Людмила

Людмила

Педагог-психолог школы. Квалификационная категория высшая.

1.Деньги – это не способ поощрения и наказания, а средство развития определенных навыков, своеобразный инструмент – такой же, как нож или вилка. Поэтому их нужно выдавать независимо от достижений или проступков ребенка и как можно раньше. Оптимальный возраст – около 4-5 лет, когда ребенок знакомится с идеей собственности.

2.Разработайте совместно с ребенком систему выдачи карманных средств. Разделите сумму на «премиальные» и «необходимый минимум». Определите, за что начисляется «премиальная» часть и как часто вы будете пересматривать условия выдачи. С детьми, умеющими читать, можно заключить письменный договор, скрепив его для важности личными подписями.

3.Выдавайте деньги регулярно. Как показывает практика, оптимально – один раз в начале недели. (Тогда ребенок не потратит их полностью в выходные). Со временем увеличивайте сумму, одновременно перекладывая на ребенка часть расходов на его потребности (транспорт, завтраки, канцтовары). Обязательно поинтересуйтесь, на какую сумму рассчитывает ребенок – этим вы определите его актуальные запросы. Откорректируйте сумму в зависимости от своих возможностей.

4. Уважайте решения ребенка. Карманные деньги – это то, чем он может пользоваться исключительно по своему усмотрению. Ваш голос здесь – совещательный. Поэтому задача родителей – рассказать ребенку о разных вариантах использования его личных средств и помочь проанализировать причины или перспективы возможных покупок.

5.Помните, что любой навык формируется при многократном повторении. Поэтому не делайте поспешных выводов из-за «неправильных» действий ребенка. Лучше помогите ему определиться, где он совершил ошибку. Наверное, вы тоже в этом отношении небезупречны…

6.Никогда не компенсируйте ребенку деньги, если он их потерял. Посочувствуйте, но предложите потерпеть до следующей «получки». В противном случае он не научится быть внимательным к своей собственности.

7.Всегда привлекайте ребенка к обсуждению финансовых вопросов, касающихся вашей семьи. Пусть учится ориентироваться в своих потребностях и ваших возможностях. Советуйтесь с ребенком, когда хотите сделать покупку – этим вы повысите его самооценку и узнаете его взгляды на ту или иную ситуацию.

8.Напоминайте ребенку по - чаще, что деньги – это средство для получения чего-то, а не цель сами по себе.

9.Учите ребенка тратить деньги не только на себя, но и на благотворительные цели. Дайте ему возможность почувствовать себя немножко волшебником…

10.Если вам очень жалко дать ребенку деньги для его «обучения», помните, пожалуйста, что

 

P.S Распоряжение деньгами развивает в детях умение считать, выбирать, общаться, договариваться, терять, беречь, сравнивать, терпеть. Владение собственностью повышает самооценку ребенка, ответственность и самостоятельность. Обладание деньгами позволяет ребенку узнать и понять себя, свои потребности, возможности и цели; - с помощью денег ребенок познает других и учится строить с ними не только человеческие, но и финансовые отношения. Источник www.inter-pedagogika.

Суббота, 27 Августа 2011 19:17

КАКОЙ ВЫ ВОСПИТАТЕЛЬ

Небольшой тест для родителей, суть которого определить ваши "воспитательные навыки"

1. Ребенок подрался с одноклассником, и вас срочно вызывают в школу. Как вы поступите?

а) сгоряча накажете ребенка;

б) выясните, как произошла драка, и после этого определите меру наказания;

в) прежде всего, переговорите с классным руководителем.

2. Помогая вам в уборке, ребенок нечаянно разбил вазу. Ваша реакция?

а) самая первая - подзатыльник;

б) раздраженная фраза: "Уходи отсюда! Обойдусь без твоей помощи!";

в) успокоите ребенка - ведь он сделал это неумышленно.

3. Если вы наказали сына, дочь, а потом узнали, что поступили несправедливо, вы:

а) промолчите, чтобы не уронить свой авторитет;

б) извинитесь;

в) признаете свою ошибку, объясните, что и взрослые могут ошибиться.

4. Ребенок одолевает вас вопросами, просьбами, а вы устали...

а) обрываете его: "Дай хоть минутку отдохнуть от тебя!"

б) отвечаете не думая, несерьезно, лишь бы ответить;

в) объясните, что очень устали и просите перенести разговор на другое время, тут же назначив час.

5. Ребенок просит написать сочинение. Как вы поступите?

а) напишите черновик, ему останется лишь переписать сочинение;

б) строго скажите: "Работай сам, только тогда чему-нибудь можно научиться!";

в) поможете выбрать тему, подобрать литературу, а написать предложите самостоятельно.

6. "Мамочка (папочка), умоляю, давай заведем зверушку!" - просит сын или дочь. Что вы ответите?

а) "Ни в коем случае. Это отнимет у тебя много времени";

б) "Ну что же, давай, раз тебе так хочется. Я помогу ухаживать за зверушкой";

в) "Прежде подумай: все ли предусмотрел, насколько серьезно твое стремление? Если так, то зверушку я тебе куплю, но помни, что ухаживать за зверушкой придется только тебе".

 

Результаты

Если вы 6 раз выбрали ответ под буквой "в", значит, вы неплохой воспитатель и психолог. Если "угадали" наполовину - вам надо в чем-то пересмотреть свои привычки, убеждения. Если же меньше - придется серьезно задуматься над своими педагогическими методами.

 

Источник: "Он + Она. Психологические тесты." 2000г

Суббота, 27 Августа 2011 19:12

ЕСЛИ РЕБЁНОК ВОРУЕТ ДЕНЬГИ

Если в вашей семье возникла такая проблема, что вы застали ребенка за воровством, особенно воровством денег, не следует сразу набрасываться на него с упреками и агрессией. Статистика показывает, что практически каждый ребенок в своей жизни когда-либо брал чужое. Реакция взрослых на такие поступки обычно очень резкая. Большинство родителей сразу стараются наказать, а иногда и применить физическое воздействие. Очень важно отметить, какова будет реакция родителей на этот поступок, и был ли замечен ребенок ранее в подобных действиях. Никогда не применяйте в разговоре слова «кража», «воровство», особенно это касается детей младшего возраста. Они не способны осознать свой поступок, поэтому реакция на эти слова может быть совершенно противоположной той, которую ожидаете вы. Дети в возрасте до 5 лет обычно не осознают подобных действий, они плохо отличают реальность от фантазий. Поэтому для них чужая вещь не является тем, что нельзя брать. Однако ребенок еще не способен сдерживать своих желаний. Иногда он знает, что вещь чужая, но если ему захотелось, он ее берет. Почему же ребенок может красть деньги? Причин для этого несколько. В подростковом возрасте для ребенка необходимо признание, как среди сверстников, так и среди взрослых. Если вы заметили впервые, что ребенок совершил воровство, скорей всего это связано с личностным развитием, с самоутверждением. Ему важно завоевать доверие своих друзей, а это проявляется в покупке каких-то мелочей, как лимонад, чипсы, шоколад и раздаче их своему окружению. Задача родителей, помочь завоевать это доверие другим способом, объяснить, что невозможно купить отношения за деньги. Другой вариант может быть таким, что ребенок попал в дурную компанию, которая и заставляет его заниматься воровством. В данном случае это является проблемой неуверенности в себе, неумением отказать. Необходимо поговорить с ребенком о том, что не всем людям стоит доверять и настоящих друзей не так много, но именно настоящие друзья никогда не будут склонять его к подобным действиям, которые могут грозить негативными последствиями. Можно поговорить с ребенком о том, что выбор дальнейшей судьбы находится в его руках, и он может пойти дорогой успеха или беды. Обязательно стоит помнить, что любой разговор должен происходить в доброжелательной форме и что вы не осуждаете его, за совершенный поступок и не перестаете его любить. Давайте возможность высказаться самому ребенку и выслушайте его мнение, потому что еще одним фактором воровства денег, может быть привлечение внимание к себе именно родителей.

Суббота, 27 Августа 2011 19:06

ЧТО РИСУЕТ ВАШ РЕБЕНОК?

То, что все дети любят рисовать, родителям прекрасно известно. Более того, родители очень рады, когда их ребенок затихает, склонившись над листком бумаги, и в упоении украшает его разноцветными каракулями. Но вот вопрос, уверены ли вы, в том, что эти каракули так мало значат, что можно не обращать на них внимание? Психологи утверждают, что, рисуя, дети выливают на бумагу свои эмоции, которые вызывает у них окружающий мир и все события, происходящие с ними самими. Поэтому детский рисунок – своего рода отражение его чувств, души ребенка. Вы хотите знать, что чувствует ваш малыш? Попросите нарисовать его вашу семью, а потом внимательно вглядитесь и проанализируйте его рисунок с учетом рекомендаций и разъяснений специалистов по детской психологии. Обратите внимание, прежде всего, на то, в какой последовательности ребенок нарисовал членов семьи. Если первым он рисует себя, это совсем не означает, что у вас растет эгоист. Это как раз нормально, потому что мир для малыша вращается вокруг него и его ощущений. Но вот если он нарисовал только себя самого, это может означать, что он не чувствует себя членом семьи, и существует в своем представлении сам по себе. Нарисовав себя, как правило, дети рисуют того члена семьи, которого считают самым важным, главным, и так дальше, в последовательности их значимости с точки зрения ребенка. Обычно последними дети рисуют кошку или собаку. Но если домашний любимец оказался вторым по счету, значит ваш малыш не чувствует поддержки самых родных людей. Вы не увидели на рисунке кого-то из членов семьи? Это повод для беспокойства, потому что тут кроется или недавняя обида, или несправедливость, которая больно ранила ребенка. Размеры фигурок на рисунке тоже имеют большое значение. Вот, к примеру, если малыш нарисовал себя очень маленьким, вероятно, он чувствует сильную зависимость от родителей, которая мешает ему, подавляет и не дает проявить индивидуальность. Рассмотрите, как ребенок расположил семью по отношению друг к другу. Если он нарисовал всех членов семьи стоящими рядом и держащимися за руки, можете быть уверены, что ваш ребенок уверен, что его любят, и чувствует себя частью единого целого под названием «семья». И ближе всего будет нарисован человек, которому малыш больше и доверяет. Кстати, если родители в семье мало общаются друг с другом и с ребенком, то они могу оказаться на рисунке в разных углах, да еще разделенными линиями или в разных окошках. Если в семье несколько детей, то это обязательно найдет отражение и на рисунке. Младшие сестренка или брат могут оказаться на бумаге в стороне от всех остальных, да еще крохотных размеров. Если это так, то это означает, что ребенок ревнует и считает, что ему уделяется мало внимания со стороны родителей. Имеет значение и то, как украшен рисунок и насколько прорисованы детали в изображениях на картинке. Если у всех улыбки, цветочки, солнышки, воздушные шарики и пр., то вашему малышу хорошо живется, он чувствует любовь и радость от окружающего мира. Что касается деталей изображения лица или фигуры, то тут родителям есть повод задуматься. Обычно малыши четко прорисовывают все части тела и лица, но если кто-то из взрослых часто ругается, то ребенок может «забыть» нарисовать ему рот. Чересчур длинные руки могут быть пририсованы тому из родителей, который может наказать или даже ударить – ребенок боится этого и подсознательно изображает этот страх на картинке. Если в семье напряженные отношения, то не исключено, что у фигурок будут большие и толстые ноги, а вот длинноногие изображения говорят о стремлении малыша к независимости. Если вашему малышу неуютно в этом мире, он боится, чувствует себя неуверенно, то, скорее всего он нарисует страшноватые изображения людей с раскинутыми в разные стороны руками и длинными пальцами, а если у всех на рисунке подняты руки, то это плохой симптом – это значит ребенку нравится внушать страх, нравится, когда его боятся. Что касается цветов, то можете быть уверены, что самого любимого члена семьи малыш раскрасит теми же цветами, что и себя самого. Причем, яркие теплые краски, красный, малиновый, оранжевый, выбирают обычно активные и непоседливые дети, а вот тихие, серьезные и задумчивые малыши выберут синий, голубой, бедно-желтый, то есть холодные спокойные тона. Вызывает опасение и использование ребенком в рисунке черно-белых контрастов – это говорит о внутреннем конфликте в душе у малыша, и о том, что он не может с ним справиться и нуждается в помощи. Даже то, как ребенок раскрашивает свой рисунок, имеет значение. Если карандаш выскакивает за контуры, значит, ваш малыш стремится к независимости и свободе. А вот если все фигурки раскрашены чересчур аккуратно или, тем более, между контуром и раскраской остается белая не закрашенная полоска, это значит, что ребенок чувствует себя беззащитным и очень нуждается в вашей поддержке. Часто малыши не могут рассказать словами об обуревающих их чувствам, о беспокойстве и своих внутренних проблемах, но это совсем не означает, что таковых у детей не имеется. Внимательные и заботливые родители всегда найдут возможность прочувствовать, узнать, понять, что волнует ребенка. Ребенок не должен чувствовать себя одиноким – ему очень важно сознавать, что рядом с ним любящие и заботливые родители, которые защитят его, помогут, ободрят и поймут. Не жалейте времени для своих детей – они так в вас нуждаются!

Суббота, 27 Августа 2011 18:29

Готов ли ребёнок к школе?

Если ребенок научился читать и считать, родители думают, что он готов к обучению в школе. К сожалению, этого, как правило, недостаточно. Ребенок должен быть готов к школе психологически. Специалисты выделяют два вида психологической готовности: личностную и интеллектуальную. Личностная готовность к школе подразумевает определенное отношение к себе, к своим способностям. Самооценка школьника не должна быть завышенной. Если ребенок заявляет, что он "хороший", его рисунок "самый лучший" (что типично для дошкольника), ему будет тяжело на занятиях в школе. Такие ребята, проявляя детскую непосредственность, на уроке отвечают одновременно, не поднимая руки и перебивая друг друга, делятся с учителем своими соображениями и чувствами. Например, когда на уроке математики учитель зачитывает условие задачи: "Дети поехали за грибами. Маша нашла 4 гриба, а Витя на 2 гриба больше. Сколько грибов нашли дети?" 6-летние первоклассники, едва заслушав, сообщают: "А мы тоже ездили за грибами!" Кроме того, они включаются в работу только при непосредственном обращении к ним учителя, а остальное время отвлекаются, не следят за происходящим в классе, нарушают дисциплину, что разрушает их собственную учебную работу и мешает остальным ученикам. Обладая завышенной самооценкой, они обижаются на замечания, жалуются, что уроки неинтересные, а учительница - плохая или злая. Существуют определенные приемы для определения личностной готовности школьника. Например, преобладание у ребенка познавательного или игрового мотива определяется по выбору деятельности - прослушивания сказки или игры с игрушками. После того, как ребенок рассмотрел в течение минуты игрушки, находящиеся в комнате, ему начинают читать сказку и на самом интересном месте прерывают чтение. Психолог спрашивает, что ему сейчас больше хочется - дослушать сказку или поиграть с игрушками. Очевидно, что при личностной готовности к школе ребенок предпочтет узнать, что произойдет в сказке. Детей, не готовых к обучению, больше привлекает игра. Интеллектуальная готовность к школьному обучению связана с развитием мыслительных процессов - способностью ребенка обобщать и сравнивать объекты, классифицировать их, выделять существенные признаки, определять зависимости, делать выводы. Интеллектуальная неготовность к школе приводит к тому, что ученик не может понять учителя и выполнить его требования, отсюда - низкие оценки. А то, что не получается, ребенок делать не хочет. Иногда дети, обладающие богатым словарным запасом, речь которых изобилует "взрослыми" фразами, и которых считают вундеркиндами, недостаточно полно включаются в практическую деятельность, игры с другими детьми. Поэтому у них слабо развито образное мышление, что приводит к трудностям в учебе. Залогом успешной учебы школьника должно стать его стремление к новой школьной жизни, к "серьезным" занятиям, "ответственным" поручениям. Ведь очень трудно научить ребенка чему-то, если он сам этого не хочет. Желание учиться появляется под влиянием взрослых, которые определяют школьное обучение, как новый этап в жизни ребенка, этап взросления. Влияет и отношение других детей, желание сравняться со старшими. В результате у ребенка формируется внутренняя позиция школьника. Первоначально детей привлекает внешняя атрибутика школьной жизни - разноцветные портфели, красивые пеналы, ручки и т.п. Возникает потребность в новых впечатлениях, новой обстановке, встрече с новыми друзьями. И лишь затем появляется желание учиться, узнавать что-то новое, получать за свою "работу" отметки (конечно, самые лучшие) и просто похвалу от всех окружающих. Стремление ребенка стать более взрослым, школьником способствует постепенному развитию ответственного отношения к школьным обязанностям: ребенок будет выполнять не только интересные для него задания, но и любую учебную работу. Под руководством психолога Д.Б.Эльконина был проведен интересный эксперимент. Перед ребенком - горка спичек. Экспериментатор просит брать по одной и перекладывать их в другое место. Правила нарочно сделаны бессмысленными. Испытуемыми были дети 5, 6 и 7 лет. Экспериментатор выходил, но наблюдал за детьми из другой комнаты через зеркало Гезелла. Дети, которые готовятся к школе, скрупулезно выполняют эту работу и могут сидеть за этим занятием час. Дети поменьше некоторое время продолжают перекладывать спички, а потом начинают что-то строить. Самые маленькие привносят в эти занятия свою собственную Готов ли ребенок к школе?Если ребенок научился читать и считать, родители думают, что он готов к обучению в школе. К сожалению, этого, как правило, недостаточно. Ребенок должен быть готов к школе психологически. Специалисты выделяют два вида психологической готовности: личностную и интеллектуальную. Личностная готовность к школе подразумевает определенное отношение к себе, к своим способностям. Самооценка школьника не должна быть завышенной. Если ребенок заявляет, что он "хороший", его рисунок "самый лучший" (что типично для дошкольника), ему будет тяжело на занятиях в школе. Такие ребята, проявляя детскую непосредственность, на уроке отвечают одновременно, не поднимая руки и перебивая друг друга, делятся с учителем своими соображениями и чувствами. Например, когда на уроке математики учитель зачитывает условие задачи: "Дети поехали за грибами. Маша нашла 4 гриба, а Витя на 2 гриба больше. Сколько грибов нашли дети?" 6-летние первоклассники, едва заслушав, сообщают: "А мы тоже ездили за грибами!" Кроме того, они включаются в работу только при непосредственном обращении к ним учителя, а остальное время отвлекаются, не следят за происходящим в классе, нарушают дисциплину, что разрушает их собственную учебную работу и мешает остальным ученикам. Обладая завышенной самооценкой, они обижаются на замечания, жалуются, что уроки неинтересные, а учительница - плохая или злая. Существуют определенные приемы для определения личностной готовности школьника. Например, преобладание у ребенка познавательного или игрового мотива определяется по выбору деятельности - прослушивания сказки или игры с игрушками. После того, как ребенок рассмотрел в течение минуты игрушки, находящиеся в комнате, ему начинают читать сказку и на самом интересном месте прерывают чтение. Психолог спрашивает, что ему сейчас больше хочется - дослушать сказку или поиграть с игрушками. Очевидно, что при личностной готовности к школе ребенок предпочтет узнать, что произойдет в сказке. Детей, не готовых к обучению, больше привлекает игра. Интеллектуальная готовность к школьному обучению связана с развитием мыслительных процессов - способностью ребенка обобщать и сравнивать объекты, классифицировать их, выделять существенные признаки, определять зависимости, делать выводы. Интеллектуальная неготовность к школе приводит к тому, что ученик не может понять учителя и выполнить его требования, отсюда - низкие оценки. А то, что не получается, ребенок делать не хочет. Иногда дети, обладающие богатым словарным запасом, речь которых изобилует "взрослыми" фразами, и которых считают вундеркиндами, недостаточно полно включаются в практическую деятельность, игры с другими детьми. Поэтому у них слабо развито образное мышление, что приводит к трудностям в учебе. Залогом успешной учебы школьника должно стать его стремление к новой школьной жизни, к "серьезным" занятиям, "ответственным" поручениям. Ведь очень трудно научить ребенка чему-то, если он сам этого не хочет. Желание учиться появляется под влиянием взрослых, которые определяют школьное обучение, как новый этап в жизни ребенка, этап взросления. Влияет и отношение других детей, желание сравняться со старшими. В результате у ребенка формируется внутренняя позиция школьника. Первоначально детей привлекает внешняя атрибутика школьной жизни - разноцветные портфели, красивые пеналы, ручки и т.п. Возникает потребность в новых впечатлениях, новой обстановке, встрече с новыми друзьями. И лишь затем появляется желание учиться, узнавать что-то новое, получать за свою "работу" отметки (конечно, самые лучшие) и просто похвалу от всех окружающих. Стремление ребенка стать более взрослым, школьником способствует постепенному развитию ответственного отношения к школьным обязанностям: ребенок будет выполнять не только интересные для него задания, но и любую учебную работу. Под руководством психолога Д.Б.Эльконина был проведен интересный эксперимент. Перед ребенком - горка спичек. Экспериментатор просит брать по одной и перекладывать их в другое место. Правила нарочно сделаны бессмысленными. Испытуемыми были дети 5, 6 и 7 лет. Экспериментатор выходил, но наблюдал за детьми из другой комнаты через зеркало Гезелла. Дети, которые готовятся к школе, скрупулезно выполняют эту работу и могут сидеть за этим занятием час. Дети поменьше некоторое время продолжают перекладывать спички, а потом начинают что-то строить. Самые маленькие привносят в эти занятия свою собственную задачу. Когда происходит насыщение, экспериментатор входит и просит поработать еще: "Давай договоримся, вот эту кучку спичек сделаем и все". И более старший ребенок продолжал эту однотонную, бессмысленную работу, потому, что он договорился со взрослым. Детям среднего дошкольного возраста экспериментатор говорил: "Я уйду, а Буратино останется". Поведение ребенка менялось: он посматривал на Буратино и делал все правильно. Если должны ответственно подойти к подготовке своих детей к школе. Ведь от этого зависят успехи ребенка в учебе, адаптация его в новых условиях и безболезненное вхождение в новую систему отношений с одноклассниками и учителями

«ПерваяПредыдущая1234СледующаяПоследняя»
JPAGE_CURRENT_OF_TOTAL