Iii. подготовка к написанию сочинения

Часть С в формате ЕГЭ — показатель культуры письменной речи. Данный тип задания выявляет не только неспециализированную грамотность автора произведения (эссе), но и его умение логически мыслить, разбирать исходный текст, формулировать личные взоры на проблему и их аргументировать.

Неспециализированная черта параметров оценки произведения (критерии оценки части С); требования к речевому оформлению работы.

Критерии оценивания ответа на задание С1 Балл
I Содержание произведения
К 1 Формулировка неприятностей исходного текста
Экзаменуемый (в той либо другой форме) правильно сформулировал одну из неприятностей исходного текста. Фактических неточностей, которые связаны с формулировкой и пониманием неприятности, нет.
Экзаменуемый не смог правильно сформулировать никого из неприятностей исходного текста.
К 2 Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста
Сформулированная экзаменуемым неприятность прокомментирована. Фактических неточностей, которые связаны с пониманием неприятности исходного текста, в комментариях нет.
Сформулированная экзаменуемым неприятность прокомментирована, но допущено не более 1 фактической неточности в комментариях, которая связана с пониманием исходного текста.
Сформулированная экзаменуемым неприятность не прокомментирована, либо допущено более 1 фактической неточности в комментариях, которая связана с пониманием исходного текста, либо прокомментирована вторая, не сформулированная экзаменуемым неприятность, либо в качестве комментариев дан несложной пересказ текста либо его фрагмента, либо в качестве комментариев цитируется громадной фрагмент исходного текста.
К 3 Отражение позиции автора исходного текста
Экзаменуемый правильно сформулировал позицию автора (рассказчика) исходного текста по прокомментированной проблеме. Фактических неточностей, которые связаны с пониманием позиции автора исходного текста, нет.
Позиция автора исходного текста экзаменуемым сформулирована неверно, либо позиция автора исходного текста не сформулирована.
К 4 Аргументация экзаменуемым собственного мнения по проблеме
Экзаменуемый выразил собственный вывод по сформулированной им проблеме, поставленной автором текста (согласившись либо не согласившись с позицией автора), аргументировал его (привёл не меньше 2 доводов, один из которых забран из художественной, публицистической либо научной литературы).
Экзаменуемый выразил собственный вывод по сформулированной им проблеме, поставленной автором текста (согласившись либо не согласившись с позицией автора), аргументировал его (привёл не меньше 2доводов, опираясь на знания, жизненный опыт), либо привёл лишь 1 довод из художественной, публицистической либо научной литературы.
Экзаменуемый выразил собственный вывод по сформулированной им проблеме, поставленной автором текста (согласившись либо не согласившись с позицией автора), аргументировал его (привёл 1довод), опираясь на знания, жизненный опыт.
Экзаменуемый сформулировал собственный вывод по проблеме, поставленной автором текста (согласившись либо не согласившись с позицией автора), но не привёл доводы, либо вывод экзаменуемого только формально заявлено (к примеру: «Я согласен / не согласен с автором»), либо по большому счету не отражено в работе.
II Речевое оформление произведения
К 5 Смысловая цельность, последовательность изложения и речевая связность
Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, последовательностью изложения и речевой связностью: — логические неточности отсутствуют, последовательность изложения не нарушена; — в работе нет нарушений абзацного членения текста.
Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, последовательностью и связностью изложения, но допущена 1 логическая неточность, и/либо в работе имеется 1 нарушение абзацного членения текста.
В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный план, но допущено более 1 логической неточности, и/либо имеются 2 случая нарушения абзацного членения текста.
К 6 выразительность и Точность речи
Работа экзаменуемого характеризуется точностью выражения мысли, разнообразием грамматического строя речи.
Работа экзаменуемого характеризуется точностью выражения мысли, но прослеживается однообразие грамматического строя речи, либо работа экзаменуемого характеризуется разнообразием грамматического строя речи, но имеется нарушения точности выражения мысли.
Работа экзаменуемого отличается однообразием и бедностью словаря грамматического строя речи.
III Грамотность
К 7 Соблюдение орфографических норм
орфографических неточностей нет (либо 1 негрубая неточность)
допущена 1 неточность
допущено более 1 неточности
К 8 Соблюдение пунктуационных норм
пунктуационных неточностей нет (либо 1 негрубая неточность)
допущены 1 – 2 неточности
допущены 1 – 2 неточности
К 9 Соблюдение языковых норм
грамматических неточностей нет
допущены 1 – 2 неточности
допущено более 2 неточностей
К 10 Соблюдение речевых норм
допущено не более 1 речевой неточности
допущены 2 – 3 неточности
допущено более 3 неточностей
К 11 Соблюдение этических норм
этические неточности в работе отсутствуют
допущены этические неточности (1 и более)
К 12 Соблюдение фактологической точности в фоновом материале
фактические неточности в фоновом материале отсутствуют
допущены фактические неточности (1 и более) в фоновом материале
Предельное число баллов за всю письменную работу (К1 – К12)

При оценке грамотности (К7 – К10) направляться учитывать количество произведения. Указанные в таблице нормативы оценки созданы для произведения количеством в 150 – 300 слов.

В случае если в произведении менее 70 слов, то такая работа не засчитывается (оценивается нулём баллов), задание считается невыполненным.

При оценке произведения количеством от 70 до 150 слов число допустимых неточностей четырёх видов (К7 – К10) значительно уменьшается. 1 балл по этим параметрам ставится в следующих случаях:

К7 – орфографических неточностей нет (либо допущена 1 негрубая неточность); К8 – пунктуационных неточностей нет (либо 1 негрубая неточность); К9 – грамматических неточностей нет;

К10 – допущено не более 1 речевой неточности.

Верховный балл по параметрам К7 – К12 за работу количеством от 70 до 150 слов не ставится.

В случае если произведение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа по всем нюансам проверки (К1 ? К12) оценивается нулём баллов.

При написании произведения в формате ЕГЭ не нужно прибегать к излишнему цитированию (переписыванию для количества!) авторских фраз из предложенного текста. В работе ценится как раз ваше умение рассуждать и создавать личный текст, исходя из этого выберите для цитирования лишь те предложения (возможно, кроме того всего одно), которое, на ваш взор, вправду нужно включить в произведение с определённой целью. Цитирование должно быть оправданным.

IV. РАБОТА С ТЕКСТОМ

Трудясь с текстом, нужно принимать к сведенью его стиль: в текстах публицистического характера неприятность, в большинстве случаев, выражается открыто, в одном либо нескольких предложениях, в нескольких суждениях автора (значительно чаще в начале и в финале текста); в случае если же текст является отрывком из какого-либо произведения художественной литературы, то проблему направляться выявлять путём поступков героев и анализа описания, их речи, поведения, внутренних монологов и т. д.

Значимость неприятности в произведении возможно выделить посредством следующих слов: публично значимая, злободневная, животрепещущая, актуальная, жизненная, насущная, острая, ответственная, важная, спорная, главная на современном этапе, назревшая в связи с…, неразрешимая (в условиях…), сложная, наболевшая, мучительная, первостепенная, принципиальная для… и т.д.

Комментируя проблему, возможно опираться на таковой замысел:

1) попытайтесь выяснить категорию неприятности (социальная, публично–политическая, историческая, философская, идеологическая, мировая, интернациональная, межнациональная, нравственная, нравственно-философская, морально-этическая, психотерапевтическая, эстетическая, культурно-эстетическая, экологическая, научная и др.);

2) поразмыслите, из-за чего создатель обратился к данной проблеме и увлекательна ли она читателю; обычна она либо нет; традиционна эта неприятность либо есть новой;

3) проследите по тексту, как создатель пробует привлечь интерес читателей к затронутой проблеме и какие конкретно факты приводит, исследуя её; что он особенно подчёркивает и к каким выводам приходит;

4) поразмыслите, о чём заставляет задуматься эта неприятность, к каким выводам может / обязан прийти читатель.

Не забывайте, что комментарий – это рассуждения по поводу прочтённого, это изъяснение смысла текста (тогда как пересказ – это изложение содержательной стороны прочтённого).

Прокомментировать проблему исходного текста – это изложить личные мысли по разглядываемой проблеме с учётом качеств, намеченных самим автором, поскольку комментарий обязан растолковывать авторский взор на поставленный вопрос.

Не забывайте, что в комментарии не должно быть пересказа исходного текста! Не стремитесь рассуждать по поводу всех неприятностей текста, сосредоточьте внимание на его главной проблеме.

Вступление произведения должно быть соотнесено с проблемой текста. В работе вы имеете возможность идти и от формулировки неприятности к её комментарию, и, напротив, от комментария к формулировке.

Обратите внимание на управление! Неприятность (тема) чего? (а не о чём?)

Характеризуя позицию автора, возможно применять такие конструкции (в зависимости от содержания текста):

создатель утверждает / вычисляет / считает, что…;

пробует сделать читателя своим союзником / единомышленником;

убеждает в…;

усиливает / формирует у читателей хорошее (хорошее) /отрицательное (негативное) отношение к…;

передаёт серьёзность неприятности при помощи…;

раскрывает / характеризует сущность поставленной неприятности через…; ставит последовательность вопросов, требующих незамедлительного ответа;

пишет весьма интересно и ново о ветхой / вечной проблеме;

приглашает к беседе о сложных проблемах судьбы;

обосновывает / обосновывает злободневность неприятности;

пробует определить причины этого явления;

подчёркивает остроту неприятности при помощи..;

обращается к традициям русской судьбы / к примерам из русской истории / русской литературы и др.;

высказывает вывод большинства / части населения / совсем немногих людей;

применяет последовательность убедительных доводов;

показывает на подлинное положение вещей;

иронически / саркастически / с юмором / с возмущением / с грустью / с тревогой … повествует о…;

показывает пример / антиобразец поведения человека;

открыто заявляет о собственной (гражданской) позиции…

Несомненно вывод автора о том, что…

Справедливость высказанных автором суждений несомненна, по причине того, что…

Позицию автора наглядно иллюстрируют примеры…

Цель автора – вынудить читателей обратить внимание на…

Задача автора – убедить читателей в том, что…

При помощи таких языковых средств ясности / таких приёмов, как … , создатель усиливает собственное видение неприятности / собственное отношение к…

Авторская позиция выражается через модальный замысел текста: через множество риторических вопросов / лексические повторы / оценочную лексику, книжные / разговорные фразеологические обороты / многократное применение усилительных вводных конструкций и частиц…

Создатель так определяет собственное отношение к данному вопросу:…

… – вот результат авторских раздумий о… / вот прямая авторская оценка…

Резкая категоричность автора разъясняется тем, что / связана с тем, что…

Доводы, применяемые автором, традиционны, но… / нетрадиционны / увлекательны / очень уникальны…

Новизна авторского взора на проблему в том…

Для аналогичной точки зрения имеется веские основания, не смотря на то, что…

Создатель страстно отстаивает собственную точку зрения, и его эмоциональность / взволнованность оправданна, поскольку…

Авторская позиция проявляется в гневном / в осуждающем / в неоднозначном / в отрицательном / в оптимистичном… отношении к изображаемому…

Так, в произведении нужно постараться отразить, из-за чего / с какой целью создатель обратился к данной проблеме, как он относится к данной проблеме, + /- какие конкретно видит пути ответа данной неприятности.

(Трудясь над формулировками произведения, в большинстве случаев, возможно опираться на материалы заданий А29 и В8.)

Прочтите текст и выполните задания:

(1) Не бывает ни полностью однообразных, ни совсем посредственных людей! (2) Любой, кто рождается и приходит в данный мир, уже от рождения наделён какими-то свойствами, имеет предрасположённость к формированию каких-либо талантов. (3) Потребность творчества так же естественна, как потребность выпивать либо имеется; она теплится в каждом из нас, причём кроме того в то время, когда человек находится в самых поразительно тяжёлых условиях. (4) Любая личность по-своему гениальна, иными словами, необычна. (5) Людей, полностью нехороших внутренне и снаружи, полностью ни к чему не талантливых, к счастью, не существует.

(6) То, что потребность творчества характерна каждому, видно хотя бы из того, что уже в юные годы, кроме того в младенчестве, у ребёнка имеется потребность в игре, а играясь, дети что-то придумывают, фантазируют, изобретают. (7) Любой ребёнок желает играться, другими словами жить творчески. (8) Так отчего же с годами творчество понемногу исчезает из нашей жизни, отчего же творческое начало сохраняется и начинается не в каждом из нас? (9) Грубо говоря, по причине того, что мы или занялись не своим делом (не нашли себя, собственного лица, не осознали собственного таланта), или не обучились жить и по-настоящему трудиться (не захотели развить собственный талант). (10) Второе часто зависит от первого, но и первое от второго не всегда бывает вольно. (11) Если не обучишься трудиться, трудиться самозабвенно, так и не определишь, чем наградила тебя природа.

(12) В случае если же духовный потенциал человека не сильный и если он ничего не предпринимает чтобы больше знать и мочь, дабы чего-то добиться в жизни, то личность стирается, нивелируется, человек неспешно утрачивает индивидуальность, теряет свойственные ему одному черты, другими словами перестаёт быть личностью. (13) Духовному формированию человека, творческому раскрепощению личности может помешать какой-либо душевный, домашний либо публичный разлад, каждая неурядица, каковые, кстати, бывают разнообразные. (14) К примеру, одно дело, в то время, когда нет обуви, дабы ходить в школу (в противном случае и самой школы нет в какой-нибудь глуши!), и совсем второе, в то время, когда кого-то силой заставляют постигать музыкальную грамоту, а его завлекает что-то совсем иное. (15) Само собой разумеется, второй случай предпочтительнее, но разлад имеется разлад. (16) Не могу не подметить, что и публичная ориентация не всегда точна, что мода на какие-либо профессии и занятия по большому счету вредна, в то время, когда дело касается нахождения себя, выбора того пути, где ты сможешь жить весьма интересно.

(17) И из-за чего, фактически, считаются творческими лишь профессии артиста либо живописца? (18) Так как артистом либо живописцем возможно быть в любом деле! (19) И это должно быть нормой. (20) Ореол исключительности той либо другой профессии, деление труда по таким правилам, как «почётно – непочётно» либо «весьма интересно – неинтересно», именно и поощряет идея о недоступности творчества для всех и каждого. (21) А это, кстати сообщить, в полной мере устраивает приверженцев нивелирования личности, каковые выделяют безликую толпу посредственных людей и противопоставляют ей людей гениальных. (22) Но разве это верно?

(по В. Белову)

1.Какое утверждение противоречит точке зрения автора текста?

1) Дабы сохранить в течении судьбы врождённую талантливость и свою индивидуальность, необходимо владеть духовной силой.

2) В базе владения профессией должно лежать творческое начало.

3) Талант – дар природы, и он начинается сам по себе, не требуя никаких упрочнений со стороны самого человека.

4) Любой человек наделён какими-либо талантами.

2. Какой тип (какие конкретно типы) речи представлен (-ы) в предложениях 6 – 11?*

*Задание опережающей трудности позволяет сравнить полученный итог с ключами к верным ответам, размещенным в конце занятия 2.

1) повествование и описание

2) описание

3) рассуждение

4) повествование

3. Из предложений 1, 3 и 4 выпишите (назовите) все словосочетания со связью примыкание: _________________________

____________________________________________________________

4.Из предложений 13 и 20 выпишите (назовите) все словосочетания со связью согласование:______________________________________

5. Из предложений 6 и 21 выпишите (назовите) все словосочетания со связью управление: _________________________________________

____________________________________________________________

6. В каком случае верно указана грамматическая база предложения (см. пр. 1 и 5):

а) не бывает людей (1)

б) не бывает (1)

в) людей не существует

г) не существует.

7. Отыщите главные члены и укажите типы сказуемых в предложениях 4, 10, 13, 15 и 17. __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Этот текст содержит несколько, а пара неприятностей, и ваша задача – как возможно полнее охарактеризовать проблематику предложенного текста, а затем выделить главную проблему, распознать нюансы данной неприятности, затронутые Василием Беловым; потом направляться продумать комментарий к обозначенной проблеме и постараться охарактеризовать авторскую позицию. Обратитесь, прошу вас, ещё раз к материалам раздела IV занятия 2.

Трудясь с текстом, отыщите и выделите так именуемые главные слова, каковые окажут вам определённую помощь при формулировках, и обратите внимание на начальные предложения каждого абзаца (в большинстве случаев, это сильные позиции текста, как, к примеру, заглавие текста, его конец и начало и др.).

В случае если создание собственного письменного текста (а также написание произведения) воображает для вас некую сложность, то:

1) попытайтесь сперва выполнить задание устно (к примеру, продумайте и проговорите пара вариантов начальной фразы вашего произведения; формулируя ту либо иную проблему, старайтесь применять синтаксические синонимические средства языка, а позже выбирайте более успешный, на ваш взор, вариант.

2) Применяйте в произведении (по мере необходимости) предложенные выше фразы-клише.

Напишите фрагмент сочинения на базе данного текста (вступление, неприятность, комментарий к обозначенной проблеме, авторская позиция).

Ключи (верные ответы)

Подготовка обучающихся к написанию сочинения на ОГЭ по русскому языку в 2015 году


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: