МОУ СОШ №4

МОУ СОШ №4

Опубликовано на портале "Сеть творческих учителей"

Учитель информатики Рыбалка Н.М.

МОУ СОШ № 4 Хабаровский край.  г. Комсомольск  - на - Амуре 2011 год

 

Интернет - конференция

"Непрерывное повышение профессиональной компетентности педагога через сетевое взаимодействие"

 

Развитие творческой активности и формирование познавательного интереса учащихся через организацию проектной деятельности на уроках информатики

 

Ориентируясь на глобальные цели системы образования и учитывая специфику преподаваемого мною предмета определяю для себя

цель организации проектной деятельности:

подготовить выпускников, владеющих современными технологиями и в силу этого способных адаптироваться к быстро меняющемуся миру.

Исходя из этой цели, ставлю перед собой

задачи:

  • способствовать развитию творческой активности и формированию познавательного интереса учащихся;
  • научить учащихся оперативно осуществлять поиск информации, производить её структурирование, находить оптимальный алгоритм обработки;
  • создать условия для формирования у учащихся адекватной самооценки;
  • способствовать формированию коммуникабельности, умения работать в команде.

Реализация этих задач невозможна без использования эффективных педагогических технологий. Я для себя выбрала  проектную технологию, которая позволяет сформировать следующие компетенции:

Ø    информационную - способность грамотно выполнять действия с информацией;

Ø    коммуникативную - способность вступать в общение с целью быть понятым;

Ø    социальную - способность действовать в социуме с учетом позиций других людей;

Ø    предметную - способность применять полученные знания на практике.

Сущность метода проектов

Результатом работы учителя становится активная, творческая деятельность обучающегося, далекая от простой репродукции.  Метод проектов как раз и позволяет организовать такую деятельность.

Преимущество метода проектов в том, что он может быть как групповым, так и индивидуальным; проектирование позволяет увидеть самостоятельность и творческую активность учащихся в познании и его можно использовать в любом возрасте. Проект с точки зрения учащегося - это возможность делать что-то интересное в группе или самому, максимально используя свои возможности. Работа над проектом позволяет ребенку проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат.

Создание проектов на уроке и во внеурочной деятельности встречает горячий отклик со стороны учащихся, для большинства из них это наиболее привлекательный вид учебной деятельности.

А я как учитель, получаю не только удовлетворение от этой работы с учениками, но и пополняю свою методическою копилку ЦОРов. Затем  использую данные информационные ресурсы во время объяснения нового материала в качестве презентаций к лекциям; для быстрого и своевременного контроля знаний, для организации самостоятельной работы учащихся; для развития любознательности.

Основные требованиях к использованию метода проектов:

Ø    Наличие значимой в творческом плане проблемы, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения.

Ø    Практическая, познавательная значимость предполагаемых результатов.

Ø    Самостоятельная деятельность учащихся.

Ø    Структурирование содержательной части проекта.

Ø    Использование исследовательских методов;

Ø    обсуждение методов исследования;

Ø    обсуждение способов оформление конечных результатов;

Ø    сбор, систематизация и анализ полученных данных;

Ø    подведение итогов, оформление результатов, их презентация.

Метод проектов на уроках базового курса  информатики

Проектная деятельность учащихся на уроках базового курса  информатики не может выйти за пределы имеющихся у него знаний и перед началом работы он должен эти знания получить. «Уместить» метод проектов в классно-урочную систему является трудной задачей.

Источников два - это интенсификация учебного процесса и проведение в форме проектов повторения или обобщения пройденного материала. Проекты при этом могут быть небольшие (на один урок) и более длительные, часто рассчитанные на расширение образовательной деятельности в виде самообразования в рамках самостоятельной работы дома или в школе.

Проектная работа не должна  отвлекать учащихся от прохождения программного материала, решения необходимого круга практических задач, а также не должна приводить к значительному увеличению учебной нагрузки.

У меня сложилась следующая система. Сначала даю базовые теоретические знания, которые нацелены на всеобщее понимание. Затем мы переходим к практическим занятиям, содержание которых соответствует итоговой системе знаний и умений учащихся по базовому курсу информатика. После этого переходим к выполнению проектов, направленных на применение полученных знаний в нетрадиционных ситуациях, желательно имеющих практическое значение.

В ходе выполнения проекта учащиеся вовлекаются в процесс систематизации информации, получаемой из внешних источников. У них формируется потребность к самообразованию, актуализируется творческое начало и индивидуальность каждого.

Использование метода проектов в старших классах

Приёмы организации проектной деятельности  в старших классах остаются прежними. Но, по сравнению с базовым курсом, для учителя и учащихся появляются дополнительные возможности использования метода проектов.

А именно:

o   большинство учащихся уже имеют навыки работы на ПК;

o   изучение предметов становится более целенаправленным, нередко приобретая элементы предпрофессиональной деятельности;

o   формируется круг учащихся, предполагающих связать своё дальнейшее обучение с информатикой;

o   в силу своих возрастных особенностей, учащиеся старших классов более расположены к исследовательской и самостоятельной деятельности.

o   учащиеся старших классов склонны искать в преподавателе старшего друга, советчика, а не человека, обязанного обучать и контролировать. Все эти причины определяют необходимость формирования новой среды обучения и общения. И, конечно, опять незаменимым помощником является метод проектов. Проектная деятельность становится ведущей на уроках информационного цикла в старших классах. Но рассчитывать на её успешность можно тогда, когда удается построить работу на значимом для учеников материале.

При изучении темы «Исследование информационных моделей с использованием системы программирования Visual Basic» в 2008-2009 учебном году учащимися 11класса была создана целая серия проектов, в которых реализованы межпредметные связи.

Все эти проекты были созданы для обобщающего  урока, который провели в форме  научно - практической  конференции.

Участники творческой группы, представляли свои проекты в форме презентации. Остальные выступали в роли жюри и осуществляли оценивание результатов творческой деятельности по предложенным критериям.

После успешного проведения урока - конференции в классе мы приняли участие во Всероссийском конкурсе  «Мультимедиа урок в современной школе».

Работа над проектом повышает интерес школьников к предмету, побуждает к самостоятельной работе на уроке и дома, к постоянному поиску нового. Ребенок познает окружающую действительность, фантазирует, у него появляется возможность раскрыться и выразиться творчески. В конечном итоге учащиеся видят область применения знаний и навыков, полученных на уроках информатики, что подготавливает их к дальнейшей практической деятельности, помогает осуществить профессиональный выбор.

Использование метода проектов для  осуществления межпредметных связей

Широкое использование в учебном процессе метода проектов является благотворной почвой для осуществления межпредметных связей.

На основании межпредметных связей дисциплин школьного курса видно, что информатика носит надпредметный характер, имеет наибольшее число содержательных и методических пересечений с другими дисциплинами.

На уроках истории, биологии, английского языка и многих других иногда ощущается дефицит дополнительной информации, и мультимедийных ресурсов. Поэтому педагоги предлагают учащимся подготовить проекты по определенным темам.

Учащимся информацию приходится собирать по крупицам по различным немногочисленным источникам. И чаще всего они обращаются за помощью ко мне - учителю информатики. Вот здесь то и приходит на помощь метод проектов, который позволяет вместе с ребятами создавать мультимедийные пособия и одновременно осваивать способы поиска информации в Интернете. На факультативных и кружковых занятиях учениками было создано немало мультимедийных проектов, которые с успехом используются на уроках истории, географии, ИЗО, физики и других предметах, а так же во внеклассной работе.

Некоторые проекты заняли призовые места на различных  конкурсах.

Краевой конкурс презентаций и веб-сайтов посвященный 64-й годовщине Победе советского народа в Великой Отечественной войне  - 1 место Тимофеев Георгий 5Б класс.

Сетевые проекты

Актуальность проектной деятельности видится так же при участии в сетевых проектах. Это наиболее современная, поисково - исследовательская работа, с использованием различных источников: встреч со специалистами, использование компьютерных ресурсов, фондов музея, архива, библиотек, создание рекламных роликов, видеофильмов, размещение информации в Интернете и т.д.

Наиболее важным, на мой взгляд, является тот момент, что бы все, что предлагается, было интересно детям, основным участникам и реализаторам проекта.

Работая в сетевом проекте, учащиеся все полученные теоретические знания проверяют на себе. Моделируют  различные ситуации, возникающие в сетевых проектах, учатся  формировать мини-группы, работать в команде, участники которой находятся далеко друг от друга,  оценивать  проекты коллективно и индивидуально.  Наконец, каждый из участников сетевого проекта разрабатывает свой собственный проект и получает его предварительную оценку и предложения по улучшению от остальных участников.

При участии в сетевых проектах ребёнок наиболее ярко проявляет свои способности, раскрывает своё мироощущение, открывает для себя что-то новое. В то же время, богатые возможности современного ПО позволяют подходить к работе творчески и нестандартно.

В 2009 г вместе с  учащимися 8Б класса участвовали в краевом семинаре-конкурсе "Цифровые каникулы-2009" и во Всероссийском марафоне «Если с другом вышел в сеть».  Как дружно, творчески и с каким энтузиазмом создавали они свои проекты. А я своих учеников увидела совсем с другой стороны, и еще с большим уважением стала относится к ним.

С каким нетерпением все участники ждали результатов! И дождались. Заняли 5 призовое место в марафоне «Если с другом вышел в сеть». Получили грамоты и по две фирменные футболки с эмблемами Опен класс, и 1С образование. После этого - готовы участвовать в любых конкурсах. Так что сетевые проекты формируют не только познавательный интерес, но и развивают творческую активность учащихся.

 

 

Использование метода проектов при защите рефератов на экзаменах

Многие учащиеся нашей школы выбирают по информатике экзамен в форме защиты реферата, выполненного в виде творческого компьютерного проекта. В начале учебного года перед учащимися ставится проблема - создание проекта по выбранной теме.

При выполнении проекта учащиеся работают равномерно в течение учебного года.

В рамках этих экзаменационных работ от них  требуется подготовить проекты в программе PowerPoint, или создать сайты, достаточно полно раскрывающие выбранную тему содержащие интересные сведения в рамках этой темы, показать информатику как научную область.

Главным результатом работы над экзаменационными проектами  считаю формирование положительной мотивации обучения, желания осуществить самостоятельный поиск в решении проблемы, а так же воспитание у учащихся потребности пополнять свои знания постоянно и развивать умения, позволяющие в море окружающей информации находить наиболее ценную.

Вывод

Анализируя работы учащихся, отражающие преимущества использования метода проектов в достижении качественно нового уровня обучения и воспитания, я пришла к выводу о продолжении его использования и в новом учебном году - такова не сила притяжения этого метода, а возможности, которые позволяют развивать творческую активность и познавательный интерес школьников.

Понедельник, 11 Июля 2011 19:28

Рапорт

Рапорт

о несении почетной вахты памяти на

Посту №1 Мемориального комплекса

«Землякам – комсомольчанам, павшим в

суровые годы Великой Отечественной войны

1941 – 1945 года»

юнармейским отрядом МОУ СОШ № 4



Воскресенье, 10 Июля 2011 19:16

Боевой листок за 10 июля

Сегодня крайний день.

Юнармейцы весело шагают

Сегодня итоги подводят

И всех награждают.

 

В смену заступим, вахту отстоим

Ошибки учтем и себя победим.

Пусть  не все и не всегда получалось,

Многое нам запоминалось.

 

Владимиром и Полиной   особо гордились,

При подведении итогов они удивились,

Что  лучше всех оказались

И  в книге Почета расписались.

 

Мы поняли, что служба дается

Серьезным трудом

Одноклассникам  о службе расскажем потом.

Суббота, 09 Июля 2011 18:59

Боевой листок за 9 июля

Шестой день  на Пост №1 встаем.

После линейки

Торжественно цветы к нему несем.

Мы знаем, что за мир сражались

Родины солдаты,

Отдать им честь обязаны ребята.

 

Сегодня особенно стараемся,

В выходной жители города

На мемориал собираются.

Приедут родители, будут гордиться,

А мы по прежнему станем трудиться.

 

Мы немного изменились,

Трудности терпеть мы научились,

После обеда жара и зной,

Но никто не просит выходной.

 

Одна нога, за ней другая,

Намного лучше стала строевая.

Тот самый длинный день в году

С его безоблачной погодой
Нам выдал общую беду.
На всех. На все четыре года.

Она такой вдавила след,
И стольких наземь положила,
Что двадцать лет, и тридцать лет
Живым не верится, что живы.

А к мертвым, выправив билет,
Все едет кто-нибудь из близких.
И время добавляет в списки
Еще кого-то, кого нет.
И ставит, ставит обелиски...

К.М.Симонов



Пятница, 08 Июля 2011 18:49

Боевой листок за 8 июля

Пятый день. Мы собрались заранее

По курской битве репетируем  мероприятие.

В школе все повторили, оборудование получили,

Учителя нас подбодрили.

 

После линейки на пост №1 заступили.

Первая смена старается,

Начкар недоволен, ругается.

Печатаем шаг, выбиваем ритм.

Снова  и снова на посту стоим.

 

Затем обед по расписанию,

И каждому дано задание.

 

После обеда памяти павших в бою в курской битве

Мероприятие мы  посвящали,

За ходом танковой битвы следили

И стихотворения читали.

 

Пусть дни войны тянулись очень долго,

Пусть быстро мчались мирные года.

Победы под Москвой, под Курском и на Волге

История запомнит навсегда.

Четверг, 07 Июля 2011 18:47

Боевой листок за 7 июля

День четвертый. Дружно, в ряд

Шагает наш юнармейский отряд.

Почетно и гордо Вахту нести.

Школу свою не хотим подвести.

После линейки строевая подготовка,

Почему опять шагаем мы неловко?

Одна нога, потом другая,

Тяжело дается строевая!

После обеда экскурсия заказана,

Чтобы были мы всесторонне развиты.

После экскурсии не шумим и не ругаемся

В штабе дружно убираемся.

К мероприятию пятничному готовимся,

Разобрали роли,

Пришлось вспомнить нам в каникулы,

Как учились в школе.

Все идет своим чередом.

Что будет завтра?

Расскажем потом!

Среда, 06 Июля 2011 18:44

Боевой листок за 6 июля

Уж третий день мы службу ратную несем

Торжественно на Пост №1 встаем.

Мы знаем, что за мир сражались наши деды,

Ценою жизни, приближая День Победы.

 

Первая смена на Пост заступила

Вторая и третья ее проводила.

А потом мы проголодались,

В столовую ходили и вкусно наедались.

 

Историю открытия мемориала изучили.

В художественный музей сегодня нас водили.

Книгу почета смотрели, восхищались,

Потом опять тренировались.

 

Настроение отличное.

Шагаем строем, как обычно.

Плечом к плечу, рука к руке

Ты мне поможешь, я - тебе…

 

 Мы старались, оттого устали,

Итоги подвели и домой нас отпускали.

Вторник, 05 Июля 2011 18:32

Боевой листок за 5 июля

День второй мы на Пост заступили.

После линейки строевую повторили,

Доклады зам. начальнику штаба учили,

Хотели, чтобы нас похвалили

И ошибок больше у нас не находили.

Командир у нас высший класс,

По плацу гоняет нас.

Прилагаем мы усердие и старание,

Чтоб не нашлось нам наказания.

 

Первая смена на Пост заступила

Вторая и третья ее проводила.

А потом мы проголодались,

В столовую ходили и вкусно наедались.

 

Итоги зам. начальника штаба подводила,

Кого-то журила, кого-то хвалила.

 

День закончен и вот,

Снова нас уборка штаба ждет.

Опыт новый мы приобрели

И домой скорей пошли.

Понедельник, 04 Июля 2011 18:29

Боевой листок за 4 июля

Мы про войну только в книгах читали.

Фильмы смотрели - и то замирали.

 

 Весь июнь мы трудились, маршировали,

Командира, часовых, разводящих  мы выбирали.

Как будем на посту стоять, мы представляли.

 

Наконец-то и для нас

Настал службы караульной час.

 

Первый день мы на Пост заступили.

Было страшно, но нас подбодрили.

Инструктаж на линейке для всех провели,

Чтобы службу добросовестно несли.

 

Первая смена на Пост заступила

Вторая и третья ее проводила.

Клятву торжественно дали,

Справились с волненьем и вахту отстояли.

 

Ждут от нас не хвалебных речей ветераны,

А чтобы память была постоянной.

Будем службу нести мы достойно,

Отдавая дань памяти воинам.