МОУ СОШ №4

МОУ СОШ №4

Среда, 27 Ноября 2013 04:17

Круглый стол.ru

Добро пожаловать!!!


Слова Плутарха указывают на важную роль процесса образования в деле сохранения и развития детской одаренности. Заметим, что воспитателем Александра Македонского был Аристотель, которого для своего сына выбрал, конечно, тот же король Филипп. Ошибившись в коне, он не ошибся в главном  в воспитателе для своего сына.

В наши дни проблема выявления и сопровождения одаренных детей вызывает большой интерес в профессиональном педагогическом сообществе, так как развитие одаренных и талантливых детей является важнейшим условием формирования творческого потенциала общества, развития науки и культуры, всех областей производства и социальной жизни.

Уважаемые коллеги! МЫ приглашаем ВАС за "КРУГЛЫЙ СТОЛ"    



чтобы обсудить одну из наиболее волнующих и актуальных проблем сегодняшнего образования: "Одарённые дети в школе" 

МЫ - это коллектив МОУ СОШ №4 имени Хоменко И. С. из города Комсомольск-на-Амуре Хабаровского края. Все мы разные. Среди нас есть заслуженные педагоги, «передовая молодёжь», "администрация", "продвинутый завуч" и "опытный психолог", а также много «гостей». ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ и ВЫ!


Возможно, будем спорить, но нам помогут лучшие педагоги и психологи нашей страны. Вместе мы обязательно придём к единому мнению: как развивать личность одарённых детей и сохранить их одарённость  в наших обычных общеобразовательных школах?

 Наша работа будет строится в форме веб-квест. А работать в форме ВЕБ-КВЕСТ - ЕЩЁ И ОЧЕНЬ ИНТЕРЕСНО!


В ходе «Круглого стола» мы:

1. Уточним, что значит "Одарённые ученик".

2. Обсудим причины исчезновения детской одарённости

3. Составим "Банк" рекомендаций для педагогов и родителей по преодолению кризисов детской одарённости.

4. Совместно создадим "КОПИЛКУ", в которую каждый из Вас поместит свой способ, метод, форму или приёмы работы, которые бы сохраняли самобытность каждого ребёнка, помогли бы развиваться в творческую независимую самодостаточную личность.


В итоге МЫ создадим модель системы работы школы с одаренными обучающимися и освоим алгоритм действий взрослых по сохранению и развитию личности одарённых детей.

  СТАРТУЕМ>>>>>>>>

ПРИМЕНЕНИЕ УМК «ЖИВАЯ МАТЕМАТИКА» НА УРОКАХ ГЕОМЕТРИИ В 7-9 КЛАССАХ

Янченко Оксана Викторовна

заместитель директора по УВР

МОУ СОШ №4 г. Комсомольска-на-Амуре

Традиционный подход к преподаванию геометрии приводит к малой популярности этого предмета, особенно среди учащихся, далёких от математики. Наиболее очевидная причина этого заключается в том, что формулировки и доказательства теорем заучиваются, но не проверяются. Такой стиль обучения нацелен на развитие некритического, нетворческого мышления и естественно отторгается современными школьниками. Помочь решить возникающие в связи с этим проблемы может      учебно-методический комплект (УМК) «Живая Математика», который сформирован на основе программы Geometry’s Sketchpad  (в русском переводе «Живая Математика»), разработанной фирмой Key Currculum Press (USA), переведенной на русский язык и адаптированной Институтом новых технологий. Комплект был поставлен в школы-миллионеры Российской Федерации в рамках ПНПО.

Учебно-методический комплект состоит из самой программы «Живая Математика», методического пособия и альбомов готовых динамических чертежей, разделенных на две группы: «Теоремы и задачи школьного курса» и «Дополнительные материалы».

Первая группа «Теоремы и задачи школьного курса» включает альбом «Введение в компьютеризированный курс планиметрии», содержащий 46 уроков по темам: начальные геометрические сведения, треугольники, четырехугольники; площади, подобие, окружность. Альбом «Стереометрия» содержит более 100 стереометрических моделей. В альбоме «Демонстрационные модели» представлено свыше 40 динамических чертежей, показывающих дидактические возможности «Живой Математики». Их можно рассматривать в качестве примера нового методического пособия, включающего демонстрации, сборник задач, учебник и сборник проектов. Работая с подобными материалами, ученики усваивают новые понятия, отрабатывают навыки их использования в различных конфигурациях, решают задачи на развитие геометрической интуиции и геометрического воображения.

Блок «Дополнительные материалы» содержит примеры использования программы в рамках школьной и внешкольной геометрии и включает 6 альбомов: «Задания и проекты для школьников 5-6 классов», «Возможности  программы в десяти примерах», «Инструменты», «Динамическая геометрия», «Примеры из различных областей математики», «Новые возможности».

Сама  программа «Живая математика» представляет собой уникальный продукт, позволяющий  строить современный компьютерный чертеж,  который выглядит как традиционный, и, как правило, легко идентифицируется с традиционным, однако, представляет собой качественно совершенно новое явление. Чёртёж, построенный на бумаге с помощью карандаша и линейки, имеет важнейшее значение, но обладает двумя недостатками: требует затрат времени и конечный продукт оказывается статичным. Программа «Живая математика» позволяет значительно экономить время, но самое главное: чертёж, построенный с помощью программы,  можно тиражировать, деформировать, перемещать и видоизменять. Элементы чертежа легко измерить компьютерными средствами, а результаты этих измерений допускают дальнейшую компьютерную обработку. Возможны также многократные обмены чертежами с учителем, хранение нескольких вариантов одного и того же чертежа и т. п. Появляется возможность добиваться от учащихся точных и грамотных письменных формулировок (по крайней мере, констатирующих то, что они видят); их можно переделывать столько раз, сколько требуется.

Учащийся имеет возможность менять внешний вид фигуры, сопровождать ее новыми надписями и т. п. Понимание достигается продолжительными экспериментами с чертежами, деформациями, измерениями и сравнениями. Наиболее важно то, что учащийся практически никогда не работает с каким-то единственным, скажем треугольником, а всегда — с целым их семейством, что способствует развитию его геометрической интуиции.

УМК может использоваться практически при любых видах учебной деятельности, в том числе, при выполнении домашних работ, творческих проектов и т. д.

Работа в программе обеспечивает поддержку работы проектного типа, подразумевающего почти незаметный и плавный переход от несложных опытов и простых заданий к углубленному изучению явлений, вызвавших интерес. Кроме того, программная среда поддерживает и традиционную «задачную» форму. Особенно удачно реализуется в ней широкий спектр задач «на построение».

Работая с УМК «Живая Математика»,  учитель может:

·        проиллюстрировать объяснение эффектными и точными чертежами;

·        организовать экспериментальную исследовательскую деятельность учащихся в соответствии с уровнем и потребностями учащихся;

·        повысить разнообразие форм работы учащихся, значительно увеличить

     долю    активной творческой работы в их учебной деятельности;

·        высвободить время на выполнение учащимися творческих задач;

·        реализовать дифференциацию по уровню знаний и возможностей   учеников и индивидуализировать обучение (это относится как к уровню формирования предметных умений и знаний, так и интеллектуальных и общих умений).

Находясь в  программной среде «Живая Математика»,  учащийся получает возможность:

·       видеть предположительное равенство и подобие фигур;

·       отличать осмысленные утверждения о фигурах от бессмысленных, точные от неточных;

·       понимать, что утверждения о фигурах делятся на истинные и ложные;

·       понимать, что ложные утверждения о фигурах опровергаются контрпримерами, и самостоятельно строить контрпримеры;

·       понимать соотношение между математическим утверждением, его обобщениями и частными случаями;

·       отличать верные доказательства от неверных, в отдельных случаях самостоятельно доказывать правдоподобные утверждения.

При работе в рамках данного УМК каждая обсуждаемая фигура изображается на экране монитора. При решении задач из входящих в УМК наборов готовых моделей и компьютерных альбомов учащиеся могут выполнять задание на чертеже, приложенном к программе, а могут создавать собственные чертежи и сверять свои построения с образцом. Если же работа происходит в классе, оснащенном только одним компьютером и проектором, ученикам можно предложить выполнить решение в тетради, пользуясь при этом указаниями и подсказками, данными в задачах, и сверить свои построения с образцом.

Учащиеся при решении любой задачи  видят, насколько формулируемые ими положения выдерживают вариации исходных элементов чертежей. Все положения, допускающие прямую проверку (равенство длин и углов, нахождение точки на линии, пересечение линий в одной точке и т. п.), должны обязательно проверяться. Количественные свойства чертежей можно проверить с помощью встроенного аппарата измерений и арифметических операций над ними. Еще убедительней и проще осуществляется проверка построений. Например, круг вписан в треугольник правильно тогда и только тогда, когда он остается вписанным при произвольных вариациях вершин треугольника; это проверяемо и самим учащимся, и учителем буквально за секунды.

Все результаты работы на компьютерах желательно хранить в виде оформленных чертежей в правильно структурированных директориях. Учитель  может фиксировать свои замечания на чертежах специальным «учительским» шрифтом (аналогом красных чернил).

Работать с программой можно:

·        через проектор и рабочий компьютер преподавателя;

·        в компьютерном классе, когда каждый учащийся работает индивидуально;

·        индивидуально дома.

Учителю математики, приступающему к работе в УМК, достаточно владеть компьютером на уровне начинающего пользователя. Сама программа «Живая Математика» легко осваивается при помощи руководства, содержащегося в первом разделе данного пособия. Учащиеся могут установить программу на домашний компьютер и работать с ней индивидуально во внеурочное время. Из 26 учащихся 8В класса, в котором я работаю, программа установлена у 65% учащихся. Для того чтобы учащиеся получили первоначальные навыки работы в программе, достаточно 2-3 занятий. За это время можно изучить материал первых  четырёх уроков сборника методических материалов. Я проводила занятия после уроков в компьютерном классе. Причём, если на первом занятии присутствовало 6 учащихся, то на втором и третьем уже 11. Учащиеся, присутствующие на первом занятии, стали активными помощниками учителя на тех уроках геометрии,  когда использовалась программа. Это спровоцировало «цепную реакцию»: на следующие занятия пришли даже те учащиеся, у которых дома компьютера нет, а на диск с программой выстроилась «живая» очередь.

Как уже было сказано, главной особенностью компьютерных чертежей является их динамичность (подвижность). Чертеж существует вместе со всеми своими возможными деформациями. Элементы чертежей можно двигать, при этом сохраняется конфигурация, заданная построением: перпендикулярные линии остаются перпендикулярными, равные отрезки — равными и т. д. И учитель, и ученик имеют возможность изменять исходные параметры чертежа, получая большое количество дополнительных вариантов задач. Оформление чертежа зависит от типа задачи или теоретического материала, для иллюстрации которого этот чертеж создан.

Иллюстрации к определениям содержат подвижный чертеж определяемого объекта, который, как правило, выделен каким-нибудь ярким цветом и, иногда, измерения, характеризующие его. Работа с определениями аналогична традиционной (запомнить чертеж, повторить формулировку, вдуматься в формулировку, соотнести с другими известными определениями). Дополнительные возможности связаны с вариациями чертежей, которые позволяют зрительно запомнить свойства, относящиеся к семействам фигур, а не только к отдельным фигурам.   Например, при изучении понятия многоугольника полезно  наглядно проверить свойства выпуклого и невыпуклого многоугольника для разных вариаций фигур (рис. 1).  

Рисунок 1. Динамическая иллюстрация понятия выпуклого и невыпуклого многоугольника.

 

 Иллюстрациями качественных утверждений служат подвижные чертежи, позволяющие работать со всеми объектами, составляющими конфигурации, используемые в формулировках. Иногда такие чертежи содержат некоторые значения численных характеристик, если последние подтверждают справедливость качественных утверждений. Двигая элементы чертежа, ученик может убедиться в истинности утверждений. Учитель имеет возможность в процессе этой работы контролировать понимание формулировок: задавать вопросы о существенности условий, просить ученика точно формулировать его наблюдения. Например, рассматривая следствия из теоремы о площади треугольника, учащиеся должны на практике убедиться, что если высоты двух треугольников равны, то при изменении их оснований отношение площадей будет меняться точно так же как и отношение оснований (рис.2). Согласитесь, наглядно проиллюстрировать данное утверждение на классной доске невозможно.

   

Рисунок 2. Иллюстрация  качественного утверждения.

Все задачи можно условно разбить на три группы: задачи, требующие только ответа; задачи на построение и задачи на доказательство. Соответственно оформление чертежа зависит от группы задач, для иллюстрации которой этот чертеж создан.

В задачах на вычисление и задачах, требующих только ответа, в основном, используются различные численные характеристики геометрических объектов. Иллюстрации к таким задачам содержат иногда более общие конфигурации. Сведение более общей конфигурации к частному случаю позволяет проверить правильность приведенного ответа. В некоторых задачах, наоборот, конфигурация оставлена достаточно жесткой, т. е. ученику предлагается просто поупражняться в возможностях программы, получить ответ и сверить его со спрятанным ответом. Задачи этого типа отличаются от задач на доказательство тем, что утверждение надо не только доказать, но и сформулировать. Экспериментируя с чертежом (варьируя элементы, производя измерения и арифметические операции над ними), учащийся формулирует гипотезы. После этого задача превращается в задачу на доказательство сформулированной гипотезы. Например, при изучении темы «Площадь трапеции» полезно рассмотреть следующую задачу: площади каких трапеций равны полупроизведению их диагоналей. Обычно,  таким образом сформулированные задачи ставят учащихся в тупик, они просто не знают с чего начать решение. Программа «Живая математика» позволяет сначала увидеть такую трапецию, а затем установить её свойства и сделать вывод.

Ход решения задачи:

1.     строим произвольную трапецию;

2.     через  команду «Площадь» меню «Измерения» вычисляем площадь трапеции;

3.     через встроенный калькулятор меню «Измерения» вычисляем величину, равную полупроизведению диагоналей;

4.     двигаем вершины трапеции, добиваясь равенства величин, вычисленных в пунктах 2 и 3;

5.     анализируем особенности трапеции, для которой  равенство выполняется, выдвигаем предположение: угол между диагоналями прямой;

6.     проверяем предположение: с помощью меню «Измерения» вычисляем угол между диагоналями.

При необходимости корректируем чертёж, двигая вершины трапеции,  и формулируем ответ на вопрос задачи (рис. 3).

 

Рисунок 3. Иллюстрация  решения задачи.

Чертежи к задачам на построение, в которых построение не слишком громоздко и выполняется без каких-либо специально выдуманных приемов, содержат спрятанное построение (а иногда еще и пошаговое описание этого построения). Чертежи к задачам, требующим нетривиального исследования, имеют ответ. Чертежи ко всем задачам на построение включают в себя данные, соответствующие условию конфигурации. Преимущество программы в том, что ученик, самостоятельно выполнив построение с помощью компьютерных аналогов циркуля и линейки, может проверить его правильность, варьируя величины или расположение данных геометрических объектов (рис.4).   

Рисунок 4. Иллюстрация  решения задачи на построение.

В задачах на доказательство требуется доказать некое свойство геометрического объекта. Иллюстрации к ним подобны чертежам к теоретическому материалу. Двигая с помощью мышки элементы конфигурации, изображенной на чертеже, можно убедиться в истинности приведенного утверждения. Иногда, если построение чертежа, удовлетворяющего всем условиям задачи на доказательство, оставляет чертежу слишком мало степеней свободы, строится чертеж с дополнительными степенями свободы. Ученику предлагается убедиться «вручную», что, как только условия выполнены, выполнено и утверждение задачи (например, любой треугольник — жесткая фигура, т. е. он однозначно определяется своими сторонами; поэтому длины его сторон на чертеже могут не соответствовать данным задачи). Таким образом, чертежи к задачам на доказательства не только служат иллюстрациями, но и помогают убедить ученика в истинности утверждения, хотя и не содержат самих доказательств (рис.5).

Рисунок 5. Иллюстрация  задачи на доказательство.

Отдельная группа — живые стереочертежи, представляющие собой интерактивные стереометрические модели инструментального типа — сочетание двумерного и трехмерного представления фигуры в одном изображении. В любой момент можно включить вращение конструкции вокруг одной или нескольких осей и, выбрав новый ракурс изображения, проверить правильность выполненных построений.

При  помощи программы УМК «Живая математика» можно:

1.     Объяснять сложные темы и изучать теоремы.

Учебники геометрии содержат многочисленные определения, постулаты, теоремы, леммы, которые бывает нелегко понять или воспроизвести. При помощи «Живой Математики» удобно создавать конструкции, моделирующие условия теорем, и экспериментировать  с ними. Альбом «Теоремы и задачи школьного курса» составлен в соответствии с учебниками Атанасяна Л.С. «Геометрия. 7-9 кл.» и «Геометрия.10-11кл».

 Например, при изучении темы «Применение подобия к решению задач и доказательству теорем» в 8  классе рассматривается задача: какая фигура получится, если последовательно соединить середины сторон произвольного четырёхугольника?

Работаем следующим образом:

1.     предлагаем учащимся построить произвольные четырёхугольники, причём как выпуклые, так и невыпуклые;

2.     через команду «Середина» меню  «Измерения» строим середины всех сторон четырёхугольника, последовательно их соединяем;

3.     анализируем особенности полученной фигуры; возможно, уже сейчас учащиеся выдвинут предположения, что данная фигура является параллелограммом;

4.     предлагаем проверить сохранение свойств внутренней фигуры при любой форме внешнего четырёхугольника – потянем  туда-сюда вершины исходной фигуры;

5.     для уточнения предположения с помощью меню «Измерения» вычисляем величины всех сторон и углов внутренней фигуры и снова изменяем исходную фигуру, наблюдая, что происходит с измерениями;

6.     окончательно формулируем гипотезу.

Теперь осталось доказать сформулированную гипотезу (рис. 6).

Рисунок 6. Иллюстрация  решения задачи на выдвижение гипотезы.

2.     Оживлять рисунки из учебника.

Получив определенный навык работы в «Живой Математике», нетрудно понять, что проще и быстрее воспроизвести рисунок из учебника на компьютере, чем рисовать его на бумаге. При этом становится доступными также все динамические возможности программы и преимущества манипуляции с чертежом. Одному из учеников каждый урок дается задание подготовить чертежи ко всем задачам домашней работы. При этом  оценивается динамичность (существование чертежа со всеми своими возможными деформациями) и  соответствие чертежа условиям задачи. В качестве дополнительного необязательного задания  учащиеся могут  подобрать задачи по изучаемой теме из дополнительных источников, подготовить чертежи. Таким образом, каждый учащийся может создать свой собственный электронный учебник (рис.7,8).

 

Рисунок 7,8. Иллюстрация  чертежей к задачам из учебника.

 

3.     Применять программу в других разделах математики.

Легко убедиться, что «Живая Математика» — незаменимый инструмент для изучения не только геометрии, но и вообще всех математических курсов, например, алгебры (тема «Функции и графики»).

4.     Использовать во внеклассной работе по предмету.

Удивительные геометрические объекты — фракталы, которые моделируют сложные и красивые явления природы и поэтому являются элементом многих графических компьютерных программ. Фрактал — это самоподобный геометрический объект, который выглядит одинаковым образом при любом увеличении    изображения (рис. 9). Построение фрактала включает в себя изготовление простой конструкции, которая формирует все меньшие и меньшие детали фигуры. Команда «Итерации» позволяет построить конструкции такого рода, впрочем, как и другие фигуры с повторяющимся алгоритмом построения элементов. Построение фракталов позволяет иллюстрировать не только интереснейшее геометрическое явление, но и привлечь учащихся к исследовательской работе, заинтересовать их в изучении геометрии на более высоком уровне, что способствует активизации познавательной деятельности учащихся.

Рисунок 9. Фрактал. Снежинка Коха.

5.     Изображать трехмерные тела  и геометрические рисунки.

С помощью программы можно сделать оригинальную поздравительную открытку или спроектировать дизайн собственной веб-страницы.

  Возможности программы поистине уникальны. Я работаю с программой первый год, но уже не представляю, как раньше обходилась без неё. Предвижу вопрос скептиков: «А не тупеют ли дети, когда программа по одному щелчку мышки предлагает готовые решения и измерения?» Ответ прост: чтобы построить грамотный чертёж, нужно знать, как минимум, определения и свойства рассматриваемых фигур.

Предлагаю фрагмент календарно - тематического планирования по геометрии для 8 класса с использованием ресурсов УМК «Живая математика».

 

№ урока

в главе

№ пункта

учебника

Тема

Часы

УМК «Живая математика». Введение в компьютеризированный курс планиметрии. Площадь

Тип ресурса

 

 

Глава 6. Площадь.

14

 

 

1

п. 48,

49

Площадь многоугольника.

1

Урок 1. Понятие площади многоугольника. Площадь квадрата и прямоугольника. → Понятие площади многоугольника.

Иллюстрации к понятиям и свойствам

Урок 1. Понятие площади многоугольника. Площадь квадрата и прямоугольника. → Площадь многоугольника.

Иллюстрации к доказательству

Урок 1. Понятие площади многоугольника. Площадь квадрата и прямоугольника. → Разбить на треугольники.

Экспериментальная задача на применение свойств площади

Урок 1. Понятие площади многоугольника. Площадь квадрата и прямоугольника. → Свойства площадей многоугольников.

Иллюстрация качественных  утверждений о свойствах многоугольников

Урок 1. Понятие площади многоугольника. Площадь квадрата и прямоугольника. → Задача 446

Задача на построение

2

п.50

Площадь прямоугольника.

1

Урок 1. Понятие площади многоугольника. Площадь квадрата и прямоугольника. → Площадь многоугольника.

Пошаговое доказательство теоремы

Урок 1. Понятие площади многоугольника. Площадь квадрата и прямоугольника. → Задача 453

Экспериментальная задача с решением

Урок 1. Понятие площади многоугольника. Площадь квадрата и прямоугольника. → Задача 453

Задача на вычисление с подсказкой

Урок 1. Понятие площади многоугольника. Площадь квадрата и прямоугольника. → Задача 454

Урок 2. Площадь параллелограмма→ Задача на площадь ( постановка, подсказка, решение с подсказкой

Урок 1. Понятие площади многоугольника. Площадь квадрата и прямоугольника. → Задача 456

Задача на вычисление с подсказкой

Урок 1. Понятие площади многоугольника. Площадь квадрата и прямоугольника. → Задача 457

Задача на вычисление с иллюстрированным ответом

3

п.51

Площадь параллелограмма.

1

Урок 2. Площадь параллелограмма→ Площадь параллелограмма

Иллюстрация к теореме

Урок 2. Площадь параллелограмма→ Задача на площадь (постановка, подсказка, решение)

Задача на построение с подсказкой и решением

Урок 2. Площадь параллелограмма→ Задача  460

Задача на вычисление

Урок 2. Площадь параллелограмма→ Задача  461

 

Задача на вычисление с дополнительным построением

Урок 2. Площадь параллелограмма→ Задача  463

 

Задача на вычисление с дополнительным построением

Урок 2. Площадь параллелограмма→ Задача   о наименьшем периметре

Экспериментальная задача

Урок 4. Площадь ромба → Существует ли такой ромб?

Задача на построение

Урок 4. Площадь ромба → Задача 462

Задача на вычисление с дополнительным построением

4

п.52

Площадь треугольника.

1

Урок 3. Площадь треугольника→ Площадь треугольника ( вкладки 1,2)

 

 

Иллюстрация к доказательству теоремы о площади треугольника, иллюстрация качественного утверждения 2 следствия.

Урок 3. Площадь треугольника→ Теорем о площади треугольника

 

Количественная иллюстрация теоремы о площади треугольника

Урок 3. Площадь треугольника→ Следствия из теоремы

Количественная иллюстрация следствий

Урок 3. Площадь треугольника → Существует ли такой треугольник?-1,2

Задача на построение

Урок 3. Площадь треугольника→ Задача 472

Задача на вычисление

Урок 3. Площадь треугольника→ Задача 473

 

Экспериментальная задача с дополнительным построением

Урок 3. Площадь треугольника→ Задача 474

Экспериментальная задача

5

 

Площадь треугольника. Решение задач.

1

Урок 3. Площадь треугольника→ Площадь треугольника (вкладка 3)

 

 

Иллюстрация к доказательству теоремы об отношении площадей треугольников, имеющих равные углы

6

п.53

Площадь трапеции.

1

Урок 5. Площадь трапеции → Площадь трапеции

Пошаговое доказательство теоремы

Урок 5. Площадь трапеции → Теорема о площади трапеции

Количественная иллюстрация теоремы

Урок 5. Площадь трапеции → Задача о диагоналях и площади трапеции

Задача на построение

Урок 5. Площадь трапеции → Задача о сторонах и площади трапеции

Задача на построение

7

 

Решение задач по теме «Площадь».

1

 

Урок 4. Площадь ромба → Задача 467

Экспериментальная задача

Урок 4. Площадь ромба → Задача 468

Экспериментальная задача

8

 

Решение задач по теме «Площадь».

1

 

 

9

п.54

Теорема Пифагора.

1

 

 

10

п.55

Теорема, обратная теореме Пифагора.

1

 

 

11

 

Решение задач на применение теоремы Пифагора и ей обратной.

1

Урок 4. Площадь ромба → Задача 526

Задача на вычисление с дополнительным построением

12

 

Решение задач по теме «Площадь».

1

 

 

 

13

 

Решение задач по теме «Площадь».

1

 

 

 

14

 

Контрольная работа №2.

1

 

 

 

 

 

 

 

Система голосования Votum   на уроках математики.

 

 

 

 

 

Хавкина В.П.

учитель математики

высшая  квалификационная категория

 

 

 

 

 

 

 

                                                  2012-2013 г.

 

Применение компьютерной системы Votum  на уроках математики.

 


             За последние годы   произошло коренное изменение роли и места персональных компьютеров и информационных технологий в жизни общества. Без новых информационных технологий уже невозможно представить современную школу.

Процесс информатизации общества меняет традиционные взгляды на перечень умений и навыков, необходимых для социальной адаптации. В настоящее время, на пороге информационного общества социальная значимость навыков ввода информации с помощью клавиатуры и работы с графическим интерфейсом приложений с помощью мыши возрастает, нежели социальная значимость навыка письма ручкой.

Создание и редактирование документов с помощью компьютера становится в информационном обществе социально необходимым умением (достаточно посмотреть объявления о приеме на работу). Умение работать с мультимедиа документами, создавать компьютерные презентации становится важным в информационном обществе.

Мировой и отечественный опыт указывает, что можно существенно изменить к лучшему содержание и формы учебного процесса, внедряя в образование новые информационные технологии. Современному человеку необходимо овладеть коммуникативной культурой, т.е. умениями создавать и посылать электронные письма, находить нужную информацию в Интернете или файловых архивах, участвовать в чатах и т.д.

Отсюда возникает объективная необходимость в переходе на качественно новый уровень преподавания и обучения с использованием компьютерной техники и информационных технологий в образовательной микросреде учителей-предметников

В настоящее время происходит изменение роли учителя в образовательном процессе. Постепенно основная функция учителя как источника знаний снижается. Современная задача преподавателя – направить образовательный процесс в нужное русло, дать ссылки на качественные ресурсы и проследить за пониманием аудиторией материала, помочь каждому в его освоении. Роль учителя как координатора образовательного процесса должна поддерживаться современными достижениями,среди которых – компьютерные технологии.

 В эпоху стремительных перемен приходится  постоянно совершенствоваться в каких-то новых областях. Научный и социальный прогресс быстро, кардинально изменяет условия труда и содержание деятельности учителя. Сегодня быть грамотным специалистом нельзя без изучения инновационных образовательных технологий, освоения на практике новых компьютерных программ, улучшающих течение и результаты учебно-воспитательного процесса. Эти новации помогают в решении вопросов повышения мотивации учебно-воспитательной деятельности, увеличении объема материала, изучаемого на уроке, ускорении темпов обучения, устранении временных потерь, и, разумеется, в повышении качества знаний учащихся.

 К таким инновациям я, прежде всего, отношу  информационно-коммуникационную технологию, которую изучаю и использую не один год. Компьютерная технология оказывает влияние на все сферы жизнедеятельности человека, особенно на информационную деятельность, к которой относится обучение. Использование  информационно-коммуникационных  технологий в образовании – это средство для увеличения производительности труда учителей и учащихся, рациональный способ повышения эффективности и интенсивности обучения и самообучения.  

Интерактивная доска с её демонстрационно-наглядно-интерактивными возможностями одно из средств поддержания и удержания интереса учащихся к предмету.

Основные преимущества работы с интерактивной доской системой VOTUM.

1.     Совместима с программами для всех лет обучения и всех школьных дисциплин.

2.     Повышает мотивацию учебной деятельности учащихся.

3.     Даёт возможность увеличения объёма учебного материала.

4.     Создаёт высокий темп обучения.

5.     Вызывает интерес к предмету при умелом использовании ресурсов и технических возможностей доски.

6.     Высвобождается время.

7.     Удобна при работе с большой аудиторией.

8.     Даёт возможность сохранять уроки, дополнять их; улучшает способ подачи учебного материала.

9.     Успешно применяются проблемный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, интерактивный методы обучения.

10.                 При исследовательско-поисковом методе возможно активное применение ресурсов Интернет. Интернет предоставляет много возможностей для повышения качества преподавания и создания стимулов к обучению. Однако учителю нужно быть осторожным: бесцельное скитание по обширным ресурсам Сети не имеет никакой образовательной ценности. Необходимо планировать, искать продуктивные способы применения Интернет. Большая часть материала, доступного через Интернет, не вызывает доверия, беспорядочно организована. Поэтому необходимо планирование.

11.                 Появляется возможность выхода за рамки школьной программы.

12.                 На доске можно размещать большое количество разноплановой информации, плотность которой намного выше, чем на обычной доске.

13.                 Отказ от мела и фломастера делает учебный процесс комфортнее.

14.                 Можно использовать в качестве релаксационного инструмента с помощью коллекции программ.

15.                 Стимулирует профессиональный рост учителя.

Информационные технологии оказывают как прямое, так и косвенное воздействие на личность человека, в этом убеждены все эксперты в области информатизации. В какой мере оно позитивно или негативно сегодня окончательный ответ никто не даст, так как исследования в этой области еще не завершены. Поэтому педагоги, внедряющие в учебный процесс ИКТ, не могут оставлять без внимания вопросы влияния современных технологий с использованием компьютера и Интернета на физическое, нравственное и духовное развитие учащихся. Использование компьютера в образовательных целях, безусловно, имеет  множество положительных сторон, но «сближение» детей с компьютерами может нанести непоправимый вред. Вот только некоторые факты, приведенные Будуновым Г.М. в книге «Компьютерные технологии в образовательной среде: «за» и «против»:

- компьютерное обучение формирует и развивает мозг маленьких детей намного хуже, чем самопроизвольная игра или настольные игры;

- группа ученых Ливерпульского университета выяснила, что использование компьютера слабо стимулирует развитие воображения;

- большое количество времени, проводимое за компьютером (и не всегда в «учебных» целях) приводит детей к гиподинамии, и как следствие, развитию заболеваний внутренних органов, ослаблению зрения;

- неконтролируемый рост технологии разрушает жизненные источники нашего человечества, он создает культуру без морального  фундамента и др.

Опасения Будунова Г.М. разделяет и автор учебного пособия  «Информационные технологии в образовании» Захарова И.Г.  Она отмечает снижение роли эмоциональных средств общения; элементы «очеловечивания» программ и самих компьютеров; использование компьютерного сленга, ведущее к нарушениям грамматических и речевых норм; Интернет-зависимость, синдром хакера и т.п. Психологические последствия этих явлений – социальная изоляция, существенное сужение интересов.

Возможности систем с элементами виртуальной реальности, моделирование и последующее «включение» в различные ситуации могут провоцировать аутизацию, т.е. замкнутость, отчужденность, уход от действительности. Учащиеся дома проводят большую часть свободного времени за компьютером, а мы еще и в школе окунаем их в эту среду.

Учитывая эти факты и проектируя использование ИКТ в учебно-воспитательном процессе, педагог должен проанализировать возможные воздействия на личность обучаемого, на е его психическое, нравственное и физическое состояние.

На сегодняшний день уже установлены  санитарные нормы.

Время непрерывной работы на компьютере  в течение урока, согласно санитарным «нормам», составляет для учащихся начальной школы – 10 – 15 минут, средней ступени 20 – 25 минут, старшей ступени – 30 минут. Общее суммарное время работы в день соответственно 50, 120 и 200 минут.

«ЗА»

- повышает   интерес учащихся к урокам

- позволяет быстро и объективно проверить знания учащихся

- позволяет получить мгновенный результат оценки работы

- упрощает процесс анализа работы и планирование коррекционных занятий

- развивает у учащихся внимательность, сосредоточенность

«против»

- плохое качество пультов

- некоторые учащиеся испытывают страх перед отрицательным результатом

-         не формируются навыки грамотного письма (не работает механическая память)

-           иногда некоторые учащиеся прибегают  к угадыванию

 

Система голосования VOTUM является инструментом для:

-повышения вовлеченности учеников в учебный процесс – использование на уроках графики, мультимедиа материалов повышает заинтересованность ребят;

-объективной оценки знаний учащихся – проставляя оценки по результатам тестирования в системе VOTUM, учитель опирается на баллы, полученные в результате тестирования, не принимая во внимание свое субъективное отношение к ученику;

-повышения ответственности учителя за поставленные оценки учащимся – в случае предъявления претензий к учителю со стороны самих учащихся, их родителей, руководства по поводу занижения или завышения оценок учитель может подтвердить поставленную оценку объективными данными из отчетов VOTUM;

-контроля учителей со стороны директора, завучей, руководства – в любой момент директор или завуч может посмотреть отчеты по любому классу или ученику;

-оценки эффективности и качества обучения – применяя новые методики обучения, можно проследить, насколько они эффективны, сравнивая отчеты VOTUM за разные периоды обучения;

-проведения не только контрольных и экзаменационных работ, тестирования, но и для проведения уроков – VOTUM позволяет структурировать информацию, выделять наиболее важные тезисы в изучаемом материале, помогает ученикам правильно построить свои ответы, используя слайд - презентации VOTUM;

-проведения общешкольных, районных, областных контрольных – система голосования VOTUM дает универсальное средство для оценки знаний учащихся всего региона или одной школы в режиме реального времени.

 

Новизна  внедрения современных технологий  позволит:

интенсифицировать все уровни учебно-воспитательного процесса;

рационально организовать познавательную деятельность учащихся в ходе учебного процесса для повышения качества образования;

использовать специфические свойства компьютера, позволяющие индивидуализировать учебный процесс и обратиться к принципиально новым познавательным средствам;

повысить мотивацию ученика, тем самым увеличить эффективность урока.

Используя VOTUM, учитель

повышает уровень профессиональной культуры;

снижает трудоемкость процесса контроля и консультирования;

развивает плодотворное сотрудничество с учащимися;

повышает уровень функциональной грамотности в сфере информационных технологий;

переходит от роли учителя-транслятора знаний к роли учителя-тьютора;

получает возможность самореализации и самоутверждения;

повышает авторитет среди  учащихся  и   коллег.

Система интерактивного голосования и другие средства компьютерных технологий оказывают  позитивное влияние на учащихся.

Не стоит забывать, что мультимедийное оборудование всего лишь один из инструментов в учебно-воспитательном процессе и использование интерактивной доски не обязательно на каждом этапе урока, так как каждый предмет имеет свою специфику. Правильным будет разумное сочетание всего инструментария учебно-воспитательного процесса.
Школьный урок – это всегда таинство, волшебство, это неповторимый педагогический шедевр, который возникает благодаря личности учителя, его профессиональному мастерству, а также методическому уровню и техническому оснащению занятия. Творческое и глубоко продуманное использование интерактивных образовательных систем создаёт прекрасные развивающие возможности как для детей, так и для самих учителей, обеспечивает современный уровень образовательной деятельности на уроках.

 

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА  № 4

ИМ. ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА И.С. ФОМЕНКО

 

«СОГЛАСОВАНО»

«СОГЛАСОВАНО»

«УТВЕРЖДАЮ»

Декан факультета

Зам. директора по

Директор

технологии, экономики,

УВР МОУ СОШ №4

МОУ СОШ №4

дизайна

Рыженко И.С.

Коконова Л.И.

ФГБОУ ВПО «АмГПГУ»

__________________

___________________

__________________

 

Приказ №__ от «__»________20__г.

к.и.н. Павлов П.Ю.

 

 

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

подготовки учащихся МОУ СОШ №4 к олимпиадам и конкурсам

по обществознанию

 

2012-2013 учебный год

 

 

 

 

 

Составитель:

доцент кафедры истории и юриспруденции

ФГБОУ ВПО «АмГПГУ» П.Ю.Павлов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КОМСОМОЛЬСК-НА-АМУРЕ, 2013 г.

 

Пояснительная записка

 

В соответствии с договором программа рассчитана на 20 часов аудиторных занятий в период с октября 2012 по май 2013 г. из расчета 2 часа в неделю.

Уровень программы – углубленный,  предназначенный для подготовки одаренных учащихся школы к конкурсам и олимпиадам различных уровней.

Программа по обществознанию составлена на основе Государственного стандарта среднего (полного) общего образования для профильного уровня, с учетом авторской программы Л. Н. Боголюбова по школьному курсу обществознания для профильных классов (Программы общеобразовательных учреждений. Обществознание. 6-11 классы. – М., Просвещение, 2011)

Содержание обществоведческого образования на профильном уровне представляет собой комплекс знаний, отражающих следующие объекты изучения: общество, человек в обществе, познание, социальные отношения, политика, культура. Все означенные компоненты содержания взаимосвязаны, ограниченное количество часов отводимых на подготовку учащихся не позволяет охватить все сферы.

В данном курсе представлены лишь некоторые элементы объектов изучения, а программа учитывает, что в ходе учебного процесса учащиеся освоили разделы входящие в курс «Обществознание».

Содержательными компонентами курса являются: умения, компетентности, гуманистические и демократические ценности. Освоение содержания программы осуществляется с опорой на учебные курсы: право, история, география, биология и др.

Цели и задачи курса:

1. Освоение системы знаний необходимых для успешного участия в конкурсах и олимпиадах.

2. Овладение умениями получения и осмысления информации, систематизации полученных данных. Освоение способов познавательной и  практической деятельности.

3. Формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения конкурсных задач в области обществознания.

4. Развитие личности учащегося, ее духовной культуры.

Нормативно-правовые документы, на основании которых разработана программа:

• Стандарт среднего полного общего образования по обществознанию. Профильный уровень.

• Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 27 декабря 2011 г. № 2885 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2012/2013 учебный год».

• Программы общеобразовательных учреждений. Обществознание. 6-11 классы. – М., Просвещение, 2011

• Учебный план МОУ СОШ № 4 на 2012/13  учебный год

Успешность учебного процесса зависит и от формы организации учебно-познавательной деятельности учащихся. При организации учебного занятия по курсу сделана ставка на групповую форму деятельности, которая позволяют учитывать индивидуальные особенности учащихся, осуществлять дифференцированный подход в обучении. В процессе обучения создается атмосфера взаимной ответственности, внимательности и  интереса.

Виды и формы контроля за учебным процессом обусловлены спецификой курса, система контроля подразумевает диагностику эффективности организации учебной деятельности, для чего используются текущий контроль (устный опрос, тесты) и итоговый (реферат, эссе, презентация).

Учебно-методическом комплекте для обучающихся включает в себя:

Боголюбов Л.Н. Обществознание. 10 класс. Практикум. Профильный уровень. – М., Просвещение, 2012.

Боголюбов Л.Н. Обществознание. 11 класс. Практикум. Профильный уровень. – М., Просвещение, 2011.

Боголюбов Л.Н. Обществознание. 11 класс. Учебник (профильный уровень). – М., Просвещение, 2012.

Боголюбов Л.Н. Обществознание: профильный уровень: учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений. – М., Просвещение, 2012.

Буйволова И.Ю. Обществознание. 11 класс. Технологические карты уроков по учебнику Л.Н. Боголюбова. – М., Учитель, 2013.

Буйволова И.Ю., Кашлева Н.В., Черноиванова Н.Н. CD-ROM. Обществознание. 10-11 классы. Рабочие программы и системы уроков по учебникам под редакцией Л.Н. Боголюбова. – М., Учитель, 2013.

Сорокина Е.Н. Поурочные разработки по обществознанию. Профильный уровень. 11 класс (к УМК Боголюбова). – М., Вако, 2013.

 

Учебно-тематический план

Лекционные занятия. Наименование тем, их содержание, объём в часах

 

п/п

Тема лекции

Кол-во

часов

1.

Человек и общество в философских учениях ХХ – ХХI вв.

4

2.

Современные теории глобального мироустройства

2

3.

Теории происхождения человека и общества

2

4.

Исторический процесс

2

5.

Деятельность как способ существования людей

1

6.

Проблема познаваемости мира

2

7.

Личность и межличностные отношения

1

8.

Социальные проблемы современного общества

2

9.

Политическая система общества

2

10.

Религия: история и современность

2

 

Содержание тем учебного курса

 

Содержательные линии рабочей программы по обществознанию, составлены в соответствии с требованиями  федеральных государственных образовательных стандартов и отражают некоторые ведущие и социально-значимые проблемы обществоведческих наук и практики в данных областях знаний.

 

Человек и общество в философских учениях ХХ – ХХI вв.

Возникновение философии, различия мифологического и философского познания. Философия Древней Греции: Анаксимен, Анаксимандр, Гераклит, Зенон, Демокрит, Сократ. Платон и Аристотель об устройстве общества.

Ш.Монтескье, Ж-Ж.Руссо о сущности общества и общественном договоре. Идея естественного состояния в трудах Гоббса и Локка. Общество и государство в трудах Спинозы.

Проекты справедливого устройства общества во взглядах социалистов-утопистов. Трудовая теория А. Смита. Закон народонаселения Т. Мальтуса.

Становление социологии. О.Конт. Г. Спенсер.

Теоретические взгляды Г. Гегеля. Диалектика..

К.Маркс и Ф.Энгельс – предпосылки возникновения марксизма. Исторический материализм.

 

Современные теории глобального мироустройства

Марксизм как учение и как практика альтернативной глобализации. Современный марксизм.

И. Валлерстайн: теория мира как единой системы.

Ф. Фукуяма: теория триумфа либерализма.

С. Хантингтон: теория единства челове­чества через «столкновение циви­лизаций».

 

Теории происхождения человека и общества

Происхождение человека, как биологического вида. Теории происхождения человека: эволюционная, креационизм, теория внешнего вмешательства, теория пространственных аномалий.

Стадии эволюции человека: австралопитек, питекантроп, палеантроп, неоантроп. Вопрос о прародине человека.

Происхождение общества.

 

Исторический процесс

Типы социальной динамики и факторы изменения социума. Роль народа в историческом процессе. Социальные группы и общественные объединения. Роль личности в истории.

Теория локальных цивилизаций. Теория общественно-экономических формаций. Теория постиндустриального общества.

 

Деятельность как способ существования людей

Сущность и структура деятельности человека. Деятельность как способ человеческого бытия. Деятельность человека и поведение животных.

Потребности человека, интересы и мотивы деятельности. Виды деятельности.

Труд как вид человеческой деятельности. Политическая деятельность.

 

Проблема познаваемости мира

Познаваемость мира как философская проблема. Познание как деятельность. Чувственное познание. Сущность и формы рационального познания. Способы познавательных деятельностей. Познание в жизни человека и общества. Интуиция, как способ познания.

Объективность истины. Критерии истины. Абсолютная и относительная истина. Истина и заблуждение. Многообразие путей познания мира

 

Личность и межличностные отношения

Структура личности. Периодизация развития личности. Структура направленности личности. Общение как обмен информацией. Межличностная совместимость. Положение личности в группе. Семья как малая группа. Неформальные группы. Конфликт в межличностных отношениях. Социальные проблемы современного общества

 

Политическая система общества

Политическая система, ее структура и функции. Политический режим.

Государство в политической системе. Основные направления политики государства.

Демократия и ее современные проблемы. Парламентаризм. Избирательная система в России. Избирательные технологии.

Человек в политической жизни. Общественный контроль за деятельностью институтов власти.

Политическая идеология. Политические партии и движения. Типология политических партий. Становление многопартийности в России.

Политические элиты. Типология элит. Причины политических конфликтов и пути их урегулирования.

Место и роль СМИ в политической жизни.

Особенности политического процесса в современной России.

 

Религия: история и современность

 Роль религии в жизни общества. Религия как одна из форм культуры. Мировые религии. Принцип свободы совести. Религия в современном мире. Межконфессиональные отношения, религиозный радикализм. 

 

 

 

 

Учебно-методическое обеспечение

Основная учебная литература

Боголюбов Л.Н. Обществознание: профильный уровень: учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений. – М., Просвещение, 2012.

Боголюбов Л.Н. Обществознание. 11 класс. Учебник (профильный уровень). – М., Просвещение, 2012.

Ионин Л.Г. Обществознание. 10 класс. Человек в глобальном мире. Учебник. – М., Просвещение, 2009.

Поляков Л.В. Обществознание: Глобальный мир в XXI веке. Учебник. 11 класс. – М., Просвещение, 2009.

 

Дополнительная учебная литература

Боголюбов Л.Н. Обществознание. 10 класс. Практикум. Профильный уровень. – М., Просвещение, 2012.

Боголюбов Л.Н. Обществознание. 11 класс. Практикум. Профильный уровень. – М., Просвещение, 2011.

Буйволова И.Ю. Обществознание. 11 класс. Технологические карты уроков по учебнику Л.Н. Боголюбова. – М., Учитель, 2013.

Буйволова И.Ю., Кашлева Н.В., Черноиванова Н.Н. CD-ROM. Обществознание. 10-11 классы. Рабочие программы и системы уроков по учебникам под редакцией Л.Н. Боголюбова. – М., Учитель, 2013.

Сорокина Е.Н. Поурочные разработки по обществознанию. Профильный уровень. 11 класс (к УМК Боголюбова). – М., Вако, 2013.

 

 

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА  № 4

ИМ. ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА И.С. ФОМЕНКО

 

«СОГЛАСОВАНО»

«СОГЛАСОВАНО»

«УТВЕРЖДАЮ»

Декан факультета

Зам. директора по

Директор

технологии, экономики,

УВР МОУ СОШ №4

МОУ СОШ №4

дизайна

Рыженко И.С.

Коконова Л.И.

ФГБОУ ВПО «АмГПГУ»

__________________

___________________

__________________

 

Приказ №__ от «__»________20__г.

к.и.н. Павлов П.Ю.

 

 

 

 

 

 

 

ПРОГРАММА

методического сопровождения учителей МОУ СОШ №4

в подготовке школьников к олимпиадам и конкурсам

по обществознанию и праву

 

2012-2013 учебный год

 

 

 

 

Составитель:

доцент кафедры истории и юриспруденции

ФГБОУ ВПО «АмГПГУ» П.Ю.Павлов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КОМСОМОЛЬСК-НА-АМУРЕ, 2013 г.

Пояснительная записка

 

В соответствии с договором программа рассчитана на 20 часов аудиторных занятий в период с октября 2012 г. по май 2013 г. из расчета 2 часа в неделю.

Программа предназначена для учителей МОУ СОШ № 4 осуществляющих преподавание курсов обществознания и права с целью оказания методической помощи при подготовке школьников к конкурсам и олимпиадам различных уровней.

Программа сопровождения составлена с учетом Государственного стандарта среднего (полного) общего образования для профильного уровня, с учетом методического опыта преподавателей факультета технологии, экономики, дизайна.

Содержательными компонентами курса являются: умения, компетентности, гуманистические и демократические ценности. Освоение содержания программы осуществляется с опорой на учебные курсы: право, история, обществознание.

Цели и задачи курса:

передача опыта учителям права и обществознания СОШ № 4 в подготовке школьников к участию в олимпиадах и иных конкурсах по праву и обществознанию.

1. Освоение системы знаний необходимых для успешной организации  участия школьников в конкурсах и олимпиадах.

2. Овладение умениями получения и осмысления информации, систематизации полученных данных.

3. Углубить теоретическую подготовку учителем по праву и обществознанию.

4. Познакомится с современными актуальными проблемами в области обществознания и права.

5. Формирование опыта применения полученных знаний и умений для подготовки учащихся к решению конкурсных задач в области обществознания и права.

 

Нормативно-правовые документы, на основании которых разработана программа:

• Стандарт среднего полного общего образования по обществознанию. Профильный уровень.

• Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 27 декабря 2011 г. № 2885 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2012/2013 учебный год».

• Программы общеобразовательных учреждений.

• Учебный план МОУ СОШ № 4 на 2012/13  учебный год

При организации занятий по курсу сопровождения сделана ставка на групповую форму деятельности, когда в процессе обучения создается атмосфера взаимной ответственности, внимательности и  интереса.

 

Учебно-тематический план

Лекционные занятия. Наименование тем, их содержание, объём в часах

 

п/п

Раздел, тема лекции

Кол-во

часов

Раздел 1. Методика организации работы по подготовке школьников к олимпиадам и конкурсам по обществознанию и праву

1.1.

Конкурсы и олимпиада по обществознанию и праву в школьном учебно-воспитательном процессе

2

1.2.

Всероссийские олимпиады по обществознанию и праву

2

1.3.

Отбор школьников для подготовки к олимпиадам и конкурсам

2

1.4.

Виды и формы подготовки школьников к творческим конкурсам и олимпиадам

2

1.5.

Особенности применения учебных программ и составление календарно-тематического планирования при работе с одаренными детьми

2

1.6.

Методика организации работы с одаренными учащимися при освоении теоретического материала

3

1.7.

Методика организации практической работы с одаренными

школьниками при подготовке к олимпиадам

3

Раздел 2. Актуальные проблемы обществознания и права

2.1.

Обществознание в современной школе

2

2.2.

Право в современной школе

2

 

Содержание тем учебного курса

Содержательные линии программы сопровождения учителей  обществознания и права, составлена в соответствии с требованиями  федеральных государственных образовательных стандартов.

 

Раздел 1. Методика организации работы по подготовке школьников к олимпиадам и конкурсам по обществознанию и праву

 

Конкурсы и олимпиада по обществознанию и праву в школьном учебно-воспитательном процессе

Олимпиада – как средство поиска одаренных школьников, развития интереса к научно-исследовательской деятельности, создания условий для реализации предметных  способностей, а также пространство плодотворного общения.

 

Всероссийские олимпиады по обществознанию и праву

История олимпиадного движения в области обществознания и права.

Уровни и этапы олимпиады. Специфика школьного, регионального и всероссийского этапов.

 

Отбор школьников для подготовки к олимпиадам и конкурсам

Методика выявления наиболее подготовленных, одаренных, заинтересованных школьников в процессе наблюдений на уроках, при анализе предметной успеваемости, оценке способностей.

 

Виды и формы подготовки школьников к творческим конкурсам и олимпиадам

Теоретическая и методологическая база обществоведческих наук. Виды подготовки. Основные формы организации подготовительных мероприятий: лекционные занятия, место и роль практических занятий. Кружковая и индивидуальная работа.

 

Особенности применения учебных программ и составление календарно-тематического планирования при работе с одаренными детьми

Основные принципы отбора материала и составления планирования. Факторы, влияющие на содержание программы. Учет разноуровневых возможностей и интересов учащихся одного класса. 

 

Методика организации работы с одаренными учащимися при освоении теоретического материала

Лекция – основная форма подачи теоретического материала при работе с одаренными школьниками. Виды лекций и их специфика. Методика использования ресурсов сети Интернет.

 

Методика организации практической работы с одаренными

школьниками при подготовке к олимпиадам

Форма и порядок проведения олимпиад по праву обществознанию. Материально-техническое обеспечение. Общие положения и принципы формирования олимпиадных заданий. Типы олимпиадных заданий, тематика практических занятий. Проверка и система оценивания. Апелляция.

 

Раздел 2. Актуальные проблемы обществознания и права

 

Обществознание в современной школе

Проблемы методологии обществознания. Парадигмы обществознания: философская, научная, «проблемная». Проблема социального в классическом и постклассическом обществознании. Антиредукционизм как мировоззренческая и методологическая ориентация.

Междисциплинарность в школьном курсе «Обществознание» Образование в информационном обществе. Особенности процессов социализации. Актуальные проблемы экономической сфера жизни общества и способы ее изучения. Проблемы современной культуры и их освещение в рамках курса обществознания.

 

Право в современной школе

Проблемы методологии правоведения. Соотношение «стандартов» и «свободы преподавания» при изучении права. Проблема приоритетов преподавания: нормативизм или ценностный подход.

Основные принципы преподавания права в школе: единства правового обучения и воспитания, научности и доступности правового образования, связи с жизнью и личным опытом, юридической точности правовых знаний и обеспечения межпредметных связей.

Гражданское и уголовное право в современной школе.

Школьные учебники по праву: положительное и отрицательное.

 

Учебно-методическое обеспечение

Основная учебная литература

Боголюбов Л.Н. Обществознание. 11 класс. Учебник (профильный уровень). – М., Просвещение, 2012.

Боголюбов Л.Н. Обществознание: профильный уровень: учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений. – М., Просвещение, 2012.

Воронцов А.В., Романов К.С., Баранов П.А. / Под ред. Бордовского Г.А. Право. 10-11 классы: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. Профильный уровень. – М., 2012.

Ионин Л.Г. Обществознание. 10 класс. Человек в глобальном мире. Учебник. – М., Просвещение, 2009.

Кашанина Т.В., Кашанин А.В. Право (профильный уровень). 10-11 класс. В 2 книгах. – М., 2011.

Никитин А.Ф. Основы права. 10-11 кл. :учебник для общеобразоват. учреждений.Профильный уровень. – М., 2011.

Певцова Е.А.  Право (базовый и профильный уровни). 10 класс. – М., 2012.

Певцова Е.А.  Право (базовый и профильный уровни). 11 класс. – М., 2012.

Поляков Л.В. Обществознание: Глобальный мир в XXI веке. Учебник. 11 класс. – М., Просвещение, 2009.

Дополнительная учебная литература

Боголюбов Л.Н. Обществознание. 10 класс. Практикум. Профильный уровень. – М., Просвещение, 2012.

Боголюбов Л.Н. Обществознание. 11 класс. Практикум. Профильный уровень. – М., Просвещение, 2011.

Буйволова И.Ю. Обществознание. 11 класс. Технологические карты уроков по учебнику Л.Н. Боголюбова. – М., Учитель, 2013.

Буйволова И.Ю., Кашлева Н.В., Черноиванова Н.Н. CD-ROM. Обществознание. 10-11 классы. Рабочие программы и системы уроков по учебникам под редакцией Л.Н. Боголюбова. – М., Учитель, 2013.

Никитин А.Ф. Основы государства и права. 10-11 класс. – М., 2011.

Право. 10 класс. Профильный уровень: учебник для общеобразовательных учреждений / Л.Н. Боголюбов и др.; под ред. Л.Н. Боголюбова, Е.А. Лукашевой, А.И. Матвеева. – М., 2011.

Право. 11 класс. Профильный уровень: учебник для общеобразовательных учреждений / [А. И. Матвеев [и др.]]. ; под ред. Л. Н. Боголюбова, Т. Е. Абовой, А. И, Матвеева. – М., 2012.

Право. П.А. Баранов, А. В. Воронцов, К.С. Романов. Учебник 10-11 кл. Профильный уровень. – М., 2011.

Сорокина Е.Н. Поурочные разработки по обществознанию. Профильный уровень. 11 класс (к УМК Боголюбова). – М., Вако, 2013.

 

 

Интернет-ресурсы

www.gov.ru   – Сервер органов государственной власти РФ.

www.kremlin.ru – Официальный сайт Президента РФ.

www.encyclopedia.ru/internet/bryue.html – Большая юридическая энциклопедия.

www.allpravo.ru «Все о праве» – компас в мире юриспруденции.

www.echr-hase.ru – Информационная система по правам человека и Европейскому суду.

www.ecsocman.edu.ru  – Федеральный образовательный портал

www.websib.ru/noos/economy/ Экономика и право: Материалы Новосибирской открытой образовательной сети.

 

Перечень методических материалов готовящихся коллективом школы к публикации в 2013/2014 учебном году

 

Нормативные документы:

1.     Программа развития школы;

2.     Положение о порядке формировании портфолио профессиональных достижений педагогов МОУ СОШ № 4;

3.     Положение о школьной научно-практическое конференции научного общества учащихся «Эрудит»;

4.     Образец договора о сотрудничестве между ОУ и ВУЗом;

 

Программы:

1.     Авторская программа Подлесных Е. М., педагога дополнительного образования, «Наш Хабаровский край» - 1й год обучения;

2.      Авторская программа Подлесных Е. М., педагога дополнительного образования «Коренные жители Хабаровского края» - 2 год обучения,

3.     Авторская программа Подлесных Е. М., педагога дополнительного образования «Первооткрыватели и исследователи Хабаровского края» - 3 год обучения;

4.     Авторская программа элективного курса по биологии и экологии Власовой Т. А., учителя биологии «Природные сообщества вокруг нас»;

5.     Программа курса для учителей физики по работе с учащимися, демонстрирующими повышенные способности к учению. Составитель Гринкргу М. С., кандидат технических наук, доцент КнАГТУ;

6.     Программа курса для учащихся по подготовке к участию в олимпиадном и конкурсном движении (физика). Составитель Гринкргу М. С., кандидат технических наук, доцент КнАГТУ;

7.      Программа курса для учителей ОО «Обществознание» по работе с учащимися, демонстрирующими повышенные способности к учению. Составитель Павов П. Ю., кандидат исторических наук, доцент, декан ФТЭД АмГПГУ;

8.     Программа курса для учащихся по подготовке к участию в олимпиадном и конкурсном движении (история). Составитель Павов П. Ю., кандидат исторических наук, доцент, декан ФТЭД АмГПГУ;

9.     Программа курса для учащихся по подготовке к участию в олимпиадном и конкурсном движении (право). Составитель Павов П. Ю., кандидат исторических наук, доцент, декан ФТЭД АмГПГУ;

10.           Программа курса для учителей ЕНЦ по работе с учащимися, демонстрирующими повышенные способности к учению. Составитель Мутин В. А., доктор биологических наук, доцент АмГПГУ;

11.           Программа курса для учащихся по подготовке к участию в олимпиадном и конкурсном движении (биология). Составитель Мутин В. А., доктор биологических наук, доцент АмГПГУ;

12.           Программа курса для учителей технологии по работе с учащимися, демонстрирующими повышенные способности к учению. Составитель Иваненко В. Ф., кандидат технических наук, доцент АмГПГУ;

13.           Программа курса для учащихся по подготовке к участию в олимпиадном и конкурсном движении (технологии). Составитель Иваненко В. Ф., кандидат технических наук, доцент АмГПГУ;

 

Методические сборники, рабочие тетради

1.     Сборник методических материалов команды «Неравнодушные сердца» по работе в рамках проекта «Тимуровцы информационного общества»;

2.     Рабочая тетрадь «УМК живая математика как инструмент работы с одаренными учащимися»;

3.     Рабочая тетрадь «Интеграция общего и дополнительного образования учащихся как эффективная форма педагогического сопровождения одаренных учащихся». Составитель Кириленко Т. Л., учитель начальных классов; Слесарева Т. Э., директор ЭБЦ;

4.     Рабочая тетрадь «Дистанционные технологии обучения как инструмент работы с учащимися демонстрирующих повышенные способности к изучению математики». Составитель Нажалова Н. И., учитель математики;

5.     Рабочая тетрадь «Практическая работа педагога в рамках курса «Основы проектной деятельности учащихся» Г. Б. Голуб». Составитель Власова Т. А., учитель биологии;

6.     Рабочая тетрадь «Исследовательская деятельность младших школьников как эффективный способ познания окружающего мира через средства музейной педагогики». Составители Акименко В. И., учитель начальных классво; Подлесных Е. М., руководитель школьного музея «Антей»;

7.     Рабочая тетрадь «Цифровая лаборатория как инструмент исследовательской деятельности учащихся». Составитель Тихонова А. А., учитель физики.

 

Опубликовано на портале "Сеть творческих учителей"

Учитель информатики Рыбалка Н.М.

МОУ СОШ № 4 Хабаровский край.  г. Комсомольск  - на - Амуре 2011 год

 

Интернет - конференция

"Непрерывное повышение профессиональной компетентности педагога через сетевое взаимодействие"

 

Развитие творческой активности и формирование познавательного интереса учащихся через организацию проектной деятельности на уроках информатики

 

Ориентируясь на глобальные цели системы образования и учитывая специфику преподаваемого мною предмета определяю для себя

цель организации проектной деятельности:

подготовить выпускников, владеющих современными технологиями и в силу этого способных адаптироваться к быстро меняющемуся миру.

Исходя из этой цели, ставлю перед собой

задачи:

  • способствовать развитию творческой активности и формированию познавательного интереса учащихся;
  • научить учащихся оперативно осуществлять поиск информации, производить её структурирование, находить оптимальный алгоритм обработки;
  • создать условия для формирования у учащихся адекватной самооценки;
  • способствовать формированию коммуникабельности, умения работать в команде.

Реализация этих задач невозможна без использования эффективных педагогических технологий. Я для себя выбрала  проектную технологию, которая позволяет сформировать следующие компетенции:

Ø    информационную - способность грамотно выполнять действия с информацией;

Ø    коммуникативную - способность вступать в общение с целью быть понятым;

Ø    социальную - способность действовать в социуме с учетом позиций других людей;

Ø    предметную - способность применять полученные знания на практике.

Сущность метода проектов

Результатом работы учителя становится активная, творческая деятельность обучающегося, далекая от простой репродукции.  Метод проектов как раз и позволяет организовать такую деятельность.

Преимущество метода проектов в том, что он может быть как групповым, так и индивидуальным; проектирование позволяет увидеть самостоятельность и творческую активность учащихся в познании и его можно использовать в любом возрасте. Проект с точки зрения учащегося - это возможность делать что-то интересное в группе или самому, максимально используя свои возможности. Работа над проектом позволяет ребенку проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат.

Создание проектов на уроке и во внеурочной деятельности встречает горячий отклик со стороны учащихся, для большинства из них это наиболее привлекательный вид учебной деятельности.

А я как учитель, получаю не только удовлетворение от этой работы с учениками, но и пополняю свою методическою копилку ЦОРов. Затем  использую данные информационные ресурсы во время объяснения нового материала в качестве презентаций к лекциям; для быстрого и своевременного контроля знаний, для организации самостоятельной работы учащихся; для развития любознательности.

Основные требованиях к использованию метода проектов:

Ø    Наличие значимой в творческом плане проблемы, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения.

Ø    Практическая, познавательная значимость предполагаемых результатов.

Ø    Самостоятельная деятельность учащихся.

Ø    Структурирование содержательной части проекта.

Ø    Использование исследовательских методов;

Ø    обсуждение методов исследования;

Ø    обсуждение способов оформление конечных результатов;

Ø    сбор, систематизация и анализ полученных данных;

Ø    подведение итогов, оформление результатов, их презентация.

Метод проектов на уроках базового курса  информатики

Проектная деятельность учащихся на уроках базового курса  информатики не может выйти за пределы имеющихся у него знаний и перед началом работы он должен эти знания получить. «Уместить» метод проектов в классно-урочную систему является трудной задачей.

Источников два - это интенсификация учебного процесса и проведение в форме проектов повторения или обобщения пройденного материала. Проекты при этом могут быть небольшие (на один урок) и более длительные, часто рассчитанные на расширение образовательной деятельности в виде самообразования в рамках самостоятельной работы дома или в школе.

Проектная работа не должна  отвлекать учащихся от прохождения программного материала, решения необходимого круга практических задач, а также не должна приводить к значительному увеличению учебной нагрузки.

У меня сложилась следующая система. Сначала даю базовые теоретические знания, которые нацелены на всеобщее понимание. Затем мы переходим к практическим занятиям, содержание которых соответствует итоговой системе знаний и умений учащихся по базовому курсу информатика. После этого переходим к выполнению проектов, направленных на применение полученных знаний в нетрадиционных ситуациях, желательно имеющих практическое значение.

В ходе выполнения проекта учащиеся вовлекаются в процесс систематизации информации, получаемой из внешних источников. У них формируется потребность к самообразованию, актуализируется творческое начало и индивидуальность каждого.

Использование метода проектов в старших классах

Приёмы организации проектной деятельности  в старших классах остаются прежними. Но, по сравнению с базовым курсом, для учителя и учащихся появляются дополнительные возможности использования метода проектов.

А именно:

o   большинство учащихся уже имеют навыки работы на ПК;

o   изучение предметов становится более целенаправленным, нередко приобретая элементы предпрофессиональной деятельности;

o   формируется круг учащихся, предполагающих связать своё дальнейшее обучение с информатикой;

o   в силу своих возрастных особенностей, учащиеся старших классов более расположены к исследовательской и самостоятельной деятельности.

o   учащиеся старших классов склонны искать в преподавателе старшего друга, советчика, а не человека, обязанного обучать и контролировать. Все эти причины определяют необходимость формирования новой среды обучения и общения. И, конечно, опять незаменимым помощником является метод проектов. Проектная деятельность становится ведущей на уроках информационного цикла в старших классах. Но рассчитывать на её успешность можно тогда, когда удается построить работу на значимом для учеников материале.

При изучении темы «Исследование информационных моделей с использованием системы программирования Visual Basic» в 2008-2009 учебном году учащимися 11класса была создана целая серия проектов, в которых реализованы межпредметные связи.

Все эти проекты были созданы для обобщающего  урока, который провели в форме  научно - практической  конференции.

Участники творческой группы, представляли свои проекты в форме презентации. Остальные выступали в роли жюри и осуществляли оценивание результатов творческой деятельности по предложенным критериям.

После успешного проведения урока - конференции в классе мы приняли участие во Всероссийском конкурсе  «Мультимедиа урок в современной школе».

Работа над проектом повышает интерес школьников к предмету, побуждает к самостоятельной работе на уроке и дома, к постоянному поиску нового. Ребенок познает окружающую действительность, фантазирует, у него появляется возможность раскрыться и выразиться творчески. В конечном итоге учащиеся видят область применения знаний и навыков, полученных на уроках информатики, что подготавливает их к дальнейшей практической деятельности, помогает осуществить профессиональный выбор.

Использование метода проектов для  осуществления межпредметных связей

Широкое использование в учебном процессе метода проектов является благотворной почвой для осуществления межпредметных связей.

На основании межпредметных связей дисциплин школьного курса видно, что информатика носит надпредметный характер, имеет наибольшее число содержательных и методических пересечений с другими дисциплинами.

На уроках истории, биологии, английского языка и многих других иногда ощущается дефицит дополнительной информации, и мультимедийных ресурсов. Поэтому педагоги предлагают учащимся подготовить проекты по определенным темам.

Учащимся информацию приходится собирать по крупицам по различным немногочисленным источникам. И чаще всего они обращаются за помощью ко мне - учителю информатики. Вот здесь то и приходит на помощь метод проектов, который позволяет вместе с ребятами создавать мультимедийные пособия и одновременно осваивать способы поиска информации в Интернете. На факультативных и кружковых занятиях учениками было создано немало мультимедийных проектов, которые с успехом используются на уроках истории, географии, ИЗО, физики и других предметах, а так же во внеклассной работе.

Некоторые проекты заняли призовые места на различных  конкурсах.

Краевой конкурс презентаций и веб-сайтов посвященный 64-й годовщине Победе советского народа в Великой Отечественной войне  - 1 место Тимофеев Георгий 5Б класс.

Сетевые проекты

Актуальность проектной деятельности видится так же при участии в сетевых проектах. Это наиболее современная, поисково - исследовательская работа, с использованием различных источников: встреч со специалистами, использование компьютерных ресурсов, фондов музея, архива, библиотек, создание рекламных роликов, видеофильмов, размещение информации в Интернете и т.д.

Наиболее важным, на мой взгляд, является тот момент, что бы все, что предлагается, было интересно детям, основным участникам и реализаторам проекта.

Работая в сетевом проекте, учащиеся все полученные теоретические знания проверяют на себе. Моделируют  различные ситуации, возникающие в сетевых проектах, учатся  формировать мини-группы, работать в команде, участники которой находятся далеко друг от друга,  оценивать  проекты коллективно и индивидуально.  Наконец, каждый из участников сетевого проекта разрабатывает свой собственный проект и получает его предварительную оценку и предложения по улучшению от остальных участников.

При участии в сетевых проектах ребёнок наиболее ярко проявляет свои способности, раскрывает своё мироощущение, открывает для себя что-то новое. В то же время, богатые возможности современного ПО позволяют подходить к работе творчески и нестандартно.

В 2009 г вместе с  учащимися 8Б класса участвовали в краевом семинаре-конкурсе "Цифровые каникулы-2009" и во Всероссийском марафоне «Если с другом вышел в сеть».  Как дружно, творчески и с каким энтузиазмом создавали они свои проекты. А я своих учеников увидела совсем с другой стороны, и еще с большим уважением стала относится к ним.

С каким нетерпением все участники ждали результатов! И дождались. Заняли 5 призовое место в марафоне «Если с другом вышел в сеть». Получили грамоты и по две фирменные футболки с эмблемами Опен класс, и 1С образование. После этого - готовы участвовать в любых конкурсах. Так что сетевые проекты формируют не только познавательный интерес, но и развивают творческую активность учащихся.

 

 

Использование метода проектов при защите рефератов на экзаменах

Многие учащиеся нашей школы выбирают по информатике экзамен в форме защиты реферата, выполненного в виде творческого компьютерного проекта. В начале учебного года перед учащимися ставится проблема - создание проекта по выбранной теме.

При выполнении проекта учащиеся работают равномерно в течение учебного года.

В рамках этих экзаменационных работ от них  требуется подготовить проекты в программе PowerPoint, или создать сайты, достаточно полно раскрывающие выбранную тему содержащие интересные сведения в рамках этой темы, показать информатику как научную область.

Главным результатом работы над экзаменационными проектами  считаю формирование положительной мотивации обучения, желания осуществить самостоятельный поиск в решении проблемы, а так же воспитание у учащихся потребности пополнять свои знания постоянно и развивать умения, позволяющие в море окружающей информации находить наиболее ценную.

Вывод

Анализируя работы учащихся, отражающие преимущества использования метода проектов в достижении качественно нового уровня обучения и воспитания, я пришла к выводу о продолжении его использования и в новом учебном году - такова не сила притяжения этого метода, а возможности, которые позволяют развивать творческую активность и познавательный интерес школьников.