Индивидуализирующие (в истории) (уточняют «мой день солнечный»).

Риккерт Генрих. Науки о природе и науки о культуре.

Генрих Риккерт (1863-1936) — германский философ, один из основателей баденской школы неокантианства («Назад к Канту!»).

Неокантианство заостряло внимание на учения Канта, и оказало влияние на формирование концепцииэтического социализма. Особенно много сделали кантианцы в деле обособления естественных и гуманитарных наук. Соответственно, мир делится на природу (мир сущего либо объект естественных наук) и культуру (мир должного либо объект гуманитарных наук), причём культуру организуют сокровище.

Философская позиция Риккерта претерпела сложную эволюцию:

  • сначала он разбирает гносеологические неприятности (предмет познания, классификация наук),
  • позднее сооружает совокупность философии как теории сокровищ,
  • в конце судьбы пытается обосновать метафизику и онтологию.

КАКОВА РОЛЬ СОКРОВИЩА В СТАНОВЛЕНИИ КУЛЬТУРЫ КАК ОСОБЕННОЙ СФЕРЫ ЛЮДСКОЙ ОПЫТА?

Сокровище несёт некую цель, целесообразность разума, в базе всякой ценности имеется рациональное зерно (из лекции).

Противоположностью природе есть культура, как то, что либо конкретно создано человеком.

Культура по большому счету имеется процесс реализации общих социальных сокровищ в течение исторического развития. Сокровище возводится в ранг универсальной системной категории. Все феномены бытия смогут быть двух видов: феномены, которые связаны с сокровищами, и феномены, с ними не связанные (ценностно-нейтральные). Феномены, которые связаны с сокровищами, которые содержат их, Риккерт именует благами. Совокупность благ и имеется культура (а не все, что создал человек). Культура — совокупность объектов, которые связаны с общезначимыми сокровищами и лелеемых для этих сокровищ. В случае если от объекта культуры забрать всякую сокровище, то он станет частью природы.

Философия как наука о сокровищах для Риккерта имеется философия культуры.

Пример: неприятности культуры к пределу XIX—XX вв. становятся главными для науки, которая будет названа гуманитарной. История, с их точки зрения, возможно лишь наукой о культуре, поскольку её объект связан с сокровищами, история изучает не просто что-то, но то, что имеет наивысшую значимость для всей истории . А культура данного народа лишь тогда имеет интернациональное значение, в то время, когда она высказывает внутренние сокровища данного народа. Повторяющие чужое никому не занимательны. Неокантианцы внесли в гуманитарные науки смысловой стержень в виде сокровищ.

Ни мастерство, ни религия, ни мораль, ни нравственность, ни право, ни политика уже не могли стать тем объединяющим началом, которое может раздираемое несоответствиями человечество объединить.

ОБРИСУЙТЕ ГЛАВНЫЕ КАТЕГОРИИ СОКРОВИЩ

Риккерт разделял все ценности на шесть классов: логические (в научных достижениях), эстетические (в произведениях мастерства), мистические (в культах), религиозные, нравственные, личностные.

Культурные сокровища, по Риккерту, бывают либо общими, т.е. признанными всеми, либо предполагаются значащими у всех участников культурного общения, или личными. Исторически значительное должно владеть значением не только для того либо иного отдельного индивида, но и для всех.

Риккерт создал систему ценностей, выделив две громадные сферы и шесть небольших разновидностей. Вся совокупность сокровищ делится на две формы: самоценности (фактически ценности) — народ, государство, семья, право и т.д.; и ценности, подчиненные в зависимости от их функционального значения — хозяйство, техника и др.

Подробная систематизация сокровищ основывается на выделении связанных с бытием шести сфер — логики, эстетики, мистики, этики, эротики, религии, которым соответствуют разновидности сокровищ — истина, красота, сверхличных святость, нравственность, счастье, личная святость.

Каждой из этих сфер сокровищ отвечают: определенное благо, определенное отношение к субъекту, определенное мировоззрение.

ЧТО ТАКОЕ ГЕНЕРАЛИЗИРУЮЩИЕ И ИНДИВИДУАЛИЗИРУЮЩИЕ ПОНЯТИЯ?

Генерализующее понятие – естественно-научное (о природе) (способ обобщений пример: «сутки/ночь»). Цель— изучить неспециализированные абстрактные отношения, по возможности законы, значимость которых распространяется на это явление. Личный объект лишь “экземпляр”. (Это одинаково касается как физики, так и психологии. Обе эти науки не выполняют между душами и разными телами никаких различий с позиций ценностей и оценок.)

Индивидуализирующие (в истории) (уточняют «мой сутки солнечный»).

способ ориентирован на познание неповторимых, единичных, неповторимых, особых явлений, другими словами культурных благ, каковые неповторимы неизменно как носители сокровищ

#127470;#127473; Израиль. Прекрасная страна. Отдых в Тель-Авиве


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: