Имя философа и социолога xx века, который предложил в качестве критерия научности принципиальную опровержимость теории, её фальсификацию.

Тест «ФИЛОСОФИЯ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ»

В то время, когда появилась философия науки как дисциплина?

A.первая добрая половина XX вв.

B.вторая добрая половина XX вв.

C.вторая добрая половина XIX не сильный.

D.первая добрая половина XIX вв.

Что является предметом философии науки?

A.тенденции и Общие закономерности научного познания как особенной деятельности по производству научных знаний в их историческом развитии.

B.Взаимоотношения университета науки с социальной структурой общества социокультурные условия развития науки в разных типах обществ.

C.Неспециализированные тенденции функционирования науки, направленных на разработку теоретических баз политического и национального регулирования науки, выработку рекомендаций по увеличению эффективности научной деятельности

D.Статистическое изучение потоков научной информации и динамики информационных массивов науки.

Что такое «познание»?

A.объективная действительность, эта в сознании человека.

B.развития знания и процесс приобретения

C.форма духовной деятельности людей, направленная на производство знаний

D.творческая деятельность по получению нового знания

В чём практическая значимость философии науки?

A.лишь обобщение научных данных.

B.замены мира обыденного здравого смысла миром абстрактных знаков.

C.не владеет яркой практической значимостью. Только теоретическая проблематика.

D.обобщение научных данных, осмысление многообразия взаимоотношений людской мышления к бытию.

Статус какого именно знания имеет философия науки?

A.науковедческого

B.историческо-социокультурного

C.естествоведческого

D.в зависимости от выбора научной дисциплины

Какова центральная неприятность философии науки?

A.неприятности развития научного знания.

B.выделения критерия научности и ненаучности знания

C.неприятность первичности духа либо материи

D.неприятность систематизации разрозненных научных знаний

Как соотносится философия с наукой?

A.философия — может вобрать в себя всю совокупность специально-научных знаний о мироздании.

B.философия — наука о первопричинах и первоначалах всего сущего

C.философия — одна из частных наук в последовательности других

D.философия это форма публичного сознания, направленная на предметное постижение мира, получение нового и выявление закономерностей знания.

Каковы особенности понятийного аппарата философии?

A.язык нацелен на обозначение и схватывание предметности в рамках потребностей.

B.язык в котором действительность образно намечается, опирается на сложную совокупность ассоциативного мировосприятия и символики

C.язык связан, в большинстве случаев, с четкой и однозначной фиксацией предмета и термина.

D.испытывает недостаток в развитии языковых категорий, каковые бы смогли отразить бесконечность и безмерность мироздания.

Как воздействуют научные открытия на философию?

A.философии и взаимосвязь науки разграничена

B.философия впитывает в себя успехи конкретных наук, с их помощью начинается.

C.серьёзны лишь открытия в некоторых научных областях

D.научные успехи не в ходят в сферу компетенции философии.

В чем сущность способа рефлексии?

A.получение объективного знания;

B.применение достижений вторых наук;

C.возвращение к исходным предпосылкам и обогащение новым содержанием;

D.следование от общего к частному.

11. Раскрытие связи на основании определенных критериев и принципов и выражение их связи в виде логически обоснованного размещения в определенный последовательность – это:

A.классификация;

B.систематизация;

C.унификация;

D.организация.

С какой функцией науки связан процесс формирования человека в качестве познания и субъекта деятельности?

A.культурная;

B.мировоззренческая;

C.социальная;

D.проективно-конструктивная.

Какими двумя главными методами постигает и овладевает человек окружающий мир?

A.духовный и информативный

B.духовный и технический

C.технический и логический

D.логический и информативный

Что такое верификация?

A.процесс субъективного установления истинности научных знаний

B.невозможность проверки научного утверждения на истинность

C.процесс установления истинности научных утверждений методом экспериментов и наблюдений

D.процесс установления ложности научных утверждений методом экспериментов и наблюдений

Имя социолога и философа XX века, что внес предложение в качестве критерия научности принципиальную опровержимость теории, её фальсификацию.

A.К. Поппер

B.М. Фарадей

C.Ф. Франк

D.М. Полани

16. В концепции Т. Куна парадигма трактуется как:

A.безотносительная истина;

B.эмпирически точное знание;

C.математически обоснованное знание;

D.совокупность предпосылок, признанных на данном этапе и определяющих конкретное научное изучение.

17. В современной западной философии второй половины XX в. неприятность роста, развития знания есть центральной в философии науки, представленной особенно ярко в течениях:

A.рационализм

B.постпозитивизм.

C.позитивизм

D.экзистенциализм

18. самые выдающиеся представители постпозитивизма внесли свою лепту в развитие философии науки следующими концепциями, правилами, идеями (выберите верное соотношение философа и концепции):

A.концепция «научных революций» – П. Фейерабенд

B.концепция «роста знания» – К. Поппер

C.концепция эпистемологической вседозволенности» – И. Лакатос

D.концепция «научно-исследовательской программы» – Т. Кун

19. Соотнесите текст с философом:

«Философ осознаёт изменение научного знания как серию поменявющих друг друга теорий, объединяемых совокупностью фундаметодологических принципов и ментальных идей (к примеру, Ньютона, Эйнштейна, Бора и др.). Каждая научная теория обязана оцениваться совместно со собственными вспомогательными догадками, начальными условиями и, основное, в последовательности с предшествующими ей теориями. Строго говоря, объектом методологического анализа выясняется не отдельная догадка либо теория, а серия теорий, т. е. некий тип развитии… По мысли философа, особенности этих «объединений теорий» следующие: а) соперничество; б) универсальность – они смогут быть применены, например, и к этике и к эстетике; в) наличие предсказательной функции: любой ход «комплекса теорий» должен вести к повышению содержания, к «теоретическому сдвигу неприятностей»; г) главными этапами в их развитии являются регресс и прогресс, граница этих стадий — «пункт насыщения»».

A.И. Лакатос

B.К. Поппер

C.П. Фейерабенд

D.Т. Кун

20. Соотнесите текст с философом:

«Философ разглядывает знание (в любой его форме) не только как готовую, ставшую совокупность, вместе с тем и как совокупность изменяющуюся. Отвергая антиисторизм логических позитивистов в этом вопросе, он уверен в том, что способ построения неестественных модельных языков не в силах урегулировать вопросы, которые связаны с трансформацией отечественного знания. Но в собственных пределах данный способ правомерен и нужен. Он четко поймёт, что выдвижение на первый замысел трансформации научного знания, и его прогресса может в некоей степени противоречить распространенному идеалу науки как совокупностьтизированной дедуктивной совокупности, что господствует в европейской эпистемологии начиная с Евклида. Но при всей притягательности и несомненной важности указанного идеала к нему недопустимо сводить науку в ее целостности, элиминировать такую значительную ее линии, как эволюция, изменение, развитие.

Для исследователя изменение знания не есть повторяющимся либо кумулятивным процессом, он имеется процесс устранения неточностей, «дарвиновский отбор». Он имеет в виду не простое накопление наблюдений, а повторяющееся ниспровержение научных теорий и их замену лучшими и более удовлетворительными теориями».

A.И. Лакатос

B.К. Поппер

C.П. Фейерабенд

D.Т. Кун

21. Соотнесите текст с философом:

«Философ исходил из того, что существует множество равноправных типов знания, и данное событие способствует росту знания и формированию личности. Он делает вывод о том, что нельзя упрощать ее историю и науку, делать их бедными и однообразными. Наоборот, и история науки, и научные идеи, и мышление их создателей должны быть рассмотрены как что-то диалектическое — сложное, хаотичное, полное разнообразия и ошибок, а не как что-то неизменное либо однолинейный процесс».

A.И. Лакатос

B.К. Поппер

C.П. Фейерабенд

D.Т. Кун

22. Соотнесите текст с философом:

«Неспециализированная схема (модель) историко-научного процесса, предложенная философом включает в себя два главных этапа. Это «нормальная наука», где всецело господствует парадигма, и — распад парадигмы, борьба между альтернативными парадигмами и, наконец, победа одной из них, т. е. переход к новому периоду «обычной науки». Он считает, что переход одной парадигмы к второй через резкое трансформацию есть простой моделью развития, характерной для зрелой науки. Причем научное развитие, согласно его точке зрения, подобно формированию биологического мира, представляет собой однонаправленный и необратимый процесс».

A.И. Лакатос

B.К. Поппер

C.П. Фейерабенд

D.Т. Кун

23. Соотнесите текст с философом:

«Структура «объединения теорий», в соответствии с идеям этого философа, следующая: а) «твёрдое ядро» — целостная совокупность фундаментальных, частнонаучных и онтологических допущений, сохраняющаяся во всех теориях данного «объединения теорий»; б) «защитный пояс», складывающийся из запасных догадок и снабжающий сохранность «твёрдого ядра» от опровержений; он бывает модифицирован, частично или полностью заменен при столкновении с контрпримерами; в) нормативные, методологические правила-регулятивы, предписывающие, какие конкретно пути самый перспективны для предстоящего изучения («положительная эвристика»), а каких дорог направляться избегать («негативная эвристика»)».

A.И. Лакатос

B.К. Поппер

C.П. Фейерабенд

D.Т. Кун

24. Соотнесите текст с философом:

«В собственной концепции философ формулирует три главных требования к трансформации знания. Во-первых, новая теория обязана исходить из несложной, новой, плодотворной и объединяющей идеи. Во-вторых, она должна быть независимо контролируемой, т. е. вести к представлению явлений, каковые до сих пор не наблюдались. В противном случае говоря, новая теория должна быть более плодотворной в качестве инструмента изучения. В-третьих, хорошая теория обязана выдерживать кое-какие строгие проверки и новые.

Философ предлагает новый способ проверки знания, в противоположность способу, предложенному его предшественниками».

A.И. Лакатос

B.К. Поппер

C.П. Фейерабенд

D.Т. Кун

25. Соотнесите текст с философом:

«Философ вычисляет недостаточным абстрактно-рациональный подход к анализу роста, развития знания. Он выступает за построение новой теории развития идей, которая была бы способна сделать понятными все подробности этого развития. А для этого она должна быть свободной от указанных крайностей и исходить из того, что в развитии науки в одни периоды ведущую роль играется концептуальный фактор, в другие — социальный. Вот из-за чего неизменно нужно держать в поле зрения оба этих фактора и их сотрудничество. Изменение, развитие научного знания имеется одновременно и изменение научных способов, «методологических директив», которые философ не отвергает, но и не ограничивает их лишь правилами рациональными. Его методологическое кредо «все разрешено!» означало, что исследователи смогут и должны использовать в собственной научной работе подходы и любые методы, каковые представляются им заслуживающими внимания».

A.И. Лакатос

B.К. Поппер

C.П. Фейерабенд

D.Т. Кун

26. Соотнесите текст с философом:

«По мысли философа, существует допарадигмальный период развития наук, что характеризуется соперничеством разных школ и отсутствием общепринятых концепций и методов изучения. Для этого периода в особенности свойственны нередкие и важные споры о правомерности способов, стандартных решений и проблем. На определенном этапе эти расхождения исчезают в следствии победы одной из школ. С признания парадигмы начинается период «обычной науки», где формулируются и активно используются (действительно, не всеми и не всегда осознанно) самые многообразные и разноуровневые (впредь до философских) способы, нормы и приёмы научной деятельности… На протяжении смены парадигмы происходит таковой процесс, как смена «понятийной сетки», через которую ученые разглядывали мир. Изменение (притом кардинальное) данной «сетки» вызывает необходимость трансформации методологических правил-предписаний. В этих целях ученые, в большинстве случаев, обращаются за помощью к обсуждению и философии фундаментальных положений, что не было характерным для периода «нормальной науки»».

A.И. Лакатос

B.К. Поппер

C.П. Фейерабенд

D.Т. Кун

27.Наука как своеобразный тип духовного производства и социальный университет появилась в эру:

A.Античности;

B.Средних столетий;

C.Восстановления;

D.Нового времени.

28.. Одна из классификации и первых попыток систематизации накопленного знания в собственности Аристотелю. На какие конкретно группы поделил всё знание Аристотель, в зависимости от сферы его применения (выберите верное сочетание)?

A.теоретическое, практическое, творческое;

B.логическое, духовное, теоретическое;

C.теоретическое и творческое;

D.научное и практическое.

29. Установите последовательность происхождения гносеологических установок (выберите верное сочетание):

A.«Я верю, дабы знать»; «Я знаю, что ничего не знаю»; «Я мыслю, следовательно я существую»; «Мы живем в языка».

B.«Я знаю, что ничего не знаю»; «Я верю, дабы знать»; «Я мыслю, следовательно я существую»; «Мы живем в языка».

C.«Я мыслю, следовательно я существую»; «Мы живем в языка»; «Я верю, дабы знать»; «Я знаю, что ничего не знаю»;

D.«Мы живем в языка»; «Я мыслю, следовательно я существую»; «Я знаю, что ничего не знаю»; «Я верю, дабы знать»;

30. Выберите верное сочетание соответствий философских школ по отношению к пониманию ими значимости науки:

A.сциентистские направления – неопозитивизм, неокантианство; антисциентистские направления – неотомизм, экзистенциализм, «философия судьбы»;

B.сциентистские направления – неопозитивизм, «философия судьбы», экзистенциализм; антисциентистские направления – неотомизм, неокантианство;

C.сциентистские направления – неопозитивизм, неокантианство, «философия судьбы»; антисциентистские направления – неотомизм, экзистенциализм;

D.сциентистские направления – неотомизм, неопозитивизм; антисциентистские направления – экзистенциализм, «философия судьбы», неокантианство.

31. Выберите верное сочетание соответствий определения истины историческим эрам:

A.Античность: «Истина — это соответствие идей и чувств фактам»; Средние века: «Истина — это проявление идеи (Платон) либо сущности (Аристотель)»; Новое время: «Всевышний, вот что есть истиной»; XX в.: Истина — это раскрывающаяся сущность вещи (герменевтика).

B.Античность: «Истина — это проявление идеи (Платон) либо сущности (Аристотель); Средние века: «Истина — это раскрывающаяся сущность вещи (герменевтика)»; «Всевышний, вот что есть истиной»; Новое время: XX в.: «Истина — это соответствие идей и чувств фактам».

C.Античность: «Всевышний, вот что есть истиной»; Средние века: «Истина — это проявление идеи (Платон) либо сущности (Аристотель)»; Новое время: «Истина — это соответствие идей и чувств фактам»; XX в.: Истина — это раскрывающаяся сущность вещи (герменевтика).

D.Античность: «Истина — это проявление идеи (Платон) либо сущности (Аристотель)»; Средние века: «Всевышний, вот что есть истиной»; Новое время: «Истина — это соответствие идей и чувств фактам»; XX в.: Истина — это раскрывающаяся сущность вещи (герменевтика).

32. Выберите верное сочетание соотношений термина с определением:

A.Полная истина – истина, которая тождественна собственному предмету, прошедшая долгую диагностику. Относительная истина – неполное знание о предмете (сложноорганизованной естественной совокупности). Истина как откровение – знание, проникающее и охватывающее нескончаемую духовную первооснову вселенной.

B.Полная истина – знание, проникающее и охватывающее нескончаемую духовную первооснову вселенной. Относительная истина – истина, которая тождественна собственному предмету, прошедшая долгую диагностику. Истина как откровение – неполное знание о предмете (сложноорганизованной естественной совокупности).

C.Полная истина – знание, проникающее и охватывающее нескончаемую духовную первооснову вселенной. Относительная истина – неполное знание о предмете (сложноорганизованной естественной совокупности). Истина как откровение – истина, которая тождественна собственному предмету, прошедшая долгую диагностику.

D.Безотносительная истина – неполное знание о предмете (сложноорганизованной естественной совокупности). Относительная истина – истина, которая тождественна собственному предмету, прошедшая долгую диагностику. Истина как откровение – знание, проникающее и охватывающее нескончаемую духовную первооснову вселенной.

33. Выберите верное сочетание соответствий критерия истины тому либо иному философскому направлению:

A.неопозитивизм – практика; диалектический материализм – непротиворечивое суждение в согласии с научным сообществом; конвенционализм – верифицируемость;

B.неопозитивизм – непротиворечивое суждение в согласии с научным сообществом; диалектический материализм – практика; конвенционализм – верифицируемость;

C.неопозитивизм – непротиворечивое суждение в согласии с научным сообществом; диалектический материализм – верифицируемость; конвенционализм – практика;

D.неопозитивизм – верифицируемость; диалектический материализм – практика; конвенционализм – непротиворечивое суждение в согласии с научным сообществом.

34. По собственной «удалённости» от практики науки разделяются на 2 больших вида:

A.фундаментальные и прикладные;

B.естественные и прикладные;

C.гуманитарные и публичные;

D.фундаментальные и естественные.

35. Форма вненаучного знания, опирающаяся на способы насилия, проявляющаяся, в большинстве случаев, в условиях твёрдого идеологического режима:

A.квазинаучное;

B.антинаучное;

C.псевдонаучное;

D.лженаучное.

36. К числу параметров научности НЕ относится:

A.методологическая рефлексия;

B.возможность эмпирической проверки;

C.нацеленность на целенаправленное собирание фактов, их обобщение и описание;

D.системность знаний.

37. Конкретно-научные дисциплины не характеризуются:

A.отнесением ценностно-людской нюанса на второй план;

B.относительной независимостью от вторых форм публичного сознания;

C.возможностью многократной проверки;

D.сильно выраженным национальным элементом.

38. Какое из данных утверждений НЕ правильно:

A.контроль за последствиями результатов научной деятельности вынесены за пределы науки;

B.наука не содержит параметров социальной значимости собственных результатов;

C.философии разглядывает науку в ее антропологическом измерении;

D.наука самостоятельно оценивает значение собственных результатов для общества.

39. К функциям науки не относится:

A.культурная;

B.компенсаторная;

C.функция социальной регуляции;

D.мировоззренческая.

40. значения и Абсолютизация роли чувственных данных в философии связана с направлением:

A.гедонизма

B.реализма;

C.скептицизма;

D.сенсуализма;

41. Индукция — это:

A.логический путь от общего к частному;

B.подача фальшивого знания, как подлинного;

C.восхождение познания от частных, единичных фактов к обобщениям более большого порядка;

D.момент интеллектуального озарения.

42. Способ познания в науке и философии, в то время, когда идея движется от общих положений к частным выводам:

A.индукция;

B.дедукция;

C.анализ;

D.синтез.

43. Форма мышления, отражающая предельно неспециализированные закономерные связи, стороны, показатели явлений, закрепляемые в определениях:

A.слово;

B.категория;

C.дефиниция;

D.термин.

44. Эмпиризм — это:

A.направление в теории познания, вычисляющее мышление источником знания;

B.направление в теории познания, вычисляющее чувственный опыт источником знания;

C.направление в теории познания, вычисляющее безотносительное сознание источником знания;

D.направление в теории познания, вычисляющее интуицию источником знания.

45. В философии «агностицизм» понимается как:

A.рассмотрение процесса познания;

B.рассмотрение объектов познания;

C.полное либо частичное отрицание принципиальной возможности познания;

D.сомнение в возможности познания.

46. Учение, утверждающее об ограниченных возможностях человека в познании мира, именуется:

A.материализм;

B.скептицизм;

C.эмпиризм;

D.идеализм.

47. К уровням научного познания относятся (выберите верное сочетание):

A.эмпирический, теоретический;

B.религиозный, мифологический;

C.теоретический, диалектический;

D.мифологический, эмпирический.

48. Эти формы познания НЕ относятся к теоретическому познанию:

A.понятие, суждение;

B.представление, восприятие.

C.умозаключение, понятие;

D.суждение, умозаключение.

49. Вид познания, вплетенный в ткань жизнедеятельности субъекта, но не владеющий доказательной силой, именуется:

A.абстрактным;

B.теоретическим;

C.обыденным;

D.научным.

50. Практика по своим функциям в ходе познания не есть:

A.базой познания и его движущей силой;

B.целью познания;

C.критерием истины;

D.успешной заменой теоретических научного творчества и исследований.

51. Потому, что истина не зависит от познающего субъекта, она:

A.абстрактна;

B.объективна;

C.субъективна;

D.полна.

Карл Поппер-3: фальсифицируемость


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: