Педагогов

Педагогов (5)

тенденция к монологам; склонность к назиданиям, нотациям; стремление давать больше объяснений, чем нужно; нетерпимость к критике (с ответной агрессией); склонность абсолютизировать свой предмет; навязчивое желание делиться опытом, знаниями; неумение слышать собеседника; привычка видеть «ниву просвещения» везде; агрессивное отношение к молодежной субкультуре; формирование тенденции к «садизму» («придёшь на экзамен – посмотрим»); формирование зрительной антипатии («класс в целом хороший, кроме одного»); деформация памяти; деформация внимания, неспособность к распределению внимания (взгляд на одного человека, или поверх голов, либо в сторону) или поверх всех); у филологов – склонность к повторам, болезненная реакция на ошибки в речи; У математиков – склонность говорить «без воды» (окружающие воспринимают это как сухость, педантизм). Может сформироваться комплекс перфекционизма (перфект – великолепный) – быть всегда первым, что ведёт к неврозу замкнутости. Противопоказания к педагогической деятельности Эмоциональная нестабильность (возбудимость, раздражительность, вспыльчивость, истерические реакции) глубокий невротизм. Негативное самовосприятие (низкая самооценка, комплекс неполноценности). Депрессия или склонность к депрессии, нежелание работать педагогом; грубость. Неуважите6льное отношение к людям вообще и детям в частности. Брезгливость по отношению к детям ( по отношению к младшим школьникам, педагогически запущенным, с отклонениями в развитии; халатность, неаккуратность, боязнь ответственности. Неумение слушать, желание выговориться только самому, неумение понять других, склонность к монологам; акцентуация характера.
Воскресенье, 22 Января 2012 21:31

«Выгораем ли мы на работе?»

Автор
Понятие «эмоциональное выгорание» появилось в психологии сравнительно недавно. Дело в том, что представители тех профессий, чья деятельность связана с людьми, с общением, подвержены симптомам постепенного эмоционального опустошения и утомления. Первыми забили тревогу американцы, им стало казаться, что большинство нации эмоционально очерствело. Формально реагирует на события социальной и личной жизни. Стали появляться в печати статьи о « синдроме менеджера», синдроме «белых воротничков». В отечественной литературе много публикаций по этой проблеме у В.В.Бойко, который считает, что эмоциональное выгорание – это выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного выключения эмоций в ответ на избранные психотравмирующие воздействия. Эмоциональное выгорание является формой профессиональной деформации личности. Существует ряд предпосылок: Хроническая напряженная психоэмоциональная деятельность, Нечёткая организация и планирование труда, недостаток оборудования, Плохо структурированная и расплывчатая информация, Авторитарный стиль руководства, Высокие физические или умственные нагрузки, Отсутствие социальной поддержки со стороны коллег и начальства, Недостаточное вознаграждение за работу, Невозможность влиять на принятие решения, Постоянный риск штрафных санкций, Однообразная деятельность, отсутствие отпусков, Помогающие альтруистические профессии. Синдром эмоционального выгорания проявляется физическими, эмоциональными, интеллектуальными и социальными симптомами. Физические симптомы: Человек испытывает слабость, утомляемость, головокружение. Могут возникнуть головные боли, тошнота, сердцебиение, бессонница и т.д. Наряду с этим, нередко возникает снижение памяти, нарушение концентрации внимания, невозможность сосредоточиться, рассеянность. В социальном плане происходит снижение интереса к общению, ощущение недостатка поддержки со стороны друзей и семьи, чувство изоляции, потеря интереса к досугу, хобби. Появляется большое количество эмоциональных симптомов: раздражительность, агрессивность. Руководитель, например, начинает «строить», «дёргать» подчинённых; утрачивается способность сопереживать, возникает грубость, резкость. Личность начинает входить в защитный эмоционально-волевой антигуманистический настрой: «ненавижу», «презираю», «учить таких гадов надо». Появляется излишняя подозрительность «очистим свои ряды от провокаторов и контры». Таким личностям противопоказана работа с людьми (и тем более с детьми). Но, к сожалению, у нас пока нет психологического подбора кадров и системы контроля за психоэмоциональным состоянием людей. В.В.Бойко разработал вопросник, на основе которого можно определить эмоциональное состояние человека, а также выявить отклонения в физическом здоровье. За рубежом человека с синдромом эмоционального выгорания отстраняют от его профессиональной деятельности. В июне 2007 года в Комсомольске-на - Амуре состоялась врачебная конференция, посвящённая вопросам эмоционального выгорания. Главный психотерапевт Хабаровского края к.м.н. Е.А.Панченко освещала актуальные вопросы данной проблемы и способы эмоциональной регуляции. Говорилось о том, что психологический ресурс личности не безграничен, он истощается. Необходимо научиться бережно пользоваться им и уметь восстанавливать его. Часто можно услышать от людей, закончивших свою профессиональную карьеру С обидой произносимые слова: «Всю жизнь посвятил работе, ни выходных, ни праздников ни знал, а сейчас я никому не нужен». Так для нормального состояния человека необходим определённый баланс между работой, ночным сном и тем, что входит в понятие личная жизнь. Сутки делятся на три части, и на все вышеперечисленные сферы жизни отводится по восемь часов – так называемое правило трёх восьмёрок. В мировой науке большое внимание отводится качественному ночному сну. Нарушение сна – первый признак эмоционального неблагополучия, сон обязательно нужно восстанавливать, даже, если для этого потребуются медикаменты. Естественными регуляторами эмоций являются еда, сон, баня, сауна. Природа, музыка, танцы, увлечения. Большое значение для человека имеют одобрение, поддержка в семье и в социальном окружении. Для профилактики синдрома эмоционального выгорания, считает Е.А. Панченко, очень важно разделять границы внутреннего мира и внешнего. Нельзя нести в своём внутреннем мире проблемы внешнего мира, так как это способствует истощению энергетических, физиологических ресурсов. На работе человек расходует жизненную энергию, дома должен уметь восстанавливать её. Существует множество психотерапевтических методов саморегуляции, тренинговых программ, которыми стоит пользоваться. Далеко не всегда работа приносит счастье и удовлетворение. Далеко не всегда общаться приходится с понимающими приятными людьми. Поэтому отведите своей работе определённое время, не нужно, как звучит в анекдоте, отдыхая на морском берегу, думать о том, как там дела в родном леспромхозе. И народная мудрость не случайно гласит: «Делу - время, потехе – час». С неприятными людьми нужно общаться формально. Не стремясь к тому, чтобы вас все любили. Перестаньте жить за других людей и решать их проблемы. Следуйте правилу: помогай тому, кто попросил. При этом убедитесь, что больший груз ответственности за решение проблемы берёт на себя тот человек, которому вы помогаете. А вы в свою очередь несёте ответственность за свои ресурcы. Безотказность - это хорошо для других. У любого человека есть право сказать: «НЕТ»! Иначе может случиться так, что у вас никогда не будет хватать времени на себя. Таковы принципы современных психологических подходов к сохранению ресурса личности. Меняется время, должны меняться и когнитивные установки, формироваться новое мышление. Н.П.Сальникова Врач высшей категории, психотерапевт.
Варианты ответов: «Да», «Нет», «Трудно сказать» 1.Вы считаете себя высококвалифицированным специалистом? 2.Вы занимаете нынешнюю должность дольше двух лет, но не более пяти лет? 3.Вы живёте одни? 4.У вас нет никакого хобби? 5.Когда Вы поступили на эту работу, она Вам очень нравилась? 6.Вы никогда не думали о перемене специальности? 7.Вы почти или полностью удовлетворены уровнем своих доходов? 8.В Вашем окружении нет людей, являющихся для Вас хорошей эмоциональной поддержкой. Оценка полученного результата: начислите себе по 2 балла за каждый ответ «Да» и по 1 баллу за каждый ответ «трудно сказать». Если в сумме набрали более 10 баллов, то у Вас достаточно высок риск в ближайшие годы начать «выгорать».
Воскресенье, 08 Января 2012 21:01

Билль о правах

Автор
БИЛЬ О ПРАВАХ «Существуют личные права, которыми все могут пользоваться, как механизмом защиты при разрешении всевозможных конфликтов. Эти права отличаются от юридических. За защитой своих прав мы не можем обратиться к закон, а можем рассчитывать только на себя и на свои собственные возможности. Но для этого надо знать, на что вы имеете право. ВЫ ИМЕЕТЕ ПРАВО: Иногда ставить себя на первое место; просить о помощи и эмоциональной поддержке; протестовать против несправедливого обращения или критики; на свое собственное мнение и убеждения; совершать ошибки, пока не найдёте правильный путь; предоставлять людям решать свои собственные проблемы; говорить: «НЕТ, спасибо», «извините, НЕТ»; не обращать внимания на советы окружающих и следовать своим собственным убеждениям; побыть одному (одной), даже если другим хочется вашего общества; иметь свои собственные чувства независимо от того, понимают ли их окружающие; менять свои решения или избирать другой образ действий; добиваться перемены договорённости, которая вас не устраивает. ВЫ НИКОГДА НЕ ОБЯЗАНЫ: быть безупречным (ой) на 100%; следовать за толпой; любить людей; приносящих вам вред; делать приятное неприятным людям; извиняться за то, что были самим собой; выбиваться из сил ради других; чувствовать себя виноватым за свои желания; мириться с неприятной ситуацией; жертвовать своим внутренним миром ради кого бы то ни было; сохранять отношения, ставшие оскорбительными; делать больше, чем вам позволяет время; делать что-то, чего на самом деле не можете сделать; выполнять работу, за которую не платят; выполнять неразумные требования; отдавать что-то, что на самом деле не хочется отдавать; нести на себе тяжесть чьего-то неправильного поведения; отказаться от своего «Я» ради кого-то, или чего бы это ни было; Заявляя о своих правах, надо помнить: они есть у всех остальных людей. Учитесь уважать личные права других так же, как вы хотите, чтобы уважали ваши.
Начало учебного года, новые планы, программы, встречи со старыми знакомыми и новичками – казалось бы, естественно ощущать прилив сил после лета и с удвоенной энергией бросаться в гущу школьной жизни. Однако это происходит не со всеми. Иногда энтузиазма начала сентября хватает буквально на несколько дней или недель, а потом возникает ощущение, что силы уже на исходе, несмотря на летний отпуск и перерыв в работе. У других это состояние может прийтись на середину или конец учебного года и длиться месяцы или даже годы. В любом случае медики советуют быть внимательнее к себе, чтобы не пропустить недавно открытое и весьма распространенное заболевание – синдром хронической усталости. Врачи заметили, что синдрому хронической усталости особенно подвержены женщины, занимающиеся активным умственным трудом и отличающиеся тонкой душевной организацией, энергичные, с выраженным чувством долга. Обычно они не рассчитывают свои нагрузки, стараясь выполнить все, что от них требуют, и даже больше того. При очередном стрессе их нервная система дает серьезный сбой. Согласитесь, что это описание подходит многим из учителей.