Iii. онтология и гносеология

Минобразования Нижегородской области

Национальное бюджетное образовательное учреждение высшего профобразования

Нижегородский национальный инженерно-экономический университет

(ГБОУ ВПО НГИЭИ)

Утверждено

Проректор по научной работе и РИД

_______________ Н. В. Проваленова

«___»_____________2012 г.

Одобрена на совещании кафедры «Гуманитарные науки»

протокол № __ от __________2012 г.

Зав. кафедрой ______В.А. Горохов

ПРОГРАММА

Вступительного экзамена в аспирантуру по дисциплине

“ФИЛОСОФИЯ ”

Специальность 08.00.05. «управление и Экономика народным хозяйством»,

05.20.01. «средства и Технологии механизации сельского хозяйства»,

05.20.03. «средства и Технологии техобслуживания в сельском хозяйстве»

Княгинино

1. Нужные сведения о требованиях и характере к экзамену по философии при поступлении в аспирантуру НГИЭИ

Экзаменационные требования предполагают знакомство поступающих в аспирантуру с вузовским курсом философии с выговором на историко-философское введение к нему. От сдающих экзамен требуется познание фундаментальных философских неприятностей в их историческом развитии; знакомство с европейской философской классикой, представление об главных направлениях в философии XX века.

Процедуру экзамена составляют ответ на вопросы экзаменационных билетов и свободное собеседование, учитывающее специализацию, и личные предпочтения экзаменующегося. Итоговая оценка определяется качеством и глубиной знаний, пониманием философских неприятностей, культурой мышления.

Сдающие экзамен должны продемонстрировать знание следующих разделов философии

I. функции и Предмет философии

Философия как вид мировоззрения. Главные философские дисциплины. наука и Философия.Неприятность происхождения философии. мифология и Философия.

II. История философии

Происхождение философии в Старом Китае и Старой Индии. Главные проблемы и философские школы старой философии Востока (ведийская традиция, конфуцианство, философские неприятности буддизма).

Философия старой Греции и древнего Рима. Эволюция от натурфилософии к философии человека. сократические школы и Сократ. Философия Платона (учение об идеях, теория познания, космология, учение о человеке, неприятность страны). Аристотель: метафизика и физика. Представления Аристотеля о «перводвигателе» и их действие на последующую христианскую философию. Онтология: учение о обстоятельствах бытия. Гносеология. Базы научного способа (органон). Учение о категориях. Этика. Социально-политические взоры.

Неспециализированная черта эллинистической философии. направления и Основные школы: эпикуреизм, стоицизм, скептицизм, неоплатонизм. Обстоятельства распада древней философии.

Христианство как база средневековой философии. Становление христианской философии: апологетика, патристика, схоластика и их представители. Главные неприятности средневековой философии.

Философия Восстановления. Мировоззренческий антропоцентризм. Гуманизм и его внутренние несоответствия. Натурфилософия Ренессанса как возобновление древней традиции и как исток новой науки. Политические и этические учения.

Главные неприятности философии Нового времени. Разные подходы к ее методам и формированию науки. Ф. Бэкон о возможностях и целях науки. рационализм и Эмпиризм. Р. принципы и Декарт рационалистической методике. Рационализм как мировоззрение. Неприятность свободы в философии Б. Спинозы.

Неприятность эмпирического обоснования знания. Структура опыта в философии Дж. Локка. Субъективный идеализм Дж. Беркли. Неприятность причинности в философии Д. Юма.

Социально-политические идеи европейских философов XVII-XVIII вв. Политическая философия Т. Гоббса. Основания теории гражданского общества в философии Дж. Локка. Теория публичного контракта. Идеи французских и германских философов XVIII в. об историческом прогрессе, о функциях и значении науки и просвещения, о рациональных основаниях культуры (Ж.-Ж. Руссо, Д. Дидро, П. Гольбах, Ш. Монтескье, И. Гердер, Г. Лессинг).

Германская хорошая философия (И. Кант, Г. Фихте, Ф. Шеллинг, Г. Гегель). Главные идеи «критической» философии И. Канта. Неприятность «демаркации» между метафизикой и наукой. обоснование и Априоризм научного знания. «Чистый» и «практический» разум. Антиномии «чистого разума». Этика долга: учение о «окончательном императиве». «Этикотеология» — выведение религии из нравственной сущности человека.

«Полный идеализм» Гегеля. Правила идеалистической диалектики. Философия права. Тезис «все разумное — вправду, все настоящее – разумно» и его интерпретации.

Критика «безотносительного идеализма» в европейской философии XIX в. «Антропологический принцип» Л. Фейербаха. Критика рационализма в философии А. Шопенгауэра. «Экзистенциальная» философия С. Кьеркегора. «Переоценка всех сокровищ» Ф. Ницше.

Диалектический и исторический материализм К. Маркса и Ф. Энгельса. Концепция отчуждения. Критика частной собственности. Сознание как отражение бытия. ее роль и Практика. Социально-политические нюансы марксизма: учение о стране, революции, классовой борьбе, исторической миссии пролетариата.

В. Дильтей о специфике исторического познания. А. Бергсон: жизнь как процесс свободной «творческой эволюции».

Кризис идеи исторического прогресса. О. его концепция и Шпенглер замкнутых культурных циклов. цивилизация и Культура.

Позитивизм XIX-ХХ вв. идейные предпосылки и Исторические условия формирования позитивистских идей. Позитивизм как мировоззренческая установка умелого естествознания. Критика спекулятивной философии. Неприятность границ «научной рациональности». Методологические идеи «логического позитивизма».

Прагматизм: успех как критерий разумности в любой сфере людской деятельности. Ч. Пирс о задачах и функциях мышления. ее решение и Проблема значения в рамках прагматизма. «Инструментализм» Д. Дьюи.

Философия психоанализа (З. Фрейд, К. Юнг). Структура личности. Культура, религия, социальный процесс в свете психоанализа. Коллективное бессознательное, факторы и архетипы формирования личности. «Гуманистический психоанализ» Э. Фромма.

Экзистенциализм Ж.- П. Сартра, К. Ясперса. Тема кризиса культуры в западноевропейской философии ХХ в. (Х. Ортега-и-Гассет).

Феноменологический трансцендентализм Э. Гуссерля. Проект реставрации рационализма.

«Поворот к языку»: язык как источник мировоззрения (Л. Витгенштейн, М. Хайдеггер). Философская герменевтика (Г. Гадамер, П. Рикер). Структура связей между опытом и языком.

Современные споры о роли науки в культуре (задача «сциентизм -антисциентизм»). Культура как многообразие «символических форм» (Э. Кассирер). Постмодернизм: человек на «игровом поле» культуры. Отказ от хороших (универсалистских) типов мировоззрения.

Поиск нравственной базы мировоззрения в русской философии XIX-XX вв. Диалог «славянофилов» и «западников» в истории русской мысли. Философия всеединства В. С. Соловьева. Философские идеи Ф. М. Достоевского и Л. Н. Толстого. Русский анархизм (М. А. Бакунин, П. А. Кропоткин). Русский марксизм (Г. В. Плеханов, В. И. Ленин). Философия свободы Н. А. Бердяева.

III. гносеология и Онтология

Неприятность бытия. Мир как безграничная целостность. различие и Единство в мире.

Духовное бытие. Природа совершенного как философская неприятность.

Научные картины мира – рациональные модели, конструируемые для объяснения явлений. Типы таких моделей (универсальные, частные, динамические, статистические, детерминистские). Неприятность развития. Правила развития через призму философского мировоззрения.

Категории (пространство, время, причинность, форма, содержание, закономерность, случайность, уровень качества, количество, мера и др.) – предельные понятия, структурирующие философскую картину мира. Правила построения научных картин мира. Системный темперамент научной картины мира. самоорганизации и Понятия организации, их мировоззренческий суть. Научные картины мира в контексте культуры. История науки как смена и развитие этих картин. Место человека в научной картине мира.

Неприятность истины. Зависимость ее решения от характера мировоззрения: истина как откровение, истина как реальности и соответствие знания, истина как условие успешной деятельности, истина как черта логически последовательного рассуждения. Истина как регулятивный идеал познания.

Познание, его границы и возможности. мнение и Знание. Сомнение, его функция в познании. Соотношение полного и относительного в знании.

Пути к истине. Чувственное познание, отвлеченное мышление, интуиция, воображение. Язык – медиатор знания. Познание как знаковая деятельность.

Неприятность предпосылок и оснований знания. Фундаментализм и антифундаментализм – разные подходы к проблеме обоснованности знания. Неприятность параметров подлинного знания.

формы и Виды знаний. Научное знание, его основные характеристики и генезис. Эмпирическое и теоретическое в научном познании. Критерии научности, их относительность. Понятие научного способа, историческая эволюция этого понятия.

динамика и Структура научных теорий. Понятие научной рациональности. Границы научной рациональности.

Соотношение научного и технического знания. Культура информационной эры. Радикальное изменение роли информации в жизни человечества.

гносеология философия: и Релятивистская онтология


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: