнения замысла товарооборота по структуре товаров, технологии приготовления и соблюдения рецептуры блюд; производительность, себестоимость.

Исходя из сферы применения, все показатели делятся на неспециализированные и своеобразные.

Неспециализированные показатели употребляются при анализе деятельности всех отраслей экономики. К ним относятся: производительность (выработка, трудо-емкость); товарная, реализованная продукция; себестоимость; прибыль и т. п.

Своеобразные показатели употребляются лишь в отдельных отраслях. К ним относят: жирность молока, урожайность культур, продуктивность животных, влажность леса и т. п.

В зависимости от применения раздельно забранных показателей либо их соотношения выделяют объемные и удельные показатели.

Объемные показатели являются первичными. Они определяют величины оборотных средств, издержек обращения, сметы затрат на производство, прибыли, оптового и розничного товарооборота, количество рабочих.

Удельные показатели вторичны. Они являются производными от объемных: выпуск продукции на одного рабочего, на один станок, на один метр площади; урожайность; продуктивность; материалоемкость; оборот на один квадратный метр площади; уровень издержек и т. д.

По методу формирования различают показатели нормативные (норма амортизации, норма ссудного процента, норматив представительских затрат, рекламы и т. д.), учетные (учетные эти своевременной, бухгалтерской и статистической отчетности), аналитические (оценочные), каковые определяются на протяжении проведения анализа для оценки результатов.

Любой показатель имеет собственный определенный свой значение и смысл в аналитической работе. Экономический анализ предполагает комплексное, системное применение показателей. Связь главных показателей определяет последовательность исполнения анализа – от изучения первичных показателей до обобщающих.

III. ЭЛАСТИЧНОСТЬ

Эластичность — это мера чувствительности одной переменной к трансформации второй, либо число, которое показывает процентное изменение одной переменной в следствии трансформации второй переменной.

Виды эластичности:

тотечная эластичность;

дуговая эластичность;

Дуговой эластичностью именуется эластичность между двумя точками линии спроса либо предложения.

Точечная эластичность характеризует относительное изменение количества спроса при вечно малом трансформации цены.

Эластичность спроса разрешает практически совершенно верно измерить степень реакции клиента на трансформацию стоимостей, уровня доходов или других факторов. Рассчитывается через коэффициент эластичности.

Виды эластичности

Различают эластичность спроса по цене, эластичность спроса по доходу, и перекрёстную эластичность по цене 2-х товаров.

Эластичность спроса по цене

Эластичность спроса по цене показывает, на какое количество процентов изменится величина спроса при трансформации цены на 1 %.

На эластичность спроса по цене воздействуют следующие факторы:

— Наличие товаров-соперников либо товаров-заменителей (чем их больше, тем больше возможность отыскать замену подорожавшему товару, другими словами выше эластичность);

— Незаметное для клиента изменение уровня стоимостей;

— Консерватизм клиентов во вкусах;

— Фактор времени (чем больше у потребителя времени на обдумывание и выбор товара — тем выше эластичность);

— Удельный вес товара в расходах потребителя (чем больше часть цены товара в расходах потребителя, тем выше эластичность).

Товары с эластичным спросом по цене:

-Предметы роскоши (сокровища, деликатесы)

-Товары, цена которых ощутима для домашнего бюджета (мебель, бытовая техника)

-Легкозаменяемые товары (мясо, фрукты)

Товары с неэластичным спросом по цене:

-Предметы первой необходимости (лекарства, обувь, электричество)

-Товары, цена которых незначительна для домашнего бюджета (карандаши, зубные щётки)

-Труднозаменяемые товары (хлеб, электрические лампочки, бензин)

Точечная эластичность спроса по цене

Точечная эластичность спроса по цене рассчитывается по следующей формуле:? ? эластичность спроса по цене показывает степень трансформации спроса в ответ на трансформацию цены на товар. Значение в большинстве случаев получается отрицательным, потому, что, как направляться из закона спроса, с ростом цены спрос на товар убывает.

В зависимости от этих показателей различают:

Совсем неэластичный спрос количество спроса не изменяется при трансформации цены (товары первой необходимости).
Неэластичный спрос в то время, когда количество спроса изменяется на меньший процент, чем цена (товары повседневного спроса, товар не имеет замены).
Единичная эластичность спроса изменение цены вызывает полностью пропорциональное изменение количества спроса.
Эластичный спрос количество спроса изменяется на больший процент, чем цена (товары, не играющие серьёзной роли для потребителя, товары, имеющие замену).
Совсем эластичный спрос количество спроса не ограничен при падении цены ниже определённого уровня.

Дуговая эластичность спроса по цене

В случаях, в то время, когда изменение цены и/либо спроса большие (более 5 %), принято рассчитывать дуговую эластичность спроса:? ?где и — средние значения соответствующих размеров.?Другими словами, при трансформации цены от до и количества спроса с до , среднее значение цены будет составлять ,а среднее значение спроса

Эластичность спроса по доходу

Эластичность спроса по доходу показывает, на какое количество процентов изменится величина спроса при трансформации дохода на 1 %.

Она зависит от следующих факторов:

-Значимость товара для бюджета семьи.

-Является ли товар предметом роскоши либо предметом первой необходимости.

-Консерватизм во вкусах.

Измерив эластичность спроса по доходу, возможно выяснить, относится ли этот товар к категории обычных либо малоценных. Главная масса потребляемых товаров относится к категории обычных. С ростом доходов мы больше покупаем одежду, обувь, отличные продукты питания, товары долгого пользования. Имеется товары, спрос на каковые обратно пропорционален доходам потребителей. К ним относятся: вся продукция секонд-хенд и кое-какие виды продовольствия (недорогая колбаса, приправа). Математически эластичность спроса по доходу возможно выражена следующим образом:? ? эластичность спроса по доходу показывает степень трансформации спроса в ответ на трансформацию доходов потребителей. В зависимости от особенностей благ эластичность спроса на эти блага по доходу возможно разной. Классификация благ по значениям приведена в следующей таблице:

Обычное (полноценное) благо Количество спроса возрастает при повышении дохода потребителя.
Предмет роскоши Количество спроса изменяется на больший процент, чем доход.
Товар первой необходимости Количество спроса изменяется на меньший процент, чем доход. Другими словами при повышении дохода в определённое число раз, спрос на заданный товар увеличится в меньшее число раз.
Неполноценное (низшее) благо Количество спроса падает, при повышении дохода потребителя. Примером может служить рынок потребления перловки.
Нейтральное благо Нет прямой зависимости между потреблением этого блага и трансформацией дохода.

Раздельно необходимо подчернуть, что и товары и предметы роскоши первой необходимости являются обычными (полноценными) благами, поскольку условие содержит оба условия, и , и .

Перекрёстная эластичность спроса[править | править исходный текст]

(cross elasticity of demand)

Это отношение процентного трансформации спроса на один товар к процентному трансформации цены на какой-либо второй товар. Хорошее значение величины свидетельствует, что эти товары являются взаимозаменяемыми (субститутами), отрицательное значение говорит о том, что они взаимодополняющие (комплементы)[1].

?

где верхний индекс свидетельствует что это эластичность спроса, а нижний индекс показывает, что это перекрёстная эластичность спроса, где под и подразумеваются какие-то два товара. Другими словами перекрёстная эластичность спроса показывает степень трансформации спроса на один товар ( ) в ответ на трансформацию цены другого товара ( ).

В зависимости от значений, принимаемых переменной , различают следующие связи между товарами и :

Товары субституты Потребители теоретически смогут заменить потребление товара A на потребление товара B. К примеру, две марки стирального порошка.
Комплементарные блага Потребители теоретически не смогут поменять потребление товара A без трансформации в ту же сторону потребления товара B. Хороший пример — это комплектующие и ноутбуки к ним.
Свободные друг от друга товары Изменение цены товара B никак не воздействует на потребление товара A.

Экономический анализ денежно-хозяйственной деятельности предприятия


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: