Людмила

Людмила

Педагог-психолог школы. Квалификационная категория высшая.

Воскресенье, 08 Января 2012 21:01

Билль о правах

БИЛЬ О ПРАВАХ «Существуют личные права, которыми все могут пользоваться, как механизмом защиты при разрешении всевозможных конфликтов. Эти права отличаются от юридических. За защитой своих прав мы не можем обратиться к закон, а можем рассчитывать только на себя и на свои собственные возможности. Но для этого надо знать, на что вы имеете право. ВЫ ИМЕЕТЕ ПРАВО: Иногда ставить себя на первое место; просить о помощи и эмоциональной поддержке; протестовать против несправедливого обращения или критики; на свое собственное мнение и убеждения; совершать ошибки, пока не найдёте правильный путь; предоставлять людям решать свои собственные проблемы; говорить: «НЕТ, спасибо», «извините, НЕТ»; не обращать внимания на советы окружающих и следовать своим собственным убеждениям; побыть одному (одной), даже если другим хочется вашего общества; иметь свои собственные чувства независимо от того, понимают ли их окружающие; менять свои решения или избирать другой образ действий; добиваться перемены договорённости, которая вас не устраивает. ВЫ НИКОГДА НЕ ОБЯЗАНЫ: быть безупречным (ой) на 100%; следовать за толпой; любить людей; приносящих вам вред; делать приятное неприятным людям; извиняться за то, что были самим собой; выбиваться из сил ради других; чувствовать себя виноватым за свои желания; мириться с неприятной ситуацией; жертвовать своим внутренним миром ради кого бы то ни было; сохранять отношения, ставшие оскорбительными; делать больше, чем вам позволяет время; делать что-то, чего на самом деле не можете сделать; выполнять работу, за которую не платят; выполнять неразумные требования; отдавать что-то, что на самом деле не хочется отдавать; нести на себе тяжесть чьего-то неправильного поведения; отказаться от своего «Я» ради кого-то, или чего бы это ни было; Заявляя о своих правах, надо помнить: они есть у всех остальных людей. Учитесь уважать личные права других так же, как вы хотите, чтобы уважали ваши.
Проведите небольшое, но очень полезное исследование. Это поможет Вам быть внимательнее к своему ребёнку 1. Мой ребенок имеет большой запас слов и хорошо выражает свои мысли. Пожалуйста, приведите примеры, если вы ответили «да». Да _______, нет _______. 2. Мой ребенок упорно работает над заданием, настойчив и самостоятелен. Пожалуйста, приведите примеры, если вы ответили «да». Да _______, нет _______. 3. Мой ребенок начал читать в детском саду. Да _______, нет _______. Если ответ «да», то, пожалуйста, назовите книги, которые он читал. 4. Мой ребенок жаден до чтения. Да _______, нет _______. Пожалуйста, назовите книги, которые он прочитал за последние 6 месяцев. 5. В чем, вы считаете, ваш ребенок больше всего талантлив или имеет особые умения. 6. Пожалуйста, перечислите хобби и особые интересы, которые проявляет ваш ребенок (коллекционирование, собирание моделей, ремесло и т. д.). 7. Какие специальные дополнительные занятия посещает ваш ребенок (вне школы)? 8. Как ваш ребенок относится к школе? 9. Что может отрицательно повлиять на пребывание вашего ребенка в школе? 10. Какие особенности своего сына (дочери) вам хотелось бы отметить, которые помогли бы нам планировать программу для вашего ребенка? Знания, которые, на ваш взгляд, необходимы учителям? 11. Каково любимое времяпрепровождение или досуг вашего ребенка? 12. Верно ли, что ваш ребенок может: а) выполнять что-то с воображением, выражается сложными жестами, словами; б) использовать обычные материалы неожиданным образом; в) избегать обычных путей при выполнении чего-либо, выбирая вместо этого новое; г) создавать ситуации, которые, вероятно, не будут иметь места, любит «играть с идеями». 13. Опишите, в какой сфере, по вашему мнению, ваш ребенок может справиться с образовательной программой для одаренных. Источник: http://www.nvobrazovanie.ru/fgos/
Суббота, 05 Ноября 2011 09:40

Адаптация прервоклассников

Правила, которые помогут ребёнку в общении. Известный педагог и психолог Симон Соловейчик, имя которого значимо для целого поколения учеников, родителей и учителей, в од­ной из своих книг опубликовал правила, которые могут помочь родите­лям подготовить ребенка к самостоятельной жизни среди своих одно­классников в школе в период адаптационного периода. Родителям не­обходимо объяснить эти правила ребенку, и, с их помощью, готовить ребенка к взрослой жизни. - Не отнимай чужого, но и своё не отдавай. - Попросили - дай, пытаются отнять - старайся защищаться. - Не дерись без причины. - Зовут играть - иди, не зовут - спроси разрешения играть вме­сте, это нестыдно. - Играй честно, не подводи своих товарищей. - Не дразни никого, не канючь, не выпрашивай ничего. Два раза ни у кого ничего не проси. - Будь внимателен везде, где нужно проявить внимательность. - Из-за отметок не плачь, будь гордым. С учителем из-за отме­ток не спорь и на учителя за отметки не обижайся. Старайся все делать вовремя и думай о хороших результатах, они обяза­тельно у тебя будут. - Не ябедничай и не наговаривай ни на кого. - Старайся быть аккуратным. - Почаще говори: давай дружить, давай играть, давай вместе пойдем домой - Помни! Ты не лучше всех, ты не хуже всех! - Ты - неповтори­мый для самого себя, родителей, учителей, друзей!
Понедельник, 10 Октября 2011 21:59

Зачем болеют дети?

Постановка вопроса «зачем» вместо «почему» порой вызывает крайнее удивление у родителей. Слабый иммунитет и адаптация к вирусам и бактериям не единственная причина детских болезней. Существуют также психологические закономерности, которые либо повышают, либо понижают сопротивляемость организма микроорганизмам, становятся причинами травм. Болезнь часто может нести для ребенка скрытую выгоду, которую он сам не всегда осознает. Хотя в ряде случаев желание заболеть бывает и осознанным. Хочу получить… Наиболее осознанной причиной болезни является желание что-либо получить благодаря этому. Детям всех возрастов известно, что, если заболеть, можно не идти в детский сад или школу, а остаться дома. Помимо этого, часто дети во время плохого самочувствия получают повышенное внимание от родителей, которое жизненно необходимо для них. Так болезнь становится желаемой. Кроме того, родители сами подкрепляют это тем, что покупают детям сладости, игрушки, вкусные лекарства, чтобы порадовать больного малыша. Выяснить, действительно ли ваш ребенок хочет заболеть, довольно просто, особенно в младшем возрасте. Он может сам об этом говорить, стараться симулировать болезнь. В таких случаях стоит подчеркивать недостатки болезни, создавать ограничения, чтобы ребенок скорее хотел выздороветь. Т.е. ребенок во время болезни должен осознавать, что он лишается важных для него преимуществ — возможности гулять, сладкого. Хотя, конечно, важно стараться поддержать в нем хорошее настроение продолжение статьи на сайте http://deti.psynavigator.ru/articles.php?code=112
Искусство воспитания Уважаемые родители! Какими бы методами воспитания вы ни пользовались, как бы вы их не разнообразили, существуют определенные правила в искусстве воспитания. Золотые правила, которые было бы не плохо знать. Правило 1: не класть ребенку в тарелку грязную, испорченную, несвежую пищу. Речь идет об овощах, рыбе, сыре. Правило 2: не заставлять ребенка доедать то, что остается в тарелке. Даже если это телячья печень, стоящая дорого, а этот проходимец ничего не ест, черт побери! Правило 3: не ссорится в присутствии детей. Даже в машине. Даже если ваша жена не может назвать дорогу, потому, что не умеет читать карту. Правило 4: не драться с женой в присутствии детей. Ребенок ищет успокоения в дружной семье. Поэтому оба обождите, пока он уснет, тогда и бросайтесь картошкой Правило 5: не наказывать ребенка в присутствии жены. Жена сразу же бросится защищать маленькую жертву – и начнется обычный скандал. Зачем? Правило 6: не смеяться над ребенком, если он упал, лучше уберечь его от падения. Правило 7: никогда не лгать ребенку. Даже если делаете укол, не говорите, что это не больно. Правило 8: в присутствии ребенка никогда не высказывать оскорблений расистского характера в адрес иностранцев, не внушать ему ненависть к ним. Даже если последние ведут себя некорректно. Правило 9: стараться быть в глазах ребенка образцом честности и порядочности. Правило 10: никогда не показывать ребенку, что ты его боишься. Правило 11: применять по отношению к ребенку тактику внимательного выслушивания. Пьер Антилегю Жан-Луи Фестжен «Руководство по выживанию родителей»
При подготовке статьи использовались материалы портала 4ege.ru Способы подготовки к ЕГЭ «Авральный» способ наиболее популярен среди молодежи, сдающей экзамены, хотя и малоэффективен. Он заключается в том, что за день-два человек пытается изо всех сил познать практически «с нуля» не очень знакомую ему до этого науку. Для этого на короткое время он просто «выпадает» из окружающего мира и полностью поглощен заучиванием и зазубриванием материала. Как показывает практика, в этом случае результат экзамена в большей степени зависит от везения — от того, удастся ли экзаменуемому полностью вспомнить необходимый материал. Поскольку запоминание происходит в очень быстром темпе, забывается этот материал тоже очень быстро, так как в наш мозг с огромной скоростью мы пытаемся «запихать» колоссальный объем информации. Чем больше и быстрее «пихаем», тем быстрее она «вылетает». Если речь идет о науках, где надо запоминать много разных небольших кусков информации — исторические даты, физические и математические формулы и т.д., результат будет, как правило, не более чем «удовлетворительно». «Снежный ком» — этот метод самый эффективный, но и самый трудоемкий и затратный по времени. Однако и результат гарантирован. Этот способ годится больше для тех, кто претендует на оценки «хорошо» и «отлично». Он заключается в следующем. В первый день в школе (или самостоятельно) вы прошли новую тему (или смысловой блок материала), пришли домой и повторили ее. На другой день вы прошли новый кусок материала по данной науке, пришли домой и повторили эту тему плюс предыдущую. Третий день: вы прошли третью тему, пришли домой, повторили первую тему, вторую и сегодняшнюю. Со временем можно повторять только основные моменты, но в идеале лучше полностью повторять весь выученный материал. Конечно, к концу изучения материал накапливается в таких объемах, что кажется, что он наваливается, словно снежный ком. Но зато за все время обучения вы будете знать весь материал. Единственный подводный камень: в этом случае лучше помнится тот материал, который был пройден в начале, так как его дольше повторяли. Рассчитывайте время так, чтобы и заключительной информации вы могли уделить достаточно внимания для качественного запоминания. «3» «4» «5» — этот способ, на наш взгляд, является оптимальным, поскольку требует не такого количества времени и сил, как предыдущий, но дает хороший результат. Смысл его в следующем: необходимо рассчитать время таким образом, чтобы 3 раза повторить весь материал, который надо выучить и сдать. При этом первый раз мы читаем, осваиваем весь материал (даже если приходится заново это делать, т.е. «с нуля»). Здесь подробно останавливаемся на всех нюансах каждой темы, прорабатываем все тонкости. Это мы выучили все примерно на «3». Теперь следует сделать перерыв (можно на один день, можно на пару часов — все зависит от ваших временных ресурсов). После этого повторяем по порядку снова весь материал (а не отдельно какие-то вопросы). Здесь уже тратим на это времени меньше, чем в первый раз, но все равно детально прорабатываем забытые моменты. Это мы выучили как бы на «4». Снова перерыв. Теперь берем список вопросов (или тем) и самостоятельно рассказываем сами себе (или благодарным слушателям — родителям, друзьям и т.п.) один за другим так, как это надо делать на экзамене, т.е. максимально подробно. Здесь вы сможете понять, какие части материала как усвоены вами, что надо повторить. Не бойтесь на этом этапе подглядывать в конспекты, но не увлекайтесь! Главное — после того как подсмотрели, полностью воспроизвести этот материал самостоятельно. Этот этап длится до тех пор и столько раз, пока не убедитесь, что полностью выучили, т.е. абсолютно самостоятельно можете рассказать, показать, доказать и объяснить любой кусок заучиваемого материала (предмета). Теперь вы знаете его на «5». Для чего нужен последний этап? Для того, чтобы все очень точно усвоить и быть в этом уверенным. Возможно, некоторые темы вы сможете воспроизвести после первого и беглого изучения. Но на некоторые темы придется уделить больше времени — это нормально. Главное не путать вспоминание материала и его узнавание. Некоторые очень удивляются, когда при повторении материала по тетрадке у них отличное вспоминание, — вроде и картинка сразу вся перед глазами возникает, но самостоятельно воспроизвести материал на экзамене они не могут. Поэтому не загоняйте себя в ловушку: только самостоятельное воспроизведение есть гарантия усвоения.
Не тревожьтесь о количестве баллов, которые ребенок получит на экзамене, и не критикуйте ребенка после экзамена. Внушайте ребенку мысль, что количество баллов не является совершенным измерением его возможностей. Не повышайте тревожность ребенка накануне экзаменов - это может отрицательно сказаться на результате тестирования. Ребенку всегда передается волнение родителей, и если взрослые в ответственный момент могут справиться со своими эмоциями, то ребенок в силу возрастных особенностей может эмоционально «сорваться». Подбадривайте детей, хвалите их за то, что они делают хорошо. Повышайте их уверенность в себе, так как чем больше ребенок боится неудачи, тем более вероятности допущения ошибок. Наблюдайте за самочувствием ребенка, никто, кроме Вас, не сможет вовремя заметить и предотвратить ухудшение состояния ребенка, связанное с переутомлением. Контролируйте режим подготовки ребенка, не допускайте перегрузок, объясните ему, что он обязательно должен чередовать занятия с отдыхом. Обеспечьте дома удобное место для занятий, проследите, чтобы никто из домашних не мешал. Обратите внимание на питание ребенка: во время интенсивного умственного напряжения необходима питательная и разнообразная пища и сбалансированный комплекс витаминов. Такие продукты, как рыба, творог, орехи, курага и т.д. стимулируют работу головного мозга. Помогите детям распределить темы подготовки по дням. Ознакомьте ребенка с методикой подготовки к экзаменам. Не имеет смысла зазубривать весь фактический материал, достаточно просмотреть ключевые моменты и уловить смысл и логику материала. Очень полезно делать краткие схематические выписки и таблицы, упорядочивая изучаемый материал по плану. Если он не умеет, покажите ему, как это делается на практике. Основные формулы и определения можно выписать на листочках и повесить над письменным столом, над кроватью, в столовой и т.д. Подготовьте различные варианты тестовых заданий по предмету (сейчас существует множество различных сборников тестовых заданий). Большое значение имеет тренаж ребенка именно по тестированию, ведь эта форма отличается от привычных ему письменных и устных экзаменов. Заранее во время тренировки по тестовым заданиям приучайте ребенка ориентироваться во времени и уметь его распределять. Тогда у ребенка будет навык умения концентрироваться на протяжении всего тестирования, что придаст ему спокойствие и снимет излишнюю тревожность. Если ребенок не носит часов, обязательно дайте ему часы на экзамен. Накануне экзамена обеспечьте ребенку полноценный отдых, он должен отдохнуть и как следует выспаться. Посоветуйте детям во время экзамена обратить внимание на следующее: 1)пробежать глазами весь тест, чтобы увидеть, какого типа задания в нем содержатся, это поможет настроиться на работу; 2) внимательно прочитать вопрос до конца и понять его смысл (характерная ошибка во время тестирования - не дочитав до конца, по первым словам уже предполагают ответ, и торопятся его вписать); 3) если не знаешь ответа на вопрос или не уверен, пропусти его и отметь, чтобы потом к нему вернуться; 4) если не смог в течение отведенного времени ответить на вопрос, есть смысл положиться на свою интуицию и указать наиболее вероятный вариант. И помните: самое главное - это снизить напряжение и тревожность ребенка и обеспечить подходящие условия для занятий.
Тяжело 3-4 часа провести в психологическом напряжении, да и на результатах экзамена чрезмерное волнение сказывается не лучшим образом. Для того чтобы вывести себя из мандража и вызвать рабочую сосредоточенность, хорошо помогают техники самовнушения. Напишите на бумаге и прочитайте в нужный момент либо импровизируйте: «Я спокоен, все мои умения и навыки проявляют себя в своем лучшем виде, сейчас будет просто очередное занятие, когда я перешагну порог класса, я буду чувствовать себя легко, на пике своих знаний». На первый взгляд — бред, но, как ни странно, действительно работает и вселяет уверенность.
Начало учебного года, новые планы, программы, встречи со старыми знакомыми и новичками – казалось бы, естественно ощущать прилив сил после лета и с удвоенной энергией бросаться в гущу школьной жизни. Однако это происходит не со всеми. Иногда энтузиазма начала сентября хватает буквально на несколько дней или недель, а потом возникает ощущение, что силы уже на исходе, несмотря на летний отпуск и перерыв в работе. У других это состояние может прийтись на середину или конец учебного года и длиться месяцы или даже годы. В любом случае медики советуют быть внимательнее к себе, чтобы не пропустить недавно открытое и весьма распространенное заболевание – синдром хронической усталости. Врачи заметили, что синдрому хронической усталости особенно подвержены женщины, занимающиеся активным умственным трудом и отличающиеся тонкой душевной организацией, энергичные, с выраженным чувством долга. Обычно они не рассчитывают свои нагрузки, стараясь выполнить все, что от них требуют, и даже больше того. При очередном стрессе их нервная система дает серьезный сбой. Согласитесь, что это описание подходит многим из учителей.
Пятница, 07 Октября 2011 22:06

Каков Ваш творческий потенциал?

На каждом занятия элективного курса "Твоя профессиональная карьера" кто-то из ребят обязательно просит "Давайте ещё какой-нибудь "тестик". Так интересно узнавать всё про себя..." Но 40 минут урока конечно же не хватает. Обещаю интересные "тестики" в этом микроблоге. (Потемкина О.Ф., Потемкина Е.В. Тесты для подростков. — М.: ACT-ПРЕСС КНИГА, 2006. — 320 с. С. 92-96.) Инструкция. Выберите один из предложенных вариантов ответов на следующие вопросы и утверждения. 1. Считаете ли вы, что окружающий вас мир может быть улучшен? а) да; б) нет, он и так достаточно хорош; в) да, но только кое в чем. 2. Думаете ли вы, что сами можете участвовать в значительных изменениях окружающего мира? а) да, в большинстве случаев; б) нет; в) да, в некоторых случаях. 3. Считаете ли вы, что некоторые из ваших идей принесли бы значительный прогресс в той сфере деятельности, в которой вы собираетесь работать? а) да; б) да, при благоприятных обстоятельствах; в) лишь в некоторой степени. 4. Считаете ли вы, что в будущем будете играть столь важную роль, что сможете что-то принципиально изменить в своей жизни и в жизни других людей? а) да, наверняка; б) это маловероятно; в) возможно. 5. Когда вы решаете предпринять какое-то действие, думаете ли вы, что осуществите свое начинание? а) да; б) часто думаете, что не сумеете; в) да, часто. 6. Испытываете ли вы желание заняться делом, которого абсолютно не знаете? а) да, неизвестное вас привлекает; б) неизвестное вас не интересует; в) все зависит от характера этого дела. 7. Вам приходится заниматься незнакомым делом. Испытываете ли вы желание добиться в нем совершенства? а) да; б) удовлетворяетесь тем, чего успели добиться; в) да, но только если вам это нравится. 8. Если дело, которое вы не знаете, вам нравится, хотите ли вы знать о нем все? а) да; б) нет, вы хотите научиться только самому основному; в) нет, вы хотите только удовлетворить ваше любопытство. 9. Когда вы терпите неудачу, то: а) какое-то время упорствуете вопреки здравому смыслу; б) махнете рукой на эту затею, так как понимаете, что она нереальна; в) продолжаете делать ваше дело, даже когда становится, очевидно, что препятствия непреодолимы. 10. По-вашему, профессию надо выбирать, исходя из: а) своих возможностей, должных перспектив для себя; б) стабильности, значимости, нужности профессии, потребности в ней; в) преимуществ, которые она обеспечит. 11. Путешествуя, могли бы вы легко ориентироваться на маршруте, по которому уже прошли? а) да; б) нет, боитесь сбиться с пути; в) да, но только там, где местность вам понравилась и запомнилась. 12. Сразу же после какой-то беседы сможете ли вы вспомнить все, что говорилось? а) да, без труда; б) всего вспомнить не сможете; в) запоминаете только то, что вас интересует. 13. Когда вы слышите слово на незнакомом языке, то можете повторить его по слогам, без ошибки, даже не зная его значения? а) да, без затруднения; б) да, если это слово легко запомнить; в) повторите, но не совсем правильно. 14. В свободное время вы предпочитаете: а) оставаться наедине, поразмыслить; б) находиться в компании; в) вам безразлично, будете ли вы один или в компании. 15. Вы занимаетесь каким-то делом. Решаете прекратить это занятие только тогда, когда: а) дело закончено и кажется вам отлично выполненным; б) вы более или менее довольны; в) вам еще не все удалось сделать. 16. Когда вы один: а) любите мечтать о каких-то, даже может быть, абстрактных вещах; б) любой ценой пытаетесь найти себе конкретное занятие; в) иногда любите помечтать, но о вещах, связанных с вашей работой. 17. Когда какая-то идея захватывает вас, то вы станете думать о ней: а) независимо от того, где и с кем вы находитесь; б) вы можете делать это только в одиночестве; в) только там, где будет не слишком шумно. 18. Когда вы отстаиваете какую-то идею: а) можете отказаться от нее, если выслушаете убедительные аргументы оппонентов; б) останетесь при своем мнении, какие бы аргументы ни выслушали; в) измените свое мнение, если сопротивление окажется слишком сильным. Обработка и интерпретация результатов. Подсчитайте очки, которые вы набрали, следующим образом: за ответ «а» — 3 очка; за ответ «б» — 1 очко; за ответ «в» — 2 очка. Вопросы 1, 6, 7, 8 определяют границы вашей любознательности; вопросы 2, 3, 4, 5 — веру в себя; вопросы 9 и 15 — постоянство; вопрос 10 — амбициозность; вопросы 12 и 13 — слуховую память; вопрос 11 — зрительную память; вопрос 14 — ваше стремление быть независимым; вопросы 16, 17 — способность абстрагироваться; вопрос 18 — степень сосредоточенности. Эти способности и составляют качества творческого потенциала. Общая сумма набранных очков покажет уровень вашего творческого потенциала. 49 и более очков. В вас заложен значительный творческий потенциал, который предоставляет вам богатый выбор творческих возможностей. Если вы на деле сможете применить ваши способности, то вам доступны самые разнообразные формы творчества. От 24 до 48 очков. У вас вполне хороший творческий потенциал. Вы обладаете теми качествами, которые позволяют вам творить, но у вас есть и проблемы, которые тормозят процесс творчества. Во всяком случае, ваш потенциал позволит вам творчески проявить себя, если вы, конечно, этого пожелаете. 23 и менее очков. Ваш творческий потенциал, увы, еще не обрел силу, и его необходимо развивать. Но быть может, вы просто недооцениваете себя, свои способности? Отсутствие веры в свои силы может привести вас к мысли, что вы вообще не способны к творчеству. Избавьтесь от этих мыслей и таким образом решите проблему. No Image No Image No Image